Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование координационных способностей обучающихся 9-11 лет с легкой степенью умственной отсталости средствами подвижных игр

Работа №147490

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1. особенности развития детей с нарушениями интеллекта 7
1.1. Понятие умственной отсталости и причины ее возникновения 8
1.2. Медико-физиологическая характеристика детей c умственной
отсталостью 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей c умственной
отсталостью 20
1.4. Координационные способности, их значение; особенности
развития координационных способностей у детей с нарушением интеллекта 27
1.5. Подвижные игры как средство развития координационных способностей; особенности организации и проведения подвижных
игр у детей с умственной отсталостью 36
Глава 2. Организация и методы исследования 50
2.1. Организация исследования 50
2.2. Методы исследования 55
Глава 3. Экспериментальное обоснование методики совершенствования координационных способностей обучающихся 9-11 лет с легкой степенью умственной отсталости 58
3.1. Выявление предпочтений в выборе подвижных игр
и игровых заданий для обучающихся 9 - 11 лет с легкой степенью умственной отсталости с помощью анкетирования 58
3.2. Определение ведущей репрезентативной системы (модальности)
обучающихся 66
3.3. Определение уровня самооценки обучающихся 71
3.4. Описание методики 75
3.5. Результаты физических показателей 78
Заключение 84
Библиографический список 86
Приложения 99

Актуальность исследования: в настоящее время в связи с рядом социально-экономических, экологических, демографических и иных факторов наблюдается отклонение в состоянии здоровья у достаточно большого количества населения страны. Одним из таких отклонений в состоянии здоровье человека является умственная отсталость.
Ссылаясь на материалы ВОЗ, относящиеся к середине XX века, приводятся данные о распространенности умственной отсталости среди населения всех возрастов в количестве 1-3 %. Около 2,5-7,5 % американцев всех возрастов могут страдать умственной отсталостью (Grossman S. A. с соавт., 2000). При этом большинство исследователей приводит цифру распространенности умственной отсталости среди населения Америки в 3,0%.
В России психологические отклонения наблюдаются у достаточно большого количества новорожденных. Из них около 70 - 80 тысяч детей имеют диагноз ЗПГ (задержка психического развития), и обучаются в специальных школах и классах.
Специалисты, которые занимаются изучением данной категории людей, говорят о том, что умственная отсталость является не предметом заболевания, а предметом недостаточного развития, которая в свою очередь характеризуется многообразными признаками, как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств [1].
Внимание к проблеме умственной отсталости связано с тем, что количество людей с дефектами интеллекта с каждым годом растет. Данное нарушение нуждается в создании условий для коррекции нарушений развития детей на максимально возможном уровне, их образования, профессионального обучения, нахождения путей социализации и интеграции в обществе. В результате для здорового человека физические упражнения являются средством активного развития и физического самосовершенствования, в то время как для детей с дефектами интеллекта это одно из самых важных средств коррекции отклонений в их двигательной сфере, комплексного физического развития, укрепления здоровья, оздоровления, а также социальной адаптации.
На сегодняшний день существуют доказательства, что именно адаптивная физическая культура - физическая культура которая адаптирована c учетом особенностей людей, имеющих нарушения в развитии и ограничения функциональных возможностей, является мощным средством адаптации личности в обществе [2].
Чем разнообразнее информация, которая поступает в мозг, тем гораздо интенсивнее происходит формирование интеллектуального и психического развития. Вот почему благодаря играм существует возможность корректировать и развивать восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, у детей с нарушениями интеллекта повышая при этом умственную активность, а, значит и, познавательную деятельность в общем.
И у нас, и в зарубежных странах накоплен достаточно большой положительный опыт по применению различных видов двигательной активности для детей с умственной отсталостью.
Однако, к большому сожалению, на сегодняшний день все-таки существуют те нерешенные проблемы, которые создают препятствия для развития детей с нарушениями интеллекта и приобретения ими знаний, умений важных для жизни, физических качеств и воспитанности такого уровня, благодаря которому у них была бы возможность адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни, к нормам, которые приняты в современном обществе, а также к физическому труду и приобщения к здоровому образу жизни.
У детей с дефектами интеллекта сенситивный возраст развития базовых координационных способностей - с 9 до 12 лет, именно поэтому поиски наиболее эффективных средств и методов их развития становится актуальными именно в этот временной период.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из основных форм деятельности, обучающихся является познавательная, которая в свою очередь стимулирует любую деятельность на основании интереса. На протяжении всего педагогического процесса обучающие нуждаются в похвале, создании ситуации успеха, которые бы мотивировали их к дальнейшим действиям. Обучающиеся должны быть заинтересованы в том, чем они занимаются.
Особенно важным этот момент является для детей с дефектами интеллекта. Такие дети по причине своих «особенностей» развития мало чем интересуются и обладают достаточно маленьким спектром навыков и умений включая и занятия физической культурой. Несмотря на все это дети с легкой степенью умственной отсталости все же имеют способности к обучению. Для этого существуют специальные методы и средства, которые в первую очередь носят коррекционный характер, направленные на устранение или ослабление имеющихся дефектов. Наиболее интересной формой коррекции имеющихся недостатков является активная двигательная деятельность, ведущее место в которой занимает подвижная игра. Именно игры относятся к основному методу работы с детьми, имеющими умственную отсталость.
Для того чтобы подобрать подвижную игру важно учитывать возраст обучающихся, интересы и специфику дефекта, а также физические и психические показатели. В работе с обучающимися имеющими легкую степень умственной отсталости лучше всего применять элементарные и сюжетные игры, для того чтобы избежать сложностей в понимании правил. Так же необходимо правильно подбирать дозировку к играм для того, чтобы не перегрузить «нестандартную» психику обучающихся имеющих дефекты интеллекта.
У детей в диапазоне 10 - 12 лет начинают активно развиваться и
совершенствоваться координационные способности, однако у детей с легкой степенью умственной отсталостью эти процессы происходят гораздо медленнее, с отставанием в 2 - 3 года. Именно поэтому важно вовремя оказать помощь в развитии и коррекции данных физических показателей. И в данном случае подвижные игры будут самым верным помощником, которые способствуют развитию не только физических качеств, но еще и волевых, а
также дают возможность проявлять самостоятельность, смелость,
инициативу и решительность.
Применение игрового метода или подвижных игр на уроке физической культуры будет правильным решением для любого возраста обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Именно подвижные игры косвенно дают возможность детям с недостатками интеллекта научиться общаться со сверстниками, быть более самостоятельными, умению справляться со сложностями, находит решения и ориентироваться в жизненных ситуациях, а также как вариант получить признание и уважение со стороны окружающих.
При правильном целесообразном подборе подвижных игр на уроках физической культуры для детей с умственной отсталостью можно формировать, корректировать и совершенствовать такие способности как: мелкая моторика, координация движений, равновесие, а также скорректировать физические и психические и интеллектуальные способности.
Разработанная нами методика оказавшая положительное влияние на совершенствование координационных способностей, обучающихся 9 - 11 лет с легкой степенью умственной отсталости может быть использована в образовательном процессе, для этого следует:
• вести контроль показателей физического развития в течении учебного года с целью коррекции подхода в проведении уроков физической культуры;
• при проведении уроков использовать индивидуальный подход к каждому занимающемуся с учетом возрастных, половых, физических, функциональных и психических возможностей;
• систематически, с помощью специальных упражнений, а также предложенной методики совершенствовать и корректировать координационные способности обучающихся.


1. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков, руководство:
• СПб.: Речь, 2007. - 391с.
2. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.
3. Колосова Т. А., Исаев Д. Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов.: КАРО; Санкт-Петербург; 2012.
• 171 с.
4. Мурашова Е. В. Класс коррекции. - М.: Самокат, 2007. - 192 с.
5. Бгажнокова И. М., Боцков Д. И., Баряева Л. Б. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. / Под ред. И. М. Бгажноковой ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
6. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс 2006. - 352 с.
7. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Гос. науч. учреждение «Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. Образования». - Москва: Советский спорт, 2006. 143 с.
8. Билич Г. Л., Зигалова Е. Ю. Атлас: анатомия и физиология человека: полное практическое пособие / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. - Москва: Эксмо, 2016. - 384 с.
9. Носкин Л. А. Адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями: теория и практика // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 5. С 3-10.
10. Кузьмина Т. И. Психологическая диагностика самосознания лиц раз­ного возраста с интеллектуальной недостаточностью. - М.:
Национальный книжный центр, 2016. - 192 с.
11. Рязанов А. А. Коррекция психофизического развития детей с умственной отсталостью в процессе дополнительных физкультурных занятий средствами футбола // Электрон. б-ки 2007 URL:http://www.dissercat.com/content/korrektsiya-psikhofizicheskogo- razvitiya-detei-s-umstvennoi-otstalostyu-v-protsesse- dopolnit#ixzz5DgTuWOzm (дата обращения: 25.08.2018)
12. Колосова Т. А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников
и младших школьников с умственной отсталостью: Учебно­
методическое пособие: КАРО, 2011. - 72с.
13. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
14. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
15. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии /Под ред. Проф. У.В. Ульенковой.- СПб.: Питер, 2007. - 304с.....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ