ВВЕДЕНИЕ 8
1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СРЕДНЕРО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ
WORLDSKILLS КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13
1.1. Анализ существующих подходов к рассмотрению процесса подготовки студентов средне-специальных учебных заведений для участия
в профессиональных соревнованиях (в частности, WorldSkills) 13
1.2. Сравнительный анализ стандарта по компетенции «Промышленная
механика и монтаж» и требований к специалисту в соответствии с профессиональным стандартом 40.077 «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования» 15
1.3. Сравнительный анализ ФГОС 3 по специальности 15.02.01 «Монтаж
и техническая эксплуатация промышленного оборудования» и стандарт WorldSkills по компетенции «Промышленная механика и монтаж» 20
1.4. Анализ сущности дуального обучения, особенностей и опыта его
использования в системе среднего специального образования 24
1.5. Анализ современных подходов к компетентностно-
ориентированному обучению 26
1.6. Выводы 27
2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОУРАЛЬСКОГО
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.01 ... 28
2.1. Анализ Основной образовательной программы по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» 28
2.2. Анализ Учебного плана и матрицы компетенций по специальности
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» 37
2.3. Анализ рабочей программы междисциплинарного курса
«Металлообработка» 39
2.4. Анализ методического обеспечения подготовки по компетенции
«Промышленная механика» в условиях Первоуральского металлургического колледжа 43
2.5. Выводы 44
3. МЕТОДИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СПО ДЛЯ УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ WORLDSKILLS INTERNATIONAL ПО
КОМПЕТЕНЦИИ «ПРОМЫШЛЕННАЯ МЕХАНИКА И МОНТАЖ» 45
3.1. Организационно-педагогические условия подготовки студентов
Первоуральского металлургического колледжа по WS компетенции «Промышленная механика и монтаж» (с учетом дуального обучения) 45
3.2. Обобщенная модель структуры подготовки студентов организаций
СПО для участия в соревнованиях WorldSkills (с учетом дуального обучения) 47
3.3. Частная технологическая модель подготовки студентов
Первоуральского колледжа по WS компетенции «Промышленная механика» 51
3.4. Структурно-логическая схема занятий в МДК 04.01.
«Металлообработка» и факультатива WorldSkills 54
3.5. Экспериментальная апробация технологической модели и
методического обеспечения подготовки студентов Первоуральского металлургического колледжа по WS компетенции «Промышленная механика и монтаж» 56
3.6. Выводы 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры чертежей для выполнения практического задания 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Пример оценочной таблицы 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В Практическое задание для констатирующего эксперимента 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Критерии оценок практического задания для констатирующего эксперимента 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Структура отбора участника к участию в соревновании... 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Задание на фрезерную обработку 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Задание для выполнения имитации чемпионата 95
ПРИЛОЖЕНИЕ З Методические рекомендации по теме 1.3 Разметка 101
ПРИЛОЖЕНИЕ И Практическое задание для отработки темы 1.3 Разметка 107
ПРИЛОЖЕНИЕ К Рабочая программа факультатива WorldSkills 1 семестр..108
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Рабочая программа факультатива WorldSkills 2 семестр..114
ПРИЛОЖЕНИЕ М Методическое обеспечение 120
WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг в 75 странах-участницах движения, WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в качестве участников, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания [1].
Россия присоединилась к международному движению WorldSkills в 2012 году по инициативе Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Минобрнауки. На сегодняшний момент, проекты АСИ, опыт движения WorldSkills лягут в основу программы модернизации среднего профессионального образования, послужат базой для формирования современной системы профориентации для школьников и развития дополнительного образования, в том числе в научно-технической сфере [23].
Цель проведения чемпионатов WorldSkills - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом [59].
Система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена за последнее десятилетие стремительно развивается, от национального проекта «Образование» до «Рабочие кадры для передовых технологий», утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017г. Проект предусматривает увеличение к концу 2020 года до 50 тыс. человек численности выпускников СПО, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills [19].
Подготовка выпускников, соответствующих стандартам WorldSkills, является приоритетным направлением развития подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Однако Федеральные Государственные Образовательные Стандарты зачастую не предусматривают стандарты WorldSkills и имеют большее количество теоретических занятий по сравнению с практическими. Стандарты WorldSkills также включают в себя большее количество знаний и умений по сравнению с ФГОС.
Сегодня чемпионаты WS являются способом выявления лучших молодых специалистов по профессиям, а применение демонстрационного экзамена по стандартам WS дает возможность оценить уровень профессионализма выпускников в каждом учреждении...
Движение WorldSkills активно поддерживается государством и напрямую влияет на систему среднего профессионального образования. Вводится демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как независимая оценка квалификации обучающихся. Введение стандартов WorldSkills в образовательный процесс для повышения качества образования и участие в чемпионатах WorldSkills становятся обязательными для средне-специальных учебных заведений. На чемпионатах результаты обучающихся свидетельствуют о существующей подготовке конкретного учебного заведения и поднимают его статус. Поэтому обучение по стандартам WS и подготовка к соревнованиям на данный момент имеют высокий уровень актуальности.
В ходе проведенной работы были проанализированы существующие подходы к организации и проведению занятий в средне-специальных учебных заведениях с применением стандартов WorldSkills и подготовкой к профессиональным соревнованиям. Основными подходами на данный момент являются: изменение вариативной части рабочей программы и переход на индивидуальный график обучения.
Для возможности проведения практических занятий для подготовки к чемпионатам WorldSkills был проведен сравнительный анализ основных документов: ФГОС СПО 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», профессиональный стандарт 40.007 «Слесарь- ремонтник промышленного оборудования» и техническое описание компетенции WorldSkills «Промышленная механика и монтаж». В результате проведенного анализа можно сделать вывод о почти полном соответствии стандарта WS, ФГОС и профстандарта и возможность включения стандартов WS зависит лишь от составления рабочих программ, технического обеспечения образовательного учреждения и системы подготовки студентов.
Экспериментальная работа по внедрению адаптивной методики для проведения практических занятий по дисциплине «Металлообработка» в 73
Первоуральском металлургическом колледже показала, что сформированный уровень знаний и умений в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Студент, который обучался по данной методике успешно выступил на Региональном чемпионате Свердловской области WorldSkills по компетенции «Промышленная механика и монтаж» и занял там первое место. Предпосылки для апробации данной методики были сформированы подготовкой участника для мирового чемпионата в 2017 году в г. Абу-Даби. При подготовке к мировому чемпионату использовались такие-же принципы обучения, что позволило занять 7 место.
1. Агентство стратегических инициатив. WorldSkills - Олимпиада для рабочих рук [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: //asi .ru/staffing/worldskills/.
2. Азарова Р.Н. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов / Р.Н. Азарова., Н.М. Золотарева .Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно¬методических советов высшей школы, 2010. 52 с.
3. Айрапетов А.А. Методы контроля уровня сформированности
профессиональных компетенций в контексте деятельности основы обучения в вузе / А.А. Айрапетов// Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ. 2016, №124. Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru/get.asp?id=6666&t=0
4. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст]: научное издание / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Москва: Знание, 1992. 80 с.
5. Алмазова И.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук / И.И. Алмазова. Санкт-Петербург, 2003. 47 с.
6. Альбрехт, Н. В. Контроль формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в условиях корпоративной образовательной среды / Н. В. Альбрехт, О. А. Икрина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 21-й Международной научно-практической конференции, 25-26 мая 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2016. - С. 324¬327.
7. Анализ и оценка учебных программ: Метод, рекомендации для преподавателей ПТУ /Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей; Сост. И.К. Окунева. Челябинск: РИК "Редактор", 1991. 27 с.
8. Аналитический отчёт о соответствии международных стандартов компетенций WorldSkills, описаний профессиональных квалификаций, присваиваемых на основе профессиональных стандартов (далее — ПС), соответствующих разделов федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) и примерных основных образовательных программ (ПООП) по профессиям и специальностям топ-50. М., 2016. - 198 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). Москва: Педагогика, 1977. 256 с.
10. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый университет, 2003. 128 с.
11. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
12. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 11-14.
13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. Москва, 1995. 341 с.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.
15. Блинов В.И. Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов / Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора, член- корреспондента РАО А.Н.Лейбовича. Москва: Издательство «Перо», 2014. 53 с...63