Коррекция химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста
|
Введение 3
Глава 1 Проблема девиации личности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных 7
1.1 Химическая аддикция как социально психологический феномен 7
1.2 Подростковый возраст: риски и безопасность 16
1.3 Тренинг как средство развития и коррекции личностных характеристик 30
Выводы по 1 главе 42
Глава 2 Экспериментальное исследование эффективности тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций подростков 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ и описание результатов исследования 49
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 64
Глава 1 Проблема девиации личности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных 7
1.1 Химическая аддикция как социально психологический феномен 7
1.2 Подростковый возраст: риски и безопасность 16
1.3 Тренинг как средство развития и коррекции личностных характеристик 30
Выводы по 1 главе 42
Глава 2 Экспериментальное исследование эффективности тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций подростков 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Анализ и описание результатов исследования 49
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 64
В настоящее время угрожающе быстро увеличивается число подростков с химическими аддикциями. Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «девиации» и «девиантное поведение», уже давно стали предметом споров среди тех, кто занимается изучением этого феномена (Ю.М. Антонян, А. Бандура, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, В.Ф. Пирожков, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафунов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.). При этом профилактика и коррекция химических аддикций подростков до сих пор является одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем.
Исследования последних лет показали, что химические аддикции у подростков связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. На ранних стадиях развития личности роль индивидуальных и фенотипических факторов доминирует, но начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности.
Обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» референтной группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими, в тоже время это может служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения у подростков.
В современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности. Современные подростки, переживая нормативный кризис, дополнительно попадают в информационный кризис, связанный с избытком и доступностью информации в сочетании с неумением ее правильно отбирать и анализировать.
Всё это лежит в основе формирования различных форм химически аддикций (курение, употребление алкоголя, токсикомания, наркозависимость). При этом наблюдается тенденция к «омоложению» различных форм химических аддикций и возрастанию процентного количества подростков с химическими аддикциями.
А.Г. Макеева отмечает, что целью профилактики аддикций в работе с подростками должно стать формирование положительной личностной идентичности, а именно: развитие способности самостоятельного принятия решений, формирование положительного психологического представления о своем «Я»; формирование адаптивных способов интерперсонального взаимодействия. Е.В. Шаломова подчеркивает, что зависимость аддиктивной личности подростка можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии. Так же немаловажным является тот факт, что в подростковом возрасте многие волевые черты характера ещё не полностью сформированы, что проявляется в неумении подростков отказаться от соблазна попробовать «первую сигарету» или «уколоться».
Чтобы работа по коррекции химических аддикций у подростков была эффективна, необходимо целенаправленно воздействовать на развитие вышеперечисленных качеств личности.
В школах ведётся работа по профилактике химических аддикций среди подростков, но зачастую эта работа малоэффективна, так как данные мероприятия имеют эпизодический характер. Работа же по коррекции химических аддикций в школе либо не ведётся вообще, либо начинает вестись, когда данные проявления уже имеют серьёзные негативные проявления.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились следующее противоречия между:
- угрожающе быстро увеличивающимся числом подростков с химическими аддикциями и недостаточной работой в школе по коррекции химических аддикций у подростков;
- необходимостью развития защитных механизмов личности у подростков, а так же формирования позитивного образа «Я» подростка и недостаточностью проводимой работы в этом направлении в школе.
Наличие противоречия позволило сформулировать проблему нашего исследования - каковы возможности тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций в подростковом возрасте.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность настоящей работы, постановку цели, объекта и предмета исследования.
Цель исследования: выявить эффективность тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций подростков.
Объект исследования: химические аддикции подростков.
Предмет исследования: коррекция химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что тренинг личностного роста является эффективным средством коррекции химических аддикций подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по проблеме исследования.
2. Выявить уровень и характер аддиктивного поведения подростков.
3. Составить и внедрить в практику программу тренинга, направленного на коррекцию химических аддикций подростков.
4. Экспериментально проверить эффективность программы коррекции химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста.
В качестве методов исследования использовались:
- изучение и анализ литературы;
- тестирование «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай, методика «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Первомайская
средняя общеобразовательная школа №2». В исследовании принимали участие 28 школьников в возрасте 12-14 лет.
Практическая значимость исследования определяется использованием результатов исследования в деятельности школьной психологической службы при составлении индивидуальных программ по коррекцию химических аддикций учащихся; при проведении консультационной работы с педагогами и родителями.
Апробация и внедрение результатов исследования: полученные экспериментальные данные докладывались на педагогическом совете МБОУ «Первомайская СОШ №2» и 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, содержит иллюстрационный материал.
Исследования последних лет показали, что химические аддикции у подростков связанные с отклонениями в развитии личности, чаще всего обусловлены не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. В связи с этим в генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. На ранних стадиях развития личности роль индивидуальных и фенотипических факторов доминирует, но начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности.
Обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» референтной группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими, в тоже время это может служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения у подростков.
В современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности. Современные подростки, переживая нормативный кризис, дополнительно попадают в информационный кризис, связанный с избытком и доступностью информации в сочетании с неумением ее правильно отбирать и анализировать.
Всё это лежит в основе формирования различных форм химически аддикций (курение, употребление алкоголя, токсикомания, наркозависимость). При этом наблюдается тенденция к «омоложению» различных форм химических аддикций и возрастанию процентного количества подростков с химическими аддикциями.
А.Г. Макеева отмечает, что целью профилактики аддикций в работе с подростками должно стать формирование положительной личностной идентичности, а именно: развитие способности самостоятельного принятия решений, формирование положительного психологического представления о своем «Я»; формирование адаптивных способов интерперсонального взаимодействия. Е.В. Шаломова подчеркивает, что зависимость аддиктивной личности подростка можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии. Так же немаловажным является тот факт, что в подростковом возрасте многие волевые черты характера ещё не полностью сформированы, что проявляется в неумении подростков отказаться от соблазна попробовать «первую сигарету» или «уколоться».
Чтобы работа по коррекции химических аддикций у подростков была эффективна, необходимо целенаправленно воздействовать на развитие вышеперечисленных качеств личности.
В школах ведётся работа по профилактике химических аддикций среди подростков, но зачастую эта работа малоэффективна, так как данные мероприятия имеют эпизодический характер. Работа же по коррекции химических аддикций в школе либо не ведётся вообще, либо начинает вестись, когда данные проявления уже имеют серьёзные негативные проявления.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложились следующее противоречия между:
- угрожающе быстро увеличивающимся числом подростков с химическими аддикциями и недостаточной работой в школе по коррекции химических аддикций у подростков;
- необходимостью развития защитных механизмов личности у подростков, а так же формирования позитивного образа «Я» подростка и недостаточностью проводимой работы в этом направлении в школе.
Наличие противоречия позволило сформулировать проблему нашего исследования - каковы возможности тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций в подростковом возрасте.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность настоящей работы, постановку цели, объекта и предмета исследования.
Цель исследования: выявить эффективность тренинга личностного роста в коррекции химических аддикций подростков.
Объект исследования: химические аддикции подростков.
Предмет исследования: коррекция химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что тренинг личностного роста является эффективным средством коррекции химических аддикций подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и систематизировать материалы теоретических и прикладных исследований по проблеме исследования.
2. Выявить уровень и характер аддиктивного поведения подростков.
3. Составить и внедрить в практику программу тренинга, направленного на коррекцию химических аддикций подростков.
4. Экспериментально проверить эффективность программы коррекции химических аддикций подростков посредством тренинга личностного роста.
В качестве методов исследования использовались:
- изучение и анализ литературы;
- тестирование «Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай, методика «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич;
- психолого-педагогический эксперимент;
- методы количественной и качественной обработки данных. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Первомайская
средняя общеобразовательная школа №2». В исследовании принимали участие 28 школьников в возрасте 12-14 лет.
Практическая значимость исследования определяется использованием результатов исследования в деятельности школьной психологической службы при составлении индивидуальных программ по коррекцию химических аддикций учащихся; при проведении консультационной работы с педагогами и родителями.
Апробация и внедрение результатов исследования: полученные экспериментальные данные докладывались на педагогическом совете МБОУ «Первомайская СОШ №2» и 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений, содержит иллюстрационный материал.
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко у подростков.
Обстоятельства, отличающие образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» референтной группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - порождают мотивы, побуждающие его обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими. В тоже время эти обстоятельства могут служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения. Этому способствует то обстоятельство, что в современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности.
Химическая аддикция - это злоупотребление различными веществами (объектами аддикции), которые изменяют психическое состояние индивида, до того, как от этих веществ сформировалась физическая зависимость. Психологи говорят о деструктивности и о сложных предпосылках данного поведения, особой уязвимости перед данной проблемой подростков. Но только благодаря внутренней готовности подростка и отсутствия стойкого протеста против употребления каких-либо веществ, в случае возникновения соответствующей ситуации начинает формироваться химическая аддикция.
Тренинг личностного роста - это универсальный инструмент для формирования личностных качеств личности (интра- и интерперсональных), который при помощи использования соответствующих психотерапевтических техник и упражнений, позволяет воздействовать на участников тренинга в целях развития или коррекции у них определенных личностных черт и характеристик. После рассмотрения сущности и принципов тренинга личностного роста, было выдвинуто предположение о возможности его использования в целях коррекции химических аддикций подростков.
В ходе организации психолого-педагогического эксперимента были сделаны следующие выводы.
1. На констатирующем этапе эксперимента с использованием «Экспресс-диагностики химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай выявлено 13 респондентов из 28 (46,43%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: высокая вероятность химической зависимости - 2 подростков (7,14%), вероятность склонности - 11 подростков (39,29%). По результатам методики «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич выявлено 13 респондентов из 28 (46,43%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: признаки тенденции - 7 подростков (25%), признаки повышенной склонности - 5 подростков (17,86%), признаки высокой вероятности - 1 подросток (3,57%).
2. На формирующем этапе, с целью проверки гипотезы, была разработана программа тренинга личностного роста, направленная на коррекцию химических аддикций подростков, которая прошла апробацию в группе подростков 12-14 лет с наличием или высоким риском формирования форм химических аддикций.
3. На контрольном этапе эксперимента с использованием методики «Экспресс-диагностики химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай склонность к химической зависимости выявлена меньше чем у трети опрашиваемых - 9 респондентов из 28 (32,14%). По результатам методики «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич выявлено 9 респондентов из 28 (32,14%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: признаки тенденции - 5 подростков (15,86%), признаки повышенной склонности - 4 подростков (14,29%).
Результаты, полученные в ходе проведённого исследования и сделанные выводы, подтверждают гипотезу об эффективности тренинга личностного роста при коррекции химических аддикций подростков.
Таким образом, в ходе работы цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Обстоятельства, отличающие образ жизни подростка - повышенные требования к нему со стороны взрослых, возрастание значимости в среде сверстников личностных качеств подростка (взгляды, способности, черты характера, умение соблюдать «кодекс» референтной группы) при уменьшении значимости школьной успеваемости - порождают мотивы, побуждающие его обратиться к самоанализу и сравнению себя с другими. В тоже время эти обстоятельства могут служить фактором возникновения аддиктивных форм поведения. Этому способствует то обстоятельство, что в современном мире риск возникновения аддикций проник практически во все сферы жизни, а их последствия носят угрожающий характер. Формированию таких отклонений особенно подвержены подростки в силу неразвитости у них защитных механизмов личности.
Химическая аддикция - это злоупотребление различными веществами (объектами аддикции), которые изменяют психическое состояние индивида, до того, как от этих веществ сформировалась физическая зависимость. Психологи говорят о деструктивности и о сложных предпосылках данного поведения, особой уязвимости перед данной проблемой подростков. Но только благодаря внутренней готовности подростка и отсутствия стойкого протеста против употребления каких-либо веществ, в случае возникновения соответствующей ситуации начинает формироваться химическая аддикция.
Тренинг личностного роста - это универсальный инструмент для формирования личностных качеств личности (интра- и интерперсональных), который при помощи использования соответствующих психотерапевтических техник и упражнений, позволяет воздействовать на участников тренинга в целях развития или коррекции у них определенных личностных черт и характеристик. После рассмотрения сущности и принципов тренинга личностного роста, было выдвинуто предположение о возможности его использования в целях коррекции химических аддикций подростков.
В ходе организации психолого-педагогического эксперимента были сделаны следующие выводы.
1. На констатирующем этапе эксперимента с использованием «Экспресс-диагностики химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай выявлено 13 респондентов из 28 (46,43%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: высокая вероятность химической зависимости - 2 подростков (7,14%), вероятность склонности - 11 подростков (39,29%). По результатам методики «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич выявлено 13 респондентов из 28 (46,43%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: признаки тенденции - 7 подростков (25%), признаки повышенной склонности - 5 подростков (17,86%), признаки высокой вероятности - 1 подросток (3,57%).
2. На формирующем этапе, с целью проверки гипотезы, была разработана программа тренинга личностного роста, направленная на коррекцию химических аддикций подростков, которая прошла апробацию в группе подростков 12-14 лет с наличием или высоким риском формирования форм химических аддикций.
3. На контрольном этапе эксперимента с использованием методики «Экспресс-диагностики химической зависимости у подростков» (опросник RAFFT) А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай склонность к химической зависимости выявлена меньше чем у трети опрашиваемых - 9 респондентов из 28 (32,14%). По результатам методики «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич выявлено 9 респондентов из 28 (32,14%) со склонностью к химической зависимости. При этом распределение по уровням получилось следующее: признаки тенденции - 5 подростков (15,86%), признаки повышенной склонности - 4 подростков (14,29%).
Результаты, полученные в ходе проведённого исследования и сделанные выводы, подтверждают гипотезу об эффективности тренинга личностного роста при коррекции химических аддикций подростков.
Таким образом, в ходе работы цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Склонность к аддиктивному поведению как проявление дезадаптации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Склонность к зависимому поведению подростков
в контексте копинг стратегий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



