Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция интернет-аддикций подростков посредством тренинга социальных навыков

Работа №14760

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения девиаций личности 7
1.1 Интернет-аддикция как социально-психологический феномен 7
1.2 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
социальных навыков 15
1.3 Подросток как субъект взаимодействия 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности тренинга социальных навыков в коррекции интернет-аддикции подростков 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ и описание результатов исследования 45
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 58


В условиях глобализации мира и открытости общества, активном развитии средств коммуникации актуализируется проблема влияния интернета на воспитание и социализацию личности.
Роль интернета, а, следовательно, и его использования, возрастает с повышением возможностей, которые он несёт человечеству. В результате чего люди начинают впадать в определённую меру зависимости, которая, начиная превышать допустимые нормы, приводит к негативным последствиям.
Наибольшему риску попадания в зависимость от интернета подвержены учащиеся с несформировавшейся или неустойчивой психикой и не сложившимся ещё мировоззрением, мироощущением, миропониманием, то есть дети и подростки.
Аддиктивное поведение понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Основными видами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.
Термин «зависимость» определяется как «патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо».
Актуальность данной темы определяется, во-первых, постоянным ростом числа подростков - пользователей интернета; во-вторых, тем, что интернет-зависимость способствует развитию ряда психологический проблем у детей: конфликтность, депрессия, предпочтение виртуального мира реальности, трудность адаптации в обществе, потеря контроля над собой и желание проводить время за компьютером все больше. Компьютерная зависимость влечет за собой и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия и вытекающие из нее заболевания.
Вопросами информационного общества и социальной роли интернета занимались зарубежные учёные: А.В. Бенедиктова [4], Е.Н. Шиянов [50]; интернет-среда и виртуальная коммуникация рассматривалась в работах С. Бодкер [6]; исследование гендерных различий при работе с интернетом: К. Янг [53]; проблемами формирования информационной культуры учащихся занимались учёные Г. Асмолов [1], М. Иванов [22]; интернет-социализацией личности - И.Л. Матасова [28].
В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А.А. Черновым [47] были разработаны критерии данной зависимости и выделены типы интернет-зависимых личностей. А.И. Чистой [48] были изучены культуральные особенности у пользователей русско-язычного интернета, исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей.
Цель исследования: выявить эффективность тренинга социальных навыков в коррекции интернет-аддикций подростков.
Объект исследования: интернет-аддикции.
Предмет исследования: процесс коррекции интернет-аддикций подростков.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что тренинг социальных навыков способствует коррекции интернет-аддикций в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень проявления интернет-аддикции у подростков.
3. Составить, внедрить в практику и экспериментально проверить эффективность тренинговой программы, направленной на коррекцию интернет-аддиикций подростков.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- тестирование «Тест-опросник изучения интернет-аддикции»
(В.А. Бурова);
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №41». Экспериментальную выборку составили учащиеся подросткового возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в рамках работы школьной психологической службы с целью коррекции зависимого поведения подростков и гармонизации их личностного развития.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты экспериментальной работы представлены на заседании студенческой научно-исследовательской лаборатории «Психология школьных трудностей» и Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». По результатам исследования подготовлена и опубликована статья «Гендерные особенности интернет-адикции подростков».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению проявления особенностей интернет-аддикции подростков и способы ее коррекции с помощью тренинга социальных навыков.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования рассмотрены понятие и особенности интернет-зависимости как разновидности аддиктивного поведения подростков, проанализированы физические и психологические симптомы интернет-аддикции подростков. Выявлено, что психологическими последствиями интернет- аддикции подростков разного пола являются социальная изоляция, а, следовательно, проблемы в семье, разрыв дружеских связей, ослабление либо, наоборот, усиление эмоциональных реакций. Признаки этого синдрома часто сравнивают с симптоматикой алкогольной или наркотической зависимости. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, общительность, открытость. Наблюдается деградация социальных связей личности. Подростки сильнее всего склонны к дезадаптации. Из-за большого количества времени, проведенного в виртуальном мире, объективная реальность вытесняется, как следствие этого у подростка может проявляться агрессивность и раздражительность.
Для определения интернет-аддикции подростков была использована методика диагностики интернет-аддикции К. Янг, адаптированная В.А. Буровой (Приложение 1).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе испытуемых не выявлены респонденты с отсутствием интернет-зависимости; для 60% опрошенных (12 человек) характерен высокий уровень Интернет-аддикции; средний уровень интернет-зависимости (аддикции) диагностирован у 30% испытуемых (6 человек), 10% подростков имеют низкий уровень интернет-зависимости (аддикции).
После проведения программы количество испытуемых с высоким уровнем проявления интернет-аддикции снизилось на 20% (было 60% - 12 человек, стало 40% - 8 человек). Количество испытуемых со средним уровнем зависимости увеличилось на 10% (с 30% до 40% - 8 человек). Количество испытуемых с низким уровнем зависимости стало составлять 20% (4 человека).
Таким образом, полученные результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной работы. Цель и задачи работы достигнуты. Реализованная программа позволила снизить уровень проявления интернет-аддикции у испытуемых, что подтверждает гипотезу исследования: тренинг социальных навыков способствует коррекции интернет-аддикций в подростковом возрасте.



1. Асмолов, А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности [Текст] / А.Г. Асмолов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2017. - №7. - С. 5-7.
2. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст]: Пер.с англ. / Дж. Баттерворт, М. Харрис. - М.: Когито-Центр, 2013. - 350 с.
3. Белинская, Е.П. Психология Интернет-коммуникации [Текст]: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013 - 192 с.
4. Бенедиктова, А.В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в подростковых группах [Текст] /
A. В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 5. - С. 228-236.
5. Богданова, Д.А. Внимание: Интернет! [Текст] / Д.А. Богданова // Открытое образование. - 2016. - № 2. - С. 89-99.
6. Бодкер, С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности [Текст] / С. Бодкер // Психологический журнал. - 2013. - №4.- С. 71-81.
7. Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс].
- Словари онлайн. - Режим доступа https://rus-big-soc-dict.sesii.net/827- 1)_тренинг.
8. Бурова, В.А. Механизмы формирования интернет-аддикции [Текст] /
B. А. Буров, В.И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России.- М., 2014. - С. 290-291.
9. Введение в гендерные исследования [Текст] / под ред. И.В. Костиковой. — М.: Изд-во МГУ, 2012. — 224 с.
10. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. — 266 с.
11. Волохова, О. Интернет-зависимость в подростковом возрасте [Текст] / О. Волхова // Народное образование.- 2015. - № 5. - С. 23-26.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учеб.пособие / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2015. - 671 с.
13. Галяутдинова, С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями [Текст] /
С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. -2013. - Т. 18. - №1. - С. 232-235.
14. Гендерная психология и педагогика [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ.ред. О. И. Ключко. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 404 с.
15. Дрепа, М.И. Психологическая характеристика особенностей Интернет-зависимости у подростков разного пола [Текст] / М.И. Дрепа. - 2013. - 211 с.
16. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. — СПб.: Издательство «Речь», 2014. — 256 с.
17. Егоров, А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Электронный ресурс] / А.Ю. Егоров // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2015. - N 4(33). - C. 4. - Режим доступа http://mpri.ru
18. Егоров, А. Ю.Поведенческие интернет-аддикции [Текст]: (обзор) / А.Ю. Егоров // Аддиктология. - 2013. - № 1. - С. 65-77.
19. Жарова, М.Н. Психология [Текст]: Учебник для СПО / Редактор: Шевченко О.С. - Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 368 с.
20. Жучкова, С.Е. Эмпирическое исследование зависимости подростков от социальных сетей / С.Е. Жучкова, М.Н. Воробьева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(66). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 80-85.
21. Захарова, Г.И. Теория и методика психологического тренинга [Текст]: Учебное пособие / Г.И. Захарова // Челябинск Издательство ЮУрГУ, Изд. 2-ое, 2013. - 44 с.
22. Иванов, М. Влияние сети Интернет на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / М. Иванов - М.: Наука, 2014. - 432 с.
23. Игра в тренинге. Личный помощник тренера [Текст] / Георгий Голышев, Елена Леванова, Александра Соболева. - СПб.: Питер, 2013.¬368с.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2015. — 940 с.
25. Лаврович, А.И. Интернет-аддикция в подростковом возрасте [Текст] / А.П. Лаврович, Т.А. Попкова // Вестник образования. - 2013. - С. 3 - 19.
26. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - Москва: Академия, 2014. - 256 с.
27. Малыгин, В.Л. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс] / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, А.А. Антоненко // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. - 2015. - N 7(30). - С. 7. - Режим доступа http://mprj.ru
28. Матасова, И.Л. К проблеме исследования и профилактики интернет-зависимого поведения [Текст] / И.Л. Матасова, М.А. Шаталина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 02 (56). - Часть 3. - С.68-74.
29. Методические рекомендации по профилактике игровой, компьютерной и интернет-зависимости [Текст] / Разработчики: Петрова И.В., Меринова Е.В., Петрова Г.А. - Екатеринбург: методист ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2013. - 61с.
30. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды [Электронный ресурс] / Л.А. Петровская. - М.: Смысл, 2013. - 387 с. - Режим доступа https://lib.rin.ru/book/obschenie—kompetentnost—trening- izbrannye-trudy _l-a-petrovskaj a/text/
31. Практикум по социально-психологическому тренингу [Текст]: Учебное пособие. - 2-е издание, исправленное и дополненное / под ред. Парыгина Б.Д. - СПб.: ИГУП, 2015. - 308с.
32. Шепелева, Л.Н. Программы социально - психологических тренингов [Текст] / Л.Н. Шепелева. - СПб.: Питер, 2013. - 160 с.
33. Психологическая энциклопедия [Текст] / Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха. - 8-е издание. - 2016. - 1096с.
34. Психология зависимости [Текст]: учебное пособие / О.Б. Симатова; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. — Чита, 2016. — 301 с.
35. Психология тренинговой работы: Содержательные,организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2014. — 416 с.
36. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. - СПб.: Речь, 2015. - 224 с.
37. Пьянкова, Н.Г. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков [Электронный ресурс] / Н.Г. Пьянкова, В.М. Матвиюк // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 30. - ART 14858. - 0,3 п. л. -- Режим доступа http://e-koncept.ru/2014/14858.htm
38. Развитие личности в современном образовательном пространстве [Текст] / Н.И. Виноградова, Ж.А. Леснянская, О.Б. Симатова и др.; науч. ред.: Н.И. Виноградова. - М.: Буки Веди, 2014. - 275 с.
39. Реньш, М.А. Социально-психологический тренинг [Текст]: Практикум / М.А. Реньш, Н.О. Садовникова, Е.Г. Лопес. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2017. - 190 с.
40. Руководство по аддиктологии [Текст] / В.Д. Менделевич [и др.] под общ.ред. В.Д. Менделевича. - Спб.: Речь, 2013. - 768 с.
41. Симатова, О.Б. Психологические механизмы формирования аддиктивного поведения [Текст] / О.Б. Симатова // Вестник ЧитГУ. - 2013. - № 1. - С. 83-92.
42. Словарь-справочник по социальной работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://social_work.academic.ru/663/
43. Собрание сочинений в 30 томах [Текст] / А.И. Герцен. - Акад. наук СССР, Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького. - Москва: Наука, 1954-1965. - Том 9. - Ч.4.
44. Ступницкий, В.П. Психология [Текст]: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. — М.: Издательско¬торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.
45. Тест-опросник изучения интернет-аддикций[Электронный ресурс] / В.А. Бурова // Источник: http://netaddiction.ru/test/test-netaddiction
46. Торн К., Маккей Д. Тренинг [Текст] Настольная Книга Тренера / К. Торн, Д. Маккей / Пер. С А.Маслов. - Спб.: Питер, 2012. - 208 с.
47. Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Чернов. - М.: Издательско¬торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.-311с.
48. Чистая, А. Интернет-зависимость - болезнь XXI века [Текст] / А. Чистая// Минская школа сегодня. - 2014. - № 6. - С. 22 - 27.
49. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: учеб.пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2013. - 976 с.
50. Шиянов, Е.Н. Интернет-зависимость и ее профилактика у подростков: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Н. Шиянов, М.И. Дрепа. - Ставрополь: Изд-во «Графа», 2013. - 238 с.
51. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - М.: Днепропетровск: Пороги, 2014.-196 с.
52. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 - 11 классов / Ольга Кардашина, Мария Ступницкая, Вадим Родионов. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2013. - 224 с.
53. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст] / К. Янг // Мир Интернет. - 2013. - №2. - С. 24 - 29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ