Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста

Работа №14759

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблема девиации личности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных 7
1.1 Химическая аддикция как социально психологический феномен 7
1.2 Подростковый возраст: риски и безопасность 16
1.3 Тренинг как средство развития и коррекции личностных характеристик 30
Выводы по 1 главе 42
Глава 2 Экспериментальное исследование эффективности тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций подростков 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ и описание результатов исследования 49
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 64


В настоящее время угрожающе быстро увеличивается число подростков с химическими аддикциями. Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «девиации» и «девиантное поведение», уже давно стали предметом споров среди тех, кто занимается изучением этого феномена (Ю.М. Антонян, А. Бандура, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафунов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.). При этом профилактика и коррекция химических аддикций подростков до сих пор является одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем.
Исследования последних лет показали, что химические аддикции у подростков связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. На ранних стадиях развития личности роль индивидуальных и фенотипических факторов доминирует, но начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности.
Обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» референтной группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими, в тоже время это может служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения у подростков.
В современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности. Современные подростки, переживая нормативный кризис, дополнительно попадают в информационный кризис, связанный с избытком и доступностью информации в сочетании с неумением ее правильно отбирать и анализировать.
Всё это лежит в основе формирования различных форм химически аддикций (курение, употребление алкоголя, токсикомания, наркозависимость). При этом наблюдается тенденция к «омоложению» различных форм химических аддикций и возрастанию процентного количества подростков с химическими аддикциями.
А.Г. Макеева отмечает, что целью профилактики аддикций в работе с подростками должно стать формирование положительной личностной идентичности, а именно: развитие способности самостоятельного принятия решений, формирование положительного психологического представления о своем «Я»; формирование адаптивных способов интерперсонального взаимодействия. Е.В. Шаломова подчеркивает, что зависимость аддиктивной личности подростка можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии. Так же немаловажным является тот факт, что в подростковом возрасте многие волевые черты характера ещё не полностью сформированы, что проявляется в неумении подростков отказаться от соблазна попробовать «первую сигарету» или «уколоться».
Чтобы работа по коррекции химических аддикций у подростков была эффективна, необходимо целенаправленно воздействовать на развитие вышеперечисленных качеств личности.
В школах ведётся работа по профилактике химических аддикций среди подростков, но зачастую эта работа малоэффективна, так как данные мероприятия имеют эпизодический характер. Работа же по коррекции химических аддикций в школе либо не ведётся вообще, либо начинает вестись, когда данные проявления уже имеют серьёзные негативные проявления.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились следующее противоречия между:
- угрожающе быстро увеличивающимся числом подростков с химическими аддикциями и недостаточной работой в школе по коррекции химических аддикций у подростков;
- необходимостью развития защитных механизмов личности у подростков, а так же формирования позитивного образа «Я» подростка и недостаточностью проводимой работы в этом направлении в школе.
Наличие противоречия позволило сформулировать проблему нашего исследования - каковы возможности тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций в подростковом возрасте.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность настоящей работы, постановку цели, объекта и предмета исследования.
Цель исследования: выявить эффективность тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций подростков.
Объект исследования: химические аддикции подростков.
Предмет исследования: коррекция химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что тренинг личностного роста является эффективным средством коррекции химических аддикций подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по проблеме исследования.
2. Выявить уровень и характер аддиктивного поведения подростков.
3. Составить и внедрить в практику программу тренинга, направленного на коррекцию химических аддикций подростков.
4. Экспериментально проверить эффективность программы коррекции химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста.
В качестве методов исследования использовались:
- изучение и анализ литературы;
- тестирование «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай, методика «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Первомайская
средняя общеобразовательная школа №2». В исследовании принимали участие 28 школьников в возрасте 12-14 лет.
Практическая значимость исследования определяется использованием результатов исследования в деятельности школьной психологической службы при составлении индивидуальных программ по коррекцию химических аддикций учащихся; при проведении консультационной работы с педагогами и родителями.
Апробация и внедрение результатов исследования: полученные экспериментальные данные докладывались на педагогическом совете МБОУ «Первомайская СОШ №2» и 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, содержит иллюстрационный материал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко у подростков.
Обстоятельства, отличающие образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» референтной группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - порождают мотивы, побуждающие его обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими. В тоже время эти обстоятельства могут служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения. Этому способствует то обстоятельство, что в современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности.
Химическая аддикция - это злоупотребление различными веществами (объектами аддикции), которые изменяют психическое состояние индивида, до того, как от этих веществ сформировалась физическая зависимость. Психологи говорят о деструктивности и о сложных предпосылках данного поведения, особой уязвимости перед данной проблемой подростков. Но только благодаря внутренней готовности подростка и отсутствия стойкого протеста против употребления каких-либо веществ, в случае возникновения соответствующей ситуации начинает формироваться химическая аддикция.
Тренинг личностного роста - это универсальный инструмент для формирования личностных качеств личности (интра- и интерперсональных), который при помощи использования соответствующих психотерапевтических техник и упражнений, позволяет воздействовать на участников тренинга в целях развития или коррекции у них определенных личностных черт и характеристик. После рассмотрения сущности и принципов тренинга личностного роста, было выдвинуто предположение о возможности его использования в целях коррекции химических аддикций подростков.
В ходе организации психолого-педагогического эксперимента были сделаны следующие выводы.
1. На констатирующем этапе эксперимента с использованием «Экспресс-диагностики химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай выявлено 13 респондентов из 28 (46,43%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: высокая вероятность химической зависимости - 2 подростков (7,14%), вероятность склонности - 11 подростков (39,29%). По результатам методики «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич выявлено 13 респондентов из 28 (46,43%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: признаки тенденции - 7 подростков (25%), признаки повышенной склонности - 5 подростков (17,86%), признаки высокой вероятности - 1 подросток (3,57%).
2. На формирующем этапе, с целью проверки гипотезы, была разработана программа тренинга личностного роста, направленная на коррекцию химических аддикций подростков, которая прошла апробацию в группе подростков 12-14 лет с наличием или высоким риском формирования форм химических аддикций.
3. На контрольном этапе эксперимента с использованием методики «Экспресс-диагностики химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай склонность к химической зависимости выявлена меньше чем у трети опрашиваемых - 9 респондентов из 28 (32,14%). По результатам методики «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич выявлено 9 респондентов из 28 (32,14%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: признаки тенденции - 5 подростков (15,86%), признаки повышенной склонности - 4 подростков (14,29%).
Результаты, полученные в ходе проведённого исследования и сделанные выводы, подтверждают гипотезу об эффективности тренинга личностного роста при коррекции химических аддикций подростков.
Таким образом, в ходе работы цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абдиров, Н.М. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения [Текст]: монография / Н. М. Абдиров, М. К. Иктынбаев. - М.: 2014. - 228 с.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст]: учебник для студентов вузов - 6-е изд., перераб. и доп. / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2014. - 496 с.
3. Александров, А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. [Текст]: монография / А.А. Александров; - М.: «Академический проект», 2017. - 335 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: 4-е изд., испр. и доп. / А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2010. - 420 с.
5. Братченко, С.Л. Личностный рост и его критерии [Текст]: учебн. пособие / Братченко С.Л., Миронова М.Р. // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 2014. - С. 38-46.
6. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга [Текст]: учебн. пособие / Вачков И. В., Дерябо С. Д. - СПб.: Речь, 2014. - 145 с.
7. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст]: учебн. пособие / И.В. Вачков. - М: Академия, 2015. - 176 с.
8. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста [Текст]: учебник / 4-е изд., перераб. и доп. / Б.С. Волков. - М.: КНОРУС, 2016. - 266 с.
9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо- Пресс, 2015. - 1008 с.
10. Гарифуллин, Р.Р. Скрытая профилактика наркомании [Текст]: Практическое руководство для педагогов и родителей. — М.: СК Сфера, 2016. - 266с.
11. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: — 3-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. — 240 с.
12. Гомезо, М.В. Возрастная психология [Текст] / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - М.: Просвещение, 2015. -345 с.
13. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. [Текст] / СПб.: Речь, 2015. - 166 с.
14. Ерышев, О.Ф. Химические и нехимические зависимости [Текст]: учебное пособие / О. Ф. Ерышев, А. М. Спринц. - СПб.: СпецЛит, 2012. - 250 с.
15. Иванов, В.И. Наркотики и дети / Психология зависимости [Текст]: хрестоматия учебное пособие / Сост. К.В. Сельченок. - Мн., 2014. - 228 с.
16. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол [Текст]: учебное пособие / Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта, 2013. - 210 с.
17. Краткий психологический словарь [Текст]: словарь / общ. ред. А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2015. - 512 с.
18. Кроповницкий, О.В. Тренинг личностного роста для подростков [Текст]: Учебное пособие / О.В. Кроповницкий. - М.: «Владос», 2016. - 120 с.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: учебное пособие. - 5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 2015. - 420 с.
20. Кулаков, С. А. Основы психосоматики [Текст]: Учебное пособие — СПб.: Речь, 2013. — 288 с, илл.
21. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2016. - 256 с.
22. Макеева, А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя [Текст]: А.Г. Макеева.- М.: Академия, 2014. - 191 с.
23. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство [Текст]: — М.: МЕДпресс, 2017. — 592 с.
24. Менделевич, В.Д. Связь алкогольной и наркотической зависимости у подростков с характером их отношений с родителями [Текст] / Менделевич, В.Д., Макушина О.П.: Журн. Неврол. и психиат. 2013, С. 72—74.
25. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. - Ярославль: ЯрГу, 2015. - 122 с.
26. Минуллина, А.Ф. Тренинг личностного роста [Текст] / Минуллина А.Ф., Гурьянова О.А.: Методическое пособие.— Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 96 с.
27. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
28. Петровский, А.В. Введение в психологию [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2015. - 496 с.
29. Прутченков, А.С. Тренинг личностного роста [Текст]: Учебное пособие / А. С. Прутченков - М.: «Академия», 2013. - 80 с.
30. Психологическая энциклопедия. 2-изд. [Текст]: / Под ред. Р. Корзини, А.Ауэрбаха. - СПб, 2016. -1096 c.
31. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: / под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
32. Рабочая книга школьного психолога [Текст]: / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2017. - 303 с.
33. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: 8-е издание / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2013.
34. Рамендик, Д. М. Тренинг личностного роста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. М. Рамендик. — 2-
е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 179 с.
35. Романцова, Е.Б. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. - 66 с.
36. Рохлина, М.Л. Наркомании. Токсикомании: психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ [Текст]: учебное посбие / М.Л. Рохлина. - М: Литтерра 2010; 256 с.
37. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С.А. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 712 с.
38. Рудакова, И.А. Девиантное поведение [Текст]: учебное пособие / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
39. Руководство по аддиктологии [Текст]: под ред. проф. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2017. - 768 с.
40. Симатова, О.Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами у подростков [Текст]: Учебное пособие / О. Б. Симатова - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2015. - 152 с.
41. Симатова, О.Б. Психология зависимости [Текст]: Учебное пособие / О. Б. Симатова - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2016. - 308 с.
42. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности [Текст]: Учебное пособие / Л. Н. Собчик - М. Институт прикладной психологии, 2017. - 480 с.
43. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей [Текст]: учебник / Г. В. Старшенбаум. - М.: Когито- Центр, 2006. - 285 с.
44. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. - 672 с.
45. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса [Текст]: Учебное пособие / В.А. Ташлыков - СПб.: Медицина, 2014. - 192 с.
46. Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения [Текст]: Научно-методическое издание / Н. П. Фетискин - Кострома: КГУ,2015 - 272 с
47. Черникова, Н.В. Психология и психотерапия химической и эмоциональной зависимости [Текст]: учебное пособие / Н. В. Черникова. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2012. - 132 с.
48. Шаломова, Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков [Электронный ресурс] / Е.В. Шаломова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - Режим доступа: http://www. science-education. ru/ru/article/view?id=15 223 Tuesday, 6 March 2017 09:31:34.
49. Шевцова, И. В. Тренинг личностного роста [Текст]: Учебное пособие / И. В. Шевцова — СПб.: Речь, 2014. — 144 с.
50. Шевцова, И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста [Текст]: Учебное пособие / И.В. Шевцова. - СПб.: Речь, 2017. - 192 с.
51. Ярославцева, Н.А. Аддиктивное поведение подростков и его профилактика в образовательной среде [Текст] / Н.А. Ярославцева, М.Б. Зубков, А.С. Ярославцев // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 7. - С. 27

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ