ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Понятие речевой культуры 7
1.2. Характеристика русского словесного ударения 13
1.3. Понятие акцентологической нормы 19
1.4. Традиционная методика совершенствования устной речи
учащихся 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИМИ НОРМАМИ И УСЛОВИЙ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Исследование актуального уровня владения младшими
школьниками акцентологическими нормами 34
2.2. Организация процесса обучения младших школьников
акцентологическим нормам 41
2.3. Интерпретация результатов формирующего
эксперимента 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Современный русский литературный язык располагает богатой и сложной системой средств выражения, которая сложилась в процессе многовекового устного и письменного общения русских людей и в результате большого труда русских писателей и деятелей науки.
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.
В процессе формирования, развития и постоянного функционирования литературного языка в состав литературной лексики были отобраны наиболее точные, звучные и выразительные слова, которые получили всеобщее признание, широкое и повсеместное распространение, вошли в русскую научную, публицистическую и художественную литературу.
Одним из существенных отличий русской устной и письменной речи является то, что словесное и фразовое ударение не фиксируются средствами русской графики и орфографии и существуют только в устной речи. В этом смысле самый трудный язык для иностранца - это русский, так как в русском письме не обозначается ударение, и все неодносложные слова представляются загадками, если их не знаешь на слух. Между тем, не на месте поставленное ударение в большинстве случаев мешает узнать слово. Этот факт усиливает актуальность проблемы повышения культуры речи в её устной форме.
Культура речи состоит, прежде всего, в следовании нормам языка и складывается из ряда элементов, в числе которых соблюдение правил произношения, ударения и интонации.
Овладение литературным произношением, в том числе и правильным словесным ударением, является обязанностью каждого культурного человека.
Правильное произношение слов и форм способствует быстроте и легкости понимания звучащей речи и, следовательно, упрощает процесс общения, поскольку любое нарушение орфоэпических норм, отвлекая внимание слушающего, в той или иной степени мешает ему воспринимать содержание речи.
Ошибки в устной речи - в радиовещании, в театре, в школе, на лекциях, на общественных собраниях, в судебных заседаниях - не только не содействуют доходчивости общения, но и мешают распространению и закреплению норм литературного языка.
Нормируются явления звукового строя, лексики, морфологии и синтаксиса. Принятые нормы являются обязательными для всех, пользующихся литературным языком, и соблюдаются в живой речи все одновременно в синтезе.
Наряду с произношением, ударение определяет правильное литературное звучание слова. Каждое слово в русском языке имеет своё определенное место ударения. Однако, если звуковое оформление слов подчиняется определенным правилам, то для ударения , являющегося в русском языке разноместным и подвижным, за исключением немногих случаев, общие правила сформулированы быть не могут. Вот почему для преодоления ошибок в ударении и овладении нормативным ударением требуется постоянная, повседневная работа.
В настоящее время перед школой стоит задача подготовки хорошо образованных людей, стремящихся применить полученные знания в жизни, на практике. Русский язык как учебный предмет, естественно, готовит к жизни, так как он обеспечивает высокую грамотность учащихся. Но высокую грамотность нельзя понимать только в смысле овладения орфографическими и пунктуационными навыками: с точки зрения задач связи обучения с жизнью первостепенное значение приобретает развитие навыков устной речи.
В последние годы в современной школе всё больше и больше внимания уделяется вопросам повышения культуры речи школьников.
Вводятся дополнительные дисциплины, например, такие как «Риторика», «Культура речи». Однако решение этих вопросов медленно продвигается вперед, по той причине, что у нас пока еще недостаточно исследовались особенности речевого развития учащихся младшего школьного возраста.
Проблема развития устной речи учащихся начальной школы осталась малоизученной и требует более тщательного её рассмотрения.....
В настоящее время большое значение приобретает воспитание у учащихся любви к родному языку и умения пользоваться его богатствами. Будучи предметом изучения, язык является в то же время средством обучения и воспитания, поэтому обучение речевой культуре становится важной дидактической проблемой. Раскрытие понятий культуры речи, произносительной нормы, словесного ударения составляет основную часть первой главы, где дается теоретический анализ проблемы.
Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по теме исследования показал, что овладение нормами ударения представляет некоторые трудности для учащихся. Русское ударение не закреплено за определенным слогом слова как в некоторых других языках. Кроме того, русское ударение подвижно, то есть оно может сохраняться на одном и том же слоге во всех грамматических формах слова или переноситься на другой слог при образовании грамматических форм. Эти особенности русского ударения провоцируют многочисленные акцентологические ошибки, что определяет целесообразность активного изучения акцентологических норм уже в начальной школе.
Актуальность проблемы исследования подтверждена и результатами констатирующего среза, в ходе которого было выявлено преобладание низкого и среднего уровней акцентологической грамотности по параметрам «правильность», «прочность», «мобильность».
С целью коррекции полученных результатов была разработана программа формирующего эксперимента, реализация которой позволила установить оптимальный для данного класса интервал между подкреплениями навыка, равный 7 дням, и внедрить в практику обучения комплекс орфоэпических упражнений с вариативными заданиями.
Содержательный аспект упражнений определялся частотностью акцентологических ошибок в речи испытуемых.
Апробация комплекса корректирующих упражнений показала, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась: предложенная организация процесса работы над акцентологическими нормами обеспечила более существенное повышение показателей в экспериментальном классе по сравнению с контрольным.
1. «Русский язык» Учебник для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева, О.В. Пронина. (Москва «Баласс» 2012 г.)
2. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. - М., 1965.
3. Аванесов Р.И.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А.Еськова// под ред.Р.И. Аванесова; РАН.Инст-т рус.яз. - 8-е изд., стереотип. - М., 2000.
4. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М., 1993.
5. Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В.Г. Костомарова, Л.И. Скворцова. - М., 1970.
6. Бахмутова Е.А. Культура речи. - Казань , 1964.
7. Богоявленский Л. Место орфоэпии в школьной работе // Родной язык в школе. - 1996. - № 9. - С. 98.
8. Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература. - М., 2002.
9. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. - М., 1998.
10. Бондаренко А.А. Акцентологическая работа на уроках русского языка в 5 классе // Русский язык в школе. - 1993. - № 3.
11. Бондаренко А.А. Гостья или хозяйка? // Начальная школа. - 1991. - №6. - С. 18-22.
12. Бондаренко А.А. Интересен ли знак ударения? // Начальная школа. - 1989. - № 12.
13. Бондаренко А.А. Работа над ударением в начальных классах // Начальная школа. - 1989. - № 2.
14. Борунова С.Н. Где ставить ударение // Русская речь. - 1994. - № 2.
15. Борунова С.Н. Покаяние и покаяние // Русская речь. - 1994. - № 5....45