ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНАЯ СЕМЬЯ» ПО СПЛОЧЕНИЮ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА 8
1.1 Особенности детского коллектива инклюзивного класса 8
1.2 Проблемы коммуникации детского коллектива инклюзивного класса . 11
1.3 Развитие сплоченности детского коллектива инклюзивного класса
возможностями социально-педагогической работы 15
Выводы по главе I 21
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ««ШКОЛЬНАЯ СЕМЬЯ»» И ЕГО
РЕАЛИЗАЦИЯ НА БАЗЕ МБОУ «БАЛАЙСКАЯ СОШ» 23
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта 23
2.2 Программа реализации проекта 24
Выводы по главе II 32
ГЛАВА III ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНАЯ
СЕМЬЯ» 33
3.1 Диагностика сплочённости детского коллектива инклюзивного класса
при реализации проекта в МБОУ «Балайская СОШ» 33
3.2 Методические рекомендации по реализации проекта «Школьная семья»
39
Выводы по главе III 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
Организация социально-педагогической работы по сплочению детского коллектива в общеобразовательном учреждении тема довольна обширная, достаточно плотно изученная и, безусловно признана значимой в педагогическо-воспитательном процессе. Разработано и внедрено в практику множество методических рекомендаций по этой тематике и, казалось бы, что тут можно ещё добавить? Но жизнь наша динамично развивается и меняется. Принимаются новые, значимые решения, которые, так или иначе, касаются многих сфер нашей жизни.
За последние десятилетие мы наблюдаем в нашей стране увеличение численности детей с особыми возможностями здоровья. В советское время такие дети обучались, а за частую и проживали всю свою жизнь, в специализированных, коррекционных учреждениях. Находясь в таких закрытых учебных заведениях, дети с ограниченными возможностями здоровья становятся полностью изолированы от реального мира, в котором ему необходимо будет жить, когда он станет взрослым. Особенному ребёнку жизненно необходимо научиться находить общий язык со сверстниками, да и со всем окружающим его миром в целом, поэтому на государственном уровне было принято решение о «включении» таких детей в общие общеобразовательные учреждения. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании таких детей является инклюзивное образование. В нашей стране программа инклюзивного образования действует во всех регионах, и наш край не исключение.
Приходя учится в общеобразовательное учреждение, каждый ребенок не только получает знания, но и становится членом коллектива. Невозможно отрицать тот факт, что коллектив является неотъемлемой частью жизни каждого человека, поэтому можно с уверенностью заявить, школьный коллектив — это одно из самых мощных средств воспитания подрастающего поколения. И, безусловно, каждый ребёнок, должен быть включён в коллектив, найти и занять в нём своё индивидуальное место, проявлять себя в силу своих возможностей, в комфортных моральных и эмоциональных условиях. Именно это будет являться в будущей жизни каждого ребёнка залогом того, что он осознанно станет частью всего общества в целом, без каких-либо ограничений.
Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. includere — заключать, включать) — особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей. В основе инклюзии — простая и древняя как мир идея, что школа — для детей, какими бы они ни были, а не наоборот.1
По данным Росстата в России 1150 тысяч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2018г.). Эти дети в основном обучаются в общеобразовательных школах, в классах инклюзивного вида. В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.
Главная цель коллектива - воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.
Организация сплочения инклюзивного класса и поиск эффективных путей для реализации данной задачи является особенно актуальными в условиях сегодняшней действительности, когда стремительно возрастает роль подрастающего поколения в становлении и развитии нашего государства. Общество и сами дети нуждаются в навыках взаимодействия, умению работать в команде, которые закладываются и развиваются на начальном этапе вхождения ребёнка в коллектив.....
В данной выпускной квалификационной работе стояла задача провести теоретический анализ проблем коммуникации у детей с ОВЗ в учебном коллективе инклюзивного класса. Мы выяснили, что дети с ОВЗ в силу ограниченности социальных связей, контактов и мобильности имеют не развитые коммуникативные навыки. Что в свою очередь затрудняет их социализацию во внешнем мире. Приходя учится в общеобразовательную школу, такие дети отличаются от своих одноклассников, они не знают, как общаться с чужими людьми, стеснительны и зажаты, не умеют верно изложить свои мысли, не знают, как адекватно воспринимать информацию и действовать на ее основе. Все это последствия отсутствия социального опыта общения. Помочь таким детям призван социальный педагог методами социально-педагогической работа, нацеленной на решение проблем ребенка в процессе социализации.
Для того, чтобы развить коммуникативные умения у детей с ОВЗ их необходимо включать в совместную деятельность, помогать налаживать межличностное взаимодействие. Ребенок ощутит себя нужным и важным в социуме, когда займет свое место в коллективе, почувствует свою причастность к коллективной деятельности, увидит результаты своих усилий при достижении общих целей. Доброжелательные отношения в коллективе, благоприятный эмоциональный фон, единство взглядов, слаженность в работе и результативность-все это показатели сплоченности.
Разработка и внедрение проекта «Школьная семья» на базе общеобразовательного учреждения в инклюзивном классе, показала свою результативность. Социально-педагогическая работа может быть реализована в рамках проектной деятельности и решать реальные проблемы детей с ОВЗ, для успешной социализации их в общество.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25.12.2018 года.
3. Закон Красноярского края от 10.12.2004г. №12-2707 (ред.
10.03.2016) "О социальной поддержке инвалидов"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 404 с.
5. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13г. № 1015. - //Вестник образования, 2013, № 20 (особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья).
6. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
7. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С.12.
8. Брынцева Г. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны ограничиваться в правах // «Российская газета» - Федеральный выпуск №4664. - С.11-12.
9. Воронина Г.А. Шептенко П.А. «Методика и технология работы соц.
Педагога», М., 2001г.
10. Ваулина Е.А. Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях сельской местности. - // Директор сельской школы, 2009, №3, с.32.
11. Гончарова В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое
сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс]: монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. - Электрон, текстовые данные. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 248 с. - 978-5-7638-3133-7. - Режим доступа:
http: //www.iprbookshop.ru/84218.html
12. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. Курск: Изд-во КГМУ, 1999. - С.5-6.
13. Златова Е.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ОВЗ. - //Методист, 2009, №9, с.57.
14. Зоренко Т.В. Реабилитация детей с кохлеарнымиимплантами в условиях ДОУ. Семинарское занятие №1, 2010. - С.2-9.
15. Картухина Г.Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. - //Методист, 2008, №2....34