Введение 3
Глава 1. Психологические и читательские особенности подросткового возраста 7
1.1. Подростковый возраст и его специфика 7
1.2. Особенности восприятия литературных произведений читателями-
подростками 11
Глава 2. Фантастика как особая область литературного творчества 18
2.1. Понятие фантастической литературы в историческом аспекте 18
2.2. Обзор современной отечественной фантастики, адресованной подростку 28
Глава 3. Место современной отечественной фантастики в литературном
образовании учащихся 46
3.1. Фантастическая литература в современных школьных программах
и списках для внеклассного чтения учащихся 46
3.2. Специфика уроков внеклассного чтения 50
3.3. Методические разработки уроков изучения современной отечественной
фантастики 58
Заключение 70
Используемая литература 74
Приложение
Литература, ориентированная на подростковую аудиторию, стоит на особом месте у писателей и педагогов, так как именно в подростковом возрасте наступает переломный момент взросления, промежуточное состояние между ребенком и взрослым человеком, дающееся непросто, а порой даже болезненно. Человек уже осознанно начинает задаваться волнующими вопросами бытия, познает новые для себя чувства и отношения, вырабатывает собственную точку зрения на окружающий мир: словом, превращается в полноценную взрослую личность.
Ребенок, читающий разнообразную литературу, в конечном итоге приобретает свое мировоззрение, видит разнообразие судеб и возможностей.
Но проблема заключается в том, что многие современные дети не любят читать, поэтому мотивация к чтению становится серьезной педагогической задачей, - в этом состоит актуальность данной темы.
Подростковый возраст начинается в 11-12 лет. И если в начальной школе читательские навыки только формируются, то с переходом в среднюю школу они совершенствуются. Подросток уже осознанный читатель со своими требованиями и вкусами, поэтому и литература для него должна быть особая - подростковая. Главное отличие книг для подростков от книг для младших школьников в том, что они обращаются к сложным остросоциальным проблемам.
Часто произведения, входящие в школьную программу, оказываются довольно трудными для восприятия юных читателей из-за описания прошлых эпох со всеми их историческими и культурологическими реалиями. Чтобы понимать, о чем идет речь, современному школьнику приходится буквально каждое предложение текста подробно разбирать, вычленяя непонятные слова, либо полностью полагаться на преподавательскую трактовку произведения. Безусловно, классические произведения являются фундаментом современной культуры и должны быть ядром школьных программ по литературе, вместе с тем актуальным представляется вопрос о произведениях, не включенных в школьную программу, не считающихся классикой, но представляющих для подростков особый интерес. К таковым со всей серьезностью можно отнести произведения фантастических жанров, так как описанные в них фантастические реалии близки внутреннему миру современных подростков, предпочитающих, по сути, виртуальность, на которую можно повлиять, набрав тот или иной набор команд на компьютере-планшете или смартфоне, суровой реальности, против которой подросток чувствует себя бессильным, что и способствуют развитию его читательского интереса к книгам и фильмам фантастических направлений. То есть можно отметить, что у современной фантастической литературы есть огромный педагогический потенциал - подростки не признают авторитетов в их «взрослом» понимании, но им необходим направляющий вектор, поддерживающий их увлечения и стремления.
На сегодняшний день можно отметить обилие и доступность на книжных прилавках и в библиотеках фантастической литературы самых различных направлений и для самой разной возрастной аудитории. Естественно, не вся она может оказывать положительное воздействие на подростков, даже маркированная обязательными пометками «12+», «14+» или «16+», а творчество современных авторов в данном жанре недостаточно изучено и не всегда может быть оценено по достоинству, так как фундаментальных исследований текстов, опубликованных после 2000 года, практически нет. Существуют отдельные публикации таких исследователей, как И.Н. Арзамасцева, Н.А. Барская, Н.В. Беляева и др., но остается еще довольно широкое, «неохваченное» поле фантастических произведений, которые не только интересны подростковой аудитории, но и могут оказать на нее положительное психологическое и педагогическое воздействие в той или иной степени, - в этом состоит актуальность данной работы.
Гипотеза: Современная русская фантастика, представленная в произведениях исследуемых нами авторов, может оказывать определенное положительное влияние на развитие детей подросткового возраста, а именно: способствовать формированию мотивации к чтению литературы как таковой.
Цель работы: представить возможности обращения читателя- подростка к произведениям современной отечественной фантастики.
Задачи:
1. Выявить психологические и читательские особенности детей подросткового возраста.
2. Дать определение фантастической литературе и выделить ее специфику.
3. Определить круг произведений современной отечественной фантастики, ориентированной на подростковую аудиторию.
4. Рассмотреть подходы к фантастическому жанру в современной методике преподавания литературы.
5. Разработать методические рекомендации по изучению произведений современной российской фантастики в школе.
Научная новизна данной работы заключается в теоретическом обосновании проблемы изучения современной фантастической литературы для подростков, определении критериев отбора текстов для внеклассного чтения.
Произведения фантастических жанров в большинстве своем не принимаются всерьез в современной литературе, но в связи возросшим вниманием к ним со стороны подростковой аудитории требуют более тщательного рассмотрения и исследования.
Методологической базой работы являются исследования В.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, М.М. Бахтина, Н.Е. Добрыниной, А.П. Бабушкиной, М. Адамовича, И.Н. Арзамасцевой, Н.А. Барской, Н.В. Беляевой и др. Также были рассмотрены современные рабочие программы по изучению литературы в школе, выпущенные под редакцией: А.А. Леонтьева, В.Г. Маранцмана, В.Я. Коровиной, И.Н. Сухих, В.Ф. Чертова и др.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в 2018 г. в СОШ № 98 г. Красноярска и на курсах повышения квалификации учителей литературы ККИПК и НПРО.
Объект исследования: современная отечественная фантастическая литература.....
Нами были рассмотрены особенности подросткового возраста и связанные с ним читательские особенности подростков, специфика подростковой литературы, так как подростковый возраст - это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения, а половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.
В результате анализа психологических особенностей подросткового возраста, были выявлены читательские предпочтения детей-подростков, а именно: заинтересованность литературными произведениями фантастических жанров.
Исследование и анализ литературоведческих и методических работ выявили неоднозначность определения и классификации фантастики, что усложняет системную разработку изучения фантастики для школьников. Определение фантастики рассматривается с различных точек зрения: как литературный метод, прием, жанр. Но в целом получается, что современная фантастика стала обширным культурным явлением в самых разных сферах человеческого творчества.
В ходе исследования нами было принято решение придерживаться определения фантастики в данной работе как литературы, дополненной фантастическим допущением, т. к. задача фантастики рассматривается нами как мотивация подростков к чтению.
Так, при обсуждении с детьми произведений фантастического характера в рамках данного определения, примеры зарождения современной фантастики из классической литературы могут направить интерес подростков к ней. Ссылки на произведения, значимые в истории литературы, привлекут к ним внимание подростков, в том числе к тем произведениям, которые рекомендованы рабочими программами по изучению литературы в средней и старшей школе.
С целью привлечения внимания подростков к самой фантастике были подобраны примеры фантастики отечественных авторов, ориентированной на подростковую аудиторию. В отборе учитывались художественная значимость, соответствие возрастным особенностям учащихся, педагогическая направленность, актуальность (соответствие эпохе и времени) произведений.
Проведенное исследование авторских рабочих программ по изучению литературы в школе показало, что современная отечественная фантастика в них практически не рассматривается, в том числе в списках рекомендаций для внеклассного или домашнего чтения. Иногда упоминаются произведения известных российских фантастов: А. и Б. Стругацких, А. Беляева, К. Булычёва, В. Крапивина, но в очень редких случаях, т.е. остается незнакомым для школьников огромный пласт отечественной подростковой фантастики.
Авторы современных программ включают в основной курс ряд произведений зарубежной фантастики, но в большей степени фантастика представлена во внеклассном и самостоятельном чтении учащихся, для изучения рекомендуются только Р. Брэдбери и Дж.Р.Р. Толкиен.
В соответствии с задачами и гипотезой исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, основной целью которой было выявление степени значимости включения фантастических произведений в школьный курс литературы и их влияние на литературное развитие школьников. Данная работа включала в себя два этапа:
1. Констатирующий эксперимент
Чтобы на практике изучить ситуацию подросткового чтения, нами было проведено анкетирование среди учеников 5-7 классов СОШ № 98 г. Красноярска, которое позволило выделить определенные тенденции в детском чтении произведений фантастики.....
1. Агеносов, В.В. Литература. 10-11 классы: программы элективных курсов / В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2007.
2. Адамович, М. Этот виртуальный мир... . Современная русская проза в Интернете: ее особенности и проблемы / М. Адамович // Новый мир. - 2000. - № 4. - С. 193-207.
3. Арзамасцева, И.Н. Возвращение строгого юноши / И.Н. Арзамасцева // Октябрь. - 2014. - № 11. - С. 2-4.
4. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Академия; Высш. шк., 2000.
5. Аромштам, М. Без языка (Как говорить о терроризме) // Папмамбук: сайт. - URL: http://www.papmambook.ru/articles/1849.
6. Артюхова, И. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов / И. Артюхова // Школьный психолог. - 2005. - № 20. - С. 3-5.
7. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. - М.: Учпедгиз, 1948.
8. Барская, Н.А. Наши дети и художественная литература / Н.А. Барская. - М.: Лепта, 2005.
9. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975.
10. Белова, Е.Г. Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал / Е.Г. Белова // Филологический класс. - 2008. - № 20. - С. 6-9.
11. Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности / С.В. Белова. - М.: Глобус, 2006.
12. Беляева, Н.В. Актуальные проблемы внедрения ФГОС старшей школы и литературное образование / Н.В. Беляева // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. XXI Голубковские чтения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (21-22 марта 2013 г.) / отв. ред. В. Ф. Чертов. - М.: Эконом-информ, 2014. - С. 20-29.
13. Бережной, С.В. Сергей Лукьяненко. Рыцари Сорока Островов // Интеркомъ. - 1994. - № 1.
14. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе / О.Ю. Богданова С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Академия, 2008.
15. Бомясная, А.К. Воспитывать гражданина / А.К. Бомясная // Из опыта внеклассной работы по литературе: пособие для учителя / сост. Е.И. Бушина. - М., 1980.....105