Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Лицей № 109.
Выборка исследования: 30 детей младшего школьного возраста (1 класс) в возрасте 6-8 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ...9
1.1. Адаптация как объект научного исследования...9
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых...15
1.3. Особенности адаптации младших школьников к условиям школы...22
Выводы по главе ...29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ...31
2.1. Организация и методы исследования...31
2.2. Анализ полученных результатов...40
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению...53
Выводы по главе...58
Заключение...60
Список использованной литературы ...63
Приложения...71
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется высоким социальным уровнем развития молодых людей. Еще в прошлом веке основной задачей учебных учреждений являлось обучение детей основным познавательным навыкам, но сегодня в стенах школ все больше уделяется внимания не только общеобразовательной программе, но и развитию социальной гибкости и адаптированности в быстроменяющемся мире.
Основы успешного развития личности молодого человека закладываются еще в детском возрасте, и, пожалуй, важнейшим этапом легкого вхождения в новые условия взросления и системы познания окружающего мира является возраст 7-10 лет – период обучения в начальных классах. С целью безболезненного и быстрого привыкания первоклассника к школьной жизни, в образовательном учреждении необходимо создать благоприятную атмосферу и условия для прохождения адаптации ребенка к учебному процессу.
Информационное общество требует от людей не только профессиональных знаний, но и способности к принятию ответственных и рациональных решений, стремления к саморазвитию и совершенствованию. Формирование подобных личностных качеств необходимо начинать уже с самого раннего возраста, а совмещение учебного процесса с воспитанием в школьниках данных способностей дает наиболее продуктивные результаты.
Степень разработанности темы. Наличие огромного количества научных работ, касающихся вопроса успешного прохождения адаптационного периода младшего школьника (Н.А. Абдуллаева, Н.С. Бондарева, Т.Г.К. Гасанзаде, Е.В. Градинар, Г.Н. Жулина, Ж.А. Карманова, А.Н. Коваль, Н.В. Литвиненко, Н.В. Михайлюк, Е.Ю. Надежкина, Н.В. Нижегородцева, Л.М. Семенова, С.В. Феоктистова) является свидетельством актуальности выбранной темы исследования.
Но вместе с тем специфика педагогической адаптации детей к учебному процессу в образовательном учреждении практически не раскрыта. Это связано с психологическим своеобразием учащихся, которые поступают в первый класс, а также многообразием факторов, которые влияют непосредственно на процесс адаптации младших школьников к новым условиям учебного процесса в коллективе сверстников, и неготовностью педагогов начальных классов к перестроению традиционного общения с учениками. В школе преобладают прямые реактивные формы обучения, что предполагает в основном однотипное доминирование учителя. Кроме того, некоторые основные вопросы адаптации младших школьников остаются пока как бы в «тени» и требуют гораздо более полного исследования, в частности к таким вопросам относятся виды и типы общения «учитель – ученик».
Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы, ее важность и актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления».
Объект исследования: адаптация.
Предмет исследования: особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.
На основании поставленной цели и задач была сформулирована гипотеза исследования: вероятностно, эмоционально-личностная сфера младших школьников в адаптационной период имеет устойчивые проявления: высокий уровень тревожности, экстрапунитивный тип направленности, заниженная самооценка, замкнутость, застревание на эмоциональных реакциях и эмоциональное напряжение.
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально выявить особенности адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы.
Задачи исследования:
1) исследовать феномен «адаптация» как объект научного исследования;
2) определить психологические особенности детей младшего школьного возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых;
3) описать особенности адаптации младших школьников к условиям школы;
4) провести эмпирическое изучение адаптации детей младшего школьного возраста к условиям школы;
5) разработать рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению.
Методологической основой исследования: принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Принцип развития Л.С. Выготского предполагает изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменения. Принцип системности Б.Г. Ананьева рассматривает четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему.
Теоретическая база исследования: в психолого-педагогических трудах исследователей рассмотрена проблема адаптации младших школьников к условиям школы: ИА. Агаповой, С.А. Анохиной, О.А. Бурматовой, Э.Р. Габитовой, О.У. Гогицаевой, Е.В. Градинар, С.В. Дмитриевой, Г.Н. Жулиной, В.В. Журба, А.А. Кималовой, Н.Г. Кормушиной, В.К. Кочисова, Г.П. Максимовой, Е.Ю. Надежкиной, Н.В. Нижегородцевой, Н.В. Поляшовой, Н.А. Скляр, Л.Н. Смотровой, С.В. Феоктистовой, Г.А. Цукерман, Е.А. Чернышовой и др.
Для реализации поставленной цели и задач исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические методы (беседа, психодиагностика, количественный и качественный анализ результатов, линейный коэффициент корреляции Пирсона). Обработка произведена с помощью программной среды Microsoft Office Excel 2010.
Методики исследования:
1. Методика «Беседа о школе» (Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер);
2. Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» по Р. Бернсу;
3. Проективный тест «Метаморфозы» Е.Ю. Семеновой;
4. Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками Д. Лампена», (в адаптации Л.П. Пономаренко).
Практическая значимость исследования заключается в ее направленности на решение проблем школьного образования и состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы школьными педагогами-психологами в учебной деятельности с целью проведения просветительской работы по оптимизации условий протекания адаптационного периода у младших школьников с педагогами.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ различных психолого-педагогических трудов показал, что переход ребенка к школьному обучению значительно меняет весь его образ жизни. В данный период в жизнь его входит процесс обучения – деятельность обязательная и ответственная, деятельность, которая требует систематического организованного труда.
Адаптация – это одно из основных понятий в научном исследовании человеческого организма, так как именно способность к адаптации способна обеспечить возможность к существованию организма в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. При поступлении ребёнка в школу под влиянием процесса обучения и воспитания закрепляются и развиваются наиболее основные человеческие характеристики таких познавательных процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, речь и мышление.
То есть, говоря об адаптации детей к школе, подразумевается их приспособление к окружающему миру, окружающим людям, и, наоборот, окружающего мира и людей к ним, т.е. это двусторонний процесс. При недостаточном развитии одной из сторон процесс адаптации детей к школьному обучению проходит длительно, болезненно, может закончиться отторжением ребёнка от нового, для него ещё непривычного социума - школы.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Расширение социальной среды ребенка способствует формированию необходимых навыков в межличностном общении, а также способности к пониманию своих эмоций и их идентификации, а также способности предвидеть поведенческие реакции других людей. Необходимые свойства эмоционально-личностной сферы могут быть сформированы при наличии благоприятной социальной действительности.
Также необходимо отметить, что ребенок, школьником становится не сразу, ему нужен определенный этап адаптации, в процессе которого его прежний опыт взаимоотношений с окружающими его людьми, все привычные ему стереотипы собственного поведения преобразуются согласно новым требованиям и условиям. Ребенка, входящего в школьную систему норм и требований отношений в обществе, чаще всего и считают адаптированным.
Основные критерия адаптированного первоклассника – это положительное отношение к процессу обучения в школе, умение налаживать контакты со взрослыми и со своими сверстниками, а также адекватное восприятие школьных норм и требований, лёгкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении ребенком учебных заданий.
В рамках проведенного теоретического анализа по проблеме исследования адаптации детей к условиям школы, была определена цель эмпирического исследования: на основании выявленных проблем младших школьников в процессе адаптации к условиям школы, предложить пути их преодоления.
Было установлено, что в выборке младших школьников доминирует высокий уровень развития адаптации, в меньшей степени представлен низкий уровень развития адаптации. Средний уровень – в выборке младших школьников не представлен.
По результатам проведенного исследования было установлено, что дети младшего школьного возраста имеют дисгармоничное эмоционально-личностное состояние, которое отражается в восприятии окружающей действительности. Социальная среда ребенком раскрывается в конфликтном взаимодействии, с эмоциональным напряжением, импульсивностью. Для внешнего мира такие дети закрыты, замкнуты в своих переживаниях.
Наиболее яркая черта детей младшего школьного возраста, выявленная при диагностике проективной методике – это конфликтность. Младшие школьники проявляют реакции агрессии при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также при обращении с материальными предметами и животными.
У младших школьников в период адаптации к школе представлен низкий уровень сформированности эмоционально-личностного реагирования. Это означает, что у детей выражено общее негативное настроение, которое детерминировано травмирующими переживаниями личности ребенка (насилие, отказ, отвержение, непринятие), следствием чего выступает неадекватное восприятие себя и искаженное представление о действительности.
В целом, эмоциональный фон личности младшего школьника в период адаптации к школе определяет проявление ситуативных личностных свойств: заниженную самооценку, неуверенность в себе, агрессивность, скрытность, тревожность и враждебность.
В ходе математического анализа показателей исследования (по Пирсону), выявлена значимая отрицательная корреляционная связь между уровнем развития адаптации и: эмоциональным напряжением, конфликтностью, импульсивностью тревогой (страхом), что означает, при возрастании одного показателя – другой будет уменьшаться.
Также выявлена значимая положительная корреляционная связь между уровнем развития адаптации и: коммуникацией, самооценкой, личностной устойчивостью, что означает, при выраженных значениях одного показателя – другой тоже будет иметь положительную динамику.
В целом, проведенный анализ результатов исследования свидетельствует, что эмоционально-личностная сфера младших школьников в период адаптации к школе имеет устойчивые проявления: экстрапунитивный тип направленности, заниженная самооценка, замкнутость, застревание эмоциональных реакции и эмоциональное напряжение. Это полностью подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
В завершении исследования были разработаны рекомендации по взаимодействию и работе с детьми данной категории.
Поставленная цель и задачи исследования выполнены в полном объеме.
1. Абдуллаева, Н.А. Проблема психологической адаптации первоклассников к обучению в школе [Текст] / Н.А. Абдуллаева, Р.А. Нурмагомедова // В сборнике: Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. Материалы II Международной заочной научно-практической конференции: посвящается 30-летнему юбилею факультета педагогики и психологии и 20-летнему юбилею кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. – 2019. – С. 187-192.
2. Агапова, И.А. Снижение эмоционального дискомфорта и профилактика детских заболеваний при поступлении ребенка в первый класс [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2023. – 117 с.
3. Анохина, С.А. Аксиологическая адаптация: теоретико-методологические аспекты [Текст]: монография / С.А. Анохина, А.М. Анохин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный университет". – Стерлитамак: Стерлитамакский фил. БашГУ, 2022. – 87 с.
4. Бадьина, Н.П. Часто болеющие дети: психологическое сопровождение в начальной школе [Текст] / Н.П. Бадьина. – М.: Генезис, 2021. – 151 с.
5. Бондарева, Н.С. Изучение коммуникативных навыков первоклассников как процесс адаптации к обучению в школе [Текст] / Н.С. Бондарева // В сборнике: Научные труды магистрантов и аспирантов Нижневартовского государственного университета. Отв. ред. А.В. Коричко. –Нижневартовск, 2019. – С. 140-143.
6. Бурматова, О.А. Влияние стиля взаимодействия учитель – ученик на адаптацию первоклассников к школе [Текст] / О.А. Бурматова // В сборнике: Теория и практика научных исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2021. – С. 313-318.
7. Власова, М.В. Адаптация первоклассников [Текст] / М.В. Власова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 8-1 (84). – С. 18-20.
8. Габитова, Э.Р. Задачи психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников в соответствии ФГОС [Текст] / Э.Р. Габитова // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 10 (52). – С. 251-253.
9. Гагай, В.В. Совладание с трудными ситуациями в период адаптации первоклассников к обучению в школе [Текст]: монография / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева; Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Сургутский государственный педагогический университет". – Сургут: СГПУ, 2020. – 176 с.
10. Гасанзаде, Т.Г.К. Содержание деятельности психолога и педагога на этапе адаптации первоклассников к школе [Текст] / Т.Г.К. Гасанзаде // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2022. – № 3 (24). – С. 364-368.
11. Горбунова, И.С. Синдром первоклассника, или Психосоматика и школьные стрессы [Текст] / И.С. Горбунова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 126 с.
12. Градинар, Е.В. Исследование проблем адаптации первоклассников к школе [Текст] / Е.В. Градинар // Методы науки. – 2021. – № 1 (1). – С. 55-56.
13. Дмитриева, С.В. Мама, мне пора в школу! : идем в первый класс без стресса и слез [Текст]: [10 самых важных навыков : 12+] / С.В. Дмитриева; иллюстрации А.В. Нецветаевой. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2022. –156 с.
14. Долинская, Л.А. Успешность адаптации первоклассников как следствие уровня развития произвольности психических процессов [Текст] / Л.А. Долинская, М.А. Бебина // В книге: Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Итоговые материалы. Под редакцией Л.В. Дудовой, М.А. Кривенькой. – 2020. – С. 28-29.
15. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / И. Ермакова, О. Даниленко // Народное образование. – 2020. – № 5 (1378). – С. 157-165.
16. Жулина, Г.Н. Проблема психологической адаптации первоклассников к школе [Текст] / Г.Н. Жулина, Е.А. Балюк // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. –2022. – № 1. – С. 289-292.
17. Жупикова, Л.В. Адаптация первоклассников [Текст] / Л.В. Жупикова, М.А. Цынкер, Н.А. Гребенникова, М.Б. Григоревская // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-1 (52). – С. 48-49.
18. Журба, В.В. Адаптация детей к первому классу, особенности адаптации первоклассников [Текст] / В.В. Журба // В сборнике: Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 63-66.
19. Зеленина, Е.Л. Школьная дезадаптация: причины, проблемы, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками [Текст]: учебное пособие / Е.Л. Зеленина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Пермский гос. пед. ун-т". – Пермь: ПГПУ, 2022. – 133 с.
20. Казакова, Е.В. Влияние неблагоприятных социально-экономических факторов на школьную адаптацию первоклассников [Текст] / Е.В. Казакова, Л.В. Соколова // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 2. – С. 59-71.
21. Карманова, Ж.А. Пути достижения успешной адаптации первоклассника к школе [Текст] / Ж.А. Карманова, Г.Н. Манашова, Ж.А. Тян, З.С. Мусабекова // News of Science and Education. – 2020. – Т. 2. – № 3. – С. 66-70.
22. Кималова, А.А. Технология социально-педагогического сопровождения семьи первоклассника в условиях адаптации к школе [Текст] / А.А. Кималова, О.Н. Стеценко // В сборнике: Деятельность образовательных учреждений в условиях новых образовательных стандартов. Сборник статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции по педагогике (с международным участием). – 2020. – С. 89-94.
23. Коваль, А.Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению [Текст] / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина // Молодой ученый. – 2021. – № 7 (111). – С. 645-648.
24. Кормушина, Н.Г. Роль психологической поддержки первоклассника на этапе адаптации к школе [Текст] / Н.Г. Кормушина, Р.Д. Яппарова // В сборнике: Итоги научно-исследовательской деятельности 2017: изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. – 2019. – С. 513-514.
25. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2022. – 173 с.
26. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.В. Костяк. – М.: Академия, 2021. – 173 с.
27. Кочисов, В.К. Психологические факторы адаптации первоклассников в общеобразовательной школе [Текст]: монография / В.К. Кочисов, О.У. Гогицаева, И.И. Тужимеева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова". – Ульяновск: Зебра, 2022. – 80 с.
28. Кузьминов, Н.Н. Адаптация первоклассников к образовательно-воспитательной среде школы как условие их социального взросления [Текст] / Н.Н. Кузьминов, И.А. Колесникова // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор О.И. Кабалина. – 2019. – С. 266-272.
29. Литвиненко, Н.В. Школьная адаптация: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Литвиненко; Министерство просвещения РФ, ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет". – Оренбург: Оренбургская кн., 2021. – 265 с.
30. Максимова, Г.П. Психолого-педагогические и методические основы успешной адаптации первоклассников [Текст]: практикум для учителей нач. классов / Г.П. Максимова, М.В. Николаева, Л.В. Терешина. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2021. – 174 с.
31. Милованова, Н.Г. Предупреждение школьной дезадаптации: подготовка педагогов к работе с дезадаптированными детьми : [науч.-метод., практико-ориентир. пособие] [Текст] / Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева, Н.Н. Суртаева; М-во высш. образования, Тюм. гос. ун-т, Каф. теорет. основ физ. воспитания. – Тюмень: Вектор Бук, 2021. – 113 с.
32. Михайлюк, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к школе первоклассников с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.В. Михайлюк, М.Т. Ногерова // В сборнике: Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. Материалы II Всероссийского Форума с международным участием. – 2021. – С. 101-105.
33. Надежкина, Е.Ю. Особенности вариабельности сердечного ритма у первоклассников с различным уровнем адаптации к школе [Текст] / Е.Ю. Надежкина, О.С. Филимонова // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования. Материалы XIII-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой международному году периодической таблицы химических элементов. – 2021. – С. 172-174.
34. Начальная школа сегодня: проблемы социализации [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции (23-24 апреля 2021 г.) / Казанский федеральный ун-т; [сост. Л.А. Камалова]. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2021. – 503 с.
35. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст]: учебное пособие / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского". – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2020. – 287 с.
36. Поляшова, Н.В. Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Н.В. Поляшова, И.А. Новикова, И.Г. Маракушина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. автономное образовательное учреждение высш. проф. образования "Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова". – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2022. – 145 с.
37. Прошина, И.И. Школьная дезадаптация [Текст]: И.И. Прошина; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "КамГУ им. Витуса Беринга": учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2021. – 143 с.
38. Семенова, Л.М. Функциональная адаптация первоклассников к учебному процессу [Текст] / Л.М. Семенова, Т.О. Семенова // Здравоохранение Чувашии. – 2021. – № 1. – С. 82-85.
39. Скляр, Н.А. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.А. Скляр, Е.С. Лукьянова, Е.Н. Коскина; ФГБОУ ВПО "Великолукская гос. акад. физической культуры и спорта". – Великие Луки: Великолукская городская типография, 2020. – 292 с.
40. Смирнова, Н.В. Модель организации деятельности педагогов-психологов по психологическому сопровождению процесса адаптации первоклассников к обучению [Текст] / Н.В. Смирнова, С.С. Ладысюк, О.В. Шаповалова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. – 2021. –№ 19. – С. 437-455.
41. Смотрова, Л.Н. Первые дни ребенка в школе [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Смотрова, М.А. Ерофеева, И.В. Смотрова; Балашов. фил. Саратов. гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. – Балашов: Николаев, 2022. – 58 с.
42. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: [социализация, интеллектуальное развитие, воспитание толерантности, здоровьесбережение младшего школьника, развивающие задания]: Ч. 1 / Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. – М.: ВАКО, 2021. – 365 с.
43. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде [Текст]: [социализация, интеллектуальное развитие, воспитание толерантности, здоровьесбережение младшего школьника, развивающие задания]: Ч. 2 / Т.А. Соловьева, Е.И. Рогалева. – М.: ВАКО, 2022. – 287 с.
44. Сыч, Л.Я. Успешная адаптация первоклассников. Перспектива формирования компетенции умения учиться [Текст] / Л.Я. Сыч // Альманах мировой науки. – 2021. – № 1-3 (1). – С. 23-27.
45. Толстолуцкая, И.И. Адаптация первоклассников [Текст] / И.И. Толстолуцкая //Альманах мировой науки. – 2019. – № 7 (33). – С. 48-50.
46. Феоктистова, С.В. Педагогическое сопровождение адаптации детей к обучению в школе: теоретические и практические аспекты [Текст]: учебное пособие / С.В. Феоктистова, Н.Н. Васильева; НОУ ВПО "Российский новый ун-т". – М.: РосНОУ, 2022. – 128 с.
47. Феоктистова, С.В. Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие успешной адаптации детей к школе [Текст]: учебное пособие / С.В. Феоктистова, М.А. Хмелькова. – М.: АдамантЪ, 2021. – 91 с.
48. Хачатрян, Н.Л. Влияние стиля педагогического общения на процесс психологической адаптации первоклассников к школе [Текст] / Н.Л. Хачатрян // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2022. – № 4. – С. 34-35.
49. Хмелькова, О.В. Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде [Текст]: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / О.В. Хмелькова; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»]. – Саратов, 2021. – 188 с.
50. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст]: программа адаптации детей к школьной жизни: пособие для учителя / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – Москва: Вита-Пресс, 2022. – 127 с.
51. Чернышова, Е.А. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации первоклассника (младшего школьника) в условиях сельской школы [Текст] / Е.А. Чернышова, Ю.И. Якина // В сборнике: Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. Ответственный за выпуск Л.А. Метлякова. – 2021. – С. 170-173.
52. Школьная адаптация первоклассников [Текст]: методическое пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"; авторы-составители: Е.В. Казакова [и др.]. – Архангельск: КИРА, 2021 (Архангельск). – 101 с.