Введение 6
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Мотивация к учебной деятельности как психолого-педагогическая
категория 7
1.2. Возрастные особенности формирования учебной мотивации у детей
младшего школьного возраста 11
1.3. Методы изучения учебной мотивации в младшем школьном
возрасте 14
Вывод к главе 1 16
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ К
УЧЕНИЮ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18
2.1. Диагностика уровня сформированности учебной мотивации в младшем
школьном возрасте 18
2.2. Анализ и описание результатов констатирующего
эксперимента 21
2.3. Рекомендации педагогам и студентам по формированию мотивацию к
учению у младших школьников 27
Вывод к главе 2 29
Заключение 31
Список использованных источников 35
Приложение А 39
Приложение Б 47
Приложение В 51
Роль образования для человека в современном мире очень велика. Образование выступает ведущим мотивом деятельности человека, обуславливает его взаимодействие и интеграцию в обществе.
Учебная деятельность занимает довольно большой промежуток жизни от обучения в дошкольном ОУ до обучения в ВУЗах.
Качество образования человека зависит от многих факторов: профпригодность педагогического состава, качество средств
образовательного процесса, качества применяемых технологий и д.р. Однако, немаловажным фактором является уровень мотивации объектов получения знания (обучающихся) к учебной деятельности.
Сензитивным периодом формирования учебной мотивации принято считать младший школьный возраст (6-11 лет). [37, стр. 237]
Этот период характеризуется изменением ведущего типа деятельности. По теории отечественного психолога Л.С. Выгодского в младшем школьном возрасте происходит смена ведущего типа деятельности с игровой на учебную. Результатом учебной деятельности становится овладение умением учиться, способность применять теоретические знания в практической деятельности.
Вопросы процесса формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте рассматриваются исследователями довольно давно. Первые работы, посвящённые этой теме, появились более ста лет назад, и до сих пор эта проблема не остаётся без внимания. Свои труды данной теме посвятили такие психологи и педагоги, как В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Р.С. Вайсман, Т.В. Дубинина, И.В. Имедадзе, Л.П. Кичатинов, Г.Г. Лаптиева, А.К. Маркова, В.И. Махновская, А.А.Файзуллаев, О.А. Чувакова и многие другие. [5, стр. 12]
Однако, при большом количестве исследований школьной мотивации данная проблема до сих пор не раскрыта во всех её аспектах. Это подтверждается тем, что нередко результаты исследований мотивации к учению носят противоречивый, неоднозначный характер.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что для повышения качества образования каждому современному педагогу начального образования необходимо знать содержание и структуру мотивации учения младших школьников, уметь определять её уровень и владеть методами и приёмами, направленными на её повышение. Ведь успешное обучение на начальной ступени обучения- фундамент успешного обучения на следующих ступенях образования.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: мотивация к учебной деятельности у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности формирования и актуальное состояние мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования мы определили ряд задач исследования:
1. На основе изученной психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия учебной мотивации, её виды и классификацию.
2. Экспериментально изучить уровень учебной мотивации в определённом классе.
3. На основании изученной литературы и результатов диагностики, составить рекомендации по формированию высокого уровня учебной мотивации у обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте мотивация учения:
• сформирована преимущественно на среднем уровне;
• преобладают внутренние мотивы учения.
Для достижения поставленной цели и решения задач данной выпускной квалификационной работы были использованы следующие
методы общетеоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий
эксперимент, количественный и качественный анализ данных.
База исследования МАОУ гимназия №4 г.Канска, 2Г класс. В исследование принимало участие 19 обучающихся в возрасте 8-9 лет.
Структура исследования подчинена логике поставленной цели и задачам данной курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В рамках выбранной мною темы исследования мы изучили учебную мотивацию младших школьников.
В первой теоретической главе выпускной квалификационной работы мы раскрыли мотивацию к учению, как психолого-педагогический критерий. Сначала мы рассмотрели мотивацию в широком понимании этого термина. Нами были проанализированы разные подходы к пониманию мотивации. В дальнейшей своей работе мы опирались на понятие мотивации взятое из педагогического словаря терминов и понятий.
Затем мы определили ряд особенностей учебной мотивации, как части мотивации в целом. Так, как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов, характерных для той деятельности, в которую она включается.
Так же в рамках данного исследования нами было изучено понятие «мотив». Это понятие тесно связано с самим термином «мотивация». Так как мотив-это побуждение человека к действию. Без понимания мотивов действия обучающихся невозможно проведение коррекционной деятельности по повышению уровня мотивации к учебной деятельности.
Доктор психологических наук М.В. Матюхина подчеркивает, что если педагоги не будет управлять мотивами обучения, то может значительно снизиться уровень мотивации к учению. Задача повышения качества знаний, требует максимума внимания к мотивационной сфере, поэтому возникает необходимость управлять не только учебными действиями, но и мотивами получения знаний.
Нами были проанализированы классификации мотивов учебной деятельности разных авторов. Наиболее полная классификация, на наш взгляд, предложена А.К. Марковой, которая основывается на классификации Л.И. Божович, выделяющей две группы мотивов: познавательные и социальные, но эта классификация более подробная в ней дифференцируется каждая из групп мотивов.
Затем нами были изучен ряд факторов, влияющих на учебную мотивацию. Основным фактором является положительный эмоциональный климат в классе и школе в целом.
После определения понятия, видов, факторов мотивации к учебной деятельности в целом мы определили, что мотивация к учебной деятельности обучающихся младшего школьного возраста имеет свои особенности. К этим особенностям можно отнести:
• преобладание внешних мотивов в начале учебной деятельности;
• изменение мотивов от интереса к определенному факту к интересу к принципам и закономерностям;
• снижение уровня мотивации на рубеже начального и среднего образования.
В ходе исследования мотивации к учению в младшем школьном возрасте нами были изучены различные диагностики уровня учебной мотивации. Наиболее доступными методами изучения учебной мотивации являются:
• наблюдение;
• беседа;
• создание учебной ситуации;
• анкетирование.
По мнению психологов наиболее правдивыми являются первые два метода.
Помимо традиционных методов исследования педагогами-психологами были предложены авторские методики изучения учебной мотивации младших школьников. Наиболее подробно мы изучили методику Н.В.Ефимовой "лесенка побуждений"», методику с Т.Д.Дубровицкой и методику Н.Г.Лускановой, так как они являются наиболее часто встречаемые
в научной и учебной литературе. Подробные инструкции проведения, материалы и интерпретацию мы поместили в приложение работы....
1. Акимова, М. В. Козлова В. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М. В. Акимова, В. А. Козлова. - М.: Альфа-книга, 1992. - 143 с.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - М.: Академия, 2012.-208 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. - М.: Школа жизни, 1980. - 385 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики / Книга 4. Об оценках. - М.: Амрита, 2012. - 349 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол.
тр. [Электронный ресурс] / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 349 с. // URL:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich problemyformirov aniya-lichnosti 2011 &bookhl (Дата обращения: 12.02.2020).
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 231 с.
8. Буркова Е. В. Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у подростков 13-14 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 96-100.
9. Виноградова Е.Л. Условия становления учебно-познавательной мотивации младших школьников: Автореф. дисс ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 2004. - 20 с.
10. Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 121 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 199 с.
12. Габай, Т. В. Учебная деятельность и её средства / Т. В. Габай. - М.: МГУ, 1988. - 256 с.
13. Гончаров Н. К. Основы педагогики / Н. К. Гончаров. - М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1947. - 408 с.
14. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Марцинковская Т.Д. - М.: Гардарики, 2003.- 255 с.
15. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Беспутина И. Ф. Теоретическое обоснование модели процесса формирования смысложизненных ориентаций студентов-психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 21-25.....42