Коррекция интернет-аддикций подростков посредством тренинга социальных навыков
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения девиаций личности 7
1.1 Интернет-аддикция как социально-психологический феномен 7
1.2 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
социальных навыков 15
1.3 Подросток как субъект взаимодействия 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности тренинга социальных навыков в коррекции интернет-аддикции подростков 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ и описание результатов исследования 45
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 58
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения девиаций личности 7
1.1 Интернет-аддикция как социально-психологический феномен 7
1.2 Специфические черты и основные парадигмы тренинга
социальных навыков 15
1.3 Подросток как субъект взаимодействия 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности тренинга социальных навыков в коррекции интернет-аддикции подростков 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ и описание результатов исследования 45
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 58
В условиях глобализации мира и открытости общества, активном развитии средств коммуникации актуализируется проблема влияния интернета на воспитание и социализацию личности.
Роль интернета, а, следовательно, и его использования, возрастает с повышением возможностей, которые он несёт человечеству. В результате чего люди начинают впадать в определённую меру зависимости, которая, начиная превышать допустимые нормы, приводит к негативным последствиям.
Наибольшему риску попадания в зависимость от интернета подвержены учащиеся с несформировавшейся или неустойчивой психикой и не сложившимся ещё мировоззрением, мироощущением, миропониманием, то есть дети и подростки.
Аддиктивное поведение понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Основными видами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.
Термин «зависимость» определяется как «патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо».
Актуальность данной темы определяется, во-первых, постоянным ростом числа подростков - пользователей интернета; во-вторых, тем, что интернет-зависимость способствует развитию ряда психологический проблем у детей: конфликтность, депрессия, предпочтение виртуального мира реальности, трудность адаптации в обществе, потеря контроля над собой и желание проводить время за компьютером все больше. Компьютерная зависимость влечет за собой и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия и вытекающие из нее заболевания.
Вопросами информационного общества и социальной роли интернета занимались зарубежные учёные: А.В. Бенедиктова [4], Е.Н. Шиянов [50]; интернет-среда и виртуальная коммуникация рассматривалась в работах С. Бодкер [6]; исследование гендерных различий при работе с интернетом: К. Янг [53]; проблемами формирования информационной культуры учащихся занимались учёные Г. Асмолов [1], М. Иванов [22]; интернет-социализацией личности - И.Л. Матасова [28].
В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А.А. Черновым [47] были разработаны критерии данной зависимости и выделены типы интернет-зависимых личностей. А.И. Чистой [48] были изучены культуральные особенности у пользователей русско-язычного интернета, исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей.
Цель исследования: выявить эффективность тренинга социальных навыков в коррекции интернет-аддикций подростков.
Объект исследования: интернет-аддикции.
Предмет исследования: процесс коррекции интернет-аддикций подростков.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что тренинг социальных навыков способствует коррекции интернет-аддикций в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень проявления интернет-аддикции у подростков.
3. Составить, внедрить в практику и экспериментально проверить эффективность тренинговой программы, направленной на коррекцию интернет-аддиикций подростков.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- тестирование «Тест-опросник изучения интернет-аддикции»
(В.А. Бурова);
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №41». Экспериментальную выборку составили учащиеся подросткового возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в рамках работы школьной психологической службы с целью коррекции зависимого поведения подростков и гармонизации их личностного развития.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты экспериментальной работы представлены на заседании студенческой научно-исследовательской лаборатории «Психология школьных трудностей» и Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». По результатам исследования подготовлена и опубликована статья «Гендерные особенности интернет-адикции подростков».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы, приложения.
Роль интернета, а, следовательно, и его использования, возрастает с повышением возможностей, которые он несёт человечеству. В результате чего люди начинают впадать в определённую меру зависимости, которая, начиная превышать допустимые нормы, приводит к негативным последствиям.
Наибольшему риску попадания в зависимость от интернета подвержены учащиеся с несформировавшейся или неустойчивой психикой и не сложившимся ещё мировоззрением, мироощущением, миропониманием, то есть дети и подростки.
Аддиктивное поведение понимается как зависимость от объектов неживой природы, в отличие от термина «зависимое поведение», которое характеризуется влечением к обладанию как объектов неживой, так и живой природы (например, зависимость от других людей). Основными видами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.
Термин «зависимость» определяется как «патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо».
Актуальность данной темы определяется, во-первых, постоянным ростом числа подростков - пользователей интернета; во-вторых, тем, что интернет-зависимость способствует развитию ряда психологический проблем у детей: конфликтность, депрессия, предпочтение виртуального мира реальности, трудность адаптации в обществе, потеря контроля над собой и желание проводить время за компьютером все больше. Компьютерная зависимость влечет за собой и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия и вытекающие из нее заболевания.
Вопросами информационного общества и социальной роли интернета занимались зарубежные учёные: А.В. Бенедиктова [4], Е.Н. Шиянов [50]; интернет-среда и виртуальная коммуникация рассматривалась в работах С. Бодкер [6]; исследование гендерных различий при работе с интернетом: К. Янг [53]; проблемами формирования информационной культуры учащихся занимались учёные Г. Асмолов [1], М. Иванов [22]; интернет-социализацией личности - И.Л. Матасова [28].
В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А.А. Черновым [47] были разработаны критерии данной зависимости и выделены типы интернет-зависимых личностей. А.И. Чистой [48] были изучены культуральные особенности у пользователей русско-язычного интернета, исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей.
Цель исследования: выявить эффективность тренинга социальных навыков в коррекции интернет-аддикций подростков.
Объект исследования: интернет-аддикции.
Предмет исследования: процесс коррекции интернет-аддикций подростков.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что тренинг социальных навыков способствует коррекции интернет-аддикций в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень проявления интернет-аддикции у подростков.
3. Составить, внедрить в практику и экспериментально проверить эффективность тренинговой программы, направленной на коррекцию интернет-аддиикций подростков.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- тестирование «Тест-опросник изучения интернет-аддикции»
(В.А. Бурова);
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №41». Экспериментальную выборку составили учащиеся подросткового возраста в количестве 20 человек.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в рамках работы школьной психологической службы с целью коррекции зависимого поведения подростков и гармонизации их личностного развития.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты экспериментальной работы представлены на заседании студенческой научно-исследовательской лаборатории «Психология школьных трудностей» и Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». По результатам исследования подготовлена и опубликована статья «Гендерные особенности интернет-адикции подростков».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы, приложения.
Данная работа была посвящена изучению проявления особенностей интернет-аддикции подростков и способы ее коррекции с помощью тренинга социальных навыков.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования рассмотрены понятие и особенности интернет-зависимости как разновидности аддиктивного поведения подростков, проанализированы физические и психологические симптомы интернет-аддикции подростков. Выявлено, что психологическими последствиями интернет- аддикции подростков разного пола являются социальная изоляция, а, следовательно, проблемы в семье, разрыв дружеских связей, ослабление либо, наоборот, усиление эмоциональных реакций. Признаки этого синдрома часто сравнивают с симптоматикой алкогольной или наркотической зависимости. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, общительность, открытость. Наблюдается деградация социальных связей личности. Подростки сильнее всего склонны к дезадаптации. Из-за большого количества времени, проведенного в виртуальном мире, объективная реальность вытесняется, как следствие этого у подростка может проявляться агрессивность и раздражительность.
Для определения интернет-аддикции подростков была использована методика диагностики интернет-аддикции К. Янг, адаптированная В.А. Буровой (Приложение 1).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе испытуемых не выявлены респонденты с отсутствием интернет-зависимости; для 60% опрошенных (12 человек) характерен высокий уровень Интернет-аддикции; средний уровень интернет-зависимости (аддикции) диагностирован у 30% испытуемых (6 человек), 10% подростков имеют низкий уровень интернет-зависимости (аддикции).
После проведения программы количество испытуемых с высоким уровнем проявления интернет-аддикции снизилось на 20% (было 60% - 12 человек, стало 40% - 8 человек). Количество испытуемых со средним уровнем зависимости увеличилось на 10% (с 30% до 40% - 8 человек). Количество испытуемых с низким уровнем зависимости стало составлять 20% (4 человека).
Таким образом, полученные результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной работы. Цель и задачи работы достигнуты. Реализованная программа позволила снизить уровень проявления интернет-аддикции у испытуемых, что подтверждает гипотезу исследования: тренинг социальных навыков способствует коррекции интернет-аддикций в подростковом возрасте.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования рассмотрены понятие и особенности интернет-зависимости как разновидности аддиктивного поведения подростков, проанализированы физические и психологические симптомы интернет-аддикции подростков. Выявлено, что психологическими последствиями интернет- аддикции подростков разного пола являются социальная изоляция, а, следовательно, проблемы в семье, разрыв дружеских связей, ослабление либо, наоборот, усиление эмоциональных реакций. Признаки этого синдрома часто сравнивают с симптоматикой алкогольной или наркотической зависимости. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, общительность, открытость. Наблюдается деградация социальных связей личности. Подростки сильнее всего склонны к дезадаптации. Из-за большого количества времени, проведенного в виртуальном мире, объективная реальность вытесняется, как следствие этого у подростка может проявляться агрессивность и раздражительность.
Для определения интернет-аддикции подростков была использована методика диагностики интернет-аддикции К. Янг, адаптированная В.А. Буровой (Приложение 1).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в группе испытуемых не выявлены респонденты с отсутствием интернет-зависимости; для 60% опрошенных (12 человек) характерен высокий уровень Интернет-аддикции; средний уровень интернет-зависимости (аддикции) диагностирован у 30% испытуемых (6 человек), 10% подростков имеют низкий уровень интернет-зависимости (аддикции).
После проведения программы количество испытуемых с высоким уровнем проявления интернет-аддикции снизилось на 20% (было 60% - 12 человек, стало 40% - 8 человек). Количество испытуемых со средним уровнем зависимости увеличилось на 10% (с 30% до 40% - 8 человек). Количество испытуемых с низким уровнем зависимости стало составлять 20% (4 человека).
Таким образом, полученные результаты эксперимента говорят об эффективности проведенной работы. Цель и задачи работы достигнуты. Реализованная программа позволила снизить уровень проявления интернет-аддикции у испытуемых, что подтверждает гипотезу исследования: тренинг социальных навыков способствует коррекции интернет-аддикций в подростковом возрасте.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА У ЛИЦ СО СКЛОННОСТЬЮ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020



