Особенности организации финансов казённых учреждений (Тихоокеанский государственный университет)
|
Объект исследования - КГКУ «Детский дом №16» (г. Хабаровск).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты организации финансов казенных учреждений 6
1.1 Организационно-правовые основы деятельности казенных учреждений 6
1.2 Особенности финансового обеспечения деятельности казенных учреждений 10
1.3 Бюджетная смета как основной финансовый документ казенного учреждения 14
2 Анализ организации финансов казённых учреждений (на примере КГКУ 17
«Детский дом №16») 17
2.1 Экономическая характеристика КГКУ «Детский дом №16» 17
2.2 Анализ порядка составления сметы КГКУ «Детский дом №16» 22
2.3 Анализ исполнения сметы «Детский дом №16» 28
3 Проблемы организации финансов казенных учреждений и пути их 37
решения 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
Сравнительная характеристика различных типов государственных (муниципальных) учреждений в России 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Структура управления КГКУ «Детский дом №16» 68
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты организации финансов казенных учреждений 6
1.1 Организационно-правовые основы деятельности казенных учреждений 6
1.2 Особенности финансового обеспечения деятельности казенных учреждений 10
1.3 Бюджетная смета как основной финансовый документ казенного учреждения 14
2 Анализ организации финансов казённых учреждений (на примере КГКУ 17
«Детский дом №16») 17
2.1 Экономическая характеристика КГКУ «Детский дом №16» 17
2.2 Анализ порядка составления сметы КГКУ «Детский дом №16» 22
2.3 Анализ исполнения сметы «Детский дом №16» 28
3 Проблемы организации финансов казенных учреждений и пути их 37
решения 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
Сравнительная характеристика различных типов государственных (муниципальных) учреждений в России 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
Структура управления КГКУ «Детский дом №16» 68
Государственные (муниципальные) учреждения в настоящее время в РФ могут создаваться в одном из трёх типов – автономные, бюджетные, казённые.
Особого внимания заслуживает исследование финансового обеспечения казённых учреждений, так как:
– это единственный тип государственных (муниципальных) учреждений, за которым сохранён статус участника бюджетного процесса;
– они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей;
– как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов, финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Данное финансирование осуществляется при условии обязательного взаимодействия казенного учреждения в процессе выполнения им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Правильность составления и исполнения бюджетной сметы влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль данного направления финансовой деятельности учреждения является одним из важнейших этапов проверки расходования бюджетных средств.
Основы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений заложены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010г.№83-ФЗ.
Сложившийся механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений в Российской Федерации имеет низкую результативность, а эффективность использования бюджетных средств не взаимосвязана с формами и методами предоставления бюджетных средств на оказание государственных и муниципальных услуг.
Правильность составления бюджетной сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль за данным направлением финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) казенного учреждения является одним из важных и наиболее сложных этапов его функционирования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование организации финансов казенного учреждения.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации финансов казённых учреждений;
- провести анализ финансового обеспечения деятельности КГКУ «Детский дом №16»;
- выявить направления совершенствования финансового обеспечения казённых учреждений.
Объектом исследования в работе является учреждение КГКУ «Детский дом №16».
Предмет исследования - финансовое обеспечение деятельности учреждения.
Постоянное развитие механизма финансирования в условиях увеличения хозяйственной самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений, повлияли на исследования, излагаемые в научной литературе. Отдельные аспекты механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений представлены в научных трудах О. В. Авдеевой, С. А. Белякова, О. А. Федоровой и других авторов.
Методологическую основу работы составили такие методы, как анализ и синтез, обобщения и сравнения, методы математического анализа: корреляции, тенденции и др.
Информационную основу проведенного исследования составили нормативные правовые акты, монографии, учебники и учебные пособия таких авторов как, Белобородова В. А., Козлова Е. А., Земляченко С. В., Артеменко В. Г., Кондраков Н. П. и др., статьи периодических изданий.
Выпускная квалификационная работа представлена тремя главами, введением, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Особого внимания заслуживает исследование финансового обеспечения казённых учреждений, так как:
– это единственный тип государственных (муниципальных) учреждений, за которым сохранён статус участника бюджетного процесса;
– они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей;
– как правило, не имеют доходов для покрытия своих расходов, финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Данное финансирование осуществляется при условии обязательного взаимодействия казенного учреждения в процессе выполнения им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.
Правильность составления и исполнения бюджетной сметы влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль данного направления финансовой деятельности учреждения является одним из важнейших этапов проверки расходования бюджетных средств.
Основы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений заложены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010г.№83-ФЗ.
Сложившийся механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений в Российской Федерации имеет низкую результативность, а эффективность использования бюджетных средств не взаимосвязана с формами и методами предоставления бюджетных средств на оказание государственных и муниципальных услуг.
Правильность составления бюджетной сметы и ее исполнения влияет на рациональное и эффективное использование бюджетных средств, вследствие этого контроль за данным направлением финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) казенного учреждения является одним из важных и наиболее сложных этапов его функционирования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование организации финансов казенного учреждения.
В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации финансов казённых учреждений;
- провести анализ финансового обеспечения деятельности КГКУ «Детский дом №16»;
- выявить направления совершенствования финансового обеспечения казённых учреждений.
Объектом исследования в работе является учреждение КГКУ «Детский дом №16».
Предмет исследования - финансовое обеспечение деятельности учреждения.
Постоянное развитие механизма финансирования в условиях увеличения хозяйственной самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений, повлияли на исследования, излагаемые в научной литературе. Отдельные аспекты механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений представлены в научных трудах О. В. Авдеевой, С. А. Белякова, О. А. Федоровой и других авторов.
Методологическую основу работы составили такие методы, как анализ и синтез, обобщения и сравнения, методы математического анализа: корреляции, тенденции и др.
Информационную основу проведенного исследования составили нормативные правовые акты, монографии, учебники и учебные пособия таких авторов как, Белобородова В. А., Козлова Е. А., Земляченко С. В., Артеменко В. Г., Кондраков Н. П. и др., статьи периодических изданий.
Выпускная квалификационная работа представлена тремя главами, введением, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Основная часть государственных (муниципальных) учреждений организуются в форме казенных учреждений, которые создаются с целью оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, осуществлять отдельные функции полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
Финансовое обеспечение казенного учреждения осуществляется на основе составленной им бюджетной сметы и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
По результатам первой главы были выделены основные особенности казенного учреждения:
- деятельность казенного учреждения осуществляется за счет средств, соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
- казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
- казенные учреждения не имеют права предоставлять и получать займы (ссуды), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты им не предоставляются.
Казенное учреждение является участником бюджетного процесса в качестве получателя бюджетных средств, а его финансовое обеспечение осуществляется на основе составленной им бюджетной сметы и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
Основной финансового обеспечения учреждения является бюджетная смета. Бюджетная смета казенного учреждения — это финансовый документ, в котором указываются размер, направленность и распределение финансов, выделяемых организации из бюджетного фонда. От того насколько профессионально будет разработана бюджетная смета казенного учреждения, зависит объем бюджетных ассигнований.
Анализ составления и исполнения сметы на примере казенного учреждения КГКУ «Детский дом №16» показал, что показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по кодам подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Анализ исполнения бюджетной сметы КГКУ «Детский дом №16» на 2021 - 2023 гг. высокий уровень соответствия фактических расходах плановыми показателям. В течение трех лет наблюдается практически полное соответствие фактических расходов утвержденным плановым показателям. В 2021 и 2022 годах динамика расходов полностью изменилась по плану, а в 2023 году отклонение составило всего 0,1%. Это свидетельствует о высокой дисциплине в использовании финансовых средств и эффективном управлении бюджетом.
В полном объеме израсходованы средства на выплату заработной платы и социальные пособия, также закупки энергетических ресурсов, пособий, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств, приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения
Динамика финансового обеспечения деятельности КГКУ «Детский дом №16» за 2021-2023 гг. показала, увеличение доходов учреждения в 2022 г. на 3169 тыс. руб., в 2023 г. сумма финансовых средств снизилась на 3133 тыс. руб. относительно 2022 г., но незначительно вше, чем в 2021 г.
Основной статьей доходов КГКУ «Детский дом №16» являются поступления на покрытие расходов учреждения. Основная доля финансирования учреждения обеспечивается доходами на выполнение государственного задания - 100%.
Расходы КГКУ «Детский дом №16» в основном связаны с оплатой труда работников организации и поддержанием ее деятельности.
В период с 2021 по 2023 годы расходы КГКУ «Детский дом №16» демонстрировали неоднозначную динамику. В 2022 году наблюдался общий рост расходов на 7,4%, обусловленный в первую очередь увеличением заработной платы с начислениями (18,7%). Однако в 2023 году общая динамика изменилась, показав снижение на 6,8%. Это произошло в результате оптимизации затрат, включая сокращение расходов на заработную плату (4,1%), коммунальные услуги (15,6%), содержание имущества (9,8%) и закупки основных средств и материалов (16,5%). Таким образом, динамика расходов детского дома демонстрирует колебания, обусловленные изменениями в финансировании и оптимизацией затрат.
В рамках выявления проблем финансового обеспечения казенных учреждения можно отметить основную - отсутствие самостоятельности в управлении финансовыми средствами. Вся деятельность казенных учреждения полностью зависит от эффективности составления бюджетной сметы на плановый период.
Для повышения эффективности финансовой деятельности КГКУ «Детский дом №16» рассмотрен вопрос использования нормативно-подушевого метода финансирования.
Анализ ситуации в КГКУ «Детский дом №16» выявил ряд ключевых проблем, ограничивающих его эффективное функционирование: недостаточное финансирование, непредвиденность бюджетных aссигновaний, неэффективное организационное управление, проблемы с информационным управлением и кадровым потенциалом. Для решения этих взаимосвязанных проблем необходим комплексный подход, включающий не только финансовые меры, но и оптимизацию организационной структуры, внедрение современных информационных технологий и повышение квалификации персонала.
Одним из возможных решений является переход к нормативно-подушевому финансированию. Данный метод может стимулировать развитие учреждения, но требует четкого планирования, прозрачного контроля и оценки потенциальных рисков. Важным моментом является составление расшифровки расходов в период перехода от сметного финансирования к нормативно-подушевому. Это поможет учреждениям сформировать примерный финансовый план и избежать рисков, связанных с нехваткой финансирования.
Применение нормативно-подушевого финансирования в «Детском доме №16» может способствовать улучшению материально-технической базы, привлечению высококвалифицированного персонала и повышению качества предоставляемых услуг.
Финансовое обеспечение казенного учреждения осуществляется на основе составленной им бюджетной сметы и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
По результатам первой главы были выделены основные особенности казенного учреждения:
- деятельность казенного учреждения осуществляется за счет средств, соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
- казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
- казенные учреждения не имеют права предоставлять и получать займы (ссуды), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты им не предоставляются.
Казенное учреждение является участником бюджетного процесса в качестве получателя бюджетных средств, а его финансовое обеспечение осуществляется на основе составленной им бюджетной сметы и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
Основной финансового обеспечения учреждения является бюджетная смета. Бюджетная смета казенного учреждения — это финансовый документ, в котором указываются размер, направленность и распределение финансов, выделяемых организации из бюджетного фонда. От того насколько профессионально будет разработана бюджетная смета казенного учреждения, зависит объем бюджетных ассигнований.
Анализ составления и исполнения сметы на примере казенного учреждения КГКУ «Детский дом №16» показал, что показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по кодам подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Анализ исполнения бюджетной сметы КГКУ «Детский дом №16» на 2021 - 2023 гг. высокий уровень соответствия фактических расходах плановыми показателям. В течение трех лет наблюдается практически полное соответствие фактических расходов утвержденным плановым показателям. В 2021 и 2022 годах динамика расходов полностью изменилась по плану, а в 2023 году отклонение составило всего 0,1%. Это свидетельствует о высокой дисциплине в использовании финансовых средств и эффективном управлении бюджетом.
В полном объеме израсходованы средства на выплату заработной платы и социальные пособия, также закупки энергетических ресурсов, пособий, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств, приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения
Динамика финансового обеспечения деятельности КГКУ «Детский дом №16» за 2021-2023 гг. показала, увеличение доходов учреждения в 2022 г. на 3169 тыс. руб., в 2023 г. сумма финансовых средств снизилась на 3133 тыс. руб. относительно 2022 г., но незначительно вше, чем в 2021 г.
Основной статьей доходов КГКУ «Детский дом №16» являются поступления на покрытие расходов учреждения. Основная доля финансирования учреждения обеспечивается доходами на выполнение государственного задания - 100%.
Расходы КГКУ «Детский дом №16» в основном связаны с оплатой труда работников организации и поддержанием ее деятельности.
В период с 2021 по 2023 годы расходы КГКУ «Детский дом №16» демонстрировали неоднозначную динамику. В 2022 году наблюдался общий рост расходов на 7,4%, обусловленный в первую очередь увеличением заработной платы с начислениями (18,7%). Однако в 2023 году общая динамика изменилась, показав снижение на 6,8%. Это произошло в результате оптимизации затрат, включая сокращение расходов на заработную плату (4,1%), коммунальные услуги (15,6%), содержание имущества (9,8%) и закупки основных средств и материалов (16,5%). Таким образом, динамика расходов детского дома демонстрирует колебания, обусловленные изменениями в финансировании и оптимизацией затрат.
В рамках выявления проблем финансового обеспечения казенных учреждения можно отметить основную - отсутствие самостоятельности в управлении финансовыми средствами. Вся деятельность казенных учреждения полностью зависит от эффективности составления бюджетной сметы на плановый период.
Для повышения эффективности финансовой деятельности КГКУ «Детский дом №16» рассмотрен вопрос использования нормативно-подушевого метода финансирования.
Анализ ситуации в КГКУ «Детский дом №16» выявил ряд ключевых проблем, ограничивающих его эффективное функционирование: недостаточное финансирование, непредвиденность бюджетных aссигновaний, неэффективное организационное управление, проблемы с информационным управлением и кадровым потенциалом. Для решения этих взаимосвязанных проблем необходим комплексный подход, включающий не только финансовые меры, но и оптимизацию организационной структуры, внедрение современных информационных технологий и повышение квалификации персонала.
Одним из возможных решений является переход к нормативно-подушевому финансированию. Данный метод может стимулировать развитие учреждения, но требует четкого планирования, прозрачного контроля и оценки потенциальных рисков. Важным моментом является составление расшифровки расходов в период перехода от сметного финансирования к нормативно-подушевому. Это поможет учреждениям сформировать примерный финансовый план и избежать рисков, связанных с нехваткой финансирования.
Применение нормативно-подушевого финансирования в «Детском доме №16» может способствовать улучшению материально-технической базы, привлечению высококвалифицированного персонала и повышению качества предоставляемых услуг.



