ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие о целеполагании в деятельности детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития целеполагания детей дошкольного возраста .... 11
3. Педагогические условия и средства работы с детьми дошкольного
возраста по развитию целеполагания 18
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты изучения особенностей целеполагающей деятельности детей
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Реализация педагогических условий организации занятий с использованием лего-конструирования с целью развития целеполагания у
детей старшего дошкольного возраста 41
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Тенденции современности указывают на то, что в ребенке как личности необходимо развивать самостоятельность, инициативность и творчество в разных видах деятельности. Об этом свидетельствуют данные, взятые из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором в перечень задач воспитания и развития детей дошкольного возраста включается развитие ответственности, инициативности, самостоятельности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности [29]. Для успешного освоения данных качеств в деятельности детей необходимо развитие целеполагания, поскольку именно оно является основой любой деятельности, а правильно поставленная и личностно принятая цель обеспечивает успешное достижение результата.
Кроме того, в дополнении к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" указано, что воспитание подразумевает создание условий для самоопределения воспитанников [30].
Профессиональное самоопределение дошкольников по Ю.С. Кузовковой - это определенный сознательный выбор ребенком интересующей его сферы профессиональной деятельности в ходе активного участия в сюжетно-ролевых игр (важно понимание ребенком общественного значения труда и профессионального отдельно) [20].
Исходя из вышесказанного, отметим, что такого рода деятельность основывается на субъектном принятии и осознании целей. Известно, что становление личности как субъекта собственной активности связан с процессом развития способности к целеполаганию [32].
Проблеме развития целеполагания детей дошкольного возраста был посвящен ряд исследований в конце 20 века. В последнее время количество публикаций по данной теме снизилось, но актуальность ее исследования только возрастает.
Проблема развития целеполагающей деятельности в возрасте дошкольного детства имеет связь с такими областями его становления, как интеллектуальная, творческая, учебная, коммуникативная деятельность, и, помимо этого, связана со становлением волевых эмоциональных и регулятивных функций [11].
Таким образом, процесс развития целеполагающей деятельности играет особую роль в контексте современных тенденций формирования самостоятельной, инициативной, ответственной и творческой личности ребенка. Появляется необходимость выявить оптимальное средство для развития данного феномена у детей дошкольного возраста, подобрать адекватные условия эффективного развития.
Известно, что такой вид деятельности, как занятия по лего- конструированию, способствует развитию следующих качеств личности ребенка дошкольного возраста - целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что важно для формирования способности к целеполаганию [4]. Исходя из вышесказанного, данный игровой материал может стать, при соблюдении определенных условий, эффективным средством развития способности к целеполаганию.
Таким образом, цель исследования: изучение эффективности лего- конструирования как средства развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: функция целеполагания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогических условий организации занятий с использованием лего-конструирования на формирование способности к целеполаганию.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально разработанного комплекса занятий по лего-конструированию будет эффективно влиять на формирование способности к целеполаганию у детей 56 лет при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Организация занятий с использованием лего-конструирования, где последовательно развиваются умения от простого построения по образцу (условие для развития целеобразования) к собственному замыслу (условие для развития целепорождения)...
По результатам теоретического исследования было выявлено, что целеполагание детей дошкольного возраста подразумевает под собой процесс достижения цели, через ее определение, выбор средств для ее осуществления, а также практическое осмысление собственной деятельности.
Также было определено, что целеполагание делится на два типа:
1) Целеобразование, которое предполагает принятие и достижение цели под влиянием внешних воздействий;
2) Целепорождение, предполагающее самостоятельную постановку и достижение цели.
В рассмотрении особенностей развития целеполагания было отмечено, что основы целеполагания закладываются уже у детей раннего возраста в рамках выполнения предметных действий. У детей среднего дошкольного возраста деятельность в основном характеризуется действиями с отдельными элементами целеполагания, которые определяют либо постановку цели, либо фиксацию самого результата. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования способности к самостоятельному целеполаганию.
Среди средств для развития целеполагания у детей дошкольного возраста выделяют следующие средства:
1) игровая деятельность,
2) чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов;
3) организация исследовательской деятельности;
4) организация продуктивных видов деятельности;
5) исследование пооперационных карт;
6) предоставление наглядного примера с помощью физической тренировки;
7) составление портфолио.
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе было выявлено, что существенные различия между двумя обследуемыми группами, выражающиеся в более низких результатах детей в экспериментальной группе по целепорождению; способности к развитию целеобразования и в целом, по развитию целеполагания в деятельности.
Приведенные результаты изучаемых параметров свидетельствовали о недостаточном развитии целеполагания у детей экспериментальной группы, что указывало на необходимость создания условий для развития способности к целеполаганию в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста.
Работа по формированию способности к целеполаганию в деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе рассматривалась по разделению на два элемента - целеобразование и целепорождение, а также в их совокупности.
Работа по формированию способности к целеполаганию в деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе рассматривалась по разделению на два элемента - целеобразование и целепорождение, а также в их совокупности. Наша деятельность по формированию данного качества предполагала организацию занятий с использованием лего-конструирования, где последовательно развивались умения от простого построения по образцу (условие для развития целеобразования) к собственному замыслу (условие для развития целепорождения). Помимо этого, мы включали лего-конструирование в сюжетно-ролевую игру, где игровая мотивация стимулировала целеполагание.
По результатам проведенной работы и повторной диагностики были выявлены некоторые изменения. Средний балл в расчете на одного ребенка на этапах целеобразования и целепорождения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. При этом важно отметить, что результаты экспериментальной группы после проведенной работы имеют положительную динамику (возросли на обоих этапах).
В рассмотрении аспекта распределения детей по уровням развития способности к целеполаганию в деятельности, было выявлено, что доля детей, имеющих в совокупности высокий, выше среднего и средний уровень, возросла на 13%. Результаты детей, соответствующие низкому уровню развития способности к целеполаганию в деятельности, отсутствуют.
Таким образом, можно сделать вывод, что лего-конструирование является эффективным средством для развития целеполагания в деятельности детей старшего дошкольного возраста. Использование данного средства имеет положительную динамику по развитию умений детей в двух направлениях:
1. Целеобразование - дети успешнее справлялись с задачей удержания цели со стороны, выполнению задания по образцу;
2. Целепорождение - детям легче удавалось ставить самостоятельную цель, выполнять задание по собственному замыслу.
1. Абрамов А.В., Белькова А.Е., Баракова О.В., Близнецова О.И., Полынская И.Н. Целеполагание в учебном процессе гуманитарного университета: Коллективная монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 191 с.
2. Алтынбаева Е.А. Развитие способности к целеполаганию у детей подготовительной группы // Психология обучения. 2012. № 5. С. 50-56.
3. Алтынбаева, Е. А., Снегирева Т.В. Проблема формирования способности к целеполаганию у детей дошкольного возраста как показателя психологической готовности к школе на современном этапе / Е. А. Алтынбаева, Т. В. Снегирева // Избранные вопросы науки XXI века : Сборник научных статей. М.: Издательство «Перо», 2020. С. 62-66.
4. Белкова Г.В. LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ // Инновационная наука. 2021. С. 150-151.
5. Бережнова О.В. Целеполагание в системе современного дошкольного образования // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 24-27.
6. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 432 с.
7. Бурухина А.Ф. К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51-56
8. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в формировании у дошкольников представления о целеполагании / потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Г. Куприна. 2015. С. 6166.
9. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 4. С. 7578.
10. Вазина К.Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 79-86.
11. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания у детей 5-6 летнего возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151.
12. Вербианова О.М., Сидоркина Т.Ю. Особенности развития целеполагающей деятельность у детей 4-5 лет // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 148-153.
13. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 79-85.
14. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 29-34.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с....33