РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ЗАСТРОЙЩИКА «X»
|
Введение
Глава 1. Анализ застройщика «Х» и рынка PropTech 6
Общая характеристика компании «Х» 6
Общая характеристика PropTech 6
PropTech в России 8
PEST-анализ российского рынка 11
Бенчмаркинг 16
Приложения, разработанные для УО/застройщиков 16
Приложения, разработанные PropTech компаниями 17
Глава 2. Анализ потребительских предпочтений 22
Теоретическая основа модели Кано 22
Анкета Кано 24
Анализ результатов анкетирования 26
Социально-демографические данные 26
Ответы на анкету Кано 29
Экспертное интервью 33
Глава 3. Формирование концепции многофункционального приложения 36
Диаграммы бизнес-процессов 36
Перечень требований к приложению 39
Моделирование данных 58
Создание макетов приложения 59
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение
Глава 1. Анализ застройщика «Х» и рынка PropTech 6
Общая характеристика компании «Х» 6
Общая характеристика PropTech 6
PropTech в России 8
PEST-анализ российского рынка 11
Бенчмаркинг 16
Приложения, разработанные для УО/застройщиков 16
Приложения, разработанные PropTech компаниями 17
Глава 2. Анализ потребительских предпочтений 22
Теоретическая основа модели Кано 22
Анкета Кано 24
Анализ результатов анкетирования 26
Социально-демографические данные 26
Ответы на анкету Кано 29
Экспертное интервью 33
Глава 3. Формирование концепции многофункционального приложения 36
Диаграммы бизнес-процессов 36
Перечень требований к приложению 39
Моделирование данных 58
Создание макетов приложения 59
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение
Инновации и информационные технологии уже долгое время расширяют свое влияние и появляются в новых сферах. Сфера недвижимости и управления ею в частного не
стали исключением. Более того, потребители сами хотят более удобного взаимодействия с
управляющими организациями и уже не могут довольствоваться общением через мобильный телефон, которое не только сложнее осуществлять из-за частичной некомпетентности
сотрудников УО, но и занимает гораздо большее количество времени и не может предоставить достаточный уровень контроля над процессом.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что появляется все больше застройщиков, которые борются за покупателей во все более неблагоприятных внешних условиях
(экономических, политических, социальных). Таким образом, при растущей конкуренции
каждая компания борется за свою долю на рынке разными способами – более низкими ценами, удобным расположением ЖК или путем предложения дополнительных услуг для повышение клиентского удовлетворения. Компания «Х» выбрала именно последний вариант
для разрешения данной проблемы, планируя создать многофункциональное приложение
для жителей, которое облегчит многие трудности, связанные с переездом, содержанием
квартиры, коммуникацией и т. д. При этом жилые комплексы с новостройками обычно
строятся в районах с неразвитым благоустройством, куда в основном переселяются молодые семьи, не имеющие никаких «корней» в данном месте. Им требуются огромное количество информации об их окружении, возможность коммуницировать с соседями, более
того, все, что связано с системами ЖКХ воспринимается людьми как архаичное и сложное
в понимании и контроле. Создание единого приложения, помогающего решить все из перечисленных проблем при достаточно хорошем уровне маркетингового продвижения еще до
покупки людьми жилья, может быть достаточно хорошим конкурентным преимуществом.
В связи с этим было принято решение провести исследование, где объект исследования – застройщик «Х», а предмет – требования к многофункциональному приложению
для жителей многоквартирного дома со стороны пользователей и застройщика.
Цель данной выпускной квалификационной работы – создание концепции многофункционального приложения для жителей многоквартирного дома застройщика «X».
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать внешние факторы, влияющие на PropTech в России.
2. Провести бенчмаркинг приложений-аналогов.5
3. Выявить пользовательские потребности.
4. Проанализировать и смоделировать бизнес-процессы.
5. Разработать функциональные и нефункциональные требования.
6. Разработать модели данных.
7. Создать макет приложения.
Для выполнения поставленных задач необходимо воспользоваться следующим инструментарием:
1. PEST-анализ
2. Бенчмаркинг
3. Сбор информации посредством анкетных опросов
4. Модель Кано
5. Сбор информации посредством глубинных интервью
стали исключением. Более того, потребители сами хотят более удобного взаимодействия с
управляющими организациями и уже не могут довольствоваться общением через мобильный телефон, которое не только сложнее осуществлять из-за частичной некомпетентности
сотрудников УО, но и занимает гораздо большее количество времени и не может предоставить достаточный уровень контроля над процессом.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что появляется все больше застройщиков, которые борются за покупателей во все более неблагоприятных внешних условиях
(экономических, политических, социальных). Таким образом, при растущей конкуренции
каждая компания борется за свою долю на рынке разными способами – более низкими ценами, удобным расположением ЖК или путем предложения дополнительных услуг для повышение клиентского удовлетворения. Компания «Х» выбрала именно последний вариант
для разрешения данной проблемы, планируя создать многофункциональное приложение
для жителей, которое облегчит многие трудности, связанные с переездом, содержанием
квартиры, коммуникацией и т. д. При этом жилые комплексы с новостройками обычно
строятся в районах с неразвитым благоустройством, куда в основном переселяются молодые семьи, не имеющие никаких «корней» в данном месте. Им требуются огромное количество информации об их окружении, возможность коммуницировать с соседями, более
того, все, что связано с системами ЖКХ воспринимается людьми как архаичное и сложное
в понимании и контроле. Создание единого приложения, помогающего решить все из перечисленных проблем при достаточно хорошем уровне маркетингового продвижения еще до
покупки людьми жилья, может быть достаточно хорошим конкурентным преимуществом.
В связи с этим было принято решение провести исследование, где объект исследования – застройщик «Х», а предмет – требования к многофункциональному приложению
для жителей многоквартирного дома со стороны пользователей и застройщика.
Цель данной выпускной квалификационной работы – создание концепции многофункционального приложения для жителей многоквартирного дома застройщика «X».
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать внешние факторы, влияющие на PropTech в России.
2. Провести бенчмаркинг приложений-аналогов.5
3. Выявить пользовательские потребности.
4. Проанализировать и смоделировать бизнес-процессы.
5. Разработать функциональные и нефункциональные требования.
6. Разработать модели данных.
7. Создать макет приложения.
Для выполнения поставленных задач необходимо воспользоваться следующим инструментарием:
1. PEST-анализ
2. Бенчмаркинг
3. Сбор информации посредством анкетных опросов
4. Модель Кано
5. Сбор информации посредством глубинных интервью
Данная работа была посвящена разработке концепции многофункционального приложения для жителей МКД застройщика «Х». Эта цель была достигнута путем выполнения
следующих поставленных задач: проведение бенчмаркинга приложений-аналогов, выявление пользовательских потребностей, анализ и моделирование бизнес-процессов, разработка
функциональных и нефункциональных требований, разработать концептуальной и логической моделей данных, создание макета приложения. Чтобы выполнить вышеуказанные задачи был использован следующий набор методов и инструментов: бенчмаркинг, сбор информации посредством анкетных опросов, модель Кано, сбор информации посредством
глубинных интервью.
В первой главе работы был проведен анализ застройщика, а также анализ PropTech в
мире и в России, в частности. Для последнего был проведен PEST-анализ российского
рынка, в результате чего было выявлено, что положительные факторы доминируют над отрицательными и Россия в целом имеет достаточно благоприятные условия для создания
приложения в отрасли PropTech.
Во второй главе были проанализированы приложения-аналогов и конкурентов, выявлены 11 основных функций, а также составлена сравнительная таблица для определения
наиболее важных из них, без которых данное приложение не будет пользоваться спросом,
т. к. не будет закрывать базовые потребности пользователей. Такими функциями стали
оплата счетов ЖКУ, передача показаний счетчиков и отправление заявок в УО.
Затем оставшиеся 8 функций также были проанализированы: они были использованы для проведения анализа Кано с целью выявления их важности для пользователей.
Была составлена анкета с вопросами об отношении жителей к присутствию и отсутствию
каждой функции, также были добавлены дополнительный вопрос о важности каждого из
атрибутов и вопросы о респондентах. В опросе приняло участие более 100 человек, их социально-демографические характеристики были проанализированы и был сделан вывод,
что подавляющее большинство из них соответствует портрету потребителя, что говорит о
применимости полученных результатов в дальнейшем. Ответы на 2 главных вопроса были
расшифрованы, и каждая функция была распределена в определенную категорию. Более
того, были высчитаны еще несколько коэффициентов для более точного определения
наиболее важных функций именно по мнению потенциальных пользователей. Основываясь
на полученных данных, были отобраны еще 5 функций - еще 5 функций: отправка65
сообщений диспетчеру, информирование о новостях МКД/аварийных отключениях и т. д.,
оформление пропусков, синхронизация со СКУД и доступ к камерам видеонаблюдения.
Для проверки достоверности выбранных функций и получения дополнительной информации было проведено экспертное интервью с представителем компании. Вопросы
были разделены на 4 блока по темам. Ответы эксперта в целом подтвердили правильность
направления работы, предоставили 2 новые функции к разработке, а также дали основу для
формирования нефункциональных требований и создания макетов приложения.
В третьей главе для всех функций были созданы BPMN-диаграммы бизнес-процессов. После этого были выявлены бизнес-требования, основные группы пользователей, пользовательские требования и функциональные требования для каждой выбранной функции, а
также была проведена трассировка требований. Основываясь на полученных результатах,
были сформированы концептуальная и логическая схемы данных. После этого были созданы макеты приложения, наглядно отражающие пример реализации функциональных
требований непосредственно в приложении.
следующих поставленных задач: проведение бенчмаркинга приложений-аналогов, выявление пользовательских потребностей, анализ и моделирование бизнес-процессов, разработка
функциональных и нефункциональных требований, разработать концептуальной и логической моделей данных, создание макета приложения. Чтобы выполнить вышеуказанные задачи был использован следующий набор методов и инструментов: бенчмаркинг, сбор информации посредством анкетных опросов, модель Кано, сбор информации посредством
глубинных интервью.
В первой главе работы был проведен анализ застройщика, а также анализ PropTech в
мире и в России, в частности. Для последнего был проведен PEST-анализ российского
рынка, в результате чего было выявлено, что положительные факторы доминируют над отрицательными и Россия в целом имеет достаточно благоприятные условия для создания
приложения в отрасли PropTech.
Во второй главе были проанализированы приложения-аналогов и конкурентов, выявлены 11 основных функций, а также составлена сравнительная таблица для определения
наиболее важных из них, без которых данное приложение не будет пользоваться спросом,
т. к. не будет закрывать базовые потребности пользователей. Такими функциями стали
оплата счетов ЖКУ, передача показаний счетчиков и отправление заявок в УО.
Затем оставшиеся 8 функций также были проанализированы: они были использованы для проведения анализа Кано с целью выявления их важности для пользователей.
Была составлена анкета с вопросами об отношении жителей к присутствию и отсутствию
каждой функции, также были добавлены дополнительный вопрос о важности каждого из
атрибутов и вопросы о респондентах. В опросе приняло участие более 100 человек, их социально-демографические характеристики были проанализированы и был сделан вывод,
что подавляющее большинство из них соответствует портрету потребителя, что говорит о
применимости полученных результатов в дальнейшем. Ответы на 2 главных вопроса были
расшифрованы, и каждая функция была распределена в определенную категорию. Более
того, были высчитаны еще несколько коэффициентов для более точного определения
наиболее важных функций именно по мнению потенциальных пользователей. Основываясь
на полученных данных, были отобраны еще 5 функций - еще 5 функций: отправка65
сообщений диспетчеру, информирование о новостях МКД/аварийных отключениях и т. д.,
оформление пропусков, синхронизация со СКУД и доступ к камерам видеонаблюдения.
Для проверки достоверности выбранных функций и получения дополнительной информации было проведено экспертное интервью с представителем компании. Вопросы
были разделены на 4 блока по темам. Ответы эксперта в целом подтвердили правильность
направления работы, предоставили 2 новые функции к разработке, а также дали основу для
формирования нефункциональных требований и создания макетов приложения.
В третьей главе для всех функций были созданы BPMN-диаграммы бизнес-процессов. После этого были выявлены бизнес-требования, основные группы пользователей, пользовательские требования и функциональные требования для каждой выбранной функции, а
также была проведена трассировка требований. Основываясь на полученных результатах,
были сформированы концептуальная и логическая схемы данных. После этого были созданы макеты приложения, наглядно отражающие пример реализации функциональных
требований непосредственно в приложении.



