Формирование экологического мировоззрения дошкольников посредством использования интерактивных методов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников 6
1.2. Концепция экологического воспитания дошкольников в системе
непрерывного образования 10
1.3. Использование интерактивных методов в формировании
экологического мировоззрения дошкольников 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ 25
2.1. Организация и результаты изучения экологического мировоззрения у
дошкольников в системе непрерывного образования 25
2.2. Комплекс занятий по формированию экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования посредством интерактивных методов 34
2.3. Оценка эффективности комплекса занятий по формированию экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования посредством интерактивных методов 39
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников 6
1.2. Концепция экологического воспитания дошкольников в системе
непрерывного образования 10
1.3. Использование интерактивных методов в формировании
экологического мировоззрения дошкольников 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ 25
2.1. Организация и результаты изучения экологического мировоззрения у
дошкольников в системе непрерывного образования 25
2.2. Комплекс занятий по формированию экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования посредством интерактивных методов 34
2.3. Оценка эффективности комплекса занятий по формированию экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования посредством интерактивных методов 39
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Проблема формирования экологического мировоззрения дошкольников связана с тем, что большинство детей не обладают достаточными знаниями об окружающей природе, так как живут в больших городах, и не имеют возможность взаимодействия с окружающей средой по сравнению с детьми, живущих в сельской местности. При этом в больших городах остро стоит проблема о загрязнении окружающей среды, поэтому очень важно формировать бережное отношение к окружающей природе. Тем самым важно формировать экологические представления у дошкольников с раннего возраста. Формирование экологических представлений у дошкольников обусловлено требованиями ФГОС, например, в рамках программы «Детство» под редакцией Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович, в тематическом плане предусмотрены занятия по данному направлению.
Экологические представления связаны с формированием знаний об окружающей среде, растениях, животных, насекомых, а также развитие гуманного отношения к природе. Развитие экологических представлений развивает интеллектуальную сферу ребенка, увеличивается словарный запас и в целом осведомленность дошкольников. А также позволяет развивать чувство прекрасного, а именно эстетическое восприятие объектов природы. Экологические представления должны формироваться в процессе взаимодействия с объектами окружающей природы, а именно во время приобщения дошкольников к уходу за растениями, животными и т.д.
Проблемой экологических представлений занимались В.П. Арсентьева, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен. В дошкольном возрасте происходит обогащение знаний об окружающей природе. Важно использовать эффективные методы, которые позволят сформировать экологическое мировоззрение у дошкольников.
Таким образом, вопрос организации экологического образования в ДО является актуальным. Актуальность проблемы связана с организацией процесса формирования экологических представлений, что и обусловило выбор темы исследования: «Интерактивные методы формирования экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования».
Объект исследования: процесс формирования экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивные методы как средство формирования экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов эколого-развивающей среды.
Гипотеза исследования: формирование экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста будет успешным, если использовать такие интерактивные методы обучения как дискуссия, метод проектов, метод ассоциаций, игра.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования экологического мировоззрения и рассмотреть концепции экологического воспитания дошкольников в системе непрерывного образования.
2. Охарактеризовать существующие интерактивные методы обучения, адаптированные для детей дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по применению интерактивных методов обучения в условиях ДО.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №139» г. Омска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет.
Апробация результатов работы: результаты работы неоднократно обсуждались на заседаниях объединения БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - Детский сад №139» и рекомендованы к внедрению (параграф 2.2) Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав,заключения, библиографического списка литературы, приложения.
Экологические представления связаны с формированием знаний об окружающей среде, растениях, животных, насекомых, а также развитие гуманного отношения к природе. Развитие экологических представлений развивает интеллектуальную сферу ребенка, увеличивается словарный запас и в целом осведомленность дошкольников. А также позволяет развивать чувство прекрасного, а именно эстетическое восприятие объектов природы. Экологические представления должны формироваться в процессе взаимодействия с объектами окружающей природы, а именно во время приобщения дошкольников к уходу за растениями, животными и т.д.
Проблемой экологических представлений занимались В.П. Арсентьева, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен. В дошкольном возрасте происходит обогащение знаний об окружающей природе. Важно использовать эффективные методы, которые позволят сформировать экологическое мировоззрение у дошкольников.
Таким образом, вопрос организации экологического образования в ДО является актуальным. Актуальность проблемы связана с организацией процесса формирования экологических представлений, что и обусловило выбор темы исследования: «Интерактивные методы формирования экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования».
Объект исследования: процесс формирования экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивные методы как средство формирования экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов эколого-развивающей среды.
Гипотеза исследования: формирование экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста будет успешным, если использовать такие интерактивные методы обучения как дискуссия, метод проектов, метод ассоциаций, игра.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования экологического мировоззрения и рассмотреть концепции экологического воспитания дошкольников в системе непрерывного образования.
2. Охарактеризовать существующие интерактивные методы обучения, адаптированные для детей дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по применению интерактивных методов обучения в условиях ДО.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №139» г. Омска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет.
Апробация результатов работы: результаты работы неоднократно обсуждались на заседаниях объединения БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - Детский сад №139» и рекомендованы к внедрению (параграф 2.2) Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав,заключения, библиографического списка литературы, приложения.
В соответствии с теоретическими задачами исследования, было установлено, что формирование экологических представлений должно начинаться в дошкольном возрасте, для того чтобы формировать правильное отношение к объектам окружающей среды. В старшем дошкольном возрасте происходит расширение знаний, а именно воспитатель знакомит дошкольников со связями объектов живой и неживой природы, а также формирует знания о единстве человека и природа, как части экосистемы.
Обобщение существующих подходов, позволяет сделать вывод о том, что понятие об экологических представлений это представления о связях окружающей среды (растений, живых организмов) с человеком. В рамках экологических представлений можно определить взаимосвязи и зависимость объектов окружающей природы.
Формирование экологических представлений у старших дошкольников приобретает осознанный и целенаправленный характер.
В ходе теоретического анализа мы разделили существующие программы на три группы:
1. Программы экологической (в основном биоэкологической) направленности, к ним относятся «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Мы» Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»);
2. Программы эстетико-культурно-экологической направленности (В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая),
И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас», Т.А. Копцевой «Природа и художник»).
3. Программы социально-экологической направленности (Н.Н. Вересова «Мы - земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология»).
Для формирования экологических представлений дошкольников используются разнообразные формы и методы работы. Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. К интерактивным методам относятся: дискуссия, мозговой штурм, метод проектов, метод ассоциаций и др.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что большинство детей проявляют гуманное отношение к объектам окружающей среды, владеют информацией, о связях, признаках этих объектов. При этом у некоторых детей дошкольного возраста отмечается недостаток знаний об основных признаках и свойствах объектах живой и неживой природы, а также имеют поверхностные знания о том, как ухаживать за растениями, а также не способны подробно рассказать и обосновать свои представления об объектах неживой природы. Поэтому следует расширять экологические представления детей дошкольного возраста.
В процессе работы формирующего этапа, наша деятельность была направлена на расширение представлений о живой и неживой природе, формирование положительного отношения к ней, развитие трудовых навыков и умений. В работе использовались интерактивные методы: игра, метод проектов, дискуссии, эксперимент, ассоциации. Также использовались различные средства наглядности в виде картинок, фигурок животных, также использовали аудиозаписи для прослушивания звуков природы.
По результатам исследования, на контрольном этапе повысился уровень экологических представлений, который характеризуется тем, что большинство детей проявляют гуманное отношение к объектам окружающей среды, владеют достаточной информацией, о связях, признаках этих объектов. Проявляют положительное отношение к объектам природы, способны осуществлять различную деятельность с природными объектами. Повысился объем знаний дошкольников о природе, дети стали аргументировать свои ответа, давать пояснения, ответы стали более развернутыми. Следовательно, проведенный комплекс занятий по формированию экологических представлений с помощью интерактивных методов в системе непрерывного образования доказало, свою эффективность и подтвердило нашу гипотезу.
Обобщение существующих подходов, позволяет сделать вывод о том, что понятие об экологических представлений это представления о связях окружающей среды (растений, живых организмов) с человеком. В рамках экологических представлений можно определить взаимосвязи и зависимость объектов окружающей природы.
Формирование экологических представлений у старших дошкольников приобретает осознанный и целенаправленный характер.
В ходе теоретического анализа мы разделили существующие программы на три группы:
1. Программы экологической (в основном биоэкологической) направленности, к ним относятся «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Мы» Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»);
2. Программы эстетико-культурно-экологической направленности (В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая),
И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас», Т.А. Копцевой «Природа и художник»).
3. Программы социально-экологической направленности (Н.Н. Вересова «Мы - земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология»).
Для формирования экологических представлений дошкольников используются разнообразные формы и методы работы. Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. К интерактивным методам относятся: дискуссия, мозговой штурм, метод проектов, метод ассоциаций и др.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что большинство детей проявляют гуманное отношение к объектам окружающей среды, владеют информацией, о связях, признаках этих объектов. При этом у некоторых детей дошкольного возраста отмечается недостаток знаний об основных признаках и свойствах объектах живой и неживой природы, а также имеют поверхностные знания о том, как ухаживать за растениями, а также не способны подробно рассказать и обосновать свои представления об объектах неживой природы. Поэтому следует расширять экологические представления детей дошкольного возраста.
В процессе работы формирующего этапа, наша деятельность была направлена на расширение представлений о живой и неживой природе, формирование положительного отношения к ней, развитие трудовых навыков и умений. В работе использовались интерактивные методы: игра, метод проектов, дискуссии, эксперимент, ассоциации. Также использовались различные средства наглядности в виде картинок, фигурок животных, также использовали аудиозаписи для прослушивания звуков природы.
По результатам исследования, на контрольном этапе повысился уровень экологических представлений, который характеризуется тем, что большинство детей проявляют гуманное отношение к объектам окружающей среды, владеют достаточной информацией, о связях, признаках этих объектов. Проявляют положительное отношение к объектам природы, способны осуществлять различную деятельность с природными объектами. Повысился объем знаний дошкольников о природе, дети стали аргументировать свои ответа, давать пояснения, ответы стали более развернутыми. Следовательно, проведенный комплекс занятий по формированию экологических представлений с помощью интерактивных методов в системе непрерывного образования доказало, свою эффективность и подтвердило нашу гипотезу.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений средствами проектно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные игры как средство формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста (Сибирский государственный индустриальный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Использование моделей как средство формирования представлений у детей 5-6 лет о живой природе (Глазовский государственный инженерно – педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГОДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №35» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



