Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты снижения уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 5
1.1 Сущность и содержание понятия "школьная тревожность" 5
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у
обучающихся 5 класса 10
1.3 Психолого-педагогические условия снижения уровня школьной
тревожности у обучающихся 5 класса 14
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Экспериментальная работа по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 18
2.1 Диагностика уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 18
2.2. Организация психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 27
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы... 34
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 50
Глава 1. Теоретические аспекты снижения уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 5
1.1 Сущность и содержание понятия "школьная тревожность" 5
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у
обучающихся 5 класса 10
1.3 Психолого-педагогические условия снижения уровня школьной
тревожности у обучающихся 5 класса 14
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Экспериментальная работа по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 18
2.1 Диагностика уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 18
2.2. Организация психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 27
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы... 34
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 50
Проблема школьной тревожности у обучающихся 5 классов всегда будет актуальной. Дети переходят из младшей в среднюю школу, для них это очень большие перемены, которые, конечно же, могут сопровождаться некими страхами и переживаниями. Детский организм постоянно находится в состоянии роста и всяческих изменений, которые определенно сказываются на физическом и психологическом состоянии ребёнка. Изменения, которые происходят в самых разнообразных сферах жизни ребёнка, и, конечно же, в его школьной жизни, к которым относится и смена условий обучения, общения и взаимодействия, происходящие в процессе перехода из начальной школы в основную, так же имеют большое влияние на его психологическое состояние. Новые программы обучения влекут за собой нагрузки на детей, требования к ним растут, в то время как детская психика не всегда способна справиться с напряжением, сопутствующем, как самому процессу обучения, так и всей современной действительности. Вследствие чего появляются условия для возникновения разных нарушений эмоциональных состояний у детей, среди которых распространенным явлением является повышенная тревожность.
Неблагоприятное влияние повышенной тревожности на состояние здоровья, поведение и деятельность ребенка отмечают многочисленные исследования Ю. М. Антоняна, В. М. Астапова, В. К. Вилюнаса, Ж. М. Глозмана, Ч. Д. Спилбергера и др.
В практике работы образовательных учреждений существуют некоторые дефициты: отсутствие работы, полностью направленной на помощь в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Так же с классами практически не проводятся программы по сплочению коллектива, что тоже является проблемой, которая мешает учащимся чувствовать себя комфортно в образовательном учреждении в целом и в своем классном коллективе в частности.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать психолого
педагогические условия снижения школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса, проанализировать и интерпретировать данные.
3. Разработать коррекционную программу по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
способствующие снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Гипотеза: снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
• выявление уровня школьной тревожности у обучающихся;
• включение обучающихся в групповые занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство с правилами и обязанностями в средней школе; обучение способам снятия эмоционального напряжения; сплочение классного коллектива и улучшение в нем психологического климата.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования
2. Метод сбора эмпирических данных: проведение методики на изучение
уровня школьной тревожности Филлиппса, наблюдение
3. Констатирующий эксперимент
4. Формирующий эксперимент
Неблагоприятное влияние повышенной тревожности на состояние здоровья, поведение и деятельность ребенка отмечают многочисленные исследования Ю. М. Антоняна, В. М. Астапова, В. К. Вилюнаса, Ж. М. Глозмана, Ч. Д. Спилбергера и др.
В практике работы образовательных учреждений существуют некоторые дефициты: отсутствие работы, полностью направленной на помощь в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Так же с классами практически не проводятся программы по сплочению коллектива, что тоже является проблемой, которая мешает учащимся чувствовать себя комфортно в образовательном учреждении в целом и в своем классном коллективе в частности.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать психолого
педагогические условия снижения школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса, проанализировать и интерпретировать данные.
3. Разработать коррекционную программу по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
способствующие снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Гипотеза: снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
• выявление уровня школьной тревожности у обучающихся;
• включение обучающихся в групповые занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство с правилами и обязанностями в средней школе; обучение способам снятия эмоционального напряжения; сплочение классного коллектива и улучшение в нем психологического климата.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования
2. Метод сбора эмпирических данных: проведение методики на изучение
уровня школьной тревожности Филлиппса, наблюдение
3. Констатирующий эксперимент
4. Формирующий эксперимент
Для изучения темы школьной тревожности у учащихся пятых классов была изучена различная литература, и было выделено основное понятие тревожности.
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений (Микляева А. В.).
Диагностика и составление программы коррекции уровня школьной тревожности были по следующим критериям: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
После получения результатов диагностики были выделены условия для снижения уровня школьной тревожности: знакомство учащихся с новой окружающей средой, с правилами и обязанностями в средней школе; сплочение классного коллектива и улучшение в нем психологического климата; обучение детей пониманию и правильному проявлению своих эмоций, как положительных, так и отрицательных; снятие эмоционального напряжения посредством игр, бесед и дыхательных гимнастик; повышение самооценки.
Во время работы нам удалость провести все запланированные мероприятия из программы по снижению уровня школьной тревожности, а так же была проведена диагностика стиля педагогического общения учителей и вторичная диагностика учащихся.
Удалось выявить соотношение стиля педагогического общения учителей и уровня тревожности у учащихся, благодаря чему были разработаны рекомендации для учителей по работе с учащимися по снижению уровня школьной тревожности.
После проведения всех мероприятий и повторной диагностики, можно сделать вывод, что у учащихся снизился уровень школьной тревожности. Дети адаптировались к их учебной жизни в среднем звене, стали более уверенными в себе, у них поднялась самооценка, так же учащиеся научились способам выражения своих чувств, эмоций. Немаловажным является то, что в коллективе улучшился климат, класс стал более сплоченным, дети помогали друг другу в групповых работах и не стеснялись просить помощи друг у друга.
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений (Микляева А. В.).
Диагностика и составление программы коррекции уровня школьной тревожности были по следующим критериям: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
После получения результатов диагностики были выделены условия для снижения уровня школьной тревожности: знакомство учащихся с новой окружающей средой, с правилами и обязанностями в средней школе; сплочение классного коллектива и улучшение в нем психологического климата; обучение детей пониманию и правильному проявлению своих эмоций, как положительных, так и отрицательных; снятие эмоционального напряжения посредством игр, бесед и дыхательных гимнастик; повышение самооценки.
Во время работы нам удалость провести все запланированные мероприятия из программы по снижению уровня школьной тревожности, а так же была проведена диагностика стиля педагогического общения учителей и вторичная диагностика учащихся.
Удалось выявить соотношение стиля педагогического общения учителей и уровня тревожности у учащихся, благодаря чему были разработаны рекомендации для учителей по работе с учащимися по снижению уровня школьной тревожности.
После проведения всех мероприятий и повторной диагностики, можно сделать вывод, что у учащихся снизился уровень школьной тревожности. Дети адаптировались к их учебной жизни в среднем звене, стали более уверенными в себе, у них поднялась самооценка, так же учащиеся научились способам выражения своих чувств, эмоций. Немаловажным является то, что в коллективе улучшился климат, класс стал более сплоченным, дети помогали друг другу в групповых работах и не стеснялись просить помощи друг у друга.
Подобные работы
- Снижение уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса в
условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Снижение уровня школьной тревожности учащихся 4 класса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Психокоррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Работа учителя по преодолению школьной тревожности у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности проявления школьной тревожности обучающихся 5 классов в
период адаптации к основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Использование игровых технологий на занятиях по иностранному языку как способ профилактики и снижения языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста (Нижегородский Государственный Лингвистический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Организация серии внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





