Введение Стр. 3
1 Глава. Теоретические аспекты изучения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Особенности политики в отношении семей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Стр. 5
1.2. Социальное сопровождение семей в условиях социального
учреждения Стр. 7
Глава. 2. Организация социального сопровождения семей, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Изучение особенностей семей, воспитывающих детей с
ОВЗ, проживающих в поселке Октябрьский Стр. 22
2.2. Рекомендации по социальному сопровождению семей
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровьям Стр. 28
Заключение Стр.31
Список источников и литературы Стр.34
Внедрение социального сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в субъектах Российской Федерации на основе: разработки и утверждения нормативных и информационно-методических документов и материалов, обеспечивающих внедрение нового вида помощи с учетом региональной специфики; обеспечения эффективных изменений в системе социальной поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, создания условий для формирования устойчивой продуктивной модели внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению таких семей с детьми. По моему мнению, главная задача - минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, стимулировать ее активность, вовлечение членов семьи в самостоятельное решение собственных проблем, повышение их социальной ответственности.
По определению ученых - социологов, социальное сопровождение - это особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношении человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, со специалистами социальной сферы.
Социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ - это комплекс мер направленных на поддержание активной жизнедеятельности семьи, создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Основные задачи внедрения социального сопровождения семей с детьми с ОВЗ разработка необходимых нормативных и информационнометодических документов и материалов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми в сельской местности, сотрудничеств организаций, в социальной поддержки семей с детьми, создание условий для формирования устойчивой продуктивного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми.
Основа социального сопровождения составляет, устойчивое межведомственное взаимодействие, координация работы региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и социальных организаций.
Целью данной работы является изучить использование социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и показать особенности сопровождения.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является применения социального сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Предметом выпускной квалификационной работы является, рассмотреть использование социального сопровождения семьи, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Проанализировать особенности политики в отношении семей воспитывающих детей с ОВЗ.
2. Изучить социальное сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ в социальных учреждениях.
3. Составить анализ по социальному сопровождению семьи воспитывающие ребенка с ОВЗ.
4. Дать рекомендации по сопровождению семьи воспитывающие ребенка с ОВЗ.
Семья является социальной средой, в которой развивается ребенок. Следовательно, несмотря на все усилия, которые прилагает государство, медицинские, социальные работники и другие специалисты при пассивном отношении семьи к проблемам ребенка социальная реабилитация будет проходить неэффективно. Результаты анкетирования, направленного на определение уровня реабилитационной активности семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Прежде всего, обучение их практическим навыкам оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ в развитии раннего возраста, которое может осуществляться в форме обучающих занятий. Также в работе были охарактеризованы различные способы, способствующие повышению уровня реабилитационной активности семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ. Такие как консультирование, тренинги, семинары, обучающие занятия по развитию социальной активности семьи, профилактические беседы. Все эти методы способствуют повышению родительской компетентности. Таким образом, анализ компонентного состава реабилитационной активности, проделанный в работе, позволил провести работу, по результатам которого можно судить об уровне реабилитационной активности семьей, через социальное сопровождения. Также в рамках исследования были определены наиболее актуальные направления работы с родителями детей с ОВЗ, благодаря чему возможно повысить данный показатель. Результаты исследования, проведенного в ходе написания работы, свидетельствуют о необходимости организации работы в данной сфере, так как была выявлена проблема - низкий процент семей, обладающих высоким уровнем реабилитационной активности.
В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ОВЗ. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативноправовой базы социальной поддержки семей с детьми с ОВЗ, определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших ин валидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Особое внимание уделяется социальному обслуживанию семей с детьми с ОВЗ, развитию социально-реабилитационных услуг. В системе органов социальной защиты населения РФ действие специализированных реабилитационных центров и отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи.
Но вс ё это мало отражается на решении внутренних пс ихологических проблем ро дителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный ко нтакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота яв ляются залогом полноценного пс ихического ра звития любого ребёнка. Ребёнок - инвалид должен чувствовать, что бл изкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда го товы прийти на помощь.
Но кто-то должен пр ийти на помощь и семье, ведь больной ре бёнок яв ляется постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, чт о отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.
Кроме того, хотелось бы отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и фи зического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ре бёнка для обучения. Другая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, им еющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей тр ебует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения сп особа функционирования конкретной се мьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям. Пр облема де тской инвалидности является актуальной во вс ем мире. Семья, ближайшее окружение ре бенка с ограниченными возможностями - главное зв ено в системе его воспитания, социализации, уд овлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок с ОВЗ, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для вы полнения своих функций.
1. Социальное сопровождение семей с детьми / Информационнометодический сборник. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
2. Источник:https://rosmintrud.ru/uploads/imperavi/ru-RU/
Modelynaya_programma_po_vnedreniu_sotcialynogo_soprovozhdeniya s
emej_s_detymi.pdf
3. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, - 2007.- 152 с.
4. Романова Т. Н. Инновационная деятельность комплексного центра социального обслуживания // Работник социальной службы. - 2011.- №9. - С. 35.
5. Сергеева В. И. Особенности клубной работы семьёй, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. - 2009.- №6. - С.25.
6. Соломатова О. М. Этапы формирования системы ре абилитации детей - инвалидов в муниципальных образованиях региона // Социальное обслуживание. - 2012. - №3. - С. 58.
7. Первушкина С. В. Опыт ре абилитационной работы с детьми - инвалидами в комплексном це нтре со циального об служивания// Работник социальной службы. - 2012.- №8. - С. 78.
8. Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 11-13;
9. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3-10;
10.Чарова О.Б. “Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта” / “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;
11. Микляева Н.В. “Изменение ро дительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119-123.
12. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №4. - С. 189-190;
13. Пудлина Е.Л. Повышение реабилитационной активности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Л. Пудлина // Социальное образование XXI века: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам Всероссийских социальнопедагогических чтений им. Б.И. Лившица. - 2011. - С184-188;
14. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [электронный ресурс] — Режим доступа. - URL: http://knigi.link/psihologiya- pedagogicheskaya/sotsialnaya-pedagogika-spetsialnom-obrazovanii.html ;
15. Социальная работа в Республике Бурятия: учебное пособие / отв. ред. Т.С. Базарова. — Улан-Удэ: изд-во Бурятского государственного университета, 2010. — 188 с.;....23