Введение 4
Глава 1. Природные условия Алтайского края 6
1.1. Рельеф 6
1.2. Климат 7
1.3. Почвы 9
1.4. Гидрологический режим 11
1.5. Растительность 13
Глава 2. Характеристика полезащитных лесных насаждений Алтайского края 16
2.1. Понятие об агролесомелиорации 16
2.2. Виды полезащитных лесных насаждений 18
2.3. Эколого-биологическая характеристика древесных пород 25
2.3.1. Структура и динамика насаждений 27
2.3.2. Лимитирующие факторы и меры по охране насаждений 30
Глава 3. Природоохранная деятельность школьников в системе обучения географии 33
3.1. Современные подходы к формированию географической культуры школьников 33
3.2. Формы и методы формирования географической культуры 34
3.2.1. Экскурсии 36
3.2.2. Уроки-игры 38
3.2.3. Вспомогательные формы организации педагогического процесса 39
3.2.4. Наблюдения за древесными растениями 40
3.2.5. Экологический рейд 41
3.3. Природоохранная деятельность школьников 42
3.3.1. Географическое краеведение 42
3.3.2. Экологическое движение 43
3.3.3. Экологическая тропа 44
Заключение 47
Литература 48
Лесные ресурсы, в том числе лесополосы, один из важных видов биологических ресурсов, которые характеризуются запасами древесины, дичи, грибов, ягод, лекарств, растений и т. д. При правильном ведения лесного хозяйства это возобновимые и неисчерпаемые природные ресурсы. Полезащитные лесные насаждения выполняют важную роль в повышении почвенного плодородия. В силу своих агролесомелиоративных свойств лесополосы обладают почвозащитной ролью, они противостоят водной и ветровой эрозии [17].
Актуальность. В настоящее время важной проблемой является охрана полезащитных лесных насаждений Алтайского края от пожаров, их профилактика и ограничение незаконных вырубок. Данная проблема обострилась из-за роста числа пожаров и возрастающих масштабов браконьерских вырубок. Поэтому должны своевременно решаться такие серьезные задачи лесного хозяйства как обеспечение своевременного воспроизводства лесных ресурсов, доведение до населения профилактических мероприятий охраны лесов, организации школьных лесничеств. Большую роль в этом играет исследовательская деятельность в школе, направленная на развитие познавательной активности и ведение проектной работы.
Цель работы: изучение полезащитных лесных насаждений Алтайского края и применение полученных результатов на уроках географии в 8 классах.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать полезащитные лесные насаждения и проанализировать проблемы лесного хозяйства Алтайского края.
2. Предложить пути развития и меры охраны лесной растительности.
3. Разработать и апробировать внеучебные мероприятия, направленные на формирование практических лесо-охранных навыков школьников в профессиональной работе учителя.
Объект: полезащитные лесные насаждения.
Предмет исследования состоит в выявлении возможностей применения учебно-исследовательской деятельности по географии в формировании природоохранных навыков школьников.
Гипотеза. Изучение полезащитных лесных насаждений в 8 классе способствует углублению природоохранных знаний учащихся.
Практическая значимость. Полученные данные при выполнении дипломной работы могут быть использованы учителем на уроках географии.
Дипломная работа включает три главы: 1. Физико-географическая характеристика Алтайского края. 2. Характеристика полезащитных лесных насаждений Алтайского края. 3. Природоохранная деятельность школьников в системе обучения географии.
Дипломная работа выполнялась в течение 2016-2017 гг.
Формирование географической культуры имеет важное значение для школьника. Ее воспитание не только поможет ему при изучении школьного курса географии, но и сможет лучше раскрыть другие школьные предметы. Например, физику и химию, так как отчасти они взаимосвязаны. Ни одна наука, кроме как география, не охватывает так много предметов, явлений, объектов на планете Земля.
Можно подвести итог о том, что лесная растительность является уникальным природным ресурсом, в течение тысячелетий используемым человеком. Вместе с тем леса - важнейшая часть природной среды, испытывающая на себе последствия антропогенного влияния и хозяйственной деятельности. Исчезновение лесов не только подрывает собственно функционирование лесного комплекса, но и во многом определяет характер деградации окружающей среды в целом, причем зачастую в глобальном масштабе.
Хозяйственная деятельность человека наносит ощутимый, порой непоправимый ущерб природе, нарушает баланс. Идет сокращение видового разнообразия - почти 100 видов растений края отнесены к категориям редких и исчезающих. Растительный мир Алтайского края богат и разнообразен, но дары природы не беспредельны, они требуют бережливого отношения.
На основе результатов данной дипломной работы разработаны внеклассные мероприятия для школьников с целью воспитания бережного отношения к природе леса и стремлению принять активное участие в его охране.
Данный материал, полученный в ходе исследования, носит краеведческий характер, который можно реализовывать в курсе географии при изучении темы: «Растительные сообщества» в 8 классе, а также в курсе экологии 8-10 класса при изучении темы «Антропогенное воздействие человека на растительный мир», «Краснокнижные растения».
1. Касьянов А. Е. Природоохранные технологии мелиорации почв: монография. - М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2013. - 303 с.
2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / - М.: Просвещение, 2013. - 587 c.
3. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии / Под ред. Бариновой И.И. - М.: Просвещение, 1988. -157с.
4. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии // Москва. - «Вентана- Граф». - 2010. - С. 167-172.
5. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико- методологические аспекты и практика реализации // География и экология в школе XXI века. - 2008. -№3. - С. 47-50.
6. Гинецинский В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Изд-во КноРус, 2009. - 432 с.
7. География и экология в школе XXI: научно-методический журнал / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: изд-во ГЕО-ЭКО, 2007. - №4. - 80 с.
8. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В. Б. Методики и технологии обучения географии в школе. — М.: ACT Астрель, 2002. - 203 с.
9. Алтайский край: Атлас. Т 1. [Карты]. - Москва-Барнаул, 1978.
10. Афанасьева Т. В. Почвы СССР [Текст] / Т.В. Афанасьева и др. -Москва: Мысль, 1978.
11. Важов В.М. Почвы Алтая и их природоохранное использование [Текст] / В.М. Важов, Т.П. Бажова. - Бийск, 1996.
12. География Алтайского края: учебное пособие для учащихся школ и лицеев [Текст] / Под ред. Ревякина B.C. - Барнаул: Алт. кн. из-во, 1975.
13. Педагогика: Учеб. пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
14. Растительность степной и лесостепной зон Западной Сибири [Текст] / Под ред. Куминовой А.В. - Новосибирск, 1963.
15. Сочава В.Б. Растительные сообщества и динамика природных сис¬тем // Доклады института географии Сибири и Дальнего Востока [Текст]/В.Б. Сочава, 1968.
16. Сляднев А.П. Важнейшие черты климата Алтайского края [Текст] /
A. П. Сляднев, Я.Н. Фельдман. - М.: АН СССР, 1958.
17. Шубин М. Луга и пастбища Алтайского края и их улучшение [Текст] / М. Шубин. - Барнаул: Алт. кн. из-во, 1962.
18. Баринова И.В. Контроль знаний и умений школьников по географии //География в школе. - 1990. - №1, с. 23-25.
19. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений./ Раковская Э.М. - М.: Просвещение, 1997.
20. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000.
21. Князева РН. Комплексные экскурсии в малокомплектной школе.// География в школе. - 1995. - № 2, с. 35-41.
22. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993.
23. Зверьков М. С. Масса и дальность разбрызгивания почвы в эксперименте капельной эрозии // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. - 2014. - № 3 (15). - С. 27-37.
24. Новенко Д.В. О новых технологиях в преподавании географии//География в школе. - 1999. - № 7, с.53.
25. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986.
26. Программно-методические материалы. География. 6-9 кл./Сост. B. И.Сиротин. - 4-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2001.
27. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1979.
28. Кукис С.И. Экономическая эффективность полезащитных лесных полос в Алтайском крае [Текст] / С.И. Кукис, Т. А. Тулина ; Алт. правл. Науч.-техн. о-ва сел. хозяйства. Алт. с.-х. ин-т. - Барнаул : Алт. кн. изд-во,1966. - 41 с.
29. Бакланова С.Л. Экологическое образование в курсе «География Алтайского края» [Текст] : Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / С.Л. Бакланова. - Бийск: НИЦ БГПУ им. В.М. Шукшина, 2003. - 239 с.
30. Бакланова С.Л. Экологическая тропа [Текст]: учебно- методическое пособие. Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина / С.Л. Бакланова. - Бийск: БГПУ им.В.М. Шукшина, 2007. - 63 с.
31. Григорьева Н.М. География растений [Текст]: Учебное пособие: Т- во науч. изданий КМК. - Москва, 2014. - 400 с.
32. Глова Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно - научного цикла [Текст]: Т. Глова «Школьное планирование», 2010.- №4. -С .88-100.
33. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под Угрозой исчезновения виды растений [Текст] - Барнаул: Изд. Алтайского университета, 2006. - 262 с.
34. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории [Текст]. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2002. - 339 с.
35. Красноборов И.М. Определитель растений Алтайского края [Текст] / И. М. Красноборов, М. Н. Ломоносова, Ю. Н. Шауло и др. - Новосибирск: изд-во СО РАН, филиал «ГЕО», 2003. - 634с.
36. Кучин А.П. Флора и фауна Алтая [Текст] / А. П. Кучин - Горно-Алтайск, 2001. - 263 с.
37. Родман Л.С. Ботаника с основами географии растений. М.: Колос, 2006. - 397 с.
38. Ревякин В. С. География Алтайского края [Текст] / В. С. Ревякин - Барнаул, 2004. - 192 с.
39. Ревякин, В.С. флора Алтайского края [Текст] - Барнаул, 1996.-212 с.
40. Эйтинген Г.Р. Лесоводство. - Москва: Государственное издательство
сельскохозяйственной литературы, 1949. - С. 368