Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК' СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №147505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие о целеполагании в деятельности детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития целеполагания детей дошкольного возраста .... 11
3. Педагогические условия и средства работы с детьми дошкольного
возраста по развитию целеполагания 18
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Результаты изучения особенностей целеполагающей деятельности детей
старшего дошкольного возраста 30
2.3. Реализация педагогических условий организации занятий с использованием лего-конструирования с целью развития целеполагания у
детей старшего дошкольного возраста 41
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Тенденции современности указывают на то, что в ребенке как личности необходимо развивать самостоятельность, инициативность и творчество в разных видах деятельности. Об этом свидетельствуют данные, взятые из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором в перечень задач воспитания и развития детей дошкольного возраста включается развитие ответственности, инициативности, самостоятельности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности [29]. Для успешного освоения данных качеств в деятельности детей необходимо развитие целеполагания, поскольку именно оно является основой любой деятельности, а правильно поставленная и личностно принятая цель обеспечивает успешное достижение результата.
Кроме того, в дополнении к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" указано, что воспитание подразумевает создание условий для самоопределения воспитанников [30].
Профессиональное самоопределение дошкольников по Ю.С. Кузовковой - это определенный сознательный выбор ребенком интересующей его сферы профессиональной деятельности в ходе активного участия в сюжетно-ролевых игр (важно понимание ребенком общественного значения труда и профессионального отдельно) [20].
Исходя из вышесказанного, отметим, что такого рода деятельность основывается на субъектном принятии и осознании целей. Известно, что становление личности как субъекта собственной активности связан с процессом развития способности к целеполаганию [32].
Проблеме развития целеполагания детей дошкольного возраста был посвящен ряд исследований в конце 20 века. В последнее время количество публикаций по данной теме снизилось, но актуальность ее исследования только возрастает.
Проблема развития целеполагающей деятельности в возрасте дошкольного детства имеет связь с такими областями его становления, как интеллектуальная, творческая, учебная, коммуникативная деятельность, и, помимо этого, связана со становлением волевых эмоциональных и регулятивных функций [11].
Таким образом, процесс развития целеполагающей деятельности играет особую роль в контексте современных тенденций формирования самостоятельной, инициативной, ответственной и творческой личности ребенка. Появляется необходимость выявить оптимальное средство для развития данного феномена у детей дошкольного возраста, подобрать адекватные условия эффективного развития.
Известно, что такой вид деятельности, как занятия по лего- конструированию, способствует развитию следующих качеств личности ребенка дошкольного возраста - целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что важно для формирования способности к целеполаганию [4]. Исходя из вышесказанного, данный игровой материал может стать, при соблюдении определенных условий, эффективным средством развития способности к целеполаганию.
Таким образом, цель исследования: изучение эффективности лего- конструирования как средства развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: функция целеполагания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогических условий организации занятий с использованием лего-конструирования на формирование способности к целеполаганию.
Гипотеза исследования: предполагается, что реализация специально разработанного комплекса занятий по лего-конструированию будет эффективно влиять на формирование способности к целеполаганию у детей 5­6 лет при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Организация занятий с использованием лего-конструирования, где последовательно развиваются умения от простого построения по образцу (условие для развития целеобразования) к собственному замыслу (условие для развития целепорождения)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам теоретического исследования было выявлено, что целеполагание детей дошкольного возраста подразумевает под собой процесс достижения цели, через ее определение, выбор средств для ее осуществления, а также практическое осмысление собственной деятельности.
Также было определено, что целеполагание делится на два типа:
1) Целеобразование, которое предполагает принятие и достижение цели под влиянием внешних воздействий;
2) Целепорождение, предполагающее самостоятельную постановку и достижение цели.
В рассмотрении особенностей развития целеполагания было отмечено, что основы целеполагания закладываются уже у детей раннего возраста в рамках выполнения предметных действий. У детей среднего дошкольного возраста деятельность в основном характеризуется действиями с отдельными элементами целеполагания, которые определяют либо постановку цели, либо фиксацию самого результата. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования способности к самостоятельному целеполаганию.
Среди средств для развития целеполагания у детей дошкольного возраста выделяют следующие средства:
1) игровая деятельность,
2) чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов;
3) организация исследовательской деятельности;
4) организация продуктивных видов деятельности;
5) исследование пооперационных карт;
6) предоставление наглядного примера с помощью физической тренировки;
7) составление портфолио.
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе было выявлено, что существенные различия между двумя обследуемыми группами, выражающиеся в более низких результатах детей в экспериментальной группе по целепорождению; способности к развитию целеобразования и в целом, по развитию целеполагания в деятельности.
Приведенные результаты изучаемых параметров свидетельствовали о недостаточном развитии целеполагания у детей экспериментальной группы, что указывало на необходимость создания условий для развития способности к целеполаганию в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста.
Работа по формированию способности к целеполаганию в деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе рассматривалась по разделению на два элемента - целеобразование и целепорождение, а также в их совокупности.
Работа по формированию способности к целеполаганию в деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе рассматривалась по разделению на два элемента - целеобразование и целепорождение, а также в их совокупности. Наша деятельность по формированию данного качества предполагала организацию занятий с использованием лего-конструирования, где последовательно развивались умения от простого построения по образцу (условие для развития целеобразования) к собственному замыслу (условие для развития целепорождения). Помимо этого, мы включали лего-конструирование в сюжетно-ролевую игру, где игровая мотивация стимулировала целеполагание.
По результатам проведенной работы и повторной диагностики были выявлены некоторые изменения. Средний балл в расчете на одного ребенка на этапах целеобразования и целепорождения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. При этом важно отметить, что результаты экспериментальной группы после проведенной работы имеют положительную динамику (возросли на обоих этапах).
В рассмотрении аспекта распределения детей по уровням развития способности к целеполаганию в деятельности, было выявлено, что доля детей, имеющих в совокупности высокий, выше среднего и средний уровень, возросла на 13%. Результаты детей, соответствующие низкому уровню развития способности к целеполаганию в деятельности, отсутствуют.
Таким образом, можно сделать вывод, что лего-конструирование является эффективным средством для развития целеполагания в деятельности детей старшего дошкольного возраста. Использование данного средства имеет положительную динамику по развитию умений детей в двух направлениях:
1. Целеобразование - дети успешнее справлялись с задачей удержания цели со стороны, выполнению задания по образцу;
2. Целепорождение - детям легче удавалось ставить самостоятельную цель, выполнять задание по собственному замыслу.


1. Абрамов А.В., Белькова А.Е., Баракова О.В., Близнецова О.И., Полынская И.Н. Целеполагание в учебном процессе гуманитарного университета: Коллективная монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 191 с.
2. Алтынбаева Е.А. Развитие способности к целеполаганию у детей подготовительной группы // Психология обучения. 2012. № 5. С. 50-56.
3. Алтынбаева, Е. А., Снегирева Т.В. Проблема формирования способности к целеполаганию у детей дошкольного возраста как показателя психологической готовности к школе на современном этапе / Е. А. Алтынбаева, Т. В. Снегирева // Избранные вопросы науки XXI века : Сборник научных статей. М.: Издательство «Перо», 2020. С. 62-66.
4. Белкова Г.В. LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ // Инновационная наука. 2021. С. 150-151.
5. Бережнова О.В. Целеполагание в системе современного дошкольного образования // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 24-27.
6. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 432 с.
7. Бурухина А.Ф. К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51-56
8. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в формировании у дошкольников представления о целеполагании / потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Г. Куприна. 2015. С. 61­66.
9. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 4. С. 75­78.
10. Вазина К.Я. Целеустремленность у дошкольников в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 5. С. 79-86.
11. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания у детей 5-6 летнего возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151.
12. Вербианова О.М., Сидоркина Т.Ю. Особенности развития целеполагающей деятельность у детей 4-5 лет // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 148-153.
13. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 79-85.
14. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 29-34.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ