Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей 8
1.1. Теоретическое представление о психологическом сопровождении и его
особенности 8
1.2. Понятия и особенности замещающей семьи 12
1.3. Особенности и проблемы детско-родительских отношений в замещающей семье 16
1.4. Модель психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование оптимизации внутрисемейных взаимоотношений в замещающих семьях 34
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Уровни развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 37
2.2. Программа, направленная на установление и развитие отношений
партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 40
2.3 Анализ результатов исследования 44
Выводы второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 1. Методика Рене Жиля «Сфера межличностных отношений ребенка и
его восприятия внутрисемейных отношений» 57
Приложение 2. Проективный тест «Рисунок семьи» 699
Приложение 3. Методика изучения родительских установок (parental attitude research instrument), РARI 744
Приложение 4. Список детей и замещающих родителей участвующих в
эксперименте 81
Приложение 5. Программа, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 83
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей 8
1.1. Теоретическое представление о психологическом сопровождении и его
особенности 8
1.2. Понятия и особенности замещающей семьи 12
1.3. Особенности и проблемы детско-родительских отношений в замещающей семье 16
1.4. Модель психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование оптимизации внутрисемейных взаимоотношений в замещающих семьях 34
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Уровни развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 37
2.2. Программа, направленная на установление и развитие отношений
партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 40
2.3 Анализ результатов исследования 44
Выводы второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 1. Методика Рене Жиля «Сфера межличностных отношений ребенка и
его восприятия внутрисемейных отношений» 57
Приложение 2. Проективный тест «Рисунок семьи» 699
Приложение 3. Методика изучения родительских установок (parental attitude research instrument), РARI 744
Приложение 4. Список детей и замещающих родителей участвующих в
эксперименте 81
Приложение 5. Программа, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 83
На всём протяжении истории человечества существовала проблема «особого детства». В России вопрос социального сиротства на сегодняшний день стоит достаточно остро.
Еще несколько лет назад работа педагогов психологов детских домов в основном, была направлена, на обучение и подготовку к сознательной жизни и развитию личности детей, то теперь, благодаря совершенствованию различных форм жизнеустройства, у детей появилось больше вероятности найти новую семью.
Семейное жизнеустройство детей живущих в интернатных учреждениях - это самое важное решение проблемы сиротства, реализующее право каждого ребенка на семью. Процент родителей, которые восстановили свои родительские права, на сегодняшний день очень мал.
Подходы к решению вопроса сиротства в России определены. Самое главное, это сохранение биологической семьи ребенка, предупреждение ситуации отказа родителей от детей, возвращение ребенка, воспитывающегося в детском доме, в кровную семью или устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в новые семьи.
Для того, что бы личность ребенка развивалась полноценно, необходимо быть в окружении любящих родителей. Из всех форм жизнеустройства воспитанников интернатного типа наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье поскольку, не имея родительского внимания и ласки, они чувствуют себя беззащитными и никому не нужными, никому не доверяют, у них формируется сильное ощущение обделенности, чувство собственной ущербности и обиды на весь мир.
В настоящее время многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Процессы, происходящие в обществе, сложное социально экономическое положение, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Последние время в России проводится большая работа по опеке и усыновлению детей, воспитывающихся вне семьи.
При внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью, особенно такого, кто уже имеет большой опыт проживания в детских домах, родители должны иметь понятие о личностных, эмоциональных, психофизических, культурно-нравственных и других особенностях этих детей для формирования правильной модели поведения, стиля воспитания, формирование адекватных требований к ребенку (в соответствии с их возрастным развитием) и дальнейшего функционирования приемной семьи.
Успешное воспитание детей в любых семьях, будь это в кровных (биологических) или замещающих семьях можно понять по гармонизации детско-родительских отношений, установление положительных контактов и благополучного проживания ребенка в микросоциуме семьи. Но на этапе адаптации ребенка в замещающей семье, могут возникать конфликтные ситуации, которые вызваны отсутствием доверия и взаимопонимания, наблюдается незнание особенностей развития детей и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей. Это становиться причиной увеличения количества возврата детей из приемных семей в детские дома.
Цель сопровождения:
• содействие в успешной адаптации замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье;
• обеспечение стабильности проживания ребенка в семье;
• предотвращение возврата детей в государственные учреждения, или отказа ребенка проживать в данной семье;
• разработка, теоретическое обоснование и проверка эффективности программы, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Вышеперечисленные факты обусловили актуальность исследования.
Цель исследования - изучить процесс психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Объект исследования - сопровождение замещающих семей. Предмет исследования - процесс психолого-педагогического
сопровождения замещающих семей.
Гипотеза исследования - программа психолого-педагогического
сопровождения, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений в замещающих семьях.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности внутрисемейных взаимоотношений в замещающих семьях.
3. Составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
4. Оценить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись методы:
- теоретические (анализ литературы, обобщение);
- эмпирические (тестирование с помощью методик Рене Жиля «Сфера межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений», проективной методики «Рисунок семьи», теста «PARI» - «Родительско-детские отношения» Е.С. Шефер и Р.К. Белл (адаптирована Т.В. Нещерет);
- качественной и количественной обработки результатов исследования.
Экспериментальная база: КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края. В экспериментальном исследовании принимало участие 20 детей проживающих в замещающих семьях, в возрасте 6-10 лет и их замещающие родители. Дети проживают в данных семьях не более 6 месяцев.
Практическая значимость работы заключается в том, что практический материал исследования может быть использован в качестве методических рекомендаций для психологов и педагогов, находящихся в контакте с данной категорией детей и родителей.
Апробация работы:
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края; его результаты переданы администрации школы. Результаты работы были доложены на заседании методического совета «Неделя семьи» под руководством педагога-психолога Казаковой О.В.
Основные положения исследования обсуждены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе АГГПУ им. В.М. Шукшина.
По результатам исследования опубликована 1 статья в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (27 апреля 2018 года, г. Бийск).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Еще несколько лет назад работа педагогов психологов детских домов в основном, была направлена, на обучение и подготовку к сознательной жизни и развитию личности детей, то теперь, благодаря совершенствованию различных форм жизнеустройства, у детей появилось больше вероятности найти новую семью.
Семейное жизнеустройство детей живущих в интернатных учреждениях - это самое важное решение проблемы сиротства, реализующее право каждого ребенка на семью. Процент родителей, которые восстановили свои родительские права, на сегодняшний день очень мал.
Подходы к решению вопроса сиротства в России определены. Самое главное, это сохранение биологической семьи ребенка, предупреждение ситуации отказа родителей от детей, возвращение ребенка, воспитывающегося в детском доме, в кровную семью или устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в новые семьи.
Для того, что бы личность ребенка развивалась полноценно, необходимо быть в окружении любящих родителей. Из всех форм жизнеустройства воспитанников интернатного типа наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье поскольку, не имея родительского внимания и ласки, они чувствуют себя беззащитными и никому не нужными, никому не доверяют, у них формируется сильное ощущение обделенности, чувство собственной ущербности и обиды на весь мир.
В настоящее время многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Процессы, происходящие в обществе, сложное социально экономическое положение, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Последние время в России проводится большая работа по опеке и усыновлению детей, воспитывающихся вне семьи.
При внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью, особенно такого, кто уже имеет большой опыт проживания в детских домах, родители должны иметь понятие о личностных, эмоциональных, психофизических, культурно-нравственных и других особенностях этих детей для формирования правильной модели поведения, стиля воспитания, формирование адекватных требований к ребенку (в соответствии с их возрастным развитием) и дальнейшего функционирования приемной семьи.
Успешное воспитание детей в любых семьях, будь это в кровных (биологических) или замещающих семьях можно понять по гармонизации детско-родительских отношений, установление положительных контактов и благополучного проживания ребенка в микросоциуме семьи. Но на этапе адаптации ребенка в замещающей семье, могут возникать конфликтные ситуации, которые вызваны отсутствием доверия и взаимопонимания, наблюдается незнание особенностей развития детей и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей. Это становиться причиной увеличения количества возврата детей из приемных семей в детские дома.
Цель сопровождения:
• содействие в успешной адаптации замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье;
• обеспечение стабильности проживания ребенка в семье;
• предотвращение возврата детей в государственные учреждения, или отказа ребенка проживать в данной семье;
• разработка, теоретическое обоснование и проверка эффективности программы, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Вышеперечисленные факты обусловили актуальность исследования.
Цель исследования - изучить процесс психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Объект исследования - сопровождение замещающих семей. Предмет исследования - процесс психолого-педагогического
сопровождения замещающих семей.
Гипотеза исследования - программа психолого-педагогического
сопровождения, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений в замещающих семьях.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности внутрисемейных взаимоотношений в замещающих семьях.
3. Составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
4. Оценить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись методы:
- теоретические (анализ литературы, обобщение);
- эмпирические (тестирование с помощью методик Рене Жиля «Сфера межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений», проективной методики «Рисунок семьи», теста «PARI» - «Родительско-детские отношения» Е.С. Шефер и Р.К. Белл (адаптирована Т.В. Нещерет);
- качественной и количественной обработки результатов исследования.
Экспериментальная база: КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края. В экспериментальном исследовании принимало участие 20 детей проживающих в замещающих семьях, в возрасте 6-10 лет и их замещающие родители. Дети проживают в данных семьях не более 6 месяцев.
Практическая значимость работы заключается в том, что практический материал исследования может быть использован в качестве методических рекомендаций для психологов и педагогов, находящихся в контакте с данной категорией детей и родителей.
Апробация работы:
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края; его результаты переданы администрации школы. Результаты работы были доложены на заседании методического совета «Неделя семьи» под руководством педагога-психолога Казаковой О.В.
Основные положения исследования обсуждены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе АГГПУ им. В.М. Шукшина.
По результатам исследования опубликована 1 статья в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (27 апреля 2018 года, г. Бийск).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности.
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности .
Тот факт, что многие родители, в том числе, и замещающие родители, не знают эмоциональные потребности своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие замещающие родители фактически не знакомы со своими приемными детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.
Основная проблема, возникающая у приемных детей - это проблема взаимоотношений с замещающими родителями. Даже в благополучных замещающих семьях возникает определенная сложность общения с приемными детьми младшего школьного и тем более, подросткового возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что замещающие родители часто не понимают, что с приемными детьми - общение должно строиться по-другому. Не всегда замещающие родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию внутрисемейных взаимоотношений в многодетных замещающих семьях.
Были описаны этапы, методы, условия реализации программы сопровождения, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Для проверки эффективности разработанной программы сопровождения, занятия были проведены совместно с детьми и родителями в замещающих семьях.
На основе результатов до и после (констатирующий и этапа оценки результатов эксперимента) реализации мероприятий программы сопровождения и впечатлений тренера и участников, оценена эффективность мероприятий, действительно способствующих установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях, (о чем свидетельствуют результаты диагностики контрольного этапа эксперимента).
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, действительно, программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений в замещающих семьях.
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности .
Тот факт, что многие родители, в том числе, и замещающие родители, не знают эмоциональные потребности своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие замещающие родители фактически не знакомы со своими приемными детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.
Основная проблема, возникающая у приемных детей - это проблема взаимоотношений с замещающими родителями. Даже в благополучных замещающих семьях возникает определенная сложность общения с приемными детьми младшего школьного и тем более, подросткового возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что замещающие родители часто не понимают, что с приемными детьми - общение должно строиться по-другому. Не всегда замещающие родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию внутрисемейных взаимоотношений в многодетных замещающих семьях.
Были описаны этапы, методы, условия реализации программы сопровождения, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Для проверки эффективности разработанной программы сопровождения, занятия были проведены совместно с детьми и родителями в замещающих семьях.
На основе результатов до и после (констатирующий и этапа оценки результатов эксперимента) реализации мероприятий программы сопровождения и впечатлений тренера и участников, оценена эффективность мероприятий, действительно способствующих установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях, (о чем свидетельствуют результаты диагностики контрольного этапа эксперимента).
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, действительно, программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений в замещающих семьях.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение взрослых и детей на этапе создания замещающей семьи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Инновационные технологии сопровождения замещающих семей в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



