ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ7
1.1. Общая характеристика социально-личностной готовности детей страшего дошкольного возраста к обучению в школе 7
1.2. Теоретическое обоснование развития социально-личностной готовности
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе 13
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В РАМКАХ
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
2.1. Программа развития социально-личностной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе 19
2.2. Реализация программы 24
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
На современном этапе развития общества подавляющая часть родителей сфокусированы на интеллектуальной и умственной подготовке своих детей к школьному обучению, при этом, практически не уделяя внимания социально-личностной готовности, которая содержит очень значимые компоненты, включающие умения и навыки, оказывающие принципиально важное значение на будущие успехи ребенка в учебе. Социально-личностная готовность характеризуется психологической потребностью первоклассника во взаимодействии со сверстниками, в коммуникации с ними, а также умением управлять своим поведением, подчиняясь определенным законам детских групп и коллектива. Также социально-личностная готовность проявляется через способность принять на себя роль учащегося, сформированное умение слушать и выслушивать, а также принимать инструкции педагогов [9].
Довольно часто родители, осуществляя подготовку своего ребенка к обучению в школе, стремятся придать школе положительный образ в глазах будущего первоклассника. Однако, в определенных ситуациях, ребенок, прежде благожелательно подготовленный на привлекательную, безоблачную, приветливую школьную атмосферу, столкнувшись впервые с отрицательными эмоциями относительно учения, не может самостоятельно преодолеть столь серьезный стресс, происходит дезориентирование в понятиях; надолго снижается интерес к обучению.
Устойчиво позитивный или устойчиво негативный образ школьного обучения не будет полезен ребенку. Дошкольник должен отчетливо понимать противоречивость образа школьного обучения. В данном случае, родителям и педагогам, работающим со старшими дошкольниками, следует направить свои силы на тотальную подготовку ребенка к школьным требованиям, а главное, обучить его сознавать свои сильные и слабые стороны, чтобы впоследствии он свободно и единолично умел преодолеть школьные затруднения.
Учитывая вышесказанное, как родителям, так и педагогам следует обращать особенно тщательное внимание формированию и развитию у дошкольников социальных навыков, овладение которыми чрезвычайно важно для успешной социальной и личностной адаптации дошкольника к школьному обучению.
Рассматриваемая тема исследования остается актуальной на сегодняшний день в связи с тем, что система образования на современном этапе переживает комплекс постоянных изменений. Успешность ребенка в освоении процесса школьного обучения во многом зависит от его подготовленности в период дошкольного детства. С началом обучения в школе изменяется привычный образ жизни ребенка, закладываются и систематизируются новые взаимоотношения, упрочиваются новые формы деятельности.
Актуальность данного исследования обусловлена всем вышесказанным, а также потребностью более детального изучения вопросов социально-личностной готовности ребёнка к школьному обучению, обеспечивающей ему успешность обучения в начальной школе.
Одной из фундаментальных поисковых задач на сегодняшний день остается разработка и освоение средств и способов формирования социально-личностной готовности, эффективных технологий, благоприятствующих развитию данного компонента психологической готовности к школьному обучению.
Проблема данного исследования заключается в дефиците изучения факторов, оказывающих положительное влияние на формирование социально-личностной готовности детей к школьному обучению. Одним из целесообразных способов решения данной проблемы может стать систематическое целенаправленное использование театрализованной
деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью формирования их социально-личностной готовности.
Базовым элементом социально-личностной готовности ребёнка к школе является его социальная зрелость. В этой связи можно утверждать, что важнейшей проблемой педагогической психологии является социальнопсихологическая подготовка будущего школьника.
На современном этапе развития российской системы образования дошкольные образовательные учреждения, а также учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, как видится, не в полной мере реализуют условия, регулирующие формирование социальноличностной готовности дошкольника к школе.
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является поиск потенциала, внутренних резервов театрализованной деятельности в формировании социально-личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению и разработка программы с применением театрализованной составляющей в образовательный процесс МАОУ ДО.
Для достижения поставленной цели исследования, предполагалось решение следующих задач:
• осуществить анализ теоретической литературы и психологопедагогических исследований по проблеме социально-личностной готовности старших дошкольников к школе;
• подобрать методики диагностики социально-личностной готовности к обучению в школе у старших дошкольников;
• провести экспериментальное исследование психолого-педагогических проблем социально-личностной готовности старших дошкольников МАОУ ДО «Центр творчества» города Красноярска;
• разработать программу, включающую театрализованную деятельность в образовательном процессе МАОУ ДО «Центр творчества» и экспериментально подтвердить её эффективность для формирования социально-личностной готовности будущих школьников.
В первой Главе данной работы нами были рассмотрены теоретические основы изучения социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе, путем анализа литературных источников по данной теме было сформулировано теоретическое содержание изучаемого вопроса: общая характеристика социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и обозначено теоретическое обоснование необходимости развития социально-личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Отсутствие системности и последовательности в данном направлении деятельности в значительной степени снижает внутренний потенциал ребенка к самовыражению, совершенствованию его речевых коммуникаций, социально-эмоциональных способов общения. Несмотря на то, что государственный стандарт требует от педагога организации развернутой деятельности по развитию социально-личностной готовности дошкольника, в педагогической же практике она представляет собой сжатую модель, напоминающую скорее слияние разрозненных элементов, а не систему работы по указанному направлению.
Вторая Глава данной работы посвящена разработке и реализации проекта программы исследования и развития социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях МАОУ ДО «Центр творчества» города Красноярска, а также проведению экспериментального исследования на базе данного МАОУ ДО, позволяющего доказать эффективность программы занятий с применением театрализованной составляющей как средства формирования социальноличностной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ базы исследования позволяет сделать вывод о достаточных условиях учреждения: в МАОУ ДО создана широкая развивающая предметно-пространственная среда, хорошее материально-техническое обеспечение, опытные педагоги. Тем не менее, развивающий потенциал театрализованной игры по большей мере используется через дополнительную общеразвивающую программу Театральной студии «Теремок», которая реализуется на платной основе.
Проанализировав данную дополнительную программу, считаем целесообразным включить в неё также раздел «социально-коммуникативное развитие» и мониторинг компонентов социально-личностной готовности к школе у дошкольников - участников программы.
В процессе проведенного экспериментального исследования, воспользовавшись комплексом диагностических методик, позволяющих отследить динамику уровней сформированности основных компонентов социально-личностной готовности к школе, удалось доказать эффективность модифицированной нами программы развития социально-личностной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, которая была реализована педагогом дополнительного образования совместно с психологом на базе МАОУ «Центр творчества» г. Красноярска.
На этапе контрольной диагностики, осуществив анализ полученных данных, мы зафиксировали значительную стабильно положительную динамику по всем основным компонентам социально-личностной готовности к школе у ребят, посещавших театральную студию «Теремок» как второго, так и первого года обучения.
Таким образом, полученные результаты проведенного экспериментального исследования по формированию компонентов социально-личностной готовности к школе будущих первоклассников свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, задачи решены а гипотеза подтверждена.
1) Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2007. 254 с.
2) Антипина Е. Театрализованная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 2017. № 8. С. 70-74.
3) Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
4) Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития: курс лекций по дошкольной педагогике. М.: Изд-во МаГУ, 2012. 197 с.
5) Воронченкова М.А. Социально-психологическая готовность дошкольников к продолжению обучения. СПб.: Лада, 2016. 187 с.
6) Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: МарТ, 2014. 321 с.
7) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2011. 208 с.
8) Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. пособие для высших учебных заведений. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
9) Денисенко И.С. Влияние театрализованных игр на социализацию воспитанников // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 87-90. URL: https://moluch.ru/archive/237/55127/ (дата обращения: 15.04.2024).
10) Земцова Л.И. Готовность к школьному обучению. М.: Просвещение, 2007. 288 с.
11) Зиновьева Н. Театрализованная деятельность // Дошкольное воспитание. 2018. № 4. С. 31-34.
12) Зотова И.В., Фирюлина О.Г. Особенности развития социальнокоммуникативной компетентности у дошкольников // Проблемы Науки. 2017. №18 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sotsialno- kommunikativnoy-kompetentnosti-u-doshkolnikov (дата обращения: 06.04.2024).
13) Зотова И.В., Штумпф Н.В. Формирование социально
коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности // Наука, техника и образование. 2018. №4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-
kommunikativnoy-kompetentnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v- teatralizovannoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.04.2024).
14) Иконников Е.Б., Цурупа Н.Б. Психология детей дошкольного и школьного возраста. М.: Пресс-бук, 2016. 285 с.
15) Киселева И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности: монография. Ульяновск: Зебра, 2015. 124 с.....36