Проблемные вопросы и проблемные ситуации как средство активизации познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые»
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы активизации познавательного интереса учащихся с помощью проблемных вопросов и проблемных ситуаций при изучении биологии 7
1.1. Познавательный интерес как проблема научного исследования 7
1.2. Факторы, стимулирующие познавательный интерес у учащихся в реальной учебной деятельности 14
1.3. Возможности использования проблемных вопросов и проблемных ситуаций для активизации познавательного интереса учащихся при изучении биологии 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые» 24
2.1. Опытно - экспериментальная работа по активизации познавательного интереса у учащихся на уроках биологии 24
2.2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательного интереса учащихся на уроке биологии при изучении темы «Чешуекрылые» 29
2.3. Анализ результатов исследования познавательного интереса у учащихся на контрольном этапе 34
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Библиографический список (список информационных источников) 42
Приложение 51
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования проблемы активизации познавательного интереса учащихся с помощью проблемных вопросов и проблемных ситуаций при изучении биологии 7
1.1. Познавательный интерес как проблема научного исследования 7
1.2. Факторы, стимулирующие познавательный интерес у учащихся в реальной учебной деятельности 14
1.3. Возможности использования проблемных вопросов и проблемных ситуаций для активизации познавательного интереса учащихся при изучении биологии 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые» 24
2.1. Опытно - экспериментальная работа по активизации познавательного интереса у учащихся на уроках биологии 24
2.2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательного интереса учащихся на уроке биологии при изучении темы «Чешуекрылые» 29
2.3. Анализ результатов исследования познавательного интереса у учащихся на контрольном этапе 34
Выводы по главе 2 38
Заключение 39
Библиографический список (список информационных источников) 42
Приложение 51
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися происходит в процессе их активной умственной деятельности. И настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
В настоящее время далеко не каждый ученик прислушивается к требованиям и желаниям учителя. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем их полноценное развитие. В связи с этим имеется потребность в организации научного поиска по ряду новых направлений в развитии познавательного интереса в процессе обучения. Трудность заключается только в том, что мы не всегда знаем те психолого-педагогические условия, которые необходимы для данной проблемы.
Поступив в школу, интерес у ребенка становится чуть меньше, чем в дошкольном возрасте. За него думает учитель. Учитель сам выдает ту информацию, которую должен знать ученик, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Такой способ обучения не вызывает у ребенка познать новое, т.к. уверен, что все что ему нужно знать, расскажет учитель. Изучением познавательного интереса занимались выдающиеся педагоги: Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и многие другие.
В связи с переходом современной школы на уровневое и профильное образование, развитие познавательного интереса приобретает особую важность. Анализ педагогического опыта показывает, что учебно¬воспитательный процесс может быть управляемым тогда, когда учитель - располагает информацией об уровне развития познавательного интереса учащихся. Преподавание, без учета доступности информации для учащихся отрицательно сказываются на качестве знаний обучаемых. Главное направление развития современной школы - повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Проблема активности учащихся на уроках биологии, развития интереса в обучении - не нова, но является актуальной, и требует более глубокого и подробного изучения. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные.
Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Но в настоящее время до сих пор возникает вопрос: «Какие педагогические средства можно использовать для развития познавательного интереса у ребенка? Как развить интерес к новому и интересному?
Для этого все чаще и больше учителя создают проблемные ситуации в процессе обучения. Именно проблемное обучение является значительным процессом в изучении нового. Ведущими процессами, на которые опирается традиционное обучение в начальной школе, являются восприятие и память.
Так, что же нужно для активизации познавательного интереса у учащихся? Именно проблемные вопросы и проблемные ситуации способствуют данному процессу. Это и послужило выбором темы нашего исследования.
Объект исследования: познавательный интерес как проблема исследования.
Предмет исследования: проблемные вопросы и проблемные ситуации как средство активизации познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
Цель: исследовать влияние проблемных вопросов и проблемных ситуаций на активизацию познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровни и показатели развития познавательного интереса у учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
3. Провести опытно-экспериментальную работу на уроках биологии, направленную на активизацию познавательного интереса с помощью использования проблемных вопросов и проблемных ситуаций.
4. Составить и внедрить комплекс внеклассных мероприятий на повышение познавательного интереса у учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
Гипотеза: процесс развития познавательного интереса будет более эффективным, если в работе используются проблемные вопросы и проблемные ситуации.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературы.
2) Педагогический эксперимент.
3) Методы статистической обработки результатов исследования.
Практическая значимость результаты исследования могут быть использованы учителями биологии на уроках при изучении темы «Чешуекрылые».
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на кафедре естественно - научных дисциплин. По результатам исследования опубликована одна статья.
Живаева, В.С. Проблема активизации познавательного интереса учащихся при изучении биологии [Текст] / В.С. Живаева, Т.Н. Зотова // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон.опт. диск (CD - R).
База исследования: исследования проводились в Алтайском крае, Тогульском районе, с. Бураново Бурановская ООШ филиал МКОУ «Тогульская ООШ», с. Антипино МКОУ «Антипинская СОШ».
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В настоящее время далеко не каждый ученик прислушивается к требованиям и желаниям учителя. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем их полноценное развитие. В связи с этим имеется потребность в организации научного поиска по ряду новых направлений в развитии познавательного интереса в процессе обучения. Трудность заключается только в том, что мы не всегда знаем те психолого-педагогические условия, которые необходимы для данной проблемы.
Поступив в школу, интерес у ребенка становится чуть меньше, чем в дошкольном возрасте. За него думает учитель. Учитель сам выдает ту информацию, которую должен знать ученик, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Такой способ обучения не вызывает у ребенка познать новое, т.к. уверен, что все что ему нужно знать, расскажет учитель. Изучением познавательного интереса занимались выдающиеся педагоги: Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и многие другие.
В связи с переходом современной школы на уровневое и профильное образование, развитие познавательного интереса приобретает особую важность. Анализ педагогического опыта показывает, что учебно¬воспитательный процесс может быть управляемым тогда, когда учитель - располагает информацией об уровне развития познавательного интереса учащихся. Преподавание, без учета доступности информации для учащихся отрицательно сказываются на качестве знаний обучаемых. Главное направление развития современной школы - повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Проблема активности учащихся на уроках биологии, развития интереса в обучении - не нова, но является актуальной, и требует более глубокого и подробного изучения. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные.
Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Но в настоящее время до сих пор возникает вопрос: «Какие педагогические средства можно использовать для развития познавательного интереса у ребенка? Как развить интерес к новому и интересному?
Для этого все чаще и больше учителя создают проблемные ситуации в процессе обучения. Именно проблемное обучение является значительным процессом в изучении нового. Ведущими процессами, на которые опирается традиционное обучение в начальной школе, являются восприятие и память.
Так, что же нужно для активизации познавательного интереса у учащихся? Именно проблемные вопросы и проблемные ситуации способствуют данному процессу. Это и послужило выбором темы нашего исследования.
Объект исследования: познавательный интерес как проблема исследования.
Предмет исследования: проблемные вопросы и проблемные ситуации как средство активизации познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
Цель: исследовать влияние проблемных вопросов и проблемных ситуаций на активизацию познавательного интереса учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровни и показатели развития познавательного интереса у учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
3. Провести опытно-экспериментальную работу на уроках биологии, направленную на активизацию познавательного интереса с помощью использования проблемных вопросов и проблемных ситуаций.
4. Составить и внедрить комплекс внеклассных мероприятий на повышение познавательного интереса у учащихся при изучении темы «Чешуекрылые».
Гипотеза: процесс развития познавательного интереса будет более эффективным, если в работе используются проблемные вопросы и проблемные ситуации.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ литературы.
2) Педагогический эксперимент.
3) Методы статистической обработки результатов исследования.
Практическая значимость результаты исследования могут быть использованы учителями биологии на уроках при изучении темы «Чешуекрылые».
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на кафедре естественно - научных дисциплин. По результатам исследования опубликована одна статья.
Живаева, В.С. Проблема активизации познавательного интереса учащихся при изучении биологии [Текст] / В.С. Живаева, Т.Н. Зотова // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон.опт. диск (CD - R).
База исследования: исследования проводились в Алтайском крае, Тогульском районе, с. Бураново Бурановская ООШ филиал МКОУ «Тогульская ООШ», с. Антипино МКОУ «Антипинская СОШ».
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
О проявлении познавательного интереса в учебном процессе говорит повышение интеллектуальной активности учащихся. При этом активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Оптимальной формой развития познавательных интересов учащихся является творческая познавательная деятельность.
Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной формы деятельности.
Для решения возникшей проблемы нами был составлен комплекс внеклассных мероприятий с использованием проблемных вопросов и проблемных ситуаций, который был апробирован на базе Бурановской ООШ филиал МКОУ «Тогульская ООШ» и МКОУ «Антипинская СОШ». Экспериментальной группой являлся 7 класс Бурановской ООШ филиал МКОУ «Тогульская ООШ».
На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне 13% учащихся, на среднем - 55%, на высоком 32%. Учащиеся контрольной группы обладали низким уровнем 30%, средним- 55 и на высоким 15%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а цель достигнута
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
О проявлении познавательного интереса в учебном процессе говорит повышение интеллектуальной активности учащихся. При этом активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Оптимальной формой развития познавательных интересов учащихся является творческая познавательная деятельность.
Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень познавательных интересов школьников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной формы деятельности.
Для решения возникшей проблемы нами был составлен комплекс внеклассных мероприятий с использованием проблемных вопросов и проблемных ситуаций, который был апробирован на базе Бурановской ООШ филиал МКОУ «Тогульская ООШ» и МКОУ «Антипинская СОШ». Экспериментальной группой являлся 7 класс Бурановской ООШ филиал МКОУ «Тогульская ООШ».
На момент начала эксперимента учащиеся экспериментальной группы находились на низком уровне 13% учащихся, на среднем - 55%, на высоком 32%. Учащиеся контрольной группы обладали низким уровнем 30%, средним- 55 и на высоким 15%.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а цель достигнута



