Введение 3
Глава 1. Египет как предшественник исследуемой традиции 6
Глава 2. «Ступня Сераписа» 12
Глава 3. Посвятительные надписи с изображениями отпечатков ног 22
3.1. Изображения отпечатков ног человека 23
Изображения, не относящиеся к религии 23
Изображения, относящиеся к религии 27
3.2. Изображения отпечатков ног божества 33
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 58
Высеченные на камне изображения отпечатков ног встречаются в различных доисторических культурах . Такие изображения были найдены, например, в Швеции, Норвегии, Палестине, Катаре, Йемене и Саудовской Аравии. Поверхность скалы близ города Табук (Саудовская Аравия), к примеру, была разрисована фигурами людей и животных и «украшена» большим количеством изображений ступней с прорисованными пальцами, а в Ахаггаре (Алжир) изображения сандалий были найдены на погребальных стелах .
В своей монографии «Some Nubian Petroglyphs» чешский египтолог Мирослав Вернер отмечает, что в первобытных обществах присутствовала вера в магическую силу человеческого прикосновения. Руки и ноги рассматривались как основные передатчики этой силы, а следы ног, оставленные на земле, считались «насыщенными» сверхъестественной энергией. Вернер называет человеческие следы некой подписью, характерным отличительным знаком, по которой охотники и кочевники, как древние, так и современные, могли определить владельца следов и в какой-то степени узнать о его намерениях. С древних времен ступня, а также ее отпечаток, играли важную роль в магическо-религиозных представлениях древних людей. Даже в современных культурах мы до сих пор встречаем отголоски данного мировоззрения: у некоторых арабских племен, к примеру, сохраняется обычай предсказывать будущее человека по его следам. Подобное явление мы также находим в христианстве и исламе. На Елеонской горе есть изображения следов, которые приписывают Христу, оставленные им после Вознесения, а отпечатки ног в Мекке считаются отпечатками пророка Ибрахима .
В нашей же работе мы предприняли попытку классифицировать различные виды изображений отпечатков ног, оставленных на территории Греции и Римской Империи и, насколько это возможно, расположить их в хронологическом порядке — начиная Древним Египтом и заканчивая вотивными стелами с изображениями отпечатков ног из североафриканских храмов, которые датируются III веком н.э.
Итак, в первой главе мы кратко рассмотрим регион, в котором было найдено наибольшее количество подобных изображений — Древний Египет. Мы сочли необходимым упомянуть о нем, поскольку именно Египет традиционно считается местом зарождения исследуемой традиции, а божества, к которым чаще всего обращались с подобными приношениями, имели преимущественно египетское происхождение: Исида, Серапис, Анубис (также Германубис) и Гарпократ. После краткого обзора египетских корней традиции изображения отпечатков ног мы приступим к более детальному рассмотрению вотивных надписей на греческом и латинском, которые получили широкое распространение в эпоху эллинизма и римский период.
Во второй главе мы перейдем к обсуждению весьма уникальных вотивных памятников в виде массивных скульптурных изображений ступни, которые обычно посвящались Серапису. Мы также проанализируем несколько посвятительных надписей, выполненных на этих статуэтках. Кроме того, будут рассмотрены несколько гипотез относительно происхождения таких скульптурных изображений и их значения в культе Сераписа.
В третьей главе, посвященной непосредственно изображениям отпечатков ног и сопровождающим их надписям, мы также предпримем попытку разъяснить мотивы, побудившие людей эллинистического и римского периода изготавливать и посвящать различным божествам подобные памятники. Важно отметить, что наша работа не охватывает отпечатки ног на камне, непреднамеренно оставленные людьми в процессе их повседневной деятельности. Нами также не будут рассматриваться анатомические вотивные приношения в виде ног и мозаичные изображения голых ступней или сандалий, например, в римских термах, где они служили в качестве знака, предупреждающего о горячем полу.
Подведем итоги проделанной нами работы. В ходе исследования было установлено, что традиция изображения отпечатков ног на вотивных стелах и в виде скульптурного изображения ступни имеет четко выраженное египетское влияние, так как подобные вотивные приношения были адресованы преимущественно египетским божествам, а с течением времени эта традиция распространилась уже на других богов, о чем свидетельствуют вотивные надписи с упоминаниями, например, Зевса или Ма.
Рассмотрение вотивной стелы, посвященной Силоном, позволяет предположить, что традиция приношения ex-voto в виде ступни могла проникнуть в Грецию и Рим намного раньше, а широкое распространение получить уже в эллинистический период и римское время. Тем не менее мы не можем отрицать то огромное влияние, которое оказал Египет на формирование исследуемой традиции. Можно сделать вывод, что исследуемая традиция на территории Греции и Римской Империи пользовалась особой популярностью в I—III века н.э.
Скульптурное изображение ступни Сераписа является довольно уникальным, но не единственным подобным памятником — параллели можно обнаружить в буддизме. Эта традиция берет свое начало в Египте и формируется под влиянием сразу нескольких факторов (поступь богов, поза статуи Сераписа и его целительные силы). Серапис был популярным божеством в период эллинизма и римское время, к которому часто обращались за помощью. Его благодарили за исцеление, победу на агонах и в целом просили его благосклонности. Эти благодарственные приношения, по итогу, получили форму ступни. Скульптурное изображения стопы Сераписа помещалось в храм и символизировало постоянное присутствие этого бога и его готовность помочь молящемуся.
Говоря об изображениях отпечатков ног и сопровождающих их надписей, можно сделать вывод, что как религиозные, так и нерелигиозные изображения отпечатков ног отражают идею запечатления самого себя. Такие изображения, вероятно, были универсальным средством навечно сохранить и материализовать свое существование, даровать себе своеобразное бессмертие. Эфебы и участники культов различных богов стремились сохранить свое физические присутствие через свои следы и имена.
Изображения отпечатков ног божества были более распространенными и легко распознаваемыми. Посредством подобных изображений и надписей на них люди могли вести своеобразный диалог с божеством, выразить ему или ей свою благодарность за что-либо и увековечить присутствие божества в храме. Эти изображения создавали незримый образ божества, которое, как предполагалось, время от времени посещало храм и наблюдало за религиозными процессиями в свою честь.
Можно также заключить разницу между объемными изображениями ступни Сераписа и изображениями отпечатков ног на вотивных стелах. Скульптурное изображение ступни Сераписа могло символизировать постоянное присутствие бога в храме, в то время как изображение на вотивных стелах представляло собой разовое, прошедшее или периодическое явление бога или богини в место почитания.
1. Cornelii Taciti Historiarum Libri / ed. by C. D. Fisher. Oxford: Oxford University Press, 1911.
2. C. Suetoni Tranquilli Opera / ed. by M. Ihm. Oxford: Oxford University Press, 1908. Vol. 1.
3. Herodotus / tr. by A. D. Godley. Cambridge: Harvard University Press. 1920.
4. Lucian Works / tr. by. A. M. Harmon. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1913.
5. M. Tulli Ciceronis Scripta Quae Manserunt Omnia / ed. by W. Ax. Leipzig: Teubner, 1933.
6. Petronius Satyrica / tr. by M. Heseltine. London: William Heinemann, 1913.
7. Plutarchi moralia / ed. by W. Sieveking. Leipzig: Teubner, 1935. Vol. 2-3.
8. Ovid in Six Volumes / ed. by J. H. Mozley, G. P Goold. London: Heinemann, 1979. Vol. 2.
9. P Vergili Maronis Opera / ed. by R. A. B. Mynors. Oxford: Oxford University Press, 1972.
Научная литература:
1. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н. э.). СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002.
2. Бадж Э. У. Нажель, Ж. Шваллер, Р Легенды о египетских богах. «Мистерии» Осириса в Древнем Египте. О символе и символическом. Академический проект. 2021.
3. Герасим (Дьячков) игум. Церковная политика императора Юстиниана I // Церковный историк. 2020. № 2 (4), с. 36-67.
4. Achrati A. Hand and Foot Symbolism: From Rock Art to the Qur’an // Arabica. 2003. № 50 (4), pp. 464-500.
5. Altenmuller H. Eine neue Deutung der Zeremonie des 'IN'IT RD // The Journal of Egyptian Archaeology. 1971. Vol. 57. pp. 146-153.
6. Alvar J. Los cultos egipcios en Hispania. Besan^on: Institut des Sciences et Techniques de l'Antiquite, 2012.
7. Arena R. Per la lettura di due iscrizioni greche arcaiche // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. 1983. Vol. 53, pp. 99-102.
8. Argyros A. Reviving Ophidia: Godly Serpents in Ancient Egyptian Magic and Mythology / UVM Honors College Senior Theses, 2018.
9. Bertilsson U. Divine footprints. Traces of cosmological Archetypes and prehistoric Religion on the Rock Faces // Art as Source of History. 2013. pp. 163-172.
10. Bomgardner D. The Carthage Amphitheater: A Reappraisal // American Journal of Archaeology. 1989. Vol. 93, №1, pp. 85-103.
11. Bosanquet R. C., Dawkins R. M., Tod M. N., Duckworth W. L. H., Myres J. L. Excavations at Palaikastro. II // The Annual of the British School at Athens. 1902. Vol. 9. pp. 274-387.
12. Branigan K. Minoan Foot Amulets And Their Near Eastern Counterparts. Rome: University Of Rome, 1970.
13. Bricault L. Michel Malaise, Pour une terminologie et une analyse des cultes isiaques [Электронный ресурс] URL: https://journals.openedition.org/kernos/500 (Дата обращения 02.04.2024).
14. Bricault L. The «Gens Isiaca» in Graeco-Roman Coinage // The Numismatic Chronicle. 2015. Vol. 175. pp. 83-102.
15. Cagnat R., Schmidt J. Inscriptionum Africae Proconsularis Latinarum Supplementum. Berolini: apudG. Reimerum. 1891.
16. Canto A. M. Les plaques votives avec plantae pedum d'Italica: un essai d'interpretation // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. 1984. Vol. 54. pp. 183-194.
17. Castiglione L. Tables Votives A Empreintes De Pied Dans Les Temples D’egypte // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. 1967. Vol. 20. №2. pp. 239-252.
18. Castiglione L. Zur Frage der Sarapis-FuBe // Zeitschrift fur Agyptische Sprache und Altertumskunde. 1971. Vol. 97. pp. 30-43.
19. Dow S. Upson F. The Foot of Sarapis // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. 1944. Vol. 13. pp. 58-77.
20. Dunbabin K. Ipsa deae vestigia.. .Footprints divine and human on Graeco-Roman monuments // Journal of Roman Archaeology. 2015. Vol. 3. pp. 85-109.
21. Edgerton W. F. Preliminary Report on the Ancient Graffiti at Medinet Habu // The American Journal of Semitic Languages and Literatures. 1934. Vol. 50. №2, pp.116-127.
22. Etienne B. Inscriptions metriques de l'Egypte greco-romaine. Recherches sur la poesie epigrammatique des grecs en Egypte. Besan^on: Universite de Franche-Comte. 1969.
23. Gasparini V. Listening Stones. Cultural Appropriation, Resonance, and Memory in the Isiac Cults. // Vestigia. Miscellanea di studi storico-religiosi in onore di Filippo Coarelli nel suo 80° anniversario. 2016. pp. 555-574.
24. Gatto F. Gregori J. L. Some Remarks on the Entry of Bona Dea into the African Provinces, with a Glance at the Italic Documentation // Antiquites africaines. 2021. Vol. 57. pp. 139-147.
25. Guarducci M. Epigrafia Greca. Vol. 3: Epigrafi di carattere privato. Roma: Instituto Poligrafico dello Stato. 1974.
26. Grenier J. C. Anubis alexandrin et romain // Etudes preliminaries aux religions orientales dans l'Empire. 1977. Vol. 57.
27. Hatzfeld J. Inscriptions de Panamara // Bulletin de Correspondance Hellenique. 1927. Vol. 51. pp. 57-122.
28. Henrichs A. Vespasian’s Visit to Alexandria // Zeitschrift Fur Papyrologie Und Epigraphik. 1968. Vol 3. 51-80.
29. Heyob S. The cult of Isis among women in the Graeco-Roman world. Leiden: Brill, 2015.
30. Hill D. K. Material on the Cult of Sarapis // Hesperia: The Journal of the American School of Classical Studies at Athens. 1946. Vol. 15. №1. pp. 60-72.
31. Jacquet-Gordon H. The Graffiti on the Khonsu Temple Roof at Karnak: A Manifestation on the Personal Piety // Oriental Institute Publications. 2003. Vol. 123.
32. Jalabert L. Inscriptions grecques et latines de Syrie (deuxieme serie) // Melanges de la Faculte orientale. 1907. Vol. 2. pp. 265-320.
33. Kaper O. E., Willems H. Policing the Desert: Old Kingdom Activity around the Dakhleh Oasis // Egypt and Nubia. Gifts of the Desert. 2002. pp. 79-94.
34. Krumeich R. «Footprints» and Sculpted Feets: Enduring Marks of Human Presence and Divine Epiphany in Classical Antiquity // In the Footsteps of the Masters. 2020. Vol. 7. pp. 143-219.
35. Lanckoronski K. Stadte Pamphyliens und Pisidiens II. Pisidien. 1892.
36. Merkelbach R. Stauber, J. Die Sudkuste Kleinasiens, Syrien und Palaestina // Steinepigramme aus dem griechischen Osten. Vol. 4. pp. 2002.
37. Moretti, L. Note Egittologiche // Aegyptus. Vol. 38. pp. 199-209.
38. Nuorluoto T. Roman Female Cognomina: Studies in the Nomenclature of Roman Women. Uppsala: Uppsala University, 2021.
39. Polkowski P Feet, Sandals and Animate Landscapes. Some Considerations on the Rock Art of Dakhleh Oasis, Egypt // What Ever Happened to the People? Humans and Anthropomorphs in the Rock Art of Northern Africa. 2015. pp. 371-395.
40. Puccio L. Pieds et empreintes de pieds dans les cultes isiaques. [Эдектронный ресурс] URL: http s://j ournals. openedition. org/mcv/3628#ftn8 (Дата обращения 21.03.2024).