ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО 2
ВОПРОСУ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ВИДОВ БОРЬБЫ 4
1.1. История появления дзюдо 5
1.2. История появления греко-римской борьбы 11
1.3. История появления вольной борьбы 14
1.4. История появления самбо 16
1.5. Появление видов борьбы в России 20
1.6. Пути распространения дзюдо в мире 25
1.7. Выдающиеся спортсмены и их технические действия 32
1.8. Появление видов борьбы в Красноярске (основоположники) 36
Заключение по первой главе 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Методы исследования 42
ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ ПО СРЕДСТВАМ ВНЕДРЕНИЯ ЗАБЫТЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ
45
3.1 Выявление осведомленности спортсменов об истории их вида борьбы 45
3.2 Выявление технико-тактического арсенала дзюдоистов Японии, России и Красноярского края 60
3.3 Адаптация технических приемов древности к современным правилам борьбы и условиям тренировочного процесса 84
3.4 Внедрение забытых приемов в современный учебно-тренировочный процесс дзюдоистов 97
Заключение по третьей главе 103
ВЫВОДЫ 106
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Борьба Дзюдо - это вид единоборства, зародившийся в Японии. Возраст вида спорта составляет более ста лет и, дойдя до наших дней, он претерпел множество изменений. В последнее время все чаще меняются правила соревнований по дзюдо: многие приемы запрещены, перечень используемых приемов становится все уже, борцы все чаще используют классические приемы дзюдо. Есть предположение, что данные правила диктуют представители страны-родоначальницы борьбы дзюдо - японцы, которые не хотят терять лидирующих позиций и предпочитают «загнать» весь мир в рамки определенных приемов.
Опираясь на данное мнение, мы предположили, что незаслуженно забыты некоторые традиционные, классические приемы дзюдо, которые не противоречат современным правилам борьбы. В связи с этим была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Совершенствование спортивной борьбы на основе ее исторического развития».
Объект исследования: Спортсмены, занимающиеся дзюдо в возрасте 16-25 лет.
Предмет исследования: Технико-тактическая подготовленность
дзюдоистов.
Цель исследования: Разработать и экспериментально проверить эффективность внедрения забытых приемов дзюдо в современный учебнотренировочный процесс дзюдоистов.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по совершенствованию спортивной борьбы на основе ее исторического развития.
2. Выявить знания спортсменов об истории своего вида спорта с акцентом на техническую составляющую вида борьбы.
3. Определить основные технико-тактические действия лучших Российских и Японских спортсменов и сравнить их с победными техникотактическими приемами ведущих Красноярских спортсменов.
4. Внедрить в учебно-тренировочный процесс забытые приемы дзюдо.
Гипотеза исследования: мы предполагаем что приемы, которые не выполняются в наше время могут быть победными, поскольку им присущ момент неожиданности, ставя соперника в замешательство. Эффективное выполнение приема может быть оценено судьями на высокую оценку.
Научная новизна: заключается в том, что нами был разработан учебно-тренировочный план с акцентом на забытые приемы дзюдо для совершенствования технико-тактической подготовленности спортсменов.
Практическая значимость: Экспериментально доказано, что
разработанная нами методика способствует повышению техникотактической и физической подготовленности спортсменов. И может использоваться в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов.
1. Борьба дзюдо берет свое начало из китайского вида единоборств джиу-джитсу. Основателем борьбы Дзюдо стал Дзигоро Кано, в последствии он открыл школу Кодокан. Последние годы XIX дзюдо, стало неотъемлемым элементом культуры Страны восходящего солнца. Борьба дзюдо берет свое начало из китайского вида единоборств джиу-джитсу. Основателем борьбы Дзюдо стал Дзигоро Кано, в последствии он открыл школу Кодокан. Последние годы XIX дзюдо, стало неотъемлемым элементом культуры Страны восходящего солнца. Подлинного развития борьба достигла в древней Греции.
2. Особый, исключительный вклад в становление системы дзюдо внес заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Советского Союза Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Один из способнейших учеников Д. Кано в 1903 году был послан в Америку и открыл там школу, завоевавшую за короткий срок огромную популярность.
3. Д. Кано стал членом Олимпийского комитета и оставался им вплоть до самой смерти. Европейский вояж Кано Дзигоро принес свои плоды. Начался обмен преподавателями и спортсменами, стали открываться филиалы Кодокана за рубежом и школы дзюдо в странах Старого Света, а позднее и в США. Уже после окончания Второй мировой войны дзюдо Занимались в 120 странах мира. В 1938 году в Каире состоялся конгресс по подготовке к очередным Олимпийским играм. Заслугой доктора Кано можно считать то, что следующие Олимпийские игры проводились в стране восходящего солнца.
4. Дзюдоисты Японии и России выполняют такие приемы как переворот ключом захватом пояса и захвата руки из-под плеча, удушение спереди скрещивая руки (одна ладонь в верх, другая вниз), боковая подножка на пятке (седом), подхват бедром в падении захватом руки под плечо, подсечка в колено под отставленную ногу, бросок через грудь вращением обхватом туловища сзади, бросок через бедро с захватом отворота, бросок через грудь вращением обхватом туловища сзади, бросок через бедро подбивом.
5. Проанализировав редчайшее видео Кюдзо Мифуне (ученика Дзигоро Кано), мы сделали вывод, что в тренировке прошлых лет есть забытые приемы, которые в наше время, могут быть актуальными и не противоречат современным правилам. Для внедрения в современный учебнотренировочный процесс мы выбрали такие броски как: бросок выведением руками через колено (укиотоси), передняя подножка (таиотоси) захват за пояс спереди (корпусные броски).
6. Внедрение в учебно-тренировочный процесс забытых приемов дзюдо позволяет обучать борцов более вариативным стилем борьбы, умению быстро принимать решения в постоянно изменяющихся ситуаций в схватке и повысить уровень физического развития дзюдоистов.
7. В контрольной группе прирост результатов во всех контрольных испытаниях не достоверен. В экспериментальной группе прирост результатов достоверен во всех контрольных испытаниях. Полученные результаты говорят об эффективности, разработанной нами методики, которая повышает у борцов дзюдо уровень развития физической и технико-тактической подготовленности....
1. Шулика, Ю.А. Дзюдо система и борьба. / Ю.А. Шулика. - Ростов н /Д: Феникс, 2006. - 800 с.
2. Миндиашвили,Д.Г., Подливаев,Б.А Вольная борьба: история, события, люди: монография / Д.Г. Миндиашвили, Б.А. Подливаев ; Федерация спортивной борьбы России ; ГНУ «Сибирский научный центр Российской академии оброзования».-М.: Советский спорт, 2007.-360 с.: ил.
3. Агофонов, Э.В. Один на один: Справочное пособие. / Э.В. Агофонов. - Красноярск: Краевая федерация борьбы Самбо, 1999 - 164с.
4. Козлов, Г.А., Трутнев, П.В. Основы теоретической подготовки дзюдоиста: Учебное пособие. / Г.А.Козлов., П.В. Трутнев.- Красноярск: ИЦ «Платина», 2004 - 240с.
5. Шулики, В.А., Иванов, И.И., Кузнецов, А.С., Самургашев, Р.В., Шулика, Ю.А. Греко-римская борьба: Учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов пед. инст-тов,техникумов физической культуры и училищ Олимпийского резерва. / В.А. Шулики., И.И. Иванов., А.С. Кузнецов., Р.В. Самургашев., Ю.А Шулика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 - 800с.
6. Миндиашвили, Д.Г., Ринкевич, Г., Нелбин, В., Подливаев, Б., Савчук,А., Владимерова, И., Кудрякова, Н. Антология вольной борьбы. Даты, события, имена. Вып.2 / авт.; науч.рук. Д.Г. Миндиашвили; Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева./ Д.Г. Миндиашвили., Г. Ринкевич., В. Нелбин., Б. Подливаев., А. Савчук., И. Владимерова., Н. Кудрякова. - Красноярск,2010.- 368с.
7. Миндиашвили, Д.Г., Завьялов, А.И., Ринкевич, Г.А. Вольная борьба в Красноярском крае (справочник). / Д.Г .Миндиашвили, А.И. Завьялов,. Г.А Ринкевич. - Красноярск: Институт спортивных единоборств имени И.Ярыгина КГПУ, 1998 - 180 с.
8. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 27-48 с.
9. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
10. Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М.: «Физкультура, образование, наука. - 1996., № 1. - 3-53 с.
11. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт,
1991. - 287 с.
12. Болтиков Ю. В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: Автореф. дис. канд. пед наук. - М.: МОГИФК, 2002. - 23 с.
13. Бриль М.С., Прозоров В.Н. Прибор для исследования психомоторных особенностей футболистов//Теория и практика ФК. - 1987, № 9. - 53-54 с.
14. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. - М.: Теор. и пр. ФК. 1997, № 2. - 21-26 с., 39-42 с.
15. Военно-спортивная классификация и правила соревнований по армейскому рукопашному бою. - М.: Принт Центр, 1997. - 28 с....76