Введение 3
1. Современное состояние технической подготовки баскетболистов
14 - 15 лет 5
1.1. Техническая подготовка в баскетболе 5
1.2. Методика обучения технике в баскетболе 17
1.3. Анатомо-физиологические и психические особенности подростков 14-15
лет 29
1.4. Сопряженность развития физической и технической подготовки 33
2. Задачи, методы и организация исследования 39
2.1. Задачи исследования 39
2.2. Методы исследования 39
2.2.1. Обзор и анализ литературы 39
2.2.2. Педагогический эксперимент 40
2.2.3. Методы общей математической статистики 40
2.3. Организация исследования 41
3. Обоснование методики обучения и экспериментальные исследования ее эффективности 43
3.1. Методика совершенствования техники нападения в баскетболе у юношей 14-15 лет 43
3.2. Экспериментальные исследования 47
3.3. Статистическая обработка данных эксперимента и обсуждение резуль
татов 49
Выводы 54
Практические рекомендации 56
Список использованных источников 57
Актуальность исследования. За все время существования баскетбола, характер игры переживал существенные изменения. Новый характер игры предъявляет очень высокие требования к общей, специальной подготовке игрока. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств. Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психологической напряженности. [2]
Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей разных возрастов. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию - все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. [18]
Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствования его. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффективно применять быстрый прорыв, прессинг и т.д.
Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.
Объект исследования: образовательный процесс обучающихся 14-15 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования: средства и методы совершенствования техники нападения игры в баскетбол обучающихся 14-15 лет на уроках физической культуры.
Целью исследования данной работы явилось совершенствование методики обучения элементам техники игры в нападении в баскетболе у подростков 14-15 лет.
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
1. Проанализировать современное состояние техники в баскетболе.
2. Выявить средства и методы обучения технике нападения.
3. Разработать методику совершенствования обучения технике игры в нападении в баскетболе у подростков 14-15 лет.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Гипотеза исследования: предполагалось, что методика совершенствования техники игры в нападении существенно повысит технические навыки у подростков 14-15 лет.
В работе использовались следующие методы:
• обзор и анализ литературы;
• педагогический эксперимент с использованием полученных аналитических данных в тренировочном процессе;
• статистический анализ экспериментальных данных.
I. Современное состояние технической подготовки баскетболистов 14-15 лет
Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма....
1. При анализе литературных источников было дано определение техники нападения, определена ее структура. В структуре атакующей деятельности баскетболистов существует несколько самостоятельных направлений в достижении результата в ходе игры. К таким направлениям относятся: позиционное нападение, быстрый прорыв и добивание мяча. Вклад каждого из указанных видов нападения в формирование результата не адекватен и изменяется в зависимости от квалификации спортсменов. Отсюда вытекает и необходимость различных подходов и временных затрат на совершенствование техники игры в нападении в ходе тренировочного процесса и качества его реализации в ходе игры и соревнований в целом.
2 Выявлено, что у подростков в возрасте (14-15 лет) происходит эффективное развитие физических качеств, что, по-видимому, еще обеспечивается активным биологическим ростом.
3. Установлено, что подобранные нами физические упражнения и методы используемые в тренировочном процессе способствуют совершенствованию техники игры в нападении при использовании:
• ловля мяча с полу отскока;
• ловля высоко летящего мяча;
• передачи мяча в движении;
• передачи мяча разными способами в двойках, в тройках, в четверках с броском по кольцу;
• ведение мяча с изменением направления после ловли мяча в движении;
• выведение мяча без зрительного контроля;
• бросок с разных точек;
• двусторонняя игра
4. Внедрение методики совершенствования техники игры в нападении в тренировочном процессе у подростков 14-15лет способствовало:
• более успешному совершенствованию техники нападения;
• повышению уровня специальной подготовленности (физической, технико-тактической, психологической);
• внедрению элементов в усложненных условиях;
• сохранению и укреплению здоровья;
• повышению устойчивости организма к физическим нагрузкам.
5. Анализ данных, полученных в результате проведения двухкратного тестирования, показал, что:
• динамика показателей тестов в контрольной группе - недостоверны [p>0,05]
• динамика показателей тестов в экспериментальной группе - достоверны [p<0,05]
1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Ю.М.Портнова, — М.: Физкультура и спорт, 1997.
2. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.— М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Тригорлов В. Баскетбол. Для всех и каждого: Электронное учебнометодическое пособие / В.В. Тригорлов; / Под общей редакцией Тригор- лова В.В. — Мн., Оформление «Валентиния», 2005.
4. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. — М.: Физкультура и спорт, 1996.
5. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. — М: Фаир, 1997.
6. Баскетбол: Учебник для института физической культуры. / Под ред. Н.В. Семашко. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
7. Гзовский Б. М. , Кудряшов В. А., Студенческий баскетбол / «Вышэйшая школа», 1973.
8. Баскетбол: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Ю. М. Портнова, 1988.
9. Коузи Б. и Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ. Сокр. пер. с англ. Е. Р. Яхонтова, 1975.
10. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
11. Костикова Л. В. Баскетбол: Азбука спорта. - М., 2002.
12. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под. ред. Е. Р. Яхонотова - М., 1987.
13. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культ. / В. М. Корягин, В. Н. Мухин, В. А. Боженар, Р. С. Мозола - Киев 1989.
14. Колос В. М. Баскетбол: теория, практика - Минск, 1997.
15. Корягин В. М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: ...31