Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЗАИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Работа №147502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ 6
1.1. Понятие выразительного чтения и компоненты выразительного
чтения 6
1.2. Особенности развития выразительного чтения в младшем
школьном возрасте 11
1.3. Методические приемы, способствующие развитию
выразительности чтения 13
Выводы по 1 Главе 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1 Диагностическая программа констатирующего
эксперимента 18
2.2 Проведение и анализ констатирующего эксперимента 22
2.3 Комплекс упражнений, направленных на развитие уровня
выразительности чтения младших школьников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В этом процессе задействованы зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Как пишет Б.Г. Ананьев, «в основе процесса чтения лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1, 58].
О.В. Кубасова рассматривает выразительное чтение как умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения» [21, 191].
Навык чтения включает в себя такие качества как беглость, правильность, о сознанность, выразительность.
Беглость чтения определяется как скорость чтения, которая влияет на понимание.
Правильность чтения - это чтение без искажений, обуславливающее понимание прочитанного.
Осознанность понимается, как способность ребёнка понять то, что хотел донести автор своим произведением до читателей, и выразить собственное отношение к прочитанному произведению.
Выразительность - это умение прочитать так, что бы передать слушателям своё собственное отношение к прочитанному произведению и его основной замысел.
Все эти качества тесно взаимосвязаны.
Обучение детей выразительному чтению ведётся на протяжении всего периода начального образования. Учитель влияет на эмоции детей, учит их видеть всю красоту мира, помогает увидеть основную идею произведения.
Таким образом, знание техники обучения выразительному чтению на уроках литературы в младших классах имеет значение для любого педагога, поскольку выразительное чтение приводит ребенка к духовному опыту человечества, развивает его разум, раскрывает чувства.
Актуальность работы обусловлена тем, что
1. Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования.
2. Выразительное чтение помогает школьникам постичь идейно­художественную ценность изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художе ственного текста и к воплощению авторского замысла в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.
Цель исследования - на основании результатов констатирующего эксперимента составить комплекс упражнений, направленных на совершенствование выразительности чтения.
Объект исследования - процесс развития выразительности чтения младших школьников.
Предмет исследования - актуальный уровень выразительности чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить понятие «выразительность чтения».
3. Выявить уровень развития выразительности чтения у младших школьников.
4. Обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5. Разработать комплекс упражнений для развития выразительности чтения у младших школьников на уроках литературного чтения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выразительное чтение - это воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочесть - значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение [22, 59].
Выразительное чтение - это умение при помощи средств выразительности передать содержания прочитанного, своё отношение к нему.
Мы проанализировали литературу, касающуюся нашего исследования, предложили диагностическую программу определения актуального уровня выразительного чтения у младших школьников, и, пользуясь данной программой, провели констатирующий эксперимент.
При проведении констатирующего эксперимента мы рассмотрели такие критерии выразительности чтения, как: сила голоса, темп и тембр речи, паузы, логическое ударение и дикция. В исследовании принимали участие 16 учащихся 3 класса, 10 девочек и 6 мальчиков.
Мы выяснили, что выразительность чтения у учащихся 3 класса развита преимущественно на среднем уровне. Гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Исходя из показателей констатирующего эксперимента, нами был разработан формирующий этап, на котором с помощью разнообразных упражнений мы по стараемся улучшить уровень выразительного чтения у младших школьников.


1. Ананьев Б.Г. Психология. М.: Просвещение, 1990.
2. Бабич, Н. Д. Основы культуры речи [Текст] / Н. Д. Бабич. - Львов : Мир, 1990. - 280 с.
3. Бакулина Г.А. Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе изучения лирических произведений / Г. А. Бакулина, И.О. Суслопарова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 29. - С. 439-442.
4. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению / Г.Д. Боразнова // Начальная школа. - 2014. - №10. - С. 36-38.
5. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения [Текст] : книга для учителя / Б. А. Буяльский - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
6. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русский речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1977. - 281 с.
7. Васильева, А. Н. Основы культуры речи [Текст] / А. Н. Васильева. - М. : Русский язык, 1990. - 247 с.
8. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах/ М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н Светловская // Проблемы педагогиче ской организации самостоятельного детского чтения./ К.: Педагогика, 2003. 105с.
9. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. - М. : Высшая школа, 2008. - 320 с.
10. Горбушина, Л. А . О бучение выразительному чтению младших школьников [Текст] : пособие для учителей / Л. А. Горбушина - М. : Просвещение, 1981. - 160 с.
11. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 33 с.
12. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение [Текст] / Е. Д. Дмитриева - М.: Просвещение, 1975. - 144 с.
13.Зиновьева, Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Монография. - М., 2011. - 163 с.
14. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. [Текст] : учебное пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. - 4-е изд. - М. : Наука, Флинта, 2004. - 200 с.
15. Калинина И. Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы/Л.И.Калинина// Начальная школа. - 2009. - №
2. - с.10-13....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ