ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Воображения как психологический феномен 6
1.2. Классификация видов воображения 10
1.3. Сказка как метод развития воображения детей старшего
дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВАВ 2. ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ 31
2.1. Организация и методы исследования уровня сформированности
воображения детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс занятий по сказки направленных на развития
воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста 35
2.3. Контрольный этап исследования 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические
преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого дошкольника. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности дошкольников, способствующей накоплению творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной [1].
Главная задача дошкольного образовательного учреждения - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Воспитатели, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении детей, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности взрослого человека.
Воображение и творческие способности дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте Л.С. Выготский.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры.
Проблема развития воображения актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития воображения и творческих способностей ребенка.
Цель исследования - выявить особенности использования сказки как метода развития воображения детей старшего дошкольного возраста....
Цель исследования была достигнута, в ходе исследования мы решили ряд задач.
1. Воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
2. Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.
Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
3. Результаты исследования и проведения формирующего эксперимента проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста Результаты исследования в экспериментальной группе, низкий уровень развития воображения составлял 50% детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе, после проведенного формирующего этапе 20%, средний уровень равен 40% он остался не именным, высокий уровень воображения старшего дошкольного возраста равен 10%, а на контрольном этапе он равен 40%. Результаты в контрольной группе произошли не значительные е: низкий уровень развития воображения составил 30% на констатирующем этапе, после проведение формирующего 20%, средний уровень 50% без изменений, высокий 20%, на контрольном этапе 30%.
Гипотеза исследования была подтверждена.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс,2002.
2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. М.:ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
3. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2001.
4. Боровик О.В. Развитие воображения .М. : ООО «ЦГЛ «Рон», 2002.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2005.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999.
7. Дьяченко О.М.,Е.Л. Пороцкая. Роль слова в развитии воображения дошкольника.иСлово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. Интор. 2006. с. 78-95.
8. Дьяченко О. М, Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? М.; Из-во: Знание, 2004. 160 с.
9. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: «Издательство ДНК», 2001. 34 с.
10. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Г.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: «Речь», 2001.
11. Зяблицева М.А. развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 189 с.
12. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2014.
13. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие// Психологический журнал .2001. №5. С. 34-35
14. Люблинская А.А. Детская психология. Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов.М.: «Просвещение», 2011.
15. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008....30