Тема выпускной квалификационной работы
Дизайн комплекса методических ресурсов по научно-методическому изданию «Межличностная коммуникация социально-конструкционистский анализ» Н.В. Казариновой
Основание для выполнения работы
Инициативный проект. Тема была выбрана после ознакомления с научно-методическим изданием «Межличностная коммуникация социально-конструкционистский анализ» Н.В. Казариновой.
Актуальность выбранной темы
Научно-методическое пособие является востребованным, научным материалом, который используется исследователями в области теории коммуникации, студентами и аспирантами, обучающимися по направлениям социология и психология. Так как дисциплина в профессиональной коммуникации является ключевым фактором успешного взаимодействия в команде при создании нового проекта, изучение теории коммуникации необходимо в разных профессиональных сферах. Корректное и эмоционально уравновешенное общение способствует эффективной работе, повышает продуктивность, влияет на качество конечного продукта. Для расширения целевой аудитории книги требуется новое дизайн-решение. Разработанный учебно-методический комплекс может быть полезным для более широкой целевой аудитории, в том числе для практикующих дизайнеров.
Цель проекта
Адаптировать научно-методическое издание, посвященное теме межличностной коммуникации, и сделать его привлекательным для дизайнеров.
Задачи исследования
1. изучение методического пособия и анализ структуры текста;
2. изучение основных понятий межличностной коммуникации;
3. анализ целевой аудитории;
4. анализ тематических, стилистических, концептуальных аналогов по теме проекта.
Задачи проекта
1. систематизация информации;
2. разработка структуры печатного издания;
3. разработка визуальной концепции печатного издания;
4. разработка дополнительных методических материалов.
Практическая значимость
Дизайн-продукт может служить пособием для исследователей в области коммуникации, социологии, студентов, аспирантов специализирующиеся в области социологии и психологии, а также для дизайнеров.
Основные этапы работы
Анализ теоретической базы проекта
Дизайнерские проекты все чаще выполняются междисциплинарными командами для стимулирования креативности и повышения компетентности участников. Однако, при таком сотрудничестве конфликты в процессе проектирования неизбежны. В книге «Observations of teamwork and social processes in design» (“Наблюдения за командной работой и социальными процессами в дизайне”) Найджел Кросс - британский академик, исследователь дизайна и педагог пишет: при работе в команде с разными точками зрения в процессе проектирования неизбежно возникают конфликты.1 Заслуженный профессор делового администрирования Дороти А. Леонард утверждает, что веские аргументы с разных точек зрения, вероятно, предоставят возможность объединить различные материалы, которые приведут к инновациям.2 Однако, если дизайнерская команда не может правильно урегулировать конфликты, это может отразиться на эффективности работы и конечном результате проектирования. Таким образом, разрешение конфликтов имеет фундаментальное значение для успешного сотрудничества. Управление конфликтами считается важным вопросом для успешного сотрудничества, поскольку оно влияет на эффективность рабочего процесса, взаимоотношения и удовлетворенность команды.
Анализ конфликта. Конфликт в профессиональной коммуникации. Существуют три основных типа конфликтов между командами: когнитивный, который связан с проблемами выполнения задач; аффективный, возникающий из-за негативных эмоций и межличностных противоречий; и процессный, касающийся планирования и распределения
1 Кросс, Н., & Кросс, А. К. (1995). Наблюдения за командной работой и социальными процессами в дизайне. Проектные исследования, 16(2), 143-170.
2 Леонард Д., и Сенсипер С. (1998). Роль неявного знания в групповых инновациях. California Management Review, 40(3), 112-132.
3 Томас, К. У (1992). Процессы конфликтов и переговоров в организациях. В M. D. Dunnette &L. M. Hough (Ред.), Справочник по промышленной и организационной психологии, 3 (стр. 651-717).
Пало-Альто, Калифорния, США: Издательство "Психологи-консультанты".
ответственности. О разделении конфликтов и их влияние на конечный результат пишет в своей статье профессор менеджмента Карен (Этти) Джен: «Важно определить ситуации, в которых конфликт является деструктивным, и те, в которых он полезен, а также факторы, способствующие этим положительным или отрицательным последствиям для целевых групп. Социальные процессы, используемые при выполнении работы, должны поддерживать или усиливать способность членов группы работать вместе над последующими командными задачами и что групповой опыт должен, в конечном счете, удовлетворять, а не фрустрировать личные потребности членов группы»4 В своей статье профессор выделяет два направления развития конфликта - конфликт отношений и конфликт задач.
1. Конфликт отношений происходит, когда внутри группы возникают межличностные конфликты, они часто проявляются через напряженность, враждебность и раздражение между ее участниками.
2. Конфликт задач возникает, когда участники не согласны
с постановкой целей и задач, которые необходимо выполнить, включая расхождения во взглядах, идеях и мнениях, касающихся проекта.
«Количество разногласий и разнообразия в группе должно соответствовать уровню разнообразия в задаче, чтобы группа была эффективной. Если уровень разнообразия заданий и объем информации, необходимой для их выполнения, превышает уровень разнообразия и количества различных точек зрения среди членов группы, затраты, связанные с поиском информации и оценкой решений, могут стать необоснованными».
При разработке проекта использовались программы пакета Adobe - InDesign, Illustrator, After Effects, Media Encoder. Для верстки методического издания, закладок / карточек и тетради использовалась программа - InDesign. Линейная графика была отрисована в программе Procreate затем перенесена в Illustrator.
1. Кросс, Н., & Кросс, А. К. (1995). Наблюдения за командной работой и социальными процессами в дизайне. Проектные исследования, 16(2), 143-170.
2. Казаринова, Н. В. «Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ» [Текст] / Н. В. Казаринова - г. Санкт-Петербург: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006 - 150 с.
3. Леонард Д., и Сенсипер С. (1998). Роль неявного знания в групповых инновациях. California Management Review, 40(3), 112-132.
4. Томас, К. У (1992). Процессы конфликтов и переговоров в организациях. В M. D. Dunnette &L. M. Hough (Ред.), Справочник по промышленной и организационной психологии, 3 (стр. 651-717). Пало-Альто,
5. Гавра, Д. П. Основные теории коммуникации [Текст] / Д. П. Гавра - . - г. Санкт-Петербург: Издательство ПИТЕР, 2011 - 288 с..
6. Джен К. А. (1995). Мультиметодическое исследование преимуществ и вредов внутригруппового конфликта. Ежеквартальный журнал административных наук
7. Нина Бертон Шесть граней жизни [Текст] / Нина Бертон - Москва: Ad Marginem, 2022 - 272 с.
8 .Akin, O., &Lin, C. (1995). Design Protocol Data and Novel Design Decision. Design Studies, 16(2), 211-236. [https://doi.org/10.1016/0142-694X(94)00010-B]
9. Amason, A. C., Thompson, K. R., Hochwarter, W. A., & Harrison, A. W. (1995). Conflict: An important dimension in successful management teams. Organizational Dynamics, 24(2), 20-35. [https://doi.org/10.1016/0090-2616(95)90069-1]
10. Badke-Schaub, P., Goldschmidt, G., & Meijer, M. (2010). How Does Cognitive Conflict in Design Team Support the Development of Creative Ideas?. Creativity and Innovation Management, 19(2), 119-133. [https://doi.org/10.1111/j.1467-8691.2010.00553.x]
11. Behfar, K. J., & Peterson, R. S. (2008). The Critical Role of Conflict Resolution in Teams: A Close Look at the Links Between Conflict Type, Conflict Management Strategies, and Team Outcomes. Journal of Applied Psychology, 93(1), 170-188. [https://doi.org/10.1037/0021-9010.93.T170]
12. Brown, D. M. (2013). Designing Together: The Collaboration and Conflict Management Handbook for Creative Professionals. New Riders.
13. Clemons, S. A. (2006). Interior Design Supports Art Education: A Case Study. International Journal of Art and Design Education, 25(3), 275-285.
[https://doi.org/10.1111/j.1476-8070.2006.00494.x]
14. Cross, N., & Cross, A. C. (1995). Observations of Teamwork and Social Process in Design. Design Studies,16(2), 143-170. [https://doi.org/10.1016/0142-694X(94)00007-Z]...