Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лицей № 109.
Выборка исследования: 30 детей младшего школьного возраста (1 класс) в возрасте 6-8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ...9
1.1. Адаптация как объект научного исследования...9
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых...15
1.3. Особенности адаптации младших школьников к условиям школы...22
Выводы по главе ...29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ...31
2.1. Организация и методы исследования...31
2.2. Анализ полученных результатов...40
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению...53
Выводы по главе...58
Заключение...60
Список использованной литературы ...63
Приложения...71
База исследования: МБОУ Лицей № 109.
Выборка исследования: 30 детей младшего школьного возраста (1 класс) в возрасте 6-8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ...9
1.1. Адаптация как объект научного исследования...9
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых...15
1.3. Особенности адаптации младших школьников к условиям школы...22
Выводы по главе ...29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ...31
2.1. Организация и методы исследования...31
2.2. Анализ полученных результатов...40
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению...53
Выводы по главе...58
Заключение...60
Список использованной литературы ...63
Приложения...71
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется высоким социальным уровнем развития молодых людей. Еще в прошлом веке основной задачей учебных учреждений являлось обучение детей основным познавательным навыкам, но сегодня в стенах школ все больше уделяется внимания не только общеобразовательной программе, но и развитию социальной гибкости и адаптированности в быстроменяющемся мире.
Основы успешного развития личности молодого человека закладываются еще в детском возрасте, и, пожалуй, важнейшим этапом легкого вхождения в новые условия взросления и системы познания окружающего мира является возраст 7-10 лет – период обучения в начальных классах. С целью безболезненного и быстрого привыкания первоклассника к школьной жизни, в образовательном учреждении необходимо создать благоприятную атмосферу и условия для прохождения адаптации ребенка к учебному процессу.
Информационное общество требует от людей не только профессиональных знаний, но и способности к принятию ответственных и рациональных решений, стремления к саморазвитию и совершенствованию. Формирование подобных личностных качеств необходимо начинать уже с самого раннего возраста, а совмещение учебного процесса с воспитанием в школьниках данных способностей дает наиболее продуктивные результаты.
Степень разработанности темы. Наличие огромного количества научных работ, касающихся вопроса успешного прохождения адаптационного периода младшего школьника (Н.А. Абдуллаева, Н.С. Бондарева, Т.Г.К. Гасанзаде, Е.В. Градинар, Г.Н. Жулина, Ж.А. Карманова, А.Н. Коваль, Н.В. Литвиненко, Н.В. Михайлюк, Е.Ю. Надежкина, Н.В. Нижегородцева, Л.М. Семенова, С.В. Феоктистова) является свидетельством актуальности выбранной темы исследования.
Но вместе с тем специфика педагогической адаптации детей к учебному процессу в образовательном учреждении практически не раскрыта. Это связано с психологическим своеобразием учащихся, которые поступают в первый класс, а также многообразием факторов, которые влияют непосредственно на процесс адаптации младших школьников к новым условиям учебного процесса в коллективе сверстников, и неготовностью педагогов начальных классов к перестроению традиционного общения с учениками. В школе преобладают прямые реактивные формы обучения, что предполагает в основном однотипное доминирование учителя. Кроме того, некоторые основные вопросы адаптации младших школьников остаются пока как бы в «тени» и требуют гораздо более полного исследования, в частности к таким вопросам относятся виды и типы общения «учитель – ученик».
Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы, ее важность и актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления».
Объект исследования: адаптация.
Предмет исследования: особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.
На основании поставленной цели и задач была сформулирована гипотеза исследования: вероятностно, эмоционально-личностная сфера младших школьников в адаптационной период имеет устойчивые проявления: высокий уровень тревожности, экстрапунитивный тип направленности, заниженная самооценка, замкнутость, застревание на эмоциональных реакциях и эмоциональное напряжение.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально выявить особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.
Задачи исследования:
1) исследовать феномен «адаптация» как объект научного исследования;
2) определить психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых;
3) описать особенности адаптации младших школьников к условиям школы;
4) провести эмпирическое изучение адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы;
5) разработать рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению.
Методологической основой исследования: принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Принцип развития Л.С. Выготского предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Принцип системности Б.Г. Ананьева рассматривает четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему.
Теоретическая база исследования: в психолого-педагогических трудах исследователей рассмотрена проблема адаптации младших школьников к условиям школы: ИА. Агаповой, С.А. Анохиной, О.А. Бурматовой, Э.Р. Габитовой, О.У. Гогицаевой, Е.В. Градинар, С.В. Дмитриевой, Г.Н. Жулиной, В.В. Журба, А.А. Кималовой, Н.Г. Кормушиной, В.К. Кочисова, Г.П. Максимовой, Е.Ю. Надежкиной, Н.В. Нижегородцевой, Н.В. Поляшовой, Н.А. Скляр, Л.Н. Смотровой, С.В. Феоктистовой, Г.А. Цукерман, Е.А. Чернышовой и др.
Для реализации поставленной цели и задач исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (беседа, психодиагностика, количественный и качественный анализ результатов, линейный коэффициент корреляции Пирсона). Обработка произведена с помощью программной среды Microsoft Office Excel 2010.
Методики исследования:
1. Методика «Беседа о школе» (Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер);
2. Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» по Р. Бернсу;
3. Проективный тест «Метаморфозы» Е.Ю. Семеновой;
4. Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками Д. Лампена», (в адаптации Л.П. Пономаренко).
Практическая значимость исследования заключается в ее направленности на решение проблем школьного образования и состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы школьными педагогами-психологами в учебной деятельности с целью проведения просветительской работы по оптимизации условий протекания адаптационного периода у младших школьников с педагогами.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основы успешного развития личности молодого человека закладываются еще в детском возрасте, и, пожалуй, важнейшим этапом легкого вхождения в новые условия взросления и системы познания окружающего мира является возраст 7-10 лет – период обучения в начальных классах. С целью безболезненного и быстрого привыкания первоклассника к школьной жизни, в образовательном учреждении необходимо создать благоприятную атмосферу и условия для прохождения адаптации ребенка к учебному процессу.
Информационное общество требует от людей не только профессиональных знаний, но и способности к принятию ответственных и рациональных решений, стремления к саморазвитию и совершенствованию. Формирование подобных личностных качеств необходимо начинать уже с самого раннего возраста, а совмещение учебного процесса с воспитанием в школьниках данных способностей дает наиболее продуктивные результаты.
Степень разработанности темы. Наличие огромного количества научных работ, касающихся вопроса успешного прохождения адаптационного периода младшего школьника (Н.А. Абдуллаева, Н.С. Бондарева, Т.Г.К. Гасанзаде, Е.В. Градинар, Г.Н. Жулина, Ж.А. Карманова, А.Н. Коваль, Н.В. Литвиненко, Н.В. Михайлюк, Е.Ю. Надежкина, Н.В. Нижегородцева, Л.М. Семенова, С.В. Феоктистова) является свидетельством актуальности выбранной темы исследования.
Но вместе с тем специфика педагогической адаптации детей к учебному процессу в образовательном учреждении практически не раскрыта. Это связано с психологическим своеобразием учащихся, которые поступают в первый класс, а также многообразием факторов, которые влияют непосредственно на процесс адаптации младших школьников к новым условиям учебного процесса в коллективе сверстников, и неготовностью педагогов начальных классов к перестроению традиционного общения с учениками. В школе преобладают прямые реактивные формы обучения, что предполагает в основном однотипное доминирование учителя. Кроме того, некоторые основные вопросы адаптации младших школьников остаются пока как бы в «тени» и требуют гораздо более полного исследования, в частности к таким вопросам относятся виды и типы общения «учитель – ученик».
Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы, ее важность и актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления».
Объект исследования: адаптация.
Предмет исследования: особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.
На основании поставленной цели и задач была сформулирована гипотеза исследования: вероятностно, эмоционально-личностная сфера младших школьников в адаптационной период имеет устойчивые проявления: высокий уровень тревожности, экстрапунитивный тип направленности, заниженная самооценка, замкнутость, застревание на эмоциональных реакциях и эмоциональное напряжение.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально выявить особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.
Задачи исследования:
1) исследовать феномен «адаптация» как объект научного исследования;
2) определить психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых;
3) описать особенности адаптации младших школьников к условиям школы;
4) провести эмпирическое изучение адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы;
5) разработать рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению.
Методологической основой исследования: принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Принцип развития Л.С. Выготского предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Принцип системности Б.Г. Ананьева рассматривает четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему.
Теоретическая база исследования: в психолого-педагогических трудах исследователей рассмотрена проблема адаптации младших школьников к условиям школы: ИА. Агаповой, С.А. Анохиной, О.А. Бурматовой, Э.Р. Габитовой, О.У. Гогицаевой, Е.В. Градинар, С.В. Дмитриевой, Г.Н. Жулиной, В.В. Журба, А.А. Кималовой, Н.Г. Кормушиной, В.К. Кочисова, Г.П. Максимовой, Е.Ю. Надежкиной, Н.В. Нижегородцевой, Н.В. Поляшовой, Н.А. Скляр, Л.Н. Смотровой, С.В. Феоктистовой, Г.А. Цукерман, Е.А. Чернышовой и др.
Для реализации поставленной цели и задач исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (беседа, психодиагностика, количественный и качественный анализ результатов, линейный коэффициент корреляции Пирсона). Обработка произведена с помощью программной среды Microsoft Office Excel 2010.
Методики исследования:
1. Методика «Беседа о школе» (Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер);
2. Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» по Р. Бернсу;
3. Проективный тест «Метаморфозы» Е.Ю. Семеновой;
4. Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками Д. Лампена», (в адаптации Л.П. Пономаренко).
Практическая значимость исследования заключается в ее направленности на решение проблем школьного образования и состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы школьными педагогами-психологами в учебной деятельности с целью проведения просветительской работы по оптимизации условий протекания адаптационного периода у младших школьников с педагогами.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ различных психолого-педагогических трудов показал, что переход ребенка к школьному обучению значительно меняет весь его образ жизни. В данный период в жизнь его входит процесс обучения – деятельность обязательная и ответственная, деятельность, которая требует систематического организованного труда.
Адаптация – это одно из основных понятий в научном исследовании человеческого организма, так как именно способность к адаптации способна обеспечить возможность к существованию организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. При поступлении ребёнка в школу под влиянием процесса обучения и воспитания закрепляются и развиваются наиболее основные человеческие характеристики таких познавательных процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, речь и мышление.
То есть, говоря об адаптации детей к школе, подразумевается их приспособление к окружающему миру, окружающим людям, и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, т.е. это двусторонний процесс. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению проходит длительно, болезненно, может закончиться отторжением ребёнка от нового, для него ещё непривычного социума - школы.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Расширение социальной среды ребенка способствует формированию необходимых навыков в межличностном общении, а также способности к пониманию своих эмоций и их идентификации, а также способности предвидеть поведенческие реакции других людей. Необходимые свойства эмоционально-личностной сферы могут быть сформированы при наличии благоприятной социальной действительности.
Также необходимо отметить, что ребенок, школьником становится не сразу, ему нужен определенный этап адаптации, в процессе которого его прежний опыт взаимоотношений с окружающими его людьми, все привычные ему стереотипы собственного поведения преобразуются согласно новым требованиям и условиям. Ребенка, входящего в школьную систему норм и требований отношений в обществе, чаще всего и считают адаптированным.
Основные критерия адаптированного первоклассника – это положительное отношение к процессу обучения в школе, умение налаживать контакты со взрослыми и со своими сверстниками, а также адекватное восприятие школьных норм и требований, лёгкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении ребенком учебных заданий.
В рамках проведенного теоретического анализа по проблеме исследования адаптации детей к условиям школы, была определена цель эмпирического исследования: на основании выявленных проблем младших школьников в процессе адаптации к условиям школы, предложить пути их преодоления.
Было установлено, что в выборке младших школьников доминирует высокий уровень развития адаптации, в меньшей степени представлен низкий уровень развития адаптации. Средний уровень – в выборке младших школьников не представлен.
По результатам проведенного исследования было установлено, что дети младшего школьного возраста имеют дисгармоничное эмоционально-личностное состояние, которое отражается в восприятии окружающей действительности. Социальная среда ребенком раскрывается в конфликтном взаимодействии, с эмоциональным напряжением, импульсивностью. Для внешнего мира такие дети закрыты, замкнуты в своих переживаниях.
Наиболее яркая черта детей младшего школьного возраста, выявленная при диагностике проективной методике – это конфликтность. Младшие школьники проявляют реакции агрессии при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также при обращении с материальными предметами и животными.
У младших школьников в период адаптации к школе представлен низкий уровень сформированности эмоционально-личностного реагирования. Это означает, что у детей выражено общее негативное настроение, которое детерминировано травмирующими переживаниями личности ребенка (насилие, отказ, отвержение, непринятие), следствием чего выступает неадекватное восприятие себя и искаженное представление о действительности.
В целом, эмоциональный фон личности младшего школьника в период адаптации к школе определяет проявление ситуативных личностных свойств: заниженную самооценку, неуверенность в себе, агрессивность, скрытность, тревожность и враждебность.
В ходе математического анализа показателей исследования (по Пирсону), выявлена значимая отрицательная корреляционная связь между уровнем развития адаптации и: эмоциональным напряжением, конфликтностью, импульсивностью тревогой (страхом), что означает, при возрастании одного показателя – другой будет уменьшаться.
Также выявлена значимая положительная корреляционная связь между уровнем развития адаптации и: коммуникацией, самооценкой, личностной устойчивостью, что означает, при выраженных значениях одного показателя – другой тоже будет иметь положительную динамику.
В целом, проведенный анализ результатов исследования свидетельствует, что эмоционально-личностная сфера младших школьников в период адаптации к школе имеет устойчивые проявления: экстрапунитивный тип направленности, заниженная самооценка, замкнутость, застревание эмоциональных реакции и эмоциональное напряжение. Это полностью подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
В завершении исследования были разработаны рекомендации по взаимодействию и работе с детьми данной категории.
Поставленная цель и задачи исследования выполнены в полном объеме.
Адаптация – это одно из основных понятий в научном исследовании человеческого организма, так как именно способность к адаптации способна обеспечить возможность к существованию организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. При поступлении ребёнка в школу под влиянием процесса обучения и воспитания закрепляются и развиваются наиболее основные человеческие характеристики таких познавательных процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, речь и мышление.
То есть, говоря об адаптации детей к школе, подразумевается их приспособление к окружающему миру, окружающим людям, и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, т.е. это двусторонний процесс. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению проходит длительно, болезненно, может закончиться отторжением ребёнка от нового, для него ещё непривычного социума - школы.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Расширение социальной среды ребенка способствует формированию необходимых навыков в межличностном общении, а также способности к пониманию своих эмоций и их идентификации, а также способности предвидеть поведенческие реакции других людей. Необходимые свойства эмоционально-личностной сферы могут быть сформированы при наличии благоприятной социальной действительности.
Также необходимо отметить, что ребенок, школьником становится не сразу, ему нужен определенный этап адаптации, в процессе которого его прежний опыт взаимоотношений с окружающими его людьми, все привычные ему стереотипы собственного поведения преобразуются согласно новым требованиям и условиям. Ребенка, входящего в школьную систему норм и требований отношений в обществе, чаще всего и считают адаптированным.
Основные критерия адаптированного первоклассника – это положительное отношение к процессу обучения в школе, умение налаживать контакты со взрослыми и со своими сверстниками, а также адекватное восприятие школьных норм и требований, лёгкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении ребенком учебных заданий.
В рамках проведенного теоретического анализа по проблеме исследования адаптации детей к условиям школы, была определена цель эмпирического исследования: на основании выявленных проблем младших школьников в процессе адаптации к условиям школы, предложить пути их преодоления.
Было установлено, что в выборке младших школьников доминирует высокий уровень развития адаптации, в меньшей степени представлен низкий уровень развития адаптации. Средний уровень – в выборке младших школьников не представлен.
По результатам проведенного исследования было установлено, что дети младшего школьного возраста имеют дисгармоничное эмоционально-личностное состояние, которое отражается в восприятии окружающей действительности. Социальная среда ребенком раскрывается в конфликтном взаимодействии, с эмоциональным напряжением, импульсивностью. Для внешнего мира такие дети закрыты, замкнуты в своих переживаниях.
Наиболее яркая черта детей младшего школьного возраста, выявленная при диагностике проективной методике – это конфликтность. Младшие школьники проявляют реакции агрессии при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также при обращении с материальными предметами и животными.
У младших школьников в период адаптации к школе представлен низкий уровень сформированности эмоционально-личностного реагирования. Это означает, что у детей выражено общее негативное настроение, которое детерминировано травмирующими переживаниями личности ребенка (насилие, отказ, отвержение, непринятие), следствием чего выступает неадекватное восприятие себя и искаженное представление о действительности.
В целом, эмоциональный фон личности младшего школьника в период адаптации к школе определяет проявление ситуативных личностных свойств: заниженную самооценку, неуверенность в себе, агрессивность, скрытность, тревожность и враждебность.
В ходе математического анализа показателей исследования (по Пирсону), выявлена значимая отрицательная корреляционная связь между уровнем развития адаптации и: эмоциональным напряжением, конфликтностью, импульсивностью тревогой (страхом), что означает, при возрастании одного показателя – другой будет уменьшаться.
Также выявлена значимая положительная корреляционная связь между уровнем развития адаптации и: коммуникацией, самооценкой, личностной устойчивостью, что означает, при выраженных значениях одного показателя – другой тоже будет иметь положительную динамику.
В целом, проведенный анализ результатов исследования свидетельствует, что эмоционально-личностная сфера младших школьников в период адаптации к школе имеет устойчивые проявления: экстрапунитивный тип направленности, заниженная самооценка, замкнутость, застревание эмоциональных реакции и эмоциональное напряжение. Это полностью подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
В завершении исследования были разработаны рекомендации по взаимодействию и работе с детьми данной категории.
Поставленная цель и задачи исследования выполнены в полном объеме.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019



