Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты снижения уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 5
1.1 Сущность и содержание понятия "школьная тревожность" 5
1.2 Особенности проявления школьной тревожности у
обучающихся 5 класса 10
1.3 Психолого-педагогические условия снижения уровня школьной
тревожности у обучающихся 5 класса 14
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Экспериментальная работа по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 18
2.1 Диагностика уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 18
2.2. Организация психолого-педагогической работы по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса 27
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы... 34
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения 50
Проблема школьной тревожности у обучающихся 5 классов всегда будет актуальной. Дети переходят из младшей в среднюю школу, для них это очень большие перемены, которые, конечно же, могут сопровождаться некими страхами и переживаниями. Детский организм постоянно находится в состоянии роста и всяческих изменений, которые определенно сказываются на физическом и психологическом состоянии ребёнка. Изменения, которые происходят в самых разнообразных сферах жизни ребёнка, и, конечно же, в его школьной жизни, к которым относится и смена условий обучения, общения и взаимодействия, происходящие в процессе перехода из начальной школы в основную, так же имеют большое влияние на его психологическое состояние. Новые программы обучения влекут за собой нагрузки на детей, требования к ним растут, в то время как детская психика не всегда способна справиться с напряжением, сопутствующем, как самому процессу обучения, так и всей современной действительности. Вследствие чего появляются условия для возникновения разных нарушений эмоциональных состояний у детей, среди которых распространенным явлением является повышенная тревожность.
Неблагоприятное влияние повышенной тревожности на состояние здоровья, поведение и деятельность ребенка отмечают многочисленные исследования Ю. М. Антоняна, В. М. Астапова, В. К. Вилюнаса, Ж. М. Глозмана, Ч. Д. Спилбергера и др.
В практике работы образовательных учреждений существуют некоторые дефициты: отсутствие работы, полностью направленной на помощь в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Так же с классами практически не проводятся программы по сплочению коллектива, что тоже является проблемой, которая мешает учащимся чувствовать себя комфортно в образовательном учреждении в целом и в своем классном коллективе в частности.
Цель: теоретически обосновать, выявить и реализовать психолого
педагогические условия снижения школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса, проанализировать и интерпретировать данные.
3. Разработать коррекционную программу по снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической работы
Предмет исследования: психолого-педагогические условия,
способствующие снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса
Гипотеза: снижению уровня школьной тревожности у обучающихся 5 класса будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
• выявление уровня школьной тревожности у обучающихся;
• включение обучающихся в групповые занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство с правилами и обязанностями в средней школе; обучение способам снятия эмоционального напряжения; сплочение классного коллектива и улучшение в нем психологического климата.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования
2. Метод сбора эмпирических данных: проведение методики на изучение
уровня школьной тревожности Филлиппса, наблюдение
3. Констатирующий эксперимент
4. Формирующий эксперимент
Для изучения темы школьной тревожности у учащихся пятых классов была изучена различная литература, и было выделено основное понятие тревожности.
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений (Микляева А. В.).
Диагностика и составление программы коррекции уровня школьной тревожности были по следующим критериям: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижение успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
После получения результатов диагностики были выделены условия для снижения уровня школьной тревожности: знакомство учащихся с новой окружающей средой, с правилами и обязанностями в средней школе; сплочение классного коллектива и улучшение в нем психологического климата; обучение детей пониманию и правильному проявлению своих эмоций, как положительных, так и отрицательных; снятие эмоционального напряжения посредством игр, бесед и дыхательных гимнастик; повышение самооценки.
Во время работы нам удалость провести все запланированные мероприятия из программы по снижению уровня школьной тревожности, а так же была проведена диагностика стиля педагогического общения учителей и вторичная диагностика учащихся.
Удалось выявить соотношение стиля педагогического общения учителей и уровня тревожности у учащихся, благодаря чему были разработаны рекомендации для учителей по работе с учащимися по снижению уровня школьной тревожности.
После проведения всех мероприятий и повторной диагностики, можно сделать вывод, что у учащихся снизился уровень школьной тревожности. Дети адаптировались к их учебной жизни в среднем звене, стали более уверенными в себе, у них поднялась самооценка, так же учащиеся научились способам выражения своих чувств, эмоций. Немаловажным является то, что в коллективе улучшился климат, класс стал более сплоченным, дети помогали друг другу в групповых работах и не стеснялись просить помощи друг у друга.
1. Андреева А Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик/Андреева А Д. - М., 1988.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения/Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. - М.: Издательство «Ось89». 1998.
3. Архипова Т. Ю. Повышенная тревожность как одна из проблем адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы
4. Арсеньева А.В. Методы коррекции школьной тревожности в практической деятельности преподавателя. [Электронный ресурс] / А.В. Арсеньева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября».ПКЕ: http://festival.1september.ru/articles/572227/
5. А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. С. 21.
6. Габдрева, Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г. Ш. Габдрева // Тонус. - 2000. - № 5. - С.45-50.
7. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 98 с.
8. Желонкина, Ю. Н. Школьная тревожность младших подростков "группы риска" как проблема современного образования / Ю. Н. Желонкина, Н. В. Басалаева // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - 2020. - № 11(20). - С. 153-156.
9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. / Ильин Е.П. - СП6.: Питер, 2000. - 460 с.
10. Карамзина, У. А. Тревожность детей школьного возраста / У. А. Карамзина, Р. А. Атласова // Научные исследования: от теории к практике. - 2015. - № 5(6). - С. 163-164.
11. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование/Князева Т. Н. - СПб.: Речь, 2007. С. 5.
12. Крайникова Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу// Электронный журнал «Социально-экономические явления и процессы». - 2014. - С. 149-154.
13. Мазепина, Т. А. Особенности школьной тревожности детей
среднего школьного возраста / Т. А. Мазепина // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация:
материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2013. - № 1. - С. 259-261.
14. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва, 2012
15. Молчанов С. В. Динамика моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте / С. В. Молчанов, О. С.Маркина // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 6, № 4. - С. 134-146.....32