Права и обязанности советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…13
1.1.Природоохранная политика 1950-2000 гг.13
1.2. Права и обязанности советских граждан с сфере государственной экологической политики во второй половине ХХ века…….29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ ДВИЖЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………..41
2.1. Государственная экологическая политика в общественных природоохранных движениях.41
2.2. Развитие экологического законодательства и реализация в нем прав и обязанностей граждан во второй половине ХХ века в Астраханской области…46
2.3. Общественные организации и движения по защите природы во второй половине ХХ века.60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..………77
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…13
1.1.Природоохранная политика 1950-2000 гг.13
1.2. Права и обязанности советских граждан с сфере государственной экологической политики во второй половине ХХ века…….29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИРОДООХРАННЫХ ДВИЖЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………..41
2.1. Государственная экологическая политика в общественных природоохранных движениях.41
2.2. Развитие экологического законодательства и реализация в нем прав и обязанностей граждан во второй половине ХХ века в Астраханской области…46
2.3. Общественные организации и движения по защите природы во второй половине ХХ века.60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..………77
Актуальность темы исследования обусловлена крайним обострением в России на рубеже XX - XXI вв. комплекса экологических проблем, которые представляют угрозу жизни и здоровью значительной части населения страны.
В окружающем мире все взаимосвязано: не только человек воздействует на окружающую среду, но и окружающая среда, в свою очередь, оказывает влияние на человека, на его жизнь и здоровье. Именно окружающая среда обеспечивает человека кислородом, водой и температурой, необходимыми для его жизни. Окружающую среду невозможно отделить от человека и от вопросов его прав, в частности от права на благоприятную окружающую среду. Данная взаимосвязь характерна не только для России. Во многих странах мира развивается и реализуется право человека на благоприятную окружающую среду. Это право получило признание не только на внутригосударственном уровне, но в рамках международного права.
Однако с зарождения права человека на благоприятную окружающую среду до его современного законодательного закрепления прошло несколько периодов развития и становления этого права. Следует подробнее рассмотреть основные этапы развития права человека на благоприятную окружающую среду в России и других странах мира. Необходимость исследования данного права в определенной степени позволит уяснить его содержание, дать оценку его состояния, в связи с чем появится возможность сформулировать приоритетные направления совершенствования одного из основных конституционных и экологических прав человека.
Право человека на благоприятную окружающую среду возникло далеко не в том виде, в котором оно существует сегодня. В дореволюционной России в общественном сознании укреплялась идея господства человека над природой, которая воспринималась как неиссякаемый источник ресурсов, человеку же отводилась роль творца.
Объектом охраны в течение многих столетий выступали даже не объекты природы или природные комплексы, а лишь их экономическая ценность как объектов частной или государственной (общественной) собственности.
Степень научной разработанности проблемы. Экологическая проблематика традиционно занимала и занимает особое место в трудах российских исследователей не только прошлого, но и современности. Эти проблемы находят свое осмысление в работах В.С.Соловьева, В.И. Вернадского, К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.В. Яблокова, В.В. Евланова и др.
Предмет исследования – права и обязанности советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века.
Объект исследования - государственная экологическая политика в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века.
Цель работы - исследование права и обязанностей советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные теоретические подходы к реализации государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века;
- отразить тенденции и противоречия политики советского государства в сфере охраны окружающей природной среды во второй половине ХХ века;
- выявить особенности государственной экологической политики Российской Федерации и показать активизацию общественных природоохранных движений во второй половине ХХ века.
Хронологические рамки исследования включают периоды:
- вторая половина 1950-х - конец 1960-х г.г.,
- начало 1970-х - конец 1980-х г.г.,
- 1990-е г.г.
Период зарождения права человека на благоприятную окружающую среду (1918 — 1977 гг.) включает этапы:
- выделения на уровне конституционного регулирования объектов (компонентов) окружающей среды — земли, лесов, недр, воды;
- разграничения правового регулирования между государственными органами предметов ведения в части землепользования, пользования недрами, лесами и водами.
Правовое регулирование данного периода соответствовало экономическим интересам государства. Регулирование было направлено не столько на соблюдение прав человека и гражданина, сколько на развитие производственной мощи страны.
В первые годы после окончания Великой Отечественной войны государство основное внимание уделяло решению экономических проблем, часто за счет усиленной эксплуатации природных ресурсов. В частности, в начале 1950-х гг. были ликвидированы многие заповедники, значительно сократилась площадь охраняемых территорий. Однако уже в марте 1955 г. при Президиуме АН СССР была создана межведомственная комиссия по охране природы, в задачи которой входила разработка научных основ сохранения и воспроизводства природных богатств страны, подготовка рекомендаций о мероприятиях по охране природы и координации научных исследований в этой области. Начиная с 1958 г., собиралось всесоюзное совещание по охране природы. Некоторые исследователи указывают на то, что в середине 1950-х годов в стране «усилилась тенденция комплексного подхода к охране природы и использованию ее ресурсов».
Поиск новых подходов, решений и критическая оценка опыта прошлых десятилетий в конце 1950-х гг. способствовали тому, что основное внимание при изучении экологических проблем стало уделяться социально-экономическим, политическим и нормативно-правовым аспектам проблемы.
В природоохранной работе общественности наблюдался подъем, расширилась научно-исследовательская работа, началась активная подготовка к принятию закона об охране окружающей среды. После принятия 27 октября 1960 г. закона «Об охране природы в РСФСР», в котором охрана природы была провозглашена государственной задачей и делом всего народа, природоохранная политика в стране активизировалась .
Повышение интереса к экологическим проблемам в конце 1950-х - начале 1960-х годов проявилось в появлении новых периодических изданий, публикации документов, тематических сборников, увеличении числа исследований по данной тематике. По данным украинского исследователя истории природоохранного дела В. Е. Борейко, «напечатанные в центральных, республиканских и областных газетах статьи и заметки по разным вопросам охраны природы в 1957 г. исчислялись многими сотнями» .
Второй период становления права на благоприятную окружающую среду начинается с момента введения в действие Конституции (Основного закона) СССР, с 7 октября 1977 г., и продолжается до 1991 г.
Право человека на благоприятную окружающую среду в данный период получает отражение сразу в нескольких статьях Основного закона. Так, ст. 18 Конституции СССР 1977 г. ввела понятие окружающей среды и закрепила интересы человека: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды» .
В 1970-1980-е г.г. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х г.г. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении. В 1970-х годах завершилось создание системы охраны природы на всех уровнях государственного управления - начиная с Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, и заканчивая местными Советами депутатов трудящихся. Контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов (земель, вод, атмосферного воздуха, лесов, охотничье-промысловых животных и рыбных запасов) осуществляли специальные государственные органы.
В конце 1970-х гг. появились контролирующие подразделения, которым были переданы некоторые функции санитарно-эпидемиологической службы. Если раньше СЭС была единственным источником информации о состоянии воздушного и водного бассейнов, о природоохранной деятельности предприятий, то в 1970-х гг. гидрометслужба «стала хозяином воздушного бассейна, получила широкие права»14.
До 1980 г. сотрудники НИИ Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды не имели реальных полномочий. Основной функцией оставался сбор материала и предоставление данных в вышестоящие организации. В 1980 г. ситуация изменилась в связи с принятым СовМин СССР положением о Госкомитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Гидрометслужба получила новые полномочия, среди которых были посещение предприятий, приостановление или закрытие производств в случае технологических нарушений, которые приводят к загрязнению окружающей среды.
Третий период развития права человека на благоприятную окружающую среду (1991 - 2002 гг.) начинает свой отчет с момента введения в систему основных прав и свобод человека права на благоприятную окружающую среду.
Впервые за советское время в ст. 29 Декларации прав и свобод человека, утвержденной Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. № 000-1, было сказано: «Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями» . Помимо этого, Декларация прав и свобод человека предусмотрела следующие положения, влияющие на развитие института права на благоприятную окружающую среду и обеспечивающие его дальнейшее развитие в системе прав и интересов человека:
Подводя итоги последнего десятилетия ХХ века, следует отметить, что экологическая политика в РФ имела противоречивый характер. С одной стороны, большое внимание уделялось созданию современной законодательно-нормативной базы: только за 1991-2000 г.г. было принято более 30 федеральных законов, касающихся охраны окружающей среды. Была создана система государственного экологического контроля и независимой экологической экспертизы. Началось развитие системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение уровня экологической культуры природопользователей. С другой стороны - нормативно-правовая база в области управления природопользованием и охраной окружающей среды не позволяла эффективно осуществлять экологическую политику, особенно в таких регионах, где неблагоприятная экологическая ситуация складывалась десятилетиями, федеральное законодательство носило декларативный характер, очень медленно развивалась региональная нормативная база.
Методологическая основа исследования. Основополагающими принципами работы является объективность, необходимость следования исторической правде, беспристрастности и непредвзятости, историзм, позволяющий изучать явления в развитии, выделять этапы изменения характера государственной экологической политики. В работе использовался структурно-системный метод, позволяющий создать из отдельных событий общую историческую картину эпохи, а также метод актуализации, применяемый для определения ценности полученных результатов исследования.
Использованные источники составили документы, отражающие сущность государственной экологической политики и развития общественных экологических движений во второй половине ХХ века. В числе основных источников - опубликованные и неопубликованные архивные источники, официальные документы не только российского, но и советского правительства, научно-исследовательские работы обобщающего характера, современные периодические издания, статистические данные.
В историографии 1980-х гг. обращает на себя внимание многообразие подходов к разработке экологических проблем. Так, A.M. Галеева, М.А. Курок, Э.В. Гирусов, Н.Е. Тихонова и другие авторы сосредоточили свои усилия на освещении диалектико-материалистической концепции единства человека и природы и её значении в разрешении экологических противоречий .
Работы Г.Х. Шахназарова, И.Т. Фролова, В.В. Новикова и др. посвящены исследованию историко-философских сторон возникновения, развития и обострения планетарных экологических проблем, поисков теоретических и научно-практических путей и подходов по их решению.
Эти работы оставили заметный след в истории и сыграли положительную роль в процессе формирования нового экологического мышления, основу которого составляют общечеловеческие ценности.
Во второй половине 1980-х гг., когда историческая наука обогатилась новой методологией и расширилась источниковая база исследований, появились научные труды, посвященные актуальным вопросам прогнозирования в экологии. Среди них особый интерес представляет работа Г.А. Антонюка «Социально-экологическое проектирование (теоретико-методологический аспект)», в которой раскрываются основные направления проектирования в сфере взаимодействия человека и природы.
С 1991 г. исследования экологической проблематики стали базироваться на более широкой документальной основе, чему содействовала публикация закрытых ранее источников, в том числе статистических и демографических данных, государственных докладов по окружающей среде. Однако авторы большинства исследований по-прежнему разграничивали рассмотрение исторических, экологических и социальных проблем, не выделяя в качестве отдельного вопроса проблему экологической политики государства. Историческая направленность являлась наиболее узкой областью в научных разработках экологических проблем.
В 1990-е гг. в историографии впервые была поставлена проблема работы правительственных и неправительственных экологических организаций. На совещании по проблемам экологической безопасности России, состоявшемся в Москве в конце 1992 г., обсуждался вопрос о состоянии и перспективах экологического движения в стране, разных ее регионах. Семинар-совещание «Экологическое образование населения России» (Москва, 1996) главной целью определил рассмотрение проекта федеральной программы «Экологическое образование населения России до 2000 года» и выработку согласованной позиции заинтересованных организаций и учреждений по ее реализации. Эти и другие международные и российские конференции позволили автору существенно уточнить основы современной концепции экологического образования в России.
В 1990-е гг., как и в период перестройки, наиболее приоритетной являлась ориентация большинства исследований на спасение окружающей природной среды и человека от вредных промышленных отходов. Ученые-экологи настаивали на необходимости разработки новой модели экологической политики в условиях научно-технического прогресса. Большое значение в изучении вопросов экологии, региональных проблем охраны окружающей природной среды и рационального природопользования имели публикации ученых и общественных деятелей В.И. Данилова-Данильяна, Ю.М. Арского, А.В. Яблокова и др.
Состояние окружающей природной среды было охарактеризовано учеными как жестокий экологический кризис, который во второй половине XX в. отчетливо проявился в СССР и России. Достаточно большое количество публикаций по проблемам экологической безопасности, неблагоприятного влияния загрязнения окружающей среды, оптимизации безопасности ядерной энергетики, атомных станций представлено л 1 такими авторами, как В.Ф. Меньшиков, Б.В. Голубев, A.M. Вавилов. В изучении истории вопроса о сохранении природы и человечества от радиоактивного воздействия в случае ядерной войны значительное место занимают работы P.M. Алексахина, В.И. Булатова, JI.A. Ильина и др.
Особое место в историографии 1990-х гг. традиционно занимали вопросы экологизации развития промышленного производства и его влияния на окружающую среду и человека. В данном блоке литературы выделяются аналитические работы JI.B. Злотиной и В.И. Кочурова, Б.С. Хорева и В.Г. Глушковой, характеризующие региональные аспекты экологической ситуации. Авторы провели детальный анализ различных подходов к решению экологических проблем, выявили особенности формирования общественного мнения в данном вопросе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении указана актуальность работы, определены объект и предмет, хронологические рамки, цель и задачи, дан обзор источников и литературы по теме.
Первая глава посвящена основным этапам формирования и механизм реализации природоохранной политики Советского государства, природоохранной политика 1950-2000 гг.
Вторая глава посвящена особенностям государственной экологической политики РФ и активизации общественных природоохранных движений, проблемам и перспективам.
В заключении подведены итоги работы и предложены направления дальнейшего изучения проблемы.
Данная работа не претендует на новизну в связи с отсутствием возможности изучить неопубликованные архивные документы в Государственном архиве Астраханской области. Нами были изучены права и обязанности советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века по опубликованным законодательным актам, юбилейным изданиям, научным статьям, изданным на основе архивных документов, статьям из периодических печатных изданий.
Практическая значимость работы состоит в том, что она дополняет общую картину государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века. Результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации в целом и нашего региона в частности студентами и магистрантами АГУ.
В окружающем мире все взаимосвязано: не только человек воздействует на окружающую среду, но и окружающая среда, в свою очередь, оказывает влияние на человека, на его жизнь и здоровье. Именно окружающая среда обеспечивает человека кислородом, водой и температурой, необходимыми для его жизни. Окружающую среду невозможно отделить от человека и от вопросов его прав, в частности от права на благоприятную окружающую среду. Данная взаимосвязь характерна не только для России. Во многих странах мира развивается и реализуется право человека на благоприятную окружающую среду. Это право получило признание не только на внутригосударственном уровне, но в рамках международного права.
Однако с зарождения права человека на благоприятную окружающую среду до его современного законодательного закрепления прошло несколько периодов развития и становления этого права. Следует подробнее рассмотреть основные этапы развития права человека на благоприятную окружающую среду в России и других странах мира. Необходимость исследования данного права в определенной степени позволит уяснить его содержание, дать оценку его состояния, в связи с чем появится возможность сформулировать приоритетные направления совершенствования одного из основных конституционных и экологических прав человека.
Право человека на благоприятную окружающую среду возникло далеко не в том виде, в котором оно существует сегодня. В дореволюционной России в общественном сознании укреплялась идея господства человека над природой, которая воспринималась как неиссякаемый источник ресурсов, человеку же отводилась роль творца.
Объектом охраны в течение многих столетий выступали даже не объекты природы или природные комплексы, а лишь их экономическая ценность как объектов частной или государственной (общественной) собственности.
Степень научной разработанности проблемы. Экологическая проблематика традиционно занимала и занимает особое место в трудах российских исследователей не только прошлого, но и современности. Эти проблемы находят свое осмысление в работах В.С.Соловьева, В.И. Вернадского, К.Д. Ушинского, Д.С. Лихачева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.В. Яблокова, В.В. Евланова и др.
Предмет исследования – права и обязанности советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века.
Объект исследования - государственная экологическая политика в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века.
Цель работы - исследование права и обязанностей советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
- проанализировать основные теоретические подходы к реализации государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века;
- отразить тенденции и противоречия политики советского государства в сфере охраны окружающей природной среды во второй половине ХХ века;
- выявить особенности государственной экологической политики Российской Федерации и показать активизацию общественных природоохранных движений во второй половине ХХ века.
Хронологические рамки исследования включают периоды:
- вторая половина 1950-х - конец 1960-х г.г.,
- начало 1970-х - конец 1980-х г.г.,
- 1990-е г.г.
Период зарождения права человека на благоприятную окружающую среду (1918 — 1977 гг.) включает этапы:
- выделения на уровне конституционного регулирования объектов (компонентов) окружающей среды — земли, лесов, недр, воды;
- разграничения правового регулирования между государственными органами предметов ведения в части землепользования, пользования недрами, лесами и водами.
Правовое регулирование данного периода соответствовало экономическим интересам государства. Регулирование было направлено не столько на соблюдение прав человека и гражданина, сколько на развитие производственной мощи страны.
В первые годы после окончания Великой Отечественной войны государство основное внимание уделяло решению экономических проблем, часто за счет усиленной эксплуатации природных ресурсов. В частности, в начале 1950-х гг. были ликвидированы многие заповедники, значительно сократилась площадь охраняемых территорий. Однако уже в марте 1955 г. при Президиуме АН СССР была создана межведомственная комиссия по охране природы, в задачи которой входила разработка научных основ сохранения и воспроизводства природных богатств страны, подготовка рекомендаций о мероприятиях по охране природы и координации научных исследований в этой области. Начиная с 1958 г., собиралось всесоюзное совещание по охране природы. Некоторые исследователи указывают на то, что в середине 1950-х годов в стране «усилилась тенденция комплексного подхода к охране природы и использованию ее ресурсов».
Поиск новых подходов, решений и критическая оценка опыта прошлых десятилетий в конце 1950-х гг. способствовали тому, что основное внимание при изучении экологических проблем стало уделяться социально-экономическим, политическим и нормативно-правовым аспектам проблемы.
В природоохранной работе общественности наблюдался подъем, расширилась научно-исследовательская работа, началась активная подготовка к принятию закона об охране окружающей среды. После принятия 27 октября 1960 г. закона «Об охране природы в РСФСР», в котором охрана природы была провозглашена государственной задачей и делом всего народа, природоохранная политика в стране активизировалась .
Повышение интереса к экологическим проблемам в конце 1950-х - начале 1960-х годов проявилось в появлении новых периодических изданий, публикации документов, тематических сборников, увеличении числа исследований по данной тематике. По данным украинского исследователя истории природоохранного дела В. Е. Борейко, «напечатанные в центральных, республиканских и областных газетах статьи и заметки по разным вопросам охраны природы в 1957 г. исчислялись многими сотнями» .
Второй период становления права на благоприятную окружающую среду начинается с момента введения в действие Конституции (Основного закона) СССР, с 7 октября 1977 г., и продолжается до 1991 г.
Право человека на благоприятную окружающую среду в данный период получает отражение сразу в нескольких статьях Основного закона. Так, ст. 18 Конституции СССР 1977 г. ввела понятие окружающей среды и закрепила интересы человека: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды» .
В 1970-1980-е г.г. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х г.г. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении. В 1970-х годах завершилось создание системы охраны природы на всех уровнях государственного управления - начиная с Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, и заканчивая местными Советами депутатов трудящихся. Контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов (земель, вод, атмосферного воздуха, лесов, охотничье-промысловых животных и рыбных запасов) осуществляли специальные государственные органы.
В конце 1970-х гг. появились контролирующие подразделения, которым были переданы некоторые функции санитарно-эпидемиологической службы. Если раньше СЭС была единственным источником информации о состоянии воздушного и водного бассейнов, о природоохранной деятельности предприятий, то в 1970-х гг. гидрометслужба «стала хозяином воздушного бассейна, получила широкие права»14.
До 1980 г. сотрудники НИИ Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды не имели реальных полномочий. Основной функцией оставался сбор материала и предоставление данных в вышестоящие организации. В 1980 г. ситуация изменилась в связи с принятым СовМин СССР положением о Госкомитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Гидрометслужба получила новые полномочия, среди которых были посещение предприятий, приостановление или закрытие производств в случае технологических нарушений, которые приводят к загрязнению окружающей среды.
Третий период развития права человека на благоприятную окружающую среду (1991 - 2002 гг.) начинает свой отчет с момента введения в систему основных прав и свобод человека права на благоприятную окружающую среду.
Впервые за советское время в ст. 29 Декларации прав и свобод человека, утвержденной Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. № 000-1, было сказано: «Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями» . Помимо этого, Декларация прав и свобод человека предусмотрела следующие положения, влияющие на развитие института права на благоприятную окружающую среду и обеспечивающие его дальнейшее развитие в системе прав и интересов человека:
Подводя итоги последнего десятилетия ХХ века, следует отметить, что экологическая политика в РФ имела противоречивый характер. С одной стороны, большое внимание уделялось созданию современной законодательно-нормативной базы: только за 1991-2000 г.г. было принято более 30 федеральных законов, касающихся охраны окружающей среды. Была создана система государственного экологического контроля и независимой экологической экспертизы. Началось развитие системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение уровня экологической культуры природопользователей. С другой стороны - нормативно-правовая база в области управления природопользованием и охраной окружающей среды не позволяла эффективно осуществлять экологическую политику, особенно в таких регионах, где неблагоприятная экологическая ситуация складывалась десятилетиями, федеральное законодательство носило декларативный характер, очень медленно развивалась региональная нормативная база.
Методологическая основа исследования. Основополагающими принципами работы является объективность, необходимость следования исторической правде, беспристрастности и непредвзятости, историзм, позволяющий изучать явления в развитии, выделять этапы изменения характера государственной экологической политики. В работе использовался структурно-системный метод, позволяющий создать из отдельных событий общую историческую картину эпохи, а также метод актуализации, применяемый для определения ценности полученных результатов исследования.
Использованные источники составили документы, отражающие сущность государственной экологической политики и развития общественных экологических движений во второй половине ХХ века. В числе основных источников - опубликованные и неопубликованные архивные источники, официальные документы не только российского, но и советского правительства, научно-исследовательские работы обобщающего характера, современные периодические издания, статистические данные.
В историографии 1980-х гг. обращает на себя внимание многообразие подходов к разработке экологических проблем. Так, A.M. Галеева, М.А. Курок, Э.В. Гирусов, Н.Е. Тихонова и другие авторы сосредоточили свои усилия на освещении диалектико-материалистической концепции единства человека и природы и её значении в разрешении экологических противоречий .
Работы Г.Х. Шахназарова, И.Т. Фролова, В.В. Новикова и др. посвящены исследованию историко-философских сторон возникновения, развития и обострения планетарных экологических проблем, поисков теоретических и научно-практических путей и подходов по их решению.
Эти работы оставили заметный след в истории и сыграли положительную роль в процессе формирования нового экологического мышления, основу которого составляют общечеловеческие ценности.
Во второй половине 1980-х гг., когда историческая наука обогатилась новой методологией и расширилась источниковая база исследований, появились научные труды, посвященные актуальным вопросам прогнозирования в экологии. Среди них особый интерес представляет работа Г.А. Антонюка «Социально-экологическое проектирование (теоретико-методологический аспект)», в которой раскрываются основные направления проектирования в сфере взаимодействия человека и природы.
С 1991 г. исследования экологической проблематики стали базироваться на более широкой документальной основе, чему содействовала публикация закрытых ранее источников, в том числе статистических и демографических данных, государственных докладов по окружающей среде. Однако авторы большинства исследований по-прежнему разграничивали рассмотрение исторических, экологических и социальных проблем, не выделяя в качестве отдельного вопроса проблему экологической политики государства. Историческая направленность являлась наиболее узкой областью в научных разработках экологических проблем.
В 1990-е гг. в историографии впервые была поставлена проблема работы правительственных и неправительственных экологических организаций. На совещании по проблемам экологической безопасности России, состоявшемся в Москве в конце 1992 г., обсуждался вопрос о состоянии и перспективах экологического движения в стране, разных ее регионах. Семинар-совещание «Экологическое образование населения России» (Москва, 1996) главной целью определил рассмотрение проекта федеральной программы «Экологическое образование населения России до 2000 года» и выработку согласованной позиции заинтересованных организаций и учреждений по ее реализации. Эти и другие международные и российские конференции позволили автору существенно уточнить основы современной концепции экологического образования в России.
В 1990-е гг., как и в период перестройки, наиболее приоритетной являлась ориентация большинства исследований на спасение окружающей природной среды и человека от вредных промышленных отходов. Ученые-экологи настаивали на необходимости разработки новой модели экологической политики в условиях научно-технического прогресса. Большое значение в изучении вопросов экологии, региональных проблем охраны окружающей природной среды и рационального природопользования имели публикации ученых и общественных деятелей В.И. Данилова-Данильяна, Ю.М. Арского, А.В. Яблокова и др.
Состояние окружающей природной среды было охарактеризовано учеными как жестокий экологический кризис, который во второй половине XX в. отчетливо проявился в СССР и России. Достаточно большое количество публикаций по проблемам экологической безопасности, неблагоприятного влияния загрязнения окружающей среды, оптимизации безопасности ядерной энергетики, атомных станций представлено л 1 такими авторами, как В.Ф. Меньшиков, Б.В. Голубев, A.M. Вавилов. В изучении истории вопроса о сохранении природы и человечества от радиоактивного воздействия в случае ядерной войны значительное место занимают работы P.M. Алексахина, В.И. Булатова, JI.A. Ильина и др.
Особое место в историографии 1990-х гг. традиционно занимали вопросы экологизации развития промышленного производства и его влияния на окружающую среду и человека. В данном блоке литературы выделяются аналитические работы JI.B. Злотиной и В.И. Кочурова, Б.С. Хорева и В.Г. Глушковой, характеризующие региональные аспекты экологической ситуации. Авторы провели детальный анализ различных подходов к решению экологических проблем, выявили особенности формирования общественного мнения в данном вопросе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении указана актуальность работы, определены объект и предмет, хронологические рамки, цель и задачи, дан обзор источников и литературы по теме.
Первая глава посвящена основным этапам формирования и механизм реализации природоохранной политики Советского государства, природоохранной политика 1950-2000 гг.
Вторая глава посвящена особенностям государственной экологической политики РФ и активизации общественных природоохранных движений, проблемам и перспективам.
В заключении подведены итоги работы и предложены направления дальнейшего изучения проблемы.
Данная работа не претендует на новизну в связи с отсутствием возможности изучить неопубликованные архивные документы в Государственном архиве Астраханской области. Нами были изучены права и обязанности советских граждан в сфере государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века по опубликованным законодательным актам, юбилейным изданиям, научным статьям, изданным на основе архивных документов, статьям из периодических печатных изданий.
Практическая значимость работы состоит в том, что она дополняет общую картину государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации во второй половине ХХ века. Результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения государственной экологической политики в СССР и Российской Федерации в целом и нашего региона в частности студентами и магистрантами АГУ.
Проблема взаимоотношений государства, общества и природы имеет глубокие исторические корни, ее истоки связаны с политической, экономической и культурной эволюцией человечества. В России эти взаимоотношения строились непросто на протяжении нескольких эпох: дореволюционной, советской и постсоветской.
В советскую эпоху они носили неоднозначный, а иногда и драматичный характер, при этом их развитие происходило в два этапа: первый - с октября 1917 г. по конец 1960 г.; второй этап - с конца 1960 г. по декабрь 1991 г.
Рубежом между этими двумя этапами можно считать два важных события:
1) принятие в октябре 1960 г. Закона «Об охране природы в РСФСР», повлекшего за собой массу изменений в системе управления природопользованием и контроля за охраной природы,
2) возникновение в декабре 1960 г. в Московском государственном университете первой студенческой Дружины охраны природы, положившей начало всему российскому экологическому движению.
Деятельность дружин, которые вскоре стали появляться по всей стране, носила, в основном, практический характер, ее результаты были хорошо заметны, что способствовало значительному повышению интереса общественности к делу охраны природы в целом.
И в том же, 1960 году произошло еще одно важное событие - зародилось по-настоящему масштабное движение «За ленинское отношение к природе», постепенно охватившее предприятия, организации и учреждения по всей стране. На первом этапе (1917–1960 гг.) происходило первоначальное формирование законодательной базы и механизмов природопользования, зарождение и становление первых государственных и общественных организаций, занимающихся охраной природы. Политика государства в сфере взаимодействия общества и природы носила жесткий эксплуатирующий характер, оправданием которому считалось стремление в короткие сроки создать в стране развитое социалистическое общество.
На втором этапе (1960–1991 гг.), в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды и осознанием в обществе угрозы разрушения природного равновесия, происходит постепенное формирование экологической политики советского государства, основные тенденции которой мы рассмотрим далее.
В 1960–1980-е гг. в СССР в регулировании вопросов природопользования и охраны природы значительно возросла роль государства, но в то же время большой скачок в развитии был сделан и общественным природоохранным движением, которое приобрело по-настоящему массовый характер. При этом можно назвать несколько основных показателей, подтверждающих данный тезис: Было серьезно усовершенствовано природоохранное законодательство: так, в РСФСР принят первый закон об охране окружающей среды, отразивший все основные задачи государства в данной сфере, а также ряд законов и кодексов, направленных на сохранение природных ресурсов страны по отраслям (земельный, лесной, водный кодексы и т. д.).
В природоохранной сфере произошло повышение роли и расширение функций законодательной власти — Советов депутатов трудящихся. В Верховных Советах СССР, союзных и автономных республик, Советах областей, краев, городов и районов РСФСР были образованы депутатские комиссии по вопросам охраны природы и рационального природопользования.
В этой же сфере повысилась роль, и увеличились функции органов исполнительной власти, трансформировалась и расширилась система государственного управления охраной природы: так, были образованы комитеты и комиссии по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов при Советах Министров СССР, союзных и автономных республик, исполкомах областей, краев, городов и районов.
В 1988 г. был, наконец, создан первый самостоятельный природоохранный орган общесоюзного значения - Государственный комитет по охране природы СССР, а также его республиканские и местные подразделения. Кроме того, вся природоохранная деятельность в стране находилась под постоянным руководством и жестким контролем КПСС, как ее центрального комитета, так и структурных подразделений на местах. Больше внимания стало уделяться финансированию природоохранной деятельности. В функции органов исполнительной власти, Госплана СССР и плановых комиссий союзных республик, краев, областей, городов и районов была включена разработка годовых и перспективных планов охраны природной среды и природоохранной деятельности отраслей народного хозяйства. А государственные финансовые органы, министерства и ведомства выделяли целевым назначением капиталовложения на реализацию государственных и отраслевых программ и планов в сфере охраны природы.
Объем финансирования год от года увеличивался. Значительную государственную поддержку и развитие получили научные исследования экологической направленности. Для их осуществления в системе хозяйственных министерств и ведомств были образованы специальные управления и отделы охраны природы, появилась масса научных учреждений, которые занимались научно-техническими разработками в сфере охраны окружающей среды и рационализации использования природных ресурсов, в массовом порядке стали проводиться научно-практические конференции и совещания по вопросам охраны природы.
По-настоящему массовый характер приобретает общественное природоохранное движение, опорой которого являлось Всероссийское общество охраны природы (ВООП). Отделения и первичные ячейки ВООП появились в подавляющем большинстве населенных пунктов, предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений РСФСР. В то же время, возникли и новые формы общественных организаций и движений, действующие весьма активно: Дружины охраны природы, Байкальское движение, общественные комитеты охраны природы на предприятиях, инспекции и патрули по борьбе с браконьерством.
Определенную помощь и поддержку государству в деле охраны природы оказывали также научные общества, профсоюзы, общества охотников и рыболовов, туристские и спортивные общества, Союзы писателей, художников, архитекторов, изобретателей и рационализаторов и т. д., а также комсомол и пионерия. Появилась такая форма природоохранной работы, как общественный контроль, ставший серьезным препятствием для осуществления антиэкологичной деятельности предприятиями и организациями. Общественное природоохранное движение осуществляло огромный объем работы, в том числе, в сфере экологического просвещения населения, но при этом до середины 1980-х гг. оно оставалось своеобразным «придатком» государственных и партийных органов, фактически руководивших его деятельностью и контролировавших ее.
Власть и общество, чаще всего, были единодушны в экологических вопросах и действовали в единой «связке», успешно дополняя друг друга, поэтому, порой, бывает даже трудно провести четкую грань между деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций в 1960-е - первой половине 1980-х гг.
Во второй половине 1980-х гг., вместе с началом процессов демократизации в стране, происходит перелом во взаимоотношениях власти и природоохранной общественности - возникает конфликт интересов, ставший причиной стойкого антагонизма, наблюдавшегося на протяжении нескольких лет Перестройки, закончившейся распадом СССР. Начался процесс формирования экологического или «зеленого» движения нового типа, отправной точкой которого можно считать массовую кампанию против поворота северных и сибирских рек на юг, закончившуюся победой общественности.
Очень часто представители экологического движения осуществляли свою деятельность вопреки органам власти, поддерживающим хищнические действия хозяйственных министерств и ведомств, и поэтому видели в них своих «врагов». Становление российского экологического движения во второй половине 1980-х гг. имело политический подтекст, так как его деятельность во многом носила политический характер, а его участники, в первую, очередь выступали против советской системы. Поэтому возникновение новых экологических объединений и «зеленых» партий в стране, а также массовая активность населения, борющегося за сохранение природы и улучшение качества окружающей среды, можно рассматривать как признаки зарождения в СССР гражданского общества на рубеже 1980–1990-х гг.
Однако, наряду с перечисленными выше достижениями экологической политики советского государства, необходимо констатировать ряд ее существенных недостатков, ставших, в конечном итоге, причиной возникновения и обострения комплекса экологических проблем: В законодательных актах экологической направленности основной акцент делался на вопросы регулирования использования земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, то есть сохранялся сугубо утилитарный подход к решению проблем охраны природы.
В связи с резким ухудшением экологической обстановки в стране, в 1960–1980-е гг. был принят также ряд законов и постановлений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
При этом ответственность за претворение в жизнь принятых документов возлагалась на региональные и местные органы власти, а также - хозяйственные министерства и ведомства, которые как раз и являлись основными разрушителями и загрязнителями природной среды. Таким образом, за процесс эксплуатации природы и за ее охрану часто отвечали одни и те же должностные лица (руководители министерств и ведомств, директора предприятий и т. п.), и поэтому многие требования природоохранного законодательства просто не выполнялись, так как они существенно тормозили или вовсе делали невозможным выполнение производственных «планов».
В итоге риторика партийных и правительственных постановлений со временем становилась все жестче, а экологическая обстановка в стране - все хуже. Противоречие между содержанием государственных решений и практикой их реализации стало одной из главных причин обострения экологического кризиса и торможения природоохранной деятельности в Советском Союзе. Улучшение ситуации было возможно только при условии перестройки всего комплекса общественных отношений в СССР; Присутствовала непоследовательность и нерешительность со стороны государства в решении проблемы оптимизации дела охраны природы в стране.
Начиная с 1970-х гг., в постановлениях центральных и местных органов власти постоянно звучал призыв к разработке новых, природосберегающих научных технологий, поиску способов рационализации использования природных ресурсов, научно-обоснованных принципов и методов регулирования отношений человека и природы и т. п., однако прогрессивные предложения ученых и некоторых представителей партийно-хозяйственного актива, рекомендации научно-практических конференций и совещаний по вопросам охраны природы часто игнорировались и не находили практического воплощения в жизнь, так как они подразумевали качественные изменения всего экономического базиса советского общества и его политической надстройки. Существенным препятствием для создания и эффективного функционирования целостной системы управления охраной природы в стране являлось господство административно-командной системы (АКС), являющейся опорой экстенсивного, нерационального природопользования, гарантом обеспечения приоритета ведомственных интересов перед интересами человека и природы.
Поскольку АКС, в силу своих особенностей, была очень неповоротлива, и способность к быстрому реагированию на возникновение внешних и внутренних рисков у нее практически отсутствовала, развитие системы государственного управления охраной природы в Советском Союзе шло очень медленными темпами. Кроме того, экономика СССР базировалась на ложной, по своей сути, концепции неисчерпаемости природных богатств и продолжала успешно решать задачи «преобразования», «покорения» и «завоевания» природы.
Актуальность этих задач во многом обуславливалась огромными затратами на гонку ракетно-ядерных вооружений. Результаты такой экологической политики не замедлили проявиться: начиная с середины 1980-х гг. во многих регионах страны, особенно промышленных городах, состояние окружающей среды вызывало большую тревогу и недовольство населения, что стало одной из причин резкой активизации общественного экологического движения. Все больше внимания общественности к нарастающему экологическому кризису стали привлекать средства массовой информации.
В прессе публиковались материалы, описывающие реальное состояние дел. Общество «Знание», например, с середины 1970-х гг. выпускало экологический журнал «Человек и природа». В таких изданиях, как «Литературная газета» и журнал «Наука и жизнь» постоянно поднимались и обсуждались важнейшие проблемы охраны природы. Во многих СМИ были введены регулярные рубрики «Природа и люди», «Родная природа», «Природа - наш дом» и т. д.
Попытки перестроить систему управления страной, а затем распад СССР в 1991 г. и, как следствие, изменение экономической и политической моделей государства, сделали экологическую ситуацию в стране на рубеже 1980–1990-х гг. практически неуправляемой. Решать эту проблему предстояло уже в абсолютно новых условиях и, фактически, в новом государстве - Российской Федерации.
В советскую эпоху они носили неоднозначный, а иногда и драматичный характер, при этом их развитие происходило в два этапа: первый - с октября 1917 г. по конец 1960 г.; второй этап - с конца 1960 г. по декабрь 1991 г.
Рубежом между этими двумя этапами можно считать два важных события:
1) принятие в октябре 1960 г. Закона «Об охране природы в РСФСР», повлекшего за собой массу изменений в системе управления природопользованием и контроля за охраной природы,
2) возникновение в декабре 1960 г. в Московском государственном университете первой студенческой Дружины охраны природы, положившей начало всему российскому экологическому движению.
Деятельность дружин, которые вскоре стали появляться по всей стране, носила, в основном, практический характер, ее результаты были хорошо заметны, что способствовало значительному повышению интереса общественности к делу охраны природы в целом.
И в том же, 1960 году произошло еще одно важное событие - зародилось по-настоящему масштабное движение «За ленинское отношение к природе», постепенно охватившее предприятия, организации и учреждения по всей стране. На первом этапе (1917–1960 гг.) происходило первоначальное формирование законодательной базы и механизмов природопользования, зарождение и становление первых государственных и общественных организаций, занимающихся охраной природы. Политика государства в сфере взаимодействия общества и природы носила жесткий эксплуатирующий характер, оправданием которому считалось стремление в короткие сроки создать в стране развитое социалистическое общество.
На втором этапе (1960–1991 гг.), в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды и осознанием в обществе угрозы разрушения природного равновесия, происходит постепенное формирование экологической политики советского государства, основные тенденции которой мы рассмотрим далее.
В 1960–1980-е гг. в СССР в регулировании вопросов природопользования и охраны природы значительно возросла роль государства, но в то же время большой скачок в развитии был сделан и общественным природоохранным движением, которое приобрело по-настоящему массовый характер. При этом можно назвать несколько основных показателей, подтверждающих данный тезис: Было серьезно усовершенствовано природоохранное законодательство: так, в РСФСР принят первый закон об охране окружающей среды, отразивший все основные задачи государства в данной сфере, а также ряд законов и кодексов, направленных на сохранение природных ресурсов страны по отраслям (земельный, лесной, водный кодексы и т. д.).
В природоохранной сфере произошло повышение роли и расширение функций законодательной власти — Советов депутатов трудящихся. В Верховных Советах СССР, союзных и автономных республик, Советах областей, краев, городов и районов РСФСР были образованы депутатские комиссии по вопросам охраны природы и рационального природопользования.
В этой же сфере повысилась роль, и увеличились функции органов исполнительной власти, трансформировалась и расширилась система государственного управления охраной природы: так, были образованы комитеты и комиссии по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов при Советах Министров СССР, союзных и автономных республик, исполкомах областей, краев, городов и районов.
В 1988 г. был, наконец, создан первый самостоятельный природоохранный орган общесоюзного значения - Государственный комитет по охране природы СССР, а также его республиканские и местные подразделения. Кроме того, вся природоохранная деятельность в стране находилась под постоянным руководством и жестким контролем КПСС, как ее центрального комитета, так и структурных подразделений на местах. Больше внимания стало уделяться финансированию природоохранной деятельности. В функции органов исполнительной власти, Госплана СССР и плановых комиссий союзных республик, краев, областей, городов и районов была включена разработка годовых и перспективных планов охраны природной среды и природоохранной деятельности отраслей народного хозяйства. А государственные финансовые органы, министерства и ведомства выделяли целевым назначением капиталовложения на реализацию государственных и отраслевых программ и планов в сфере охраны природы.
Объем финансирования год от года увеличивался. Значительную государственную поддержку и развитие получили научные исследования экологической направленности. Для их осуществления в системе хозяйственных министерств и ведомств были образованы специальные управления и отделы охраны природы, появилась масса научных учреждений, которые занимались научно-техническими разработками в сфере охраны окружающей среды и рационализации использования природных ресурсов, в массовом порядке стали проводиться научно-практические конференции и совещания по вопросам охраны природы.
По-настоящему массовый характер приобретает общественное природоохранное движение, опорой которого являлось Всероссийское общество охраны природы (ВООП). Отделения и первичные ячейки ВООП появились в подавляющем большинстве населенных пунктов, предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений РСФСР. В то же время, возникли и новые формы общественных организаций и движений, действующие весьма активно: Дружины охраны природы, Байкальское движение, общественные комитеты охраны природы на предприятиях, инспекции и патрули по борьбе с браконьерством.
Определенную помощь и поддержку государству в деле охраны природы оказывали также научные общества, профсоюзы, общества охотников и рыболовов, туристские и спортивные общества, Союзы писателей, художников, архитекторов, изобретателей и рационализаторов и т. д., а также комсомол и пионерия. Появилась такая форма природоохранной работы, как общественный контроль, ставший серьезным препятствием для осуществления антиэкологичной деятельности предприятиями и организациями. Общественное природоохранное движение осуществляло огромный объем работы, в том числе, в сфере экологического просвещения населения, но при этом до середины 1980-х гг. оно оставалось своеобразным «придатком» государственных и партийных органов, фактически руководивших его деятельностью и контролировавших ее.
Власть и общество, чаще всего, были единодушны в экологических вопросах и действовали в единой «связке», успешно дополняя друг друга, поэтому, порой, бывает даже трудно провести четкую грань между деятельностью государственных и общественных природоохранных организаций в 1960-е - первой половине 1980-х гг.
Во второй половине 1980-х гг., вместе с началом процессов демократизации в стране, происходит перелом во взаимоотношениях власти и природоохранной общественности - возникает конфликт интересов, ставший причиной стойкого антагонизма, наблюдавшегося на протяжении нескольких лет Перестройки, закончившейся распадом СССР. Начался процесс формирования экологического или «зеленого» движения нового типа, отправной точкой которого можно считать массовую кампанию против поворота северных и сибирских рек на юг, закончившуюся победой общественности.
Очень часто представители экологического движения осуществляли свою деятельность вопреки органам власти, поддерживающим хищнические действия хозяйственных министерств и ведомств, и поэтому видели в них своих «врагов». Становление российского экологического движения во второй половине 1980-х гг. имело политический подтекст, так как его деятельность во многом носила политический характер, а его участники, в первую, очередь выступали против советской системы. Поэтому возникновение новых экологических объединений и «зеленых» партий в стране, а также массовая активность населения, борющегося за сохранение природы и улучшение качества окружающей среды, можно рассматривать как признаки зарождения в СССР гражданского общества на рубеже 1980–1990-х гг.
Однако, наряду с перечисленными выше достижениями экологической политики советского государства, необходимо констатировать ряд ее существенных недостатков, ставших, в конечном итоге, причиной возникновения и обострения комплекса экологических проблем: В законодательных актах экологической направленности основной акцент делался на вопросы регулирования использования земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, то есть сохранялся сугубо утилитарный подход к решению проблем охраны природы.
В связи с резким ухудшением экологической обстановки в стране, в 1960–1980-е гг. был принят также ряд законов и постановлений, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды.
При этом ответственность за претворение в жизнь принятых документов возлагалась на региональные и местные органы власти, а также - хозяйственные министерства и ведомства, которые как раз и являлись основными разрушителями и загрязнителями природной среды. Таким образом, за процесс эксплуатации природы и за ее охрану часто отвечали одни и те же должностные лица (руководители министерств и ведомств, директора предприятий и т. п.), и поэтому многие требования природоохранного законодательства просто не выполнялись, так как они существенно тормозили или вовсе делали невозможным выполнение производственных «планов».
В итоге риторика партийных и правительственных постановлений со временем становилась все жестче, а экологическая обстановка в стране - все хуже. Противоречие между содержанием государственных решений и практикой их реализации стало одной из главных причин обострения экологического кризиса и торможения природоохранной деятельности в Советском Союзе. Улучшение ситуации было возможно только при условии перестройки всего комплекса общественных отношений в СССР; Присутствовала непоследовательность и нерешительность со стороны государства в решении проблемы оптимизации дела охраны природы в стране.
Начиная с 1970-х гг., в постановлениях центральных и местных органов власти постоянно звучал призыв к разработке новых, природосберегающих научных технологий, поиску способов рационализации использования природных ресурсов, научно-обоснованных принципов и методов регулирования отношений человека и природы и т. п., однако прогрессивные предложения ученых и некоторых представителей партийно-хозяйственного актива, рекомендации научно-практических конференций и совещаний по вопросам охраны природы часто игнорировались и не находили практического воплощения в жизнь, так как они подразумевали качественные изменения всего экономического базиса советского общества и его политической надстройки. Существенным препятствием для создания и эффективного функционирования целостной системы управления охраной природы в стране являлось господство административно-командной системы (АКС), являющейся опорой экстенсивного, нерационального природопользования, гарантом обеспечения приоритета ведомственных интересов перед интересами человека и природы.
Поскольку АКС, в силу своих особенностей, была очень неповоротлива, и способность к быстрому реагированию на возникновение внешних и внутренних рисков у нее практически отсутствовала, развитие системы государственного управления охраной природы в Советском Союзе шло очень медленными темпами. Кроме того, экономика СССР базировалась на ложной, по своей сути, концепции неисчерпаемости природных богатств и продолжала успешно решать задачи «преобразования», «покорения» и «завоевания» природы.
Актуальность этих задач во многом обуславливалась огромными затратами на гонку ракетно-ядерных вооружений. Результаты такой экологической политики не замедлили проявиться: начиная с середины 1980-х гг. во многих регионах страны, особенно промышленных городах, состояние окружающей среды вызывало большую тревогу и недовольство населения, что стало одной из причин резкой активизации общественного экологического движения. Все больше внимания общественности к нарастающему экологическому кризису стали привлекать средства массовой информации.
В прессе публиковались материалы, описывающие реальное состояние дел. Общество «Знание», например, с середины 1970-х гг. выпускало экологический журнал «Человек и природа». В таких изданиях, как «Литературная газета» и журнал «Наука и жизнь» постоянно поднимались и обсуждались важнейшие проблемы охраны природы. Во многих СМИ были введены регулярные рубрики «Природа и люди», «Родная природа», «Природа - наш дом» и т. д.
Попытки перестроить систему управления страной, а затем распад СССР в 1991 г. и, как следствие, изменение экономической и политической моделей государства, сделали экологическую ситуацию в стране на рубеже 1980–1990-х гг. практически неуправляемой. Решать эту проблему предстояло уже в абсолютно новых условиях и, фактически, в новом государстве - Российской Федерации.



