Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей 8
1.1. Теоретическое представление о психологическом сопровождении и его
особенности 8
1.2. Понятия и особенности замещающей семьи 12
1.3. Особенности и проблемы детско-родительских отношений в замещающей семье 16
1.4. Модель психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей 26
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование оптимизации внутрисемейных взаимоотношений в замещающих семьях 34
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2. Уровни развития отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 37
2.2. Программа, направленная на установление и развитие отношений
партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 40
2.3 Анализ результатов исследования 44
Выводы второй главе 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 1. Методика Рене Жиля «Сфера межличностных отношений ребенка и
его восприятия внутрисемейных отношений» 57
Приложение 2. Проективный тест «Рисунок семьи» 699
Приложение 3. Методика изучения родительских установок (parental attitude research instrument), РARI 744
Приложение 4. Список детей и замещающих родителей участвующих в
эксперименте 81
Приложение 5. Программа, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях 83
На всём протяжении истории человечества существовала проблема «особого детства». В России вопрос социального сиротства на сегодняшний день стоит достаточно остро.
Еще несколько лет назад работа педагогов психологов детских домов в основном, была направлена, на обучение и подготовку к сознательной жизни и развитию личности детей, то теперь, благодаря совершенствованию различных форм жизнеустройства, у детей появилось больше вероятности найти новую семью.
Семейное жизнеустройство детей живущих в интернатных учреждениях - это самое важное решение проблемы сиротства, реализующее право каждого ребенка на семью. Процент родителей, которые восстановили свои родительские права, на сегодняшний день очень мал.
Подходы к решению вопроса сиротства в России определены. Самое главное, это сохранение биологической семьи ребенка, предупреждение ситуации отказа родителей от детей, возвращение ребенка, воспитывающегося в детском доме, в кровную семью или устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в новые семьи.
Для того, что бы личность ребенка развивалась полноценно, необходимо быть в окружении любящих родителей. Из всех форм жизнеустройства воспитанников интернатного типа наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье поскольку, не имея родительского внимания и ласки, они чувствуют себя беззащитными и никому не нужными, никому не доверяют, у них формируется сильное ощущение обделенности, чувство собственной ущербности и обиды на весь мир.
В настоящее время многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, воспитываются в замещающих семьях. Процессы, происходящие в обществе, сложное социально экономическое положение, разрушение института семьи, предполагают дальнейшее развитие института замещающей семьи. Последние время в России проводится большая работа по опеке и усыновлению детей, воспитывающихся вне семьи.
При внешнем порыве потенциальных приемных родителей к приему ребенка в семью, особенно такого, кто уже имеет большой опыт проживания в детских домах, родители должны иметь понятие о личностных, эмоциональных, психофизических, культурно-нравственных и других особенностях этих детей для формирования правильной модели поведения, стиля воспитания, формирование адекватных требований к ребенку (в соответствии с их возрастным развитием) и дальнейшего функционирования приемной семьи.
Успешное воспитание детей в любых семьях, будь это в кровных (биологических) или замещающих семьях можно понять по гармонизации детско-родительских отношений, установление положительных контактов и благополучного проживания ребенка в микросоциуме семьи. Но на этапе адаптации ребенка в замещающей семье, могут возникать конфликтные ситуации, которые вызваны отсутствием доверия и взаимопонимания, наблюдается незнание особенностей развития детей и трудностей, с которыми они могут столкнуться в процессе воспитания приемных детей. Это становиться причиной увеличения количества возврата детей из приемных семей в детские дома.
Цель сопровождения:
• содействие в успешной адаптации замещающим семьям в преодолении кризисных моментов, происходящих в семье;
• обеспечение стабильности проживания ребенка в семье;
• предотвращение возврата детей в государственные учреждения, или отказа ребенка проживать в данной семье;
• разработка, теоретическое обоснование и проверка эффективности программы, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Вышеперечисленные факты обусловили актуальность исследования.
Цель исследования - изучить процесс психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Объект исследования - сопровождение замещающих семей. Предмет исследования - процесс психолого-педагогического
сопровождения замещающих семей.
Гипотеза исследования - программа психолого-педагогического
сопровождения, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений в замещающих семьях.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности внутрисемейных взаимоотношений в замещающих семьях.
3. Составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
4. Оценить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись методы:
- теоретические (анализ литературы, обобщение);
- эмпирические (тестирование с помощью методик Рене Жиля «Сфера межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений», проективной методики «Рисунок семьи», теста «PARI» - «Родительско-детские отношения» Е.С. Шефер и Р.К. Белл (адаптирована Т.В. Нещерет);
- качественной и количественной обработки результатов исследования.
Экспериментальная база: КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края. В экспериментальном исследовании принимало участие 20 детей проживающих в замещающих семьях, в возрасте 6-10 лет и их замещающие родители. Дети проживают в данных семьях не более 6 месяцев.
Практическая значимость работы заключается в том, что практический материал исследования может быть использован в качестве методических рекомендаций для психологов и педагогов, находящихся в контакте с данной категорией детей и родителей.
Апробация работы:
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края; его результаты переданы администрации школы. Результаты работы были доложены на заседании методического совета «Неделя семьи» под руководством педагога-психолога Казаковой О.В.
Основные положения исследования обсуждены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе АГГПУ им. В.М. Шукшина.
По результатам исследования опубликована 1 статья в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (27 апреля 2018 года, г. Бийск).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности.
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности .
Тот факт, что многие родители, в том числе, и замещающие родители, не знают эмоциональные потребности своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие замещающие родители фактически не знакомы со своими приемными детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.
Основная проблема, возникающая у приемных детей - это проблема взаимоотношений с замещающими родителями. Даже в благополучных замещающих семьях возникает определенная сложность общения с приемными детьми младшего школьного и тем более, подросткового возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что замещающие родители часто не понимают, что с приемными детьми - общение должно строиться по-другому. Не всегда замещающие родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию внутрисемейных взаимоотношений в многодетных замещающих семьях.
Были описаны этапы, методы, условия реализации программы сопровождения, направленной на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях.
Для проверки эффективности разработанной программы сопровождения, занятия были проведены совместно с детьми и родителями в замещающих семьях.
На основе результатов до и после (констатирующий и этапа оценки результатов эксперимента) реализации мероприятий программы сопровождения и впечатлений тренера и участников, оценена эффективность мероприятий, действительно способствующих установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в замещающих семьях, (о чем свидетельствуют результаты диагностики контрольного этапа эксперимента).
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, действительно, программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений в замещающих семьях.
1. Бобылева, П.А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / П.А. Бобылева. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. - 96 с.
2. Битярова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битярова. - М.: Совершенство, 1998. - 298с.
3. Быкова, М. Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное состояние ребенка [Текст] / М. Быкова // Культура и образование. - № 9. - С. 12-13.
4. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. - М.: Академия, 2009. - 280 с.
5. Гринберг С. Н. Программа психологического сопровождения потенциальных замещающих родителей в процессе принятия ребенка в семью [Текст] : метод. пособие / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова. - Н. Новгород: Речь, 2006. - 343 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с приемным ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель, 2013. - 238 с.
7. Глисков, А. А. Настольная книга для усыновителей, опекунов (попечителей) и патронатных воспитателей: комментарий к действующему законодательству с примерами процессуальных документов / А. А. Глисков, А. Г. Глисков, А. И. Забейворота ; под ред. С. Н. Бабурина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 445 с.
8. Гончарова, В. Психология сиротства [Текст] / В. Гончарова. - СПб.: Каро,2012. - 128 с.
9. Жуйкова Е.Б. Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье [Текст] / Е.Б. Жуйкова, Л.С. Печникова // Психологическая наука и образование. 2014. - Т. 19. - № 4. - С. 46-53.
10. Заика, Е.В. Психологические характеристики личности современной молодежи [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Яичина // Вопросы психологи. - 1990. - № 4.- С.11-15.
11. Зажигина, О.А. Психология детей-сирот [Текст] / О.А. Зажигина. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 196 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга, 2008. - 384с.
13. Катаева, А.А. Психологическая диагностика: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. [Текст] / А.А.Катаева. - М.: Гиль, 2010.-197с.
14. Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Козлов. - М.: Академия, 1999. - 221с.
15. Краснова В.Г. Материальное благополучие замещающей семьи как один из показателей ее жизнестойкости [Текст] / В.Г. Краснова, Т.С. Палкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - № 3. - С. 221¬226.
16. Комплексное сопровождение и обучение взаимодействию с социумом детей-сирот [Текст] / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной // Материалы X-й научно-практической конференции. - СПБ., 2013. - 93 с.
17. Леонтьева, В.В. Мы вместе строим теплый дом. Пособие по оказанию психолого-педагогической поддержки замещающих семей на разных этапах становления [Текст] / Леонтьева. - Владимир: КНИГИ ДНЯ, 2014. - 104 с.
18. Лиханов, А.А. Дети без родителей [Текст] / А.А. Лиханов. - Москва: Просвещение, 2013. - 592 с.
19. Лёвушкин А.Н. «Вторичное сиротство» и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенка [Текст] / А.Н. Левушкин, И.С. Данилова // Власть. - 2014. - № 8. - С. 159-164.
20. Максимова, Н. Л. Особенности родительского отношения в замещающих семьях [Текст] / Н.Л. Максимова // В мире научных открытий. - 2013. - № 3-1. - С. 130-132.
21. Махнач, А.В. Безопасность деятельности замещающего родителя: теоретические и прикладные аспекты профессиографического анализа [Текст] / А.В. Махнач // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2015. - № 3 (47). - С. 77-82.
22. Махнач А.В. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители [Текст] / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - С. 401-429.
23. Махнач, А.В. Диагностика жизнеспособности и ресурсности замещающих семей как условие профилактики отказов от приемных детей [Текст] / А.В. Махнач // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2016. - Т. № 1. - С. 227-253.
24. Махнач А.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители [Текст] / А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 1. - С. 108-122.
25. Медведев предлагает скорректировать систему подбора приемных родителей // Единая Россия. Официальный сайт. URL: https://er.ru/news/148977/ (дата обращения: 24.11.2016).
26. Миневич, О.К. Социально-психологические условия адаптации детей в
приемных семьях : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Миневич Ольга Константиновна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/302
http://www.dslib.net/soc-psixologia/socialno-psihologicheskie-uslovija-adaptacii- detej -v-priemnyh-semj ah.html
27. Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося в замещающих семьях. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения [Текст] / Э.А. Минкова. - М., 2011. - 188с.
28. Назарова, И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация [Текст] / под ред. Н.М. Римашевской. - М., РИЦ ИСЭПН, 2013. - 134с.
29. Николаева, Е.И. Приемная семья - ваш путь к счастью [Текст] / Е.И. Николаева. - М: ЭЛПИС, 2013. - 286 с.
30. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения [Текст] : учебное пособие / Н. Н. Обозов. - СПб. : Просвещение, 2005. - 220 с.
31. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Academia, 2005. - 363 с.
32. Палиева Н.А. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью [Текст] / Н.А. Палиева, В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 1. - С. 132-137.
33. Популярная психология для родителей [Текст] / Под ред. А. А. Бодолева. - М.: Просвещение, 2007. - 198с.
34. Приказ от 03.06.2015 № 1224 (с изменениями на 27.02.2017) «Об организации сопровождения замещающих семей в Алтайском крае».
35. Прихожан А. М. Развитие личности в условиях психической депривации [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Формирование личности в онтогенезе. - М., 1991.-250с.
36. Прихожан А. М. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Вопр. психологии. - 1982. - № 2. - С. 80-86.
37. Проблема сиротства в современной России [Электронный ресурс] : психологический аспект / Н.Н. Авдеева [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М. : Институт психологии РАН, 2015. - 672 с. - 978-5-9270-0284-9. - Режим доступа: http: //www. iprbookshop.ru/51939. html
38. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М., 1990. - 350с.
39. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : хрестоматия. - Электрон. текстовые данные. - М. : Евразийский открытый институт, 2012. - 800 c. - 978-5-374-00573-8. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14646.html
40. Психологическое сопровождение семей группы риска [Электронный ресурс] : коллективная монография / Н.И. Медведева [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. - 191 c. - 978-5-9296-0754-7. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62997.html
41. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2011. - 230с.
42. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. - СПб.: Речь, 2009. - 529 с.
43. РуДенкова, Г.И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей [Текст] / Г.И. Руденкова. - Минск: Дизапресс, 2013. - 124с.
44. Селевко, Т.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Т.К. Селевко // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 140-142.
45. Серовский, В.В. Социальная психология коллектива [Текст] / В.В. Петровский, В.В. Шпалинский : Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвящение, 1978. - 117 с.
46. Сире, У. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы [Текст] / Сире У. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
47. Смирнова, Е. О. Типы замещающих семей [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2013. - № 7. - С. 11-12.
48. ФриДман, И.К. О контакте родителей с детьми [Текст] / И.К. Фридман // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С.13-19.
49. ШеванДрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст]: учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 508с.
50. Швецова, М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи [Электронный ресурс] : монография / М.Н. Швецова. - Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2013. - 188 c. - 978-5-7042¬2410-5. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18620.html