Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬЮ

Работа №14755

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1026
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического
сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью 8
1.1 Понятие и особенности психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в принимающей семье 8
1.2 Модель психолого-педагогического сопровождения подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении интернатного типа, к жизнеустройству в семью 13
1.3 Трудности, возникающие при подготовки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в семью 21
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогической готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью 27
2.1 Организация и методы исследования 27 2.2 Программа содействия подготовки семейному жизнеустройству детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 31
2.3 Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Библиографический список 51
Приложение 1. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука 52
Приложение 2. Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью 67


Государственная политика Российской Федерации определяет приоритетность семейного воспитания детей. При этом помещение детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только как крайняя временная мера.
Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «Об организации деятельности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее ОБПР), и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя.
Основополагающая идея, на основе которой проходит реорганизация детских домов, состоит в том, чтобы ребенок, оставшийся без попечения родителей, жил в семье, «как наиболее естественной и жизненно необходимой среде детского развития, чтобы ощущал семейную поддержку, любовь и заботу родителей, чтобы видел перед собой образ семьи и семейных взаимоотношений».
Вместе с тем, остается неразработанной проблема психолого-педагогической помощи воспитанникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при подготовке к передаче в семью. Вне системы помощи ребенок находится в травматической ситуации один на один, что может оказать негативное влияние на развитие его личности и социализацию.
Различные аспекты организации практической основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Н.Л. Белопольской, Л.С. Выготского (психическое и социальное развитие детей и подростков), В.А. Варывдина,И.П. Клемантовича, Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной, Г.И. Климантовой, Л.Ю. Михеевой, Л.М. Пчелинцевой, М.О Буяновой, В.Ю. Меновщикова, А.Н. Савина (организация профилактической и реабилитационной работы).
Учитывая важность и актуальность семейного жизнеустройства и воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, необходим грамотный системный подход к организации психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в замещающей семьи.
Процесс социализации детей проходит легче и естественнее в условиях семьи, пусть и замещающей.
Цель исследования: изучение особенностей психолого¬педагогическое сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью.
Объект исследования - готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к переходу в замещающую семью.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что: психолого-педагогическое сопровождение подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в семью будет эффективной, если:
1. Разработана и реализуется программа, направленная на благополучное вхождение детей-сирот в замещающую семью.
2. Эффективность программы будет обеспечиваться следующими педагогическими условиями:
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- активное участие детей в занятиях и их постоянное посещение;
- позитивное настроение во время участия в мероприятиях.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить уровень подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью.
3. Составить и апробировать программу, направленную на благополучное вхождение детей-сирот в замещающую семью.
4. Оценить эффективность проведенных мероприятий.
Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов:
- теоретические (анализ литературы, обобщение);
- эмпирические (тестирование (медика «Дом. Дерево. Человек»));
- описательной обработки результатов исследования. Экспериментальная база: КГБУ «Бийский центр помощи детям
оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края. В экспериментальном исследовании принимало участие 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 8-10 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе теоретического анализа результаты и основанные на них теоретические выводы, пополняют потенциал для последующих научных исследований проблем психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью.
Практическая значимость работы заключается в том, что практический материал исследования может быть использован в качестве методических рекомендаций для психологов и педагогов, находящихся в контакте с данной категорией детей.
Апробация работы:
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу КГБУ «Бийский центр помощи детям оставшихся без попечения родителей» г. Бийска, Алтайского края; его результаты переданы администрации школы. Результаты работы были доложены на заседании методического совета «Неделя семьи» под руководством педагога-психолога Казаковой О.В.
Основные положения исследования обсуждены на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе АГГПУ им. В.М. Шукшина.
По результатам исследования опубликована 1 статья в сборнике XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (27 апреля 2018 года, г. Бийск).
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению особенностей психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью.
В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования были рассмотрены понятие и особенности психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в принимающей семье, представлена модель психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении интернатного типа, к жизнеустройству в семью, а также проанализированы трудности, возникающие при подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизнеустройству в семью.
В преддверии практической части, были описаны этапы, методы, условия реализации мероприятий программы психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни в принимающей семье.
Для изучения готовности детей-сирот к передаче в замещающую семью была проведена методика «Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук) (Приложение 1) [1].
Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе высокий уровень готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью не выявлен. У 20% респондентов диагностирован средний уровень готовности к передаче в замещающую семью, для 80% респондентов характерен низкий уровень готовности к передаче в семью, что проявляется в преобладании негативных факторов. Из этого можно сделать вывод, что практически все дети-сироты находятся в состоянии тревоги, страха, неуверенности в себе. Всё это является следствием их жизни в детском доме без участия родных людей, чувством дискомфорта, а также затруднений в контактах со сверстниками и окружающими людьми.
В контрольной группе высокий уровень готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к передаче в семью не выявлен. У 30% респондентов диагностирован средний уровень готовности к передаче в замещающую семью. Для 70% респондентов характерен низкий уровень готовности к передаче в семью, что проявляется в преобладании негативных факторов.
Полученные результаты послужили основой для разработки программы психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в семью.
Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком. В программе использованы идеи А.А. Катаевой [9], Н.Н. Обозова [16], У. Сире [25].
Занятия программы проводились 1 раз в неделю в период с декабря 2017 года по май 2018 года, продолжительность каждого занятия составляла 40 - 50 минут. Всего было проведено 10 занятий. Занятия строились по определенной схеме и состояли из нескольких этапов. Каждый этап решал не одну задачу, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.
На контрольном этапе эксперимента анализ результатов диагностики показал существенные отличия, а именно в экспериментальной группе произошли значительные изменения: появились респонденты (10%) с высоким уровнем готовности к передаче в семью. На 20% увеличилось число респондентов со средним уровнем готовности к передаче в замещающую семью, что составляет уже не 20% испытуемых, а 40%, также снизилось на 30% число детей-сирот с низким уровнем готовности к передаче в семью, что проявляется в противоречивых чувствах по отношению к себе и к окружающим и составляет не 80% респондентов, как это было на констатирующем этапе эксперимента, а 50% .
В контрольной группе изменений не произошло.
Полученные результаты сравнения свидетельствует о том, что после реализации программы психолого-педагогического сопровождения подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизнеустройству в семью, в экспериментальной группе произошли значительные изменения.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя [Текст] / В.С.
Безрукова. - Екатеринбург: Дом учителя, 2010. - 236 с.
2. Безуглов, И.Г. Основы научного исследования [Текст]: учеб. пособие / И.Г.
Безуглов, В.В. Лебединский, А.И. Безуглов. - М.: Академический проект,2008. - 194 с.
3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности бакалавров [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. <раевский. - М.: Академия,2009. - 128 с.
4. Бобылева, П.А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / П.А. Бобылева. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2013. - 96 с.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с приемным ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель, 2013. - 238 с.
6. Глисков, А.А. Настольная книга для усыновителей, опекунов (попечителей) и патронатных воспитателей: комментарий к действующему законодательству с примерами процессуальных документов / А. А. Глисков, А. Г. Глисков, А. И. Забейворота ; под ред. С. Н. Бабурина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 445 с.
7. Гончарова, В. Психология сиротства [Текст] / Гончарова В. - СПб.: Каро, 2013. - 128 с.
8. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Гриценко - М.: Академия, 2013. - 240 с.
9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов психологических факультетов вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Питер, 2011. - 320с. - (Учебник для вузов). - Режим доступа:
http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-4237-0073-7
10. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, Разиполло. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 207 с.
11. Заика, Е.В. Психологические характеристики личности современной молодежи [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Яичина // Вопросы психологи. - 1990. - № 4.- С.11-15.
12. Зажигина, О.А. Психология детей-сирот [Текст] / О.А. Зажигина. - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 196 с.
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга, 2008. - 384с.
14. Катаева, А.А. Психологическая диагностика: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. [Текст] / А.А.Катаева - М.: Гиль, 2010.-197с.
15. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] : учебное пособие для студентов вузов/ Н. Козлов. - М.: Академия - 1999. - 221с.
16. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: [Текст] Социально-эмоциональные проблемы /Под науч. ред. Л.М. Щипициной и Е.И.Казаковой. - СПб., 2012.-138с.
17. Константинов, В.В. Экспериментальная психология [Текст]: курс для практического психолога / В.В. Константинов. - СПб.; М.; Харьков: Питер, 2006. - 272с.
18. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] / В.В. Краевский. - Самара, 2008. - 138 с.
19. Комплексное сопровождение и обучение взаимодействию с социумом детей-сирот [Текст] / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. Материалы X-й научно-практической конференции. - СПБ., 2013. - 93 с.
20. Леонтьева В.В. Мы вместе строим теплый дом. Пособие по оказанию психолого-педагогической поддержки замещающих семей на разных этапах становления [Текст] / Леонтьева. - Владимир: КНИГИ ДНЯ, 2014. - 104 с.
21. Лиханов, А.А. Дети без родителей [Текст] / А.А. Лиханов. - Москва: Просвещение, 2013. - 592 с.
22. Максимова, Н. Л. Особенности родительского отношения в замещающих семьях [Текст] / Н.Л. Максимова // В мире научных открытий. - 2013. - № 3-1. - С. 130-132.
23. Минкова, Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося в замещающих семьях. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения [Текст] / Э.А. Минкова. - М., 2011. - 188с.
24. Назарова, И.Б. Дети-сироты. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация [Текст] / под ред. Н.М. Римашевской. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2013. - 134с.
25. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие [Текст]: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Алексеевой. - М., 2010.-165с.
26. Николаева, Е.И. Приемная семья - ваш путь к счастью [Текст] / Е.И. Николаева. - М: ЭЛПИС, 2013. - 286 с.
27. Николаева, Е.И. Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот [Текст] / Е.И. Николаева. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2013. - 184с.
28. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения в приемной семье [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Обозов; СПб. : Просвещение, 2005. - 220 с.
29. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Academia , 2005. - 363 с.
30. Популярная психология для родителей [Текст] / Под ред. А. А. Бодолева. - М.: Просвещение, 2007. - 198с.
31. Приказ от 03.06.2015 № 1224 (с изменениями на 27.02.2017) «Об организации сопровождения замещающих семей в Алтайском крае».
32. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / Под ред. И В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М., 2013. -211с.
33. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2011. - 230с.
34. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии [Текст] / Е.С. Романова. - СПб.: Речь, 2009. - 529 с.
35. РуДенкова, Г.И. Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: пособие для замещающих родителей [Текст] / Г.И. Руденкова. - Минск: Дизапресс, 2013. - 124с.
36. Селевко, Т.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Т.К. Селевко // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 140-142.
37. Серовский, В.В. Социальная психология коллектива [Текст] / В.В. Петровский, В.В. Шпалинский: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвящение, 1978. - 117 с.
38. Сире, У. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы [Текст] / У. Сире. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
39. Смирнова, Е.О. Типы замещающих семей [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2013. - № 7. - С. 11-12.
40. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий [Текст] / С.А. Беличева [и др.]. - М., 2005. - 456 с.
41. ФриДман, И.К. О контакте родителей с детьми [Текст] / И.К. Фридман // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 13-19.
42. ШеванДрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст]: учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 508с.
43. Лаборатория «Гуманитарные технологии» - http://www.ht.ru/cms;
44. Большой психологический словарь - http://www.psyhodic.ru/oblako2 te gov/vozrastnaya-psikholo giya. html.
45. Электронная библиотека: Социология, психология, управление. - http: //soclib. fatal. ru/all. php.
46. Библиотека русского гуманитарного Интернет-университета - http: //www. i-u. ru/biblio/default. aspx.
47. Электронная бесплатная библиотека - http://www.liblife.ru.
48. Журнал «Развитие личности» - http://rl-online.ru/index.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ