ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие стратегии, виды и типология 8
1.2. Стратегия развития организации как основной фактор конкурентоспособности 11
1.3. Современные методы совершенствования стратегии развития 14
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАФЕ «ДУЭТ» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика кафе «Дуэт» 23
2.2. Анализ стратегии развития кафе «Дуэт» 38
2.3. Вопросы совершенствования стратегии развития кафе «Дуэт» 43
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
КАФЕ «ДУЭТ» 49
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию стратегии развития кафе «Дуэт». 49
3.2. Экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
Стратегическое управление как направление менеджмента сформировалось относительно недавно, но сразу же продемонстрировало свою актуальность. Интерес к стратегии и тактике бизнеса в условиях повсеместного мирового роста конкуренции продолжает оставаться неизменно высоким. Только новые, неординарные решения могут обеспечить фирме долгосрочное преимущество на рынке. Как отмечает М.Портер, «Сущность разработки стратегии проистекает из характера самой конкуренции» [45].
В настоящее время, для большинства предприятий все более очевидной становится необходимость обоснования стратегических целей развития. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации. Это во многом определяет актуальность стратегического планирования в современной экономической формации, которая до настоящего времени находится в переходном состоянии.
Усиление концентрации и глобализации приводит к дальнейшему росту как угроз, так и возможностей для бизнеса, что ведет к необходимости стратегического мышления и планирования. Проблемы стратегического управления распространяются не только на непосредственно конкурирующие фирмы, поскольку, как пишет тот же М.Портер, «конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители - все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль» [44, с. 41].
В то же время в российских условиях стратегическое управление имеет свою специфику, которая должна хорошо пониматься менеджерами. Эти соображения определяют актуальность темы нашей работы, которая посвящена совершенствованию стратегии развития организации.
Объектом исследования является кафе «Дуэт». Основной вид деятельности - общественное питание (восточная и европейская кухня). Место нахождения - г. Красноярске, ул. Свердловская 33б. В кафе два зала: на 140 мест (персон, человек) и на 12 мест. Есть летнее кафе, живая музыка. Кафе занимается проведением свадеб, торжеств, банкетов, праздников.
Предмет исследования - стратегия развития организации.
Цель исследования: разработать мероприятия по совершенствованию стратегии развития организации.
Задачи:
• исследовать понятие стратегии развития.
• дать характеристику и проанализировать стратегию развития исследуемой организации.
• разработать мероприятия по совершенствованию стратегии развития организации.
• оценить экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.
Кафе «Дуэт» относится к разряду малых предприятий, создано ИП Мариамов Эльбрус Ильич. Здесь можно быстро перекусить или комфортно провести свой досуг. Основным контингентом кафе являются жители района и города, работники находящихся рядом предприятий, а также гости города.
Организационная структура является линейно-функциональной, так как все сотрудники подчиняются непосредственно директору, у каждого свой круг обязанностей.
В кафе «Дуэт» используется современный подход к управлению - это управление по целям, который заключается в формировании целей организации, структуризации целей и организации процесса достижения наилучших результатов.
Для принятия управленческих решений по формированию стратегии организации в работе изучили состояние маркетинговой среды. Маркетинговая среда фирмы - совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества. Выделяют внутреннюю и внешнюю среду [2, с. 46]....
Итак, стратегия - это план или руководство, направление развития, дорога в будущее, это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
К основным, или эталонным стратегиям, которые отражают изменение состояния основных пяти факторов (продукт, рынок, отрасль, положение внутри отрасли и технология), относятся:
1. Стратегии концентрированного роста - предполагают изменение продукта или рынка:
2. Стратегии интегрированного роста - заключаются в расширении с добавлением новых структур в фирму:
3. Стратегии диверсифицированного роста - сводятся к поиску нового продукта:
4. Стратегии сокращения - предполагают сворачивание бизнеса:
Конечными продуктами стратегического управления являются конкурентная позиция, занимаемая организацией, и ее стратегический потенциал, которые должны соответствовать выбранному видению и миссии. Конкурентная позиция определяется долей организации в отрасли, финансовым положением, возможностями производимого продукта, уровнем деловых связей.
Специфика стратегического менеджмента в современных российских условиях характеризуется влиянием на менеджмент переходного состояния российской экономики. Переходная экономика характеризуется появлением персонифицированной собственности (частной, ассоциированной) через приватизацию наряду с сохранением государственного сектора.
Существует множество моделей совершенствования стратегии развития организации, которые применимы в российских условиях и были рассмотрены в теоретической части нашей работы.
В практической части рассмотрено кафе «Дуэт», который предназначен для организации и обеспечения общественного питания, а также культурного досуга.
В основе стратегии предприятия ресторанного бизнеса лежит прежде всего стратегия маркетинга, так как эффективность предприятия в сфере услуг связана прежде всего с маркетингом, поэтому в работе были проанализированы стратегический и тактический маркетинговый план организации.
Проведенный финансовый анализ позволяет сделать вывод, что финансовое состояние анализируемого предприятия остается пока довольно устойчивым, но наблюдается негативная тенденция снижения показателей прибыльности и устойчивости предприятия. Чтобы избежать дальнейшего развития негативных тенденций в развитии предприятия, необходимо активно увеличивать потенциал предприятия.
В работе был проведен SWOT-анализ организации, который показал, что основные стратегические цели предприятия могут быть сформулированы следующим образом:
1. Расширение сегмента рынка, охватываемого деятельностью фирмы;
2. Рост суммы прибыли и уровня рентабельности деятельности;
3. Рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости;
4. Постоянный рост объема продаж, по крайней мере, соответствующий общей тенденции в отрасли, что позволяет фирме удержать ее долю рынка;
5. Увеличение относительной доли рынка ради повышения эффективности деятельности фирмы;
6. Постоянное расширение круга заказчиков.
Главной стратегией предприятия на период 5 лет является стратегия фокусировки, которая является сосредоточием двух других стратегий - стратегии лидерства по издержкам и стратегии дифференциации. Реализация этой стратегии будет проходить по трем направлениям, каждое из которых является ключевым для деятельности предприятия.
1. Снижение непосредственных угроз для предприятия.
2. Получение стабильной доли рынка.
3. Реализация существующих возможностей.
Расчеты плана осуществления структурных преобразований на два года показали, что при затратах на выполнение проекта в 5177,5 тыс. руб будет получена прибыль в 520200 тыс. руб.
1. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. - СПб.: Питер, 2015. - 736с.
2. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС, 2005. - 456 с.
3. Бендина Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. - М.: «Приор-издат», 2005. - 215 с.
4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Банки и биржи, ЮНЙТИ, 2011. -175 с
5. Винслав Ю. Маркетинг в системе управления интегрированными корпоративными структурами // Рос. экон. журнал. - 2010. - N 2. - С.58-68
6. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. - 296с.
7. Воробьева О. Реструктуризация интегрированных структур: стратегическое управление // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 8. - С.33-42.
8. Воронов Ю.П. Латентность стратегических решений и новые инструментальные средства / Воронов Ю.П., Добров А.П. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. - 124с.
9. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. - М.: Инфра-М, 2017.-60 с.
10. Зинина Л. Стратегическое управление предприятием: структурнофункциональная модель / Л.Зинина, Л.Ефремова // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 9. - С.77-83.
11. Илышева М.А. Генезис стратегического управления в условиях роста неопределенности экономического развития России / М.А Илышева, С.А.Поташникова, И.В.Картавченко // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 14. - С.27-31.
12. Исаев Д. Информация в системе стратегического управления // Пробл. теории и практики управл. - 2017. - N 4. - С.34-39.
13. Канчавели А.Д. Стратегическое управление организационноэкономической надежностью производственно-коммерческих систем / Канчавели А.Д., Канчавели Т.Г. - М.: Изд-во МГТУ, 2015. - 223с.
14. Капон Н. Управление маркетингом: пер. с англ. / Н.Капон, В.Колчанов, Дж.Макхалберт. - СПб. и др.: Питер, 2010. - 832с.
15. Катькало B.C. Взаимодействие теории фирмы и теории стратегического управления: на пути к «стратегической теории фирмы» // Эконом, наука соврем. России. - 2004. - N 4. - С.83-94....65