Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвостилистические средства создания портрета персонажа в тетралогии Ф. А. Абрамова «Пряслины»

Работа №147614

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблематика филологических исследований портрета персонажа 7
1.1 Термины «портрет» и «деталь» в современных исследованиях 7
1.2 Типология литературного портрета 12
1.3 Функции портрета в системе художественного произведения 19
1.4 Лингвистические и стилистические средства создания портрета в
художественном произведении 22
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Лингвостилистические средства создания портрета в
тетралогии Ф. А. Абрамова «Пряслины» 35
2.1 Соматическая лексика 36
2.2 Вестиальная лексика 44
2.3 Номинации персонажей 51
2.4 Цветообозначения 55
2.5 Художественные детали 61
2.6 Тропеические средства 64
Выводы по второй главе 73
Заключение 76
Список используемой литературы 80


Фёдор Александрович Абрамов — советский писатель, литературовед и публицист, представитель деревенской прозы. Он написал множество произведений о жизни простого народа во время Великой Отечественной войны и после нее. На протяжении пяти лет, с 1956 по 1960 гг., был заведующим кафедрой советской литературы филологического факультета ЛГУ им. А. А. Жданова (ныне СПбГУ).
Актуальность работы связана с тем, что литературное наследие Ф. А. Абрамова продолжает изучаться даже спустя 40 лет после его смерти. На родине автора и по всей стране проводится множество научных конференций, посвященных его художественным и публицистическим произведениям (например, конференции, посвященные 100-летию писателя: «Братья и сестры в русском доме: творчество Фёдора Абрамова в контексте литературной и общественной жизни XX-XXI веков», «Поиск смысла жизни: к 100-летию писателя Ф. А. Абрамова» и другие).
В 2020 году (в год 100-летия со дня рождения писателя) был создан сайт «Вселенная Фёдора Абрамова» при поддержке конкурса Президентских грантов. Сайт представляет собой энциклопедию творчества автора, где можно найти хронику его жизни, библиографию и воспоминания современников. Также на сайте опубликованы методические материалы для преподавателей школ и университетов, путеводители по произведениям автора и театральным постановкам на основе этих произведений. Отдельный интерес представляют словари по лексике (преимущественно по диалектизмам), персонажам, прототипам персонажей и персонам. Создание этого сайта и его поддержка доказывают, что творчество Ф. А. Абрамова актуально до сих пор.
Однако в последние десятилетия происходит регионализация литературного наследия Ф. А. Абрамова: его изучают и читают преимущественно на родине писателя (в Архангельской области). Это существенно искажает представление современного литературного сообщества о советской эпохе русской литературы второй половины XX века. Диссертация поможет актуализировать исследования творчества писателя и вновь обратить внимание исследователей на творчество представителей деревенской прозы.
Научная новизна исследования определяется тем, что художественные и публицистические произведения Ф. А. Абрамова в большом количестве анализировались с точки зрения литературоведения, но не во всех аспектах изучались лингвистами. Существует небольшое количество лингвистических работ по произведениям писателя, в которых исследуется определенный лингвистический компонент в произведениях Ф. А. Абрамова. В частности, можно выделить несколько направлений лингвистических исследований творчества автора: анализ лексики (работы О. А. Димитриевой о реализации концепта винопития, работы А. В. Петрова о реализации концепта «совесть» и диалектизмах), исследование тропеических средств (диссертация В. В. Горнака о системе образных средств языка, работа К. М. Карасевой о сравнениях флористической направленности, работа Г. Н. Кораблевой и Л. Н. Гореловой о языковой метафоре, работа А. В. Петрова о сравнениях в народной речи) и др.
Цель работы — описать основные лингвостилистические средства создания портретов персонажей, которые использованы в тетралогии «Пряслины» Ф. А. Абрамова. Для достижения поставленной цели решался ряд задач:
1. Определение понятий «портрет», «деталь» в современных исследованиях по литературоведению и лингвистике.
2. Описание существующих типологий словесно-художественного портрета.
3. Рассмотрение основных функций создания портрета персонажа.
4. Описание лингвостилистических средств создания портрета, которые рассматривают современные исследователи-лингвисты.
5. Выделение основных лингвистических и стилистических средств создания портретов персонажей в тетралогии «Пряслины».
Объектом данной работы выступают портреты персонажей в тетралогии Ф. А. Абрамова. Предметом исследования являются лингвистические и стилистические средства создания портретов, формирующие языковой облик тетралогии «Пряслины».
При проведении исследования использованы общенаучные методы (в частности, описание, сравнение и логико-дедуктивный метод), а также лингвостилистический анализ текста (в частности, метод контекстуального анализа и метод семантического анализа).
Материалом для исследования послужила тетралогия «Пряслины» Ф. А. Абрамова: романы «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1978).
Для теоретической базы исследования были изучены научноисследовательские труды о творчестве Ф. А. Абрамова (Ш. З. Галимов, И. П. Золотусский, Н. М. Щедрина), о лингвистических особенностях произведений Ф. А. Абрамова (В. В. Горнак, О. А. Димитриева, А. В. Петров и др.), о проблемах определения понятия «портрет» (М. И. Андроникова, Г. Н. Поспелов, В. Е. Хализев, Л. Ю. Юркина и др.). Также мы опираемся на научные исследования в области типологии литературного портрета (К. Л. Сизова, И. А. Гончар, О. А. Малетина, П. В. Невская и др.), описания лингвостилистических средств при создании портретов персонажей художественных произведений разных авторов (Д. И. Александрова, И. А. Быкова, Л. В. Серикова и др.), использования соматизмов в портретных описаниях (Т. А. Бердникова, О. В. Коротун), обращения к
цветообозначениям в современном русском языке (А. П. Гуськова, Ю. А. Климовских, Е. А. Косых), изучения имен собственных в художественных произведениях (В. Д. Бондалетов, А. В. Суперанская, О. И. Фонякова).
Научная значимость исследования напрямую связана с научной новизной: в работе будут впервые проанализированы лингвистические особенности портретов персонажей тетралогии «Пряслины», что позволит продолжить изучение творчества Ф. А. Абрамова с лингвистической стороны. Практическая и социальная значимость исследования тесно связаны, так как итоговый вариант диссертации будет отправлен в Архангельскую область, чтобы исследователи могли дополнить изучение работ автора, добавить сведения на сайт «Вселенная Фёдора Абрамова» (при необходимости), что поспособствует актуализации литературного наследия Ф. А. Абрамова на территории всей страны.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается формирование и развитие толкования таких понятий, как «персонаж», «портрет», «деталь» в художественных произведениях, также рассматриваются типологии портретов персонажей художественных произведений, основные функции портретных описаний и описываемые современными исследователями языковые средства создания словеснохудожественного портрета. Во второй главе рассматриваются лингвостилистические особенности портретов персонажей в тетралогии «Пряслины» Ф. А. Абрамова, в частности соматическая и вестиальная лексика, цветообозначения, номинации персонажей, художественные детали, а также изучаются тропеические средства художественной выразительности, использованные автором при создании образов персонажей.
В двух главах работы для иллюстрации исследуемых языковых особенностей приводятся примеры из произведений Ф. А. Абрамова: все примеры взяты из тетралогии «Пряслины», изданной двумя книгами (по два романа в каждой книге) в издательстве «Вече» в 2023 году, поэтому в пояснительных конструкциях в круглых скобках мы используем следующие обозначения: 1 — книга первая, 2 — книга вторая.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов относительно лингвостилистических средств создания портретов в тетралогии «Пряслины». В ходе решения поставленных во введении задач были получены следующие результаты.
Рассмотрены различные лингвистические и литературоведческие трактовки термина «портрет», описаны основные толкования и типологии термина «художественная деталь».
Изучены актуальные типологии словесно-художественных портретов, которые можно разделить на портреты по способу изображения персонажа, по структуре, по тематике, по семантике, по способу восприятия персонажа и по количеству передаваемой информации.
Исследованы функции портретов в художественном произведении: дескриптивная, оценочная, характерологическая, эстетическая, а также мимезис, семиотическая функция и функция актуализатора связности текста.
Проанализированы основные лингвостилистические средства создания портретов персонажей в тетралогии «Пряслины» Ф. А. Абрамова — соматическая лексика, вестиальная лексика, номинации персонажей, цветообозначения, художественные детали, тропеические средства выразительности — и сделаны следующие выводы.
Чаще всего Ф. А. Абрамов использует такие соматизмы, как глаза (19,4%), лицо (11,4%), руки (10,6%), ноги (8,1%), голова (7,6%). Использование соматизмов глаза и лицо как наиболее частотных объясняется тем, что только с этими соматизмами можно использовать характеризующие слова, которые описывают внутреннее состояние или характер персонажа. Также некоторые соматизмы используются при описании одних персонажей, но не используются при описании других, что также позволяет автору передать не только особенности внешности героев, но и особенности их поведения и характера.
Использование в вестиальной лексике стилистически окрашенных слов (разговорных, просторечных и устаревших слов, словоформ с уменьшительно-ласкательными, уменьшительно-уничижительными и пренебрежительными суффиксами), характеризующих слов, выражающих отношение персонажей к одежде и обуви других людей или самих себя, реализует оценочную функцию портретов. Значимым приемом для создания положительной или отрицательной оценки в тетралогии «Пряслины» оказывается прием противопоставления: чистая и накрахмаленная одежда чиновников противопоставляется грязной и старой одежде простых рабочих людей, колхозников. При этом положительными персонажами в этом случае выступают простые рабочие, поскольку у Ф. А. Абрамова физический труд всегда облагораживает человека.
Одним из наиболее ярких элементов портретов персонажей исследуемого нами материала являются номинации персонажей — имя собственное с суффиксом субъективной оценки или без этого суффикса + прозвище (например, Ефимко-торгаш, Анна-куколка, Ваня-сила и др.). Подобные наименования имеют разную мотивацию: внешность героя или его характер, особенности поведения, социальный статус, профессия. Если мотивация прозвища не связана с особенностями внешности персонажа, читатель всё равно может считать заложенный автором образ, поскольку все прозвища связаны также с ассоциациями и стереотипами, существующими вокруг внешности людей определенного социального статуса или профессии.
Доминирующими цветами в портретах персонажей тетралогии «Пряслины» оказались ахроматические контрастные цвета белый (20,7%) и черный (16,6%). Наиболее часто встречающимся хроматическим цветом стал красный и его оттенки (10%). С помощью обращения к белому и черному цвету Ф. А. Абрамов противопоставляет внешность героев, которые различны и своим характером (например, люди с черными волосами и глазами очень сдержанны и рассудительны, тогда как персонажи со светлыми волосами и яркими глазами, наоборот, эмоциональны и впечатлительны). Красный цвет, в свою очередь, используется для создания положительной или отрицательной характеристики (в первом случае покраснение кожи от смущения или робости, во втором — красные глаза, лицо и другие части тела от пьянства или употребления алкоголя). Остальные цветообозначения реализуют дескриптивную функцию или функцию психологической характеристики образа.
Повторяющиеся характерологические детали внешности персонажей (например, зеленые кошачьи глаза; крупное, скуластое лицо, будто вытесанное из плитняка; синий глаз с подмигом и т. д.) не только акцентируют внимание на их внешних особенностях, но и раскрывают характеры героев через внешность. Некоторые детали основаны на физических особенностях внешнего облика, а некоторые на взаимодействии героя с особенностью своего тела (например, постоянное поднятие Варварой подола платья или юбки для демонстрации смуглых красивых ног, чтобы привлечь внимание мужчин).
Среди тропеических средств (сравнений, метафор, эпитетов), присутствующих в исследуемом нами материале, сильно выделяются сравнения. Внешность персонажей Ф. А. Абрамова сравнивается с животными, растениями, природными явлениями, предметами быта, другими людьми, мифическими существами и абстрактными понятиями. При этом форма сравнительной конструкции может быть совершенно разнообразной: классические сравнительные обороты с использованием союзов «как», «будто», «словно»; творительный сравнения и сравнения, выраженные наречиями с приставкой по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -ски, -цки, характеризующие образ действия персонажей; сравнительная степень прилагательного, раскрывающая наивысшую степень описываемого признака; экспрессивные сравнения на основе бессоюзных сложных предложений с причинно-следственными отношениями. Метафоры и эпитеты в портретах персонажей тетралогии «Пряслины» используются гораздо реже, но также позволяют автору сделать образы героев более запоминающимися, подробными и выразительными.
В результате анализа эмпирического материала были описаны лингвостилистические средства создания портретов персонажей в тетралогии Ф. А. Абрамова «Пряслины». Мы предполагаем, что диссертация ориентирована на актуальное в современных филологических исследованиях направление — исследование портретов персонажей в творчестве русских писателей.
Обращение к результатам нашей работы — статистическим данным, выделенным нами лексическим группам, характеризующей номинативные компоненты портретов лексике и т. д. — может быть полезно для дальнейших исследований творчества Ф. А. Абрамова, которые будут проводиться филологами, изучающими идиостиль автора и проводящими литературоведческий или лингвистический анализ образов персонажей. Также наша работа может послужить ориентировкой для разработки методологии исследования и изучения творчества писателей-деревенщиков. Например, разработанный нами план анализа лингвостилистических средств создания портретов может быть расширен и применен для изучения произведений других авторов направления деревенской прозы.


Источники
1. Абрамов Ф. А. Братья и сестры: роман в 4 кн. Кн. первая: Братья и сестры. Кн. вторая: Две зимы и три лета / Федор Абрамов. — М.: Вече, 2023. — 512 с.
2. Абрамов Ф. А. Братья и сестры: роман в 4 кн. Кн. третья: Пути- перепутья. Кн. четвертая: Дом / Федор Абрамов. — М.: Вече, 2023. — 480 с.
Научная литература
3. Александрова Д. И. Сравнение как способ создания художественного образа в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» // Русский язык в школе. 2005. № 3. С. 54-58.
4. Андроникова М. И. Об искусстве портрета / М. И. Андроникова. — М.: Искусство, 1975. — 324 с.
5. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-67.
6. Башкеева В. В. Портрет как проблема // Вестник БГУ. 2008. № 10. С.139-143.
7. Бердникова Т. А. Лексико-фразеологическое поле соматизмов (на материале архангельских говоров): дис. ... канд. филол. наук. — М.,
2000. — 376 с.
8. Беспалов А. Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: дис. . канд. филол. наук. — М.,
2001. — 160 с.
9. Бондалетов В. Д. Русская ономастика: учеб. пособие для студентов / В. Д. Бондалетов. — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
10. Быкова И. А. Лексические средства создания портрета (на материале художественной прозы А. П. Чехова) / Отв. ред. Л. В. Баскакова // Языковое мастерство А. П. Чехова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1988. — С. 25-33.
11. Быкова И. А. Типология портрета персонажа в художественной прозе
А. П. Чехова / Отв. ред. Л. В. Баскакова // Языковое мастерство А. П. Чехова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1990. — С. 38-46.
12. Вомперский В. П. К характеристике стиля М. Ю. Лермонтова: стилистические функции сравнения // Русский язык в школе. 1964. № 5. С. 25-32.
13. Галимов Ш. З. Федор Абрамов: творчество, личность / Ш. З. Галимов. — Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1989. — 249 с.
14. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. — Л.: Советский писатель, 1979. — 224 с.
15. Гончар И. А. Тип сложного портретного описания в художественном тексте // Филологический класс. 2014. № 3 (37). С. 13-18.
16. Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте / Е. А. Гончарова. — Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1984. — 151 с.
17. Горнак В. В. Система образных средств языка в творчестве Ф. А. Абрамова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Минск, 1991. — 16 с.
18. Гуськова А. П. Цветообозначения в различных языках и культурах (на материале русско-венгерских словарей) // Финно-угорский мир. 2019. № 2. С. 136-142.
19. Девятова Н. М. Творительный сравнения: значение и функции в тексте // Русский язык в школе. 2008. № 10. С. 47-52.
... Всего источников –88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ