ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Сущность экологического воспитания дошкольников 6
1.2. Концепция экологического воспитания дошкольников в системе
непрерывного образования 10
1.3. Использование интерактивных методов в формировании
экологического мировоззрения дошкольников 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ 25
2.1. Организация и результаты изучения экологического мировоззрения у
дошкольников в системе непрерывного образования 25
2.2. Комплекс занятий по формированию экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования посредством интерактивных методов 34
2.3. Оценка эффективности комплекса занятий по формированию экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования посредством интерактивных методов 39
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Проблема формирования экологического мировоззрения дошкольников связана с тем, что большинство детей не обладают достаточными знаниями об окружающей природе, так как живут в больших городах, и не имеют возможность взаимодействия с окружающей средой по сравнению с детьми, живущих в сельской местности. При этом в больших городах остро стоит проблема о загрязнении окружающей среды, поэтому очень важно формировать бережное отношение к окружающей природе. Тем самым важно формировать экологические представления у дошкольников с раннего возраста. Формирование экологических представлений у дошкольников обусловлено требованиями ФГОС, например, в рамках программы «Детство» под редакцией Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович, в тематическом плане предусмотрены занятия по данному направлению.
Экологические представления связаны с формированием знаний об окружающей среде, растениях, животных, насекомых, а также развитие гуманного отношения к природе. Развитие экологических представлений развивает интеллектуальную сферу ребенка, увеличивается словарный запас и в целом осведомленность дошкольников. А также позволяет развивать чувство прекрасного, а именно эстетическое восприятие объектов природы. Экологические представления должны формироваться в процессе взаимодействия с объектами окружающей природы, а именно во время приобщения дошкольников к уходу за растениями, животными и т.д.
Проблемой экологических представлений занимались В.П. Арсентьева, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен. В дошкольном возрасте происходит обогащение знаний об окружающей природе. Важно использовать эффективные методы, которые позволят сформировать экологическое мировоззрение у дошкольников.
Таким образом, вопрос организации экологического образования в ДО является актуальным. Актуальность проблемы связана с организацией процесса формирования экологических представлений, что и обусловило выбор темы исследования: «Интерактивные методы формирования экологического мировоззрения у дошкольников в системе непрерывного образования».
Объект исследования: процесс формирования экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: интерактивные методы как средство формирования экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов эколого-развивающей среды.
Гипотеза исследования: формирование экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста будет успешным, если использовать такие интерактивные методы обучения как дискуссия, метод проектов, метод ассоциаций, игра.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить проблему формирования экологического мировоззрения и рассмотреть концепции экологического воспитания дошкольников в системе непрерывного образования.
2. Охарактеризовать существующие интерактивные методы обучения, адаптированные для детей дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по применению интерактивных методов обучения в условиях ДО.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №139» г. Омска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-7 лет.
Апробация результатов работы: результаты работы неоднократно обсуждались на заседаниях объединения БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - Детский сад №139» и рекомендованы к внедрению (параграф 2.2) Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав,заключения, библиографического списка литературы, приложения.
В соответствии с теоретическими задачами исследования, было установлено, что формирование экологических представлений должно начинаться в дошкольном возрасте, для того чтобы формировать правильное отношение к объектам окружающей среды. В старшем дошкольном возрасте происходит расширение знаний, а именно воспитатель знакомит дошкольников со связями объектов живой и неживой природы, а также формирует знания о единстве человека и природа, как части экосистемы.
Обобщение существующих подходов, позволяет сделать вывод о том, что понятие об экологических представлений это представления о связях окружающей среды (растений, живых организмов) с человеком. В рамках экологических представлений можно определить взаимосвязи и зависимость объектов окружающей природы.
Формирование экологических представлений у старших дошкольников приобретает осознанный и целенаправленный характер.
В ходе теоретического анализа мы разделили существующие программы на три группы:
1. Программы экологической (в основном биоэкологической) направленности, к ним относятся «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Мы» Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова «Наш дом - природа»);
2. Программы эстетико-культурно-экологической направленности (В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая),
И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас», Т.А. Копцевой «Природа и художник»).
3. Программы социально-экологической направленности (Н.Н. Вересова «Мы - земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология»).
Для формирования экологических представлений дошкольников используются разнообразные формы и методы работы. Интерактивные методы - это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса, комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. К интерактивным методам относятся: дискуссия, мозговой штурм, метод проектов, метод ассоциаций и др.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что большинство детей проявляют гуманное отношение к объектам окружающей среды, владеют информацией, о связях, признаках этих объектов. При этом у некоторых детей дошкольного возраста отмечается недостаток знаний об основных признаках и свойствах объектах живой и неживой природы, а также имеют поверхностные знания о том, как ухаживать за растениями, а также не способны подробно рассказать и обосновать свои представления об объектах неживой природы. Поэтому следует расширять экологические представления детей дошкольного возраста.
В процессе работы формирующего этапа, наша деятельность была направлена на расширение представлений о живой и неживой природе, формирование положительного отношения к ней, развитие трудовых навыков и умений. В работе использовались интерактивные методы: игра, метод проектов, дискуссии, эксперимент, ассоциации. Также использовались различные средства наглядности в виде картинок, фигурок животных, также использовали аудиозаписи для прослушивания звуков природы.
По результатам исследования, на контрольном этапе повысился уровень экологических представлений, который характеризуется тем, что большинство детей проявляют гуманное отношение к объектам окружающей среды, владеют достаточной информацией, о связях, признаках этих объектов. Проявляют положительное отношение к объектам природы, способны осуществлять различную деятельность с природными объектами. Повысился объем знаний дошкольников о природе, дети стали аргументировать свои ответа, давать пояснения, ответы стали более развернутыми. Следовательно, проведенный комплекс занятий по формированию экологических представлений с помощью интерактивных методов в системе непрерывного образования доказало, свою эффективность и подтвердило нашу гипотезу.
1. Ашиков, В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. С. 11-15.
2. Безгина, Е. Не разрушать, а созидать [Текст] / Е. Безгина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. С. 35-37.
3. Белавина, И., Найденская, Н. «Планета - наш дом» [Текст] / И. Белавина, Н. Найденская // Обруч. - 2011. - № 2. С. 21-25.
4. Бобылева, Л. Береги природу! [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. С. 39-45.
5. Бобылева, Л.Н. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.Н. Бобылева - М.: Дошкольное воспитание, 2008. - С.15-19.
6. Быстрова, И., Рыжова, Н. Поговорим о природе. [Текст] / И. Быстрова, Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7. С. 46-49.
7. Вербицкий, А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования [Текст] / А.А. Вербицкий // Педагогика - 2011. - № 6 - с.31 - 36.
8. Вересов, Н.Н. «Мы земляне». Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников. [Текст] / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. С. 23-27.
9. Газина, О. Профессиональная готовность к эколого¬педагогической работе с дошкольниками [Текст] / О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. С. 19-23.
10. Гачев, Г.Д. «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке», - М., 2011. С. 158
11. Гирусов, Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию [Текст] / Э.В. Гирусов // Взаимодействие общества и природы. - М.: Просвещение, 2016. - 316 с.
12. Гирусов, Э.В., Широкова, И.Ю. Экология и культура. - М., 2006. -275 с.
13. Глазачев, С.Н. Экологическая культура. - М.: Ребус, 2008. - 312 с.
14. Голубева, К.Н. Воспитание у детей любви к природе. - М.: Педагогика, 2009.- 351 с.
15. Груздева, Н.В. Некоторые подходы к организации экологического образования в природных школах Швеции [Текст] / Н.В. Груздева // Материалы Пятой международной Конференции АсЭкО 18 - 23 ноября 1999. Россия, Санкт-Петербург - Обнинск, 1996. - 69 с.
16. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. - Р/Дону: Феникс, 2008.- 317 с.
17. Жукова, О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О.Г. Жукова - М.: Аркти, 2008. - 281 с.
18. Згурская, Л.Ч. Экология малышам [Текст] / Згурская Л.Ч. - М.: Дошкольное воспитание, 2010. - 117 с.
19. Зебзеева, В.И. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / Зебзеева В.И. - М.: Дошкольное воспитание, 2004.¬173 с.
20. Зебзеева, В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. - 69 с.
21. Зерщикова, Т.Я., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Зерщикова Т Я., Ярошевич Т. Н. - М.: Дошкольное воспитание, 2005. - 163 с.
22. Интерактивные формы и методы работы с детьми предшкольного возраста - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tak-to- ent.net/load/doshkolnoe_obrazovanie/1/interaktivnye_formy_i_metody_raboty/169 -1-0-1967 - Дата обращения 10.04.2018
23. Интерактивное обучение воспитателей в процессе методической работы в ДОУ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konsul/yprava/inter.htm - Дата обращения 10.04.2018
24. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). — М.: Просвещение, 2014. - 342 с.
25. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.
26. КонДратьева, Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы. // Дошкольное воспитание,1993, №7. - С. 23-29
27. Кондратьева, H.H. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. . канд. пед. наук —Спб: Питер, 2014. - 64 с.
28. Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. М.: МО РФ, 2004. С. 32.
29. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 Текст. // Учительская газета, 2002. №31. С. 1-4.
30. Максимова, Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс / Л.И. Максимова. - Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО РС (Я),2002.- 118 с.
31. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей 5-7 лет / Л.И. Максимова // Организация экологического мониторинга в Республике Саха (Якутия): Мат-лы науч.- практ. конф.-Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. С.33-35
32. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук/Л.И. Максимова.-Якутск, 2003.- 16 с.
33. Маркова, Т. А., Виноградова, Т. А. Как научить детей любить природу [Текст] / Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова // Дошкольная педагогика. 2004. - № 4. - С. 8 - 11.
34. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. М.: Просвещение, 2009. - 208 с.
35. Меринова, Е.Н. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Меринова, В.А. Карташова, Г.П. Маркова [и др.] // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 130-132.
36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Николаева С.Н.- М.: Издат. центр "Академия", 2012. - 336 с.
37. О программах экологического образования дошкольников [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://dob.1september.ru/article.php?ID=200401102 - Дата обращения 13.04.2018
38. Петровский, В. А., Кларина, Л. М., Смывина, Л. А., Стрелкова, Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 2015. - 317 с.
39. Пономарева, Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников. Авторе. Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. С. 24.
40. Попова, М.Ю. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с комнатными растениями). Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2011. - С. 24.
41. Постникова, Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений). Авто-реф. дис. канд. пед, наук — Л., 1968. С. 18.
42. Посылкина Р.Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. С. 20.
43. Потапова, Т. Экологическая культура в раннем детстве [Текст] / Т. Потапова// Обруч, 2015. - № 2. - С.27-31
44. Рыжова, Н. А. Ветер, ветер, ты могуч. — Методическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников. — Тамбов, 2015. - 216 с.
45. Рыжова, Н. А. Наш дом — природа. — Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников. [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1994 .- № 7.с. 23-29
46. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Рыжова Н.А. - М.: Дошкольное воспитание, 2008. - С.22.
47. Соосаар, Н. Замковая, Н., Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I. - СПб: Златоуст, 2014. - 188 с.
48. Суворова, Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» - М.: Педагогика, 2005. - 213 с.
49. Фрейдкин, И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы [Текст] / Фрейдкин И.С. - М.: Дошкольное воспитание, 2010. - С.17-18.
50. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе. М.: Педагогика,2015. - 373 с.