Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг в региональном компоненте школьного курса истории.
|
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Общая характеристика социально -экономического развития Советской России с 1921 по 1928 гг 10
1.1. Основные тенденции реформирования социально-экономической сферы
России в годы НЭПа 10
1.2. Особенности экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 27
1.3. Социальное развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 37
Глава 2. Изучение темы «Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» в рамках регионального компонента общего образования 44
2.1. Анализ содержания документов, регламентирующих изучение
национально-регионального компонента в курсе отечественной истории 44
2.2. Анализ учебников по отечественной истории (10
класс) 49
2.3. Приемы и методы изучения темы «Социально -экономическое развитие
Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» на уроках истории в
школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Глава 1. Общая характеристика социально -экономического развития Советской России с 1921 по 1928 гг 10
1.1. Основные тенденции реформирования социально-экономической сферы
России в годы НЭПа 10
1.2. Особенности экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 27
1.3. Социальное развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928 гг 37
Глава 2. Изучение темы «Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» в рамках регионального компонента общего образования 44
2.1. Анализ содержания документов, регламентирующих изучение
национально-регионального компонента в курсе отечественной истории 44
2.2. Анализ учебников по отечественной истории (10
класс) 49
2.3. Приемы и методы изучения темы «Социально -экономическое развитие
Енисейской губернии в 1922 - 1928 гг.» на уроках истории в
школе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы исследования. Развитие такого направления, как местная или локальная история важно, в первую очередь, для формирования мировоззрения молодого поколения изучать как общие закономерности развития отдельного государства или мира в целом, так и специфики развития отдельных регионов, городов или семей. Исследования в области локальной истории помогают разобраться не только в том, что происходит вокруг, но и способствуют формированию у молодежи гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России1. Подобную задачу вставит перед учителями и Историко-культурный стандарт, принятый в 2015 году, в котором отмечается не только необходимость усиления патриотического воспитания молодого поколения, но прямая обязанность изучать национально-региональный компонент с целью формирования социальной идентичности россиян.
Такой подход становится особенно актуальным в условиях, прокатившихся по всему миру социальных забастовок и демонстраций, вызванных непопулярными антикризисными мерами, широко предпринимаемыми работодателями во всех странах (увольнения, снижение социальных гарантий, уменьшение заработной платы, отказ от бонусов и премий, введение режимов неполного рабочего времени и др.). Так, например, забастовки, прошедшие в марте-апреле 2010 г. в Бельгии, Греции, Великобритании, Франции, Финляндии, были направлены на сохранение рабочих мест и социальных гарантий, увеличение заработной платы, повышение размеров выходного пособия. Волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире в декабре 2010 года, получивших название «арабская весна», охватили практически весь Ближний Восток и Африку (Тунис, Египет, Сирия, Ирак, Иордания и т.д.). Волнения затронули и Азиатский регион. В апреле 2014 года рабочие на шести из десяти заводов в городе Дунгуань, принадлежащих тайваньской транснациональной компании «Yue Yuen» стали бастовать после обнаружения того, что работодатель не выполняет всех необходимых юридически требуемых уровней социального обеспечения и не платит взносы на жилье. Крупной стала забастовка во Франции в декабре 2019 года против пенсионной реформы. Она по подсчетам специалистов охватила около 615 тысяч человек.
Тяжелые социально-экономические последствия кризиса не обошли и Россию. По оценке ряда экспертов непростая ситуация в стране ведет к нарастанию недовольства среди населения и грозит значительным увеличением числа забастовок. По данным ВЦИОМ, все больше россиян (около 50% респондентов) одобряют забастовку как меру борьбы работников за свои права. По отношению к периоду 1990-х годов число респондентов, считающих забастовку единственным способом защиты, увеличилось почти в два раза (с 11 до 19%). Наиболее массовые протесты прошли в России в 2015 году, когда сначала объединились рабочие заводов «Форд» и «GM», выступая за сохранение рабочих мест и гарантии выплат в случае увольнения. Вслед за этим 20 регионов страны выступали против закрытия учебных учреждений. И наконец, забастовали водители -дальнобойщики из 45 регионов2.
Таким образом, исследования исторического опыта реализации социально-экономического развития в переходные, переломные этапы развития государства носят огромную общественно-практическую значимость, так как позволяют спрогнозировать и вовремя скорректировать планы развития данного направления как в стране в целом, так и в отдельном регионе в частности. В этой связи изучение такой темы, как «Социальноэкономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории.» представляется достаточно интересным, ведь в отечественной исторической науке период 1920 - 1930-х гг. оценивается именно как переломная эпоха, которой соответствовали «промежуточные фазы социально-трудовых отношений, когда субъекты только начинали осознавать себя по-новому, осваивать новые правовые нормы и правила поведения и взаимодействия, новые социальные роли и соответствующие им ролевые функции»3. Именно такие эпохи, по мнению, О.В. Шестаковой, и представляют для исторического исследования особый интерес, поскольку для них характерна высокая социальная мобильность.....
Такой подход становится особенно актуальным в условиях, прокатившихся по всему миру социальных забастовок и демонстраций, вызванных непопулярными антикризисными мерами, широко предпринимаемыми работодателями во всех странах (увольнения, снижение социальных гарантий, уменьшение заработной платы, отказ от бонусов и премий, введение режимов неполного рабочего времени и др.). Так, например, забастовки, прошедшие в марте-апреле 2010 г. в Бельгии, Греции, Великобритании, Франции, Финляндии, были направлены на сохранение рабочих мест и социальных гарантий, увеличение заработной платы, повышение размеров выходного пособия. Волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире в декабре 2010 года, получивших название «арабская весна», охватили практически весь Ближний Восток и Африку (Тунис, Египет, Сирия, Ирак, Иордания и т.д.). Волнения затронули и Азиатский регион. В апреле 2014 года рабочие на шести из десяти заводов в городе Дунгуань, принадлежащих тайваньской транснациональной компании «Yue Yuen» стали бастовать после обнаружения того, что работодатель не выполняет всех необходимых юридически требуемых уровней социального обеспечения и не платит взносы на жилье. Крупной стала забастовка во Франции в декабре 2019 года против пенсионной реформы. Она по подсчетам специалистов охватила около 615 тысяч человек.
Тяжелые социально-экономические последствия кризиса не обошли и Россию. По оценке ряда экспертов непростая ситуация в стране ведет к нарастанию недовольства среди населения и грозит значительным увеличением числа забастовок. По данным ВЦИОМ, все больше россиян (около 50% респондентов) одобряют забастовку как меру борьбы работников за свои права. По отношению к периоду 1990-х годов число респондентов, считающих забастовку единственным способом защиты, увеличилось почти в два раза (с 11 до 19%). Наиболее массовые протесты прошли в России в 2015 году, когда сначала объединились рабочие заводов «Форд» и «GM», выступая за сохранение рабочих мест и гарантии выплат в случае увольнения. Вслед за этим 20 регионов страны выступали против закрытия учебных учреждений. И наконец, забастовали водители -дальнобойщики из 45 регионов2.
Таким образом, исследования исторического опыта реализации социально-экономического развития в переходные, переломные этапы развития государства носят огромную общественно-практическую значимость, так как позволяют спрогнозировать и вовремя скорректировать планы развития данного направления как в стране в целом, так и в отдельном регионе в частности. В этой связи изучение такой темы, как «Социальноэкономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории.» представляется достаточно интересным, ведь в отечественной исторической науке период 1920 - 1930-х гг. оценивается именно как переломная эпоха, которой соответствовали «промежуточные фазы социально-трудовых отношений, когда субъекты только начинали осознавать себя по-новому, осваивать новые правовые нормы и правила поведения и взаимодействия, новые социальные роли и соответствующие им ролевые функции»3. Именно такие эпохи, по мнению, О.В. Шестаковой, и представляют для исторического исследования особый интерес, поскольку для них характерна высокая социальная мобильность.....
В выпускной квалификационной работе мы выявили особенности социально-экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг., а также рассмотрели данную тему в региональном компоненте школьного курса истории, поэтому основная цель была достигнута.
Раскрывая особенности социально экономического развития Енисейской губернии, мы выявили что, вся социально-экономическая политика в годы НЭПа фокусировалась вокруг обозначенных категорий населения. Необходимо заметить, что центральной властью допускалась некоторая вариация социальных и экономических мероприятий с учетом региональных особенностей и потребностей, как это было в Сибири в целом и в Енисейской губернии, в частности (например, борьба с тифом, передача части среднего и мелкого производства в руки частника, уменьшенная ставка продовольственного налога и т.д.). При этом власть не забывала реализовывать классовый подход путем вычленения привилегированных групп населения. Интересы рабочих были поставлены над интересами крестьян, всячески подчеркивалось и внутригрупповое различие через политику заработной платы, налогообложение, систему социального обеспечения, систему льгот и привилегий. . В среднем к 1925 году основные довоенные показатели были достигнуты во всех отраслях. Экономическая политика помогла восстановить инфраструктуру, наладить выпуск продукции на производстве и воссоздать практически с нуля сельское хозяйство после тяжелых последствий Гражданской войны. Таким образом, большевики сделали значительный вклад в восстановление экономических показателей и становление социального государства в России, однако реформы, во многом, носили половинчатый характер, в том числе, в силу идеологических представлений и отсутствия должного финансирования.
Проведя анализ Историко-культурного стандарта, мы выявили, что изучение отечественной истории должно быть взаимосвязано с региональной историей. Поэтому, мы рассмотрели, как материал темы «социально - экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг.,» включить в урок Отечественной истории в рамках темы, касающейся новой экономической политики.
Мы проанализировали три линейки учебников по Отечественной истории для 10 классов: издательство «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», пришли к выводу, что каждый учебник имеет свои достоинства и недостатки, а также, что региональный компонент содержательно не рассматривается ни в одном из учебников. Только в издательстве «Дрофа» предусмотрены задания, связанные с локальной историей. Согласно ИКС, в учебнике отечественной истории должно предусматриваться посредством выполнения заданий изучение локальной истории и истории семьи, а также тема НЭПа рассматривается, как одна из наиболее проблемных в изучении.
Для того чтобы реализовать задачу, которую ставит перед учителями историко-культурный стандарт (об обязанности изучать национальнорегиональный компонент с целью формирования социальной идентичности россиян) мы разработали урок по теме «социальноэкономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.».
В ходе данного урока, учащиеся должны сформировать представление о влиянии изменений, происходящих стране на развитие Енисейской губернии, а также, проанализировать основные тенденции социальноэкономического развития губернии в годы нэпа; выявить особенности данного развития в сравнении с Сибирью и РСФСР. Особенностью этого урока является то, что он может быть представлен в рамках модульного обучения.
Второй вариант преподавание темы «социально-экономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.», возможен при изучении отечественной истории в 10 классе в рамках темы новой экономической политике. В этом случаем учащимся предлагается задания, которые, непосредственно, относятся к изучению локальной истории. Мы разработали следующие задания: кейс, интеллект карта, дискуссия. Каждый учить сам выбирает приемлемый для него прием и метод для реализации национальнорегионального компонента на уроке истории.
Региональная история - это особая дисциплина, которая охватывает все, что относится к региону, это и история, и современность. Поэтому курс Отечественной истории должен включать в себя и историю развитие Российского государства, и региональную историю. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан РФ, жителей своего родного края, родного города, и самое главное как хранителей и правопреемников традиций рода и семьи.
Раскрывая особенности социально экономического развития Енисейской губернии, мы выявили что, вся социально-экономическая политика в годы НЭПа фокусировалась вокруг обозначенных категорий населения. Необходимо заметить, что центральной властью допускалась некоторая вариация социальных и экономических мероприятий с учетом региональных особенностей и потребностей, как это было в Сибири в целом и в Енисейской губернии, в частности (например, борьба с тифом, передача части среднего и мелкого производства в руки частника, уменьшенная ставка продовольственного налога и т.д.). При этом власть не забывала реализовывать классовый подход путем вычленения привилегированных групп населения. Интересы рабочих были поставлены над интересами крестьян, всячески подчеркивалось и внутригрупповое различие через политику заработной платы, налогообложение, систему социального обеспечения, систему льгот и привилегий. . В среднем к 1925 году основные довоенные показатели были достигнуты во всех отраслях. Экономическая политика помогла восстановить инфраструктуру, наладить выпуск продукции на производстве и воссоздать практически с нуля сельское хозяйство после тяжелых последствий Гражданской войны. Таким образом, большевики сделали значительный вклад в восстановление экономических показателей и становление социального государства в России, однако реформы, во многом, носили половинчатый характер, в том числе, в силу идеологических представлений и отсутствия должного финансирования.
Проведя анализ Историко-культурного стандарта, мы выявили, что изучение отечественной истории должно быть взаимосвязано с региональной историей. Поэтому, мы рассмотрели, как материал темы «социально - экономического развития Енисейской губернии в период с 1922 по 1928гг.,» включить в урок Отечественной истории в рамках темы, касающейся новой экономической политики.
Мы проанализировали три линейки учебников по Отечественной истории для 10 классов: издательство «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», пришли к выводу, что каждый учебник имеет свои достоинства и недостатки, а также, что региональный компонент содержательно не рассматривается ни в одном из учебников. Только в издательстве «Дрофа» предусмотрены задания, связанные с локальной историей. Согласно ИКС, в учебнике отечественной истории должно предусматриваться посредством выполнения заданий изучение локальной истории и истории семьи, а также тема НЭПа рассматривается, как одна из наиболее проблемных в изучении.
Для того чтобы реализовать задачу, которую ставит перед учителями историко-культурный стандарт (об обязанности изучать национальнорегиональный компонент с целью формирования социальной идентичности россиян) мы разработали урок по теме «социальноэкономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.».
В ходе данного урока, учащиеся должны сформировать представление о влиянии изменений, происходящих стране на развитие Енисейской губернии, а также, проанализировать основные тенденции социальноэкономического развития губернии в годы нэпа; выявить особенности данного развития в сравнении с Сибирью и РСФСР. Особенностью этого урока является то, что он может быть представлен в рамках модульного обучения.
Второй вариант преподавание темы «социально-экономическое развитие Енисейской губернии с 1922 по 1928гг.», возможен при изучении отечественной истории в 10 классе в рамках темы новой экономической политике. В этом случаем учащимся предлагается задания, которые, непосредственно, относятся к изучению локальной истории. Мы разработали следующие задания: кейс, интеллект карта, дискуссия. Каждый учить сам выбирает приемлемый для него прием и метод для реализации национальнорегионального компонента на уроке истории.
Региональная история - это особая дисциплина, которая охватывает все, что относится к региону, это и история, и современность. Поэтому курс Отечественной истории должен включать в себя и историю развитие Российского государства, и региональную историю. Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан РФ, жителей своего родного края, родного города, и самое главное как хранителей и правопреемников традиций рода и семьи.
Подобные работы
- Социально-экономическое развитие Енисейской губернии в 1922-1928гг. в региональном компоненте школьного курса истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020





