ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ
1.1. Г отовность к школе и ее составляющие 5
1.2. Роль родителей в подготовке детей к школе 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Организация исследования 23
2.2. Анализ результатов 26
2.3. Методические рекомендации родителям по формированию
представлений о готовности ребенка к школьному обучению 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Готовность к школе у ребенка складывается под воздействием целого ряда факторов, которые могут быть сгруппированы в зависимости от того, развитие каких компонентов готовности к школьному обучению они определяют. Широко признанным является мнение, согласно которому развитие ребенка определяется непосредственным общением ребенка с близкими ему взрослыми. Возрастные особенности ребенка развиваются в семье под влиянием условий жизни, психологического климата, поэтому исследование семьи как фактора формирования психологической готовности ребенка к школе является приоритетным.
Главным изменением в жизни ребенка является его поступление в школу. От того, как воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому социальному этапу, зависит характер его дальнейшего развития, отношение к школе, учению. Ребенок дошкольного возраста строит свои взаимоотношения с людьми вне семьи по образцу наиболее близких ему семейных отношений. То, как ребенок входит в детский коллектив, какие отношения устанавливаются с детьми, в значительной мере является отражением его отношений с членами семьи. Различия в этих проявлениях детей обусловлены особенностями семейного воспитания. Семейная подготовка ребенка к начальному обучению должна развиваться в единстве с психолого-педагогической работой по подготовке к школе в рамках дошкольного образовательного учреждения и отражать имеющиеся возможности развития дошкольника, помочь в этом может изучение родительских представлений о готовности их детей к школе
Цель работы - поиск эффективной программы формирования представлений у родителей обо всех компонентах готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада.
Объект исследования: готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности представлений родителей о готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики представлений родителей о готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
3. Разработать методические рекомендации по уточнению представлений родителей о готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза исследования: представления родителей о готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению характеризуются следующими особенностями: родители имеют четкие представления о показателях
готовности ребенка к школьному обучению, но не способны адекватно оценить готовность своего ребенка.
Для проведения исследования были взяты следующие методы и методики направленные на выявление компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе:
• метод беседы;
• опрос родителей;
• результаты диагностики готовности детей к школьному обучению, сделанные психологом ДОО.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание работы изложено на 51 странице.
В результате теоретического анализа проблемы исследования можно сказать, что к 6 годам активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания. Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме. В 5-6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне. Неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.
На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Необходимо, чтобы родители были грамотно осведомлены и своевременно направлены на верную оказываемую помощь ребенку, так как семья, это важнейший институт социализации подрастающих поколений, она располагает благоприятными условиями и роль родителей огромна для формирования необходимых навыков, способствующих успешному обучению в школе.
Проблема родительских представлений о готовности ребенка к школе обобщает в себе проблемы семейного воспитания, детско-родительских отношений и требования, предъявляемые к уровню готовности первоклассника в школе. Для успешного обучения ребенка в школе необходимо сформировать параметры школьного обучения, это возможно при достаточной компетентности родителей.
В данной работе представлены теоретические аспекты по подготовке детей к школьному обучению, роли родителей и проведено исследование по выявлению представлений родителей о подготовке детей к школе.
И выявлено, что в большинстве семей сформировано неверное представление о готовности ребенка к школьному обучению. В представлениях родителей важную роль занимает уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, т.е. умственная готовность воспринимается родителями как основной показатель школьной готовности, что может привести к излишней ранней «интеллектуализации» ребенка в ущерб развитию остальных психических процессов и свойств. Это может являться причиной трудностей и неуспехов в процессе обучения ребенка. Очень важно вовремя выявить и скорректировать работу детского сада по осведомленности родителей в таком важном вопросе, что бы в дальнейшем легче прошел этап перехода ребенка от дошкольника к школьнику и предотвратить возможные трудности....
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации: N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Основная литература
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2010. 816 с.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. 150 с.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 195 с.
6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М.: Просвещение,1995. с.195.
7. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. М.: Педагогика, 2001. 272 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 367с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. 168 с.
10. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. 512 с.
11. Кирпичев В.И. Адаптация ребёнка к школе. М.: ВЛАДОС, 2002. 136 с.
12. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности. М.: Просвещение, 2004. 137 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
14. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2006. 992 с.
15. Крысько В.Г. Словарь-справочник по психологии. СПб: Питер, 2005. 416 с....33