ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1. Понятие, значение и предпосылки возникновения обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 7
1.2. Правовая сущность обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств 14
2. ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(ОСАГО) 17
2.1 Понятие и основные элементы договора ОСАГО 17
2.2. Порядок заключения, исполнения и прекращения договора ОСАГО 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 35
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность исследования. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является распространенным в мире социально значимым видом страхования. Эксплуатация автотранспорта, который считается источником повышенной опасности из-за его массовости и аварийности, объективно обуславливает потребность общества в своевременном и полном возмещении убытков пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях. Такая потребность в развитых странах мира уже почти век удовлетворяется с помощью страхования гражданской ответственности автовладельцев.
В Российской Федерации данный вид страхования своего должного развития пока не получил. Потенциал данного вида страхования используется явно недостаточно и требует активизации. А в связи с происшедшими изменениями норм страхового права возникла необходимость теоретического анализа, научного осмысления и обобщения юридической практики в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, сфера страхования достаточно проблемная, не случайно судебные споры, связанные с применением законодательства об ОСАГО, можно отнести к категории наиболее социально значимых.
Важность и актуальность указанных проблем, необходимость научного поиска путей их решения обусловили выбор темы исследования.
Объектом исследования является система обязательственных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предмет исследования составляют нормы гражданского права, регулирующие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, практика их применения, а также основные научные исследования по проблематике темы.
Целью работы является теоретический анализ основ страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обоснование рекомендаций по активизации развития такого страхования в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• исследовать предпосылки страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и его значения с позиций выявления социально-экономических потребностей общества, обусловливающих необходимость осуществления такого страхования;
• охарактеризовать сущность страхования ответственности владельцев транспортных средств;
• определить место договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в системе договорных отношении и его элементы;
• проанализировать и обобщить порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• провести анализ правоприменительной практики по теме исследования;
• выявить существующие проблемы правового регулирования ОСАГО и предложить меры, направленные на их разрешение;
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы представлена научными трудами В.С. Белова, М.И. Брагинского, Т.Н. Вязовской, Н.М. Копылковой, А.М. Лаврова, О.А. Посок, П.В. Сокола.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования использовались также такие методы как логический, сравнительно-правовой, статистический, формальнологический и др. Иллюстрации результатов исследования осуществлены в виде таблиц и схем.
...
Основные результаты исследования заключаются в следующем.
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств выступает эффективным и надежным методом страховой защиты виновных и пострадавших лиц-участников дорожно-транспортных происшествий, что подтверждается многолетней практикой его проведения в развитых европейских странах. Обязательный характер страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обусловлен, во-первых, потребностью общества в обеспечении страховой защитой всех участников дорожного движения, своевременном и полном возмещении ущерба потерпевшим лицам, во-вторых, соответствующими внешними
обязательствами России как члена международной системы страхования «Зеленая карта».
В работе дано понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что позволило определить его, как вид страхования, направленный на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц-владельцев автотранспортных средств, в связи с возмещением вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Объектом страхования выступает гражданская (гражданско-правовая) ответственность владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами (пострадавшими). Предметом договора страхования определены имущественные интересы физических и юридических лиц-владельцев автотранспортных средств, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортного происшествия.
Необходимость внедрения обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств обусловлена постоянным увеличением количества автотранспортных средств, интенсификацией и неудовлетворительным состоянием безопасности дорожного движения, высокими показателями аварийности, смертности и травматизма в результате ДТП. В длительном процессе становления в России обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств этот процесс по сей день является незавершенным.
Договор обязательного страхования является разновидностью договора имущественного страхования. Можно охарактеризовать договор ОСАГО как публичный, взаимный, возмездный, консенсуальный, срочный, рисковый как договор в пользу третьего лица, обязанность заключения которого для владельцев транспортных средств установлена Законом.
По мере работы рынка автострахования Закон об ОСАГО уточнялся множество раз, наблюдается активизация судебной практики по урегулированию убытков. За весь период существования ОСАГО многие параметры (количество автомобилей, частота ДТП), которые принимались за основу, повысились более чем в два раза, а тарифы на ОСАГО и лимиты выплат оставались практически неизменными. Убыточность породила целый комплекс негативных последствий: занижение выплат, нарушение сроков их выплат, навязывание дополнительных услуг, необоснованные отказы в заключение договоров. Недовольство качеством оказываемых услуг повлекло увеличение количества жалоб на действия страховщиков во все возможные инстанции. Для страховщиков ситуация была усугублена распространением законодательства о защите прав потребителей на ОСАГО.
С 2014 года начался новый виток развития ОСАГО, связанный с принятием целыми блоками поправок к законодательству, целью которого стало повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
...
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.03.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 28.03.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18. Ст. 1720.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016 г.) // Российская газета. 1993. 12 янв.
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 14. Ст. 2008.
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» // Собрание законодательства РФ. 19.11.2012. № 47. ст. 6512.
Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 02.06.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 38. Ст. 3825.
Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19 сентября 2014 г. № 431-П) // Вестник Банка России. № 93. 08.10.2014.
Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утв. Банком России 19 сентября 2014 г. № 432-П) // Вестник Банка России. № 93. 08.10.2014.
Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Вестник Банка России. № 88. 02.10.2014.
Процедурные Правила Совета Бюро Международной системы автострахования «Зеленая карта» от 30 мая 2002 г. // URL: www.znay.ru/greencard/reglament.doc (дата обращения 02.05.2017)
... всего 68 источников