Введение 3
Глава I. Теоретические основы методики совершенствования словарного запаса учащихся
§1. Речь как психический процесс 6
§2. Особенности словарного запаса младших школьников 14
§3. Традиционные приёмы словарно-семантической работы в школе 23
Выводы по главе I 36
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности приёмов совершенствования словарного запаса младших школьников
§1. Исследование актуального уровня развития лексического запаса учащихся
38
§2. Комплекс упражнений, направленный на активизацию словарного запаса учащихся 47
§3. Результаты формирующего эксперимента 58
Выводы по главе II 70
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение 79
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Богатство его лексического состава определяет необходимость чёткой и эффективной организации лексико-семантической работы в школе.
Вопрос о совершенствовании словарного запаса современного школьника сегодня особенно актуален. В условиях научного прогресса в речь человека входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому важнейшей задачей учителя русского языка является работа над словарём школьников, включающая следующие направления: обогащение, уточнение и активизация лексического запаса, устранение внелитературных слов и выражений. Чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.
Проблема исследования словарного запаса и речи в целом всегда привлекала внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев рекомендовал учителям русского языка «развивать в дитяти врожденный дар слова» [Буслаев Ф.И., 1959], И.И. Срезневский советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений [Срезневский И.И., 1899]. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа» [Ушинский К.Д., 1988].
Основная цель обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Перед учителем ставятся задачи: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками.
Проблемами развития речи школьников в течение многих десятилетий занимались такие ученые, как Н. И. Жинкин, О. И. Зимняя, Т. А. Ладыженская, М. Р Львов, М. Т. Баранов, А. Д. Дейкина, Л. Н. Федоренко, Т. К. Донская, И. Б. Игнатова, Т. В. Самосенкова, Л. А. Гдалевич и др. В разное время ими создавались целые направления и научные школы в области формирования и развития навыков устной и письменной речи у школьников, но все они склоняются к тому, что развитие речи должно носить систематический и многоплановый характер.
Совершенствование словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренный школьными программами раздел «Лексика». Он предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в их усвоении. Но методическое сопровождение этого раздела, особенно по направлению активизации словарного запаса учащихся, в большинстве учебно-методических комплектов представлено минимально, что определяет дидактический конфликт, требующий решения.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать эффективность синтагматических упражнений в процессе активизации словарного запаса младших школьников.
Задачи:
• дать анализ теоретических источников по проблеме исследования;
• исследовать актуальный уровень развития словарного запаса учащихся третьих классов;....
Уровень развития словарного запаса младших школьников является показателем их речевого развития, в связи с этим проблема совершенствования словаря, особенно его активизация, приобретает особую актуальность.
Анализ теоретических источников показал, что в целом уровень речевого развития учащихся определяется развитием их словарного запаса, который представлен двумя пластами: пассивным и активным словарём. Работа по развитию словарного запаса младших школьников происходит по четырём основным направлениям: уточнение, обогащение, активизация словаря, а также устранение из него внелитературных слов и выражений.
Актуальность проблемы была подтверждена данными проведённого нами констатирующего среза, который осуществлялся с учётом следующих параметров: объем пассивного и активного словарного запаса, коэффициент синонимических рядов и гнездовой коэффициент. Низкие показатели по состоянию активного словарного запаса определили необходимость выбора упражнений, обеспечивающих активизацию словаря.
Одной из причин низкого показателя уровня активного словаря учёные называют незнание сочетаемости слов. Это и определило выбор нашего подхода. На этапе экспериментального обучения нами были использованы синтагматические упражнения, обеспечивающие контекстное употребление слов.
Результаты формирующего эксперимента продемонстрировали повышение уровня лексического запаса учащихся, как экспериментального, так и контрольного классов, но в экспериментальном классе положительная динамика оказалась более выраженной по сравнению с контрольным классом.
Таким образом, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза о том, что процесс активизации словарного запаса школьников будет эффективным, если на уроках русского языка использовать упражнения, ориентированные на обучение школьника лексической и грамматической валентности, подтвердилась.
1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т 1. Лексическая семантика (синонимические средства языка). - 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 464 с.
2. Архипова Н. Г. О роли сочетаемости в разграничении лексических антонимов // Вестник Амурского государственного университета: Гуманитарные науки. - Вып. 12. - Благовещенск, 2001. - С. 30-34.
3. Баранов М. Т. Ипполитова Н. А., Ладыженская Т А., Львов М. Р Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Баранова М. Т. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 368 с.
4. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2003. - №4. - С. 47-51.
5. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа. - 2002. - №6. - С.76-79.
6. Бондаренко А. А. О словах-“сорняках” в речи современного школьника / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 17-21.
7. Бронникова Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 41-44.
8. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
9. Булатова Ю. В. Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения и отклонения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://s1702.zouo.ru, свободный (дата обращения: 15.11.2013).
10. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. - Л.: Учпедгиз, 1959. - 488 с.
11. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
12. Виноградов В. В. Русский язык. М. - Л.: Учпедгиз, 1947. - 785 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 1.
14. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - Куйбышев: Изд-во Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990. - 104 с.
15. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи: Учебник / О. Я. Гойхман, Л. М. Гончарова и др.; под ред. проф. О. Я. Гойхмана.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2010. - 240 с....60