Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Е. ЯРЦЕВОЙ «АПЕЛЬСИНОВЫЙ ЗОНТИК»)

Работа №147458

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования 6
1.1. Общие тенденции современной подростковой литературы 6
1.2. Поэтика иронической повести в рассказах Е. Ярцевой «Апельсиновый
зонтик» 10
1.2.1. Приёмы и функции иронического изображения в повести Е. Ярцевой
«Апельсиновый зонтик» 11
1.2.2. Образ подростка в повести Ярцевой «Апельсиновый зонтик» 13
1.2.3. Основные темы и особенности конфликта в повести Евгении Ярцевой
«Апельсиновый зонтик» 16
1.2.4. Языковые особенности в повести «Апельсиновый зонтик» 20
Глава II. Методические аспекты исследования 23
2.1. Специфика уроков внеклассного чтения 23
2.2. Методические рекомендации по изучению повести Евгении Ярцевой
«Апельсиновый зонтик» на уроках внеклассного чтения в 6 классе 26
2.2.1. Разработка урока внеклассного чтения в 6 классе по творчеству Евгении Ярцевой по теме «Сохранение памяти как общечеловеческая традиция» 28
2.2.2. Разработка конспекта урока внеклассного чтения в 6 классе по
творчеству Евгении Ярцевой на тему «Читать не скучно!» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55

Эпоха интернета отодвинула потребность чтения как способа получения знаний на второй план. Больше нет необходимости штудирования тонн информации для поиска ответа на любой вопрос. Но у чтения изначально есть и другие функции, ведь «культура чтения - это социокультурное явление, определяющее уровень интеллектуального и духовного развития общества, основу которого составляет познавательная деятельность. Культура чтения личности и культура общества тесно взаимосвязаны. Отношение к чтению отдельного человека во многом формируется под воздействием окружающих. Сам уровень культуры чтения в обществе складывается из читательских интересов каждой конкретной личности» [Кутейникова, 2016].
Ничто не может заменить чтение в процессах обретения мировоззрения и получения самообразования. Человек читающий получает возможность наполнить свой внутренний мир, наличие под рукой правильной литературы стимулирует рост личности и помогает преодолевать трудности.
Ещё 50 лет назад книги, прочитанные в детстве, оказывали большое влияние на социализацию личности. «Да, что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но и чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь», - писала М. Цветаева. В каждой семье наличие домашней библиотеки было естественно. Сегодня статус читающего человека снизился, книга вытесняется из процесса социализации ребенка визуальной культурой.
Но чтение - это неотъемлемая часть культурного наследия народов. Это общемировое явление, не меньшего масштаба самой письменности и любого из видов искусств. Чтение - это стратегия мыслящего человека и творческий процесс, требующий немалых энергетических затрат. Чтению необходимо обучаться, так как без него невозможно сформироваться личности в духовном и интеллектуальном плане и получить полноценное образование.
Последнее время общественность и часть педагогического сообщества считают, что обучать чтению, а тем более руководить чтением современных детей и подростков нельзя, так как этим ограничивается свобода выбора 3
ребенка. С другой стороны, есть и справедливое мнение, «что обучать ему можно и нужно, ибо ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо». [Кутейникова, 2016]
Читательскую компетенцию школьников можно сформировать только при условии разумного, системного и разнообразного чтения детьми и подростками литературы на уроках в школе и самостоятельно дома.
Обозначенные факторы определяют актуальность исследования, связанного с выбором произведений для подросткового чтения в школе и дома. Новизна работы объясняется недостаточностью методических разработок, на которые мог бы опереться учитель, в области изучения современной подростковой литературы.
Объектом исследования стала современная отечественная подростковая литература. Предметом - процесс изучения современной отечественной подростковой литературы на уроках внеклассного чтения в 6-м классе.
Цель выпускной квалификационной работы - представление возможностей изучения современной отечественной подростковой литературы на уроках внеклассного чтения в 6-м классе на примере повести Евгении Ярцевой «Апельсиновый зонтик».
Цель достигается решением следующих задач:
• выявить тенденции современной подростковой литературы и её особенности;
• определить своеобразие изображения подростковой жизни в повести Евгении Ярцевой «Апельсиновый зонтик»;
• обозначить специфику уроков внеклассного чтения;
• представить методические рекомендации по изучению повести Евгении Ярцевой «Апельсиновый зонтик» на уроках внеклассного чтения в 6-м классе и иллюстрировать их разработками занятий.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ежедневно учителя словесности сталкиваются с проблемой «нежелания читать» своих воспитанников. Поэтому одной из главных задач школы стала задача развития читательской компетенции современного школьника. Для достижения положительной динамики в этой области организация чтения учащихся должна быть системной: в школе на уроках и во время внеурочной деятельности и дома с родителями и самостоятельно.
Современная подростковая литература достаточно разнообразна, поэтому задача учителя и в том, чтобы помочь учащимся с выбором качественного произведения. Для этой цели учитель может использовать уроки внеклассного чтения, на которых он в праве выбирать презентуемую литературу. Цель выпускной квалификационной работы была представление возможностей изучения современной отечественной подростковой литературы на уроках внеклассного чтения в 6-м классе на примере повести Евгении Ярцевой «Апельсиновый зонтик».
Литература о подростках исходно противоречива, её двоемирие (мир взрослый, мир детский) чаще всего остроконфликтно. Обозначая типологию конфликтов, заметим, что особую популярность приобрели дисциплинарный, семейный и межличностный. Следует подчеркнуть такую особенность современной подростковой прозы, как философское осмысление детского опыта, в том числе и вечных вопросов. Книги на эту тему усилили социально­критическую тенденцию в литературном процессе.
Заметно изменился тип подростка. Появились новые типы «слабаков» и «изгоев». В сохранившейся тенденции изображения личностного роста усилился мотив внутреннего противоречия: «слабак» способен на поступок, «изгой» умеет быть самокритичным.
В современной подростковой литературе приобретает популярность форма повествования от первого лица. Многие произведения представляют собой иронический комментарий событий и участия в них подростка.
Уверенную позицию в детской литературе сегодня занимает ироничный текст о самоопределении подростка. В этом жанре отдельно выделим повесть Евгении Ярцевой «Апельсиновый зонтик», состоящую из 22-х небольших историй, которые можно читать и воспринимать как монолитное произведение, так и совершенно отдельно друг от друга. Главный герой и рассказчик в одном лице - тринадцатилетняя девочка-подросток. В книге поднимаются многие проблемные вопросы сосуществования подростка с родителями, учителями и сверстниками. Ирония, с которой рассказчица «говорит» сама с собой и попутно с читателем, помогает посмотреть на раздражающие факторы подростковой жизни под другим углом: без агрессии или пессимизма, с которыми любой подросток вынужден бороться ежедневно.
Сегодня внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся и формированию их читательских интересов. Опыт передовых педагогов прошлого Г. Рыбниковой, В. Голубкова, П. Афанасьева и современных методистов (М.Е. Кутейникова, Э.П. Хомич и др.), а также учителей- словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.
Современная подростковая литература в программах классного и внеклассного чтения практически не присутствует. Внеклассное чтение подразумевает значительное расширение границ школьной программы. Оправдано и полезно введение в уроки внеклассного чтения знакомства с современными писателями и их книгами. Большинство детей подросткового возраста оценят и заинтересуются новыми веяниями в детской литературе.
Так как одна из основных задач современных уроков внеклассного чтения - это мотивация подростка к самостоятельному чтению качественной литературы, мы предлагаем методические рекомендации и разработки двух уроков внеклассного чтения по повести «Апельсиновый зонтик» в 6-м классе. Первый из них по рассказу «Коробка» предлагается провести в конце второй четверти перед новогодними каникулами. Содержательная концепция урока связана с важностью сохранения памяти. На вступительном этапе в процессе знакомства с биографией писательницы использован приём смыслового чтения. Фронтальный опрос на этапе мотивации нацелен на пробуждение ассоциативного мышления: по названию книги нужно попробовать угадать её тематику. На этапе целеполагания для концентрации внимания введён элемент игры: перед учащимися появляется «загадочная коробка», содержимое которой шестиклассникам предлагается угадать после восприятия рассказа. Творческое задание «придумать воспоминание» на завершающем этапе урока подразумевает особый вид деятельности - попробовать себя в качестве авторов и придумать историю предмету. Этап рефлексии предлагается организовать с помощью виртуального обмена мнениями.....


1. Алексеева Е.Л. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения - №4, 2010.
2. Богданова О. Ю. Методика преподавания литературы. /Под ред. О. Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус.
- Томск: Изд-во Томского гос. пед. университета, 2008.
4. Борев Ю. Б. О комическом. М.: Искусство, 1957.
5. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
6. Воробьева К. А. Специфика иронии среди других языковых средств комизма. // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. - М.: Изд-во «Индрик», 2007.
7. Вулис А. З. Серьезность несерьезных ситуаций: сатира, приключения, детектив. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Г. Гуляма, 1984.
8. Дземидок Б. О комическом. М.: Изд-во «Прогресс», 1974.
9. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976.
10. Ермакова О. П. Ирония и её роль в жизни языка. - Калуга: Изд-во КГПУ, 2005.
11. Збарский И. С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV­VIII кл.). - М.: «Просвещение», 1980.
12. Иванова И. Н. Ирония в поэзии русского модернизма (1890-1910годы). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.
13. Коровина В.Я., Полухина В.П. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. орган. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.
14. Курилович Е. Очерки по лингвистике. Сборник статей. М.: Издательство иностранной литературы, 1962.
15. Кутейникова Н.Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова, С. П. Оробий. — М.: Просвещение, 2016....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ