Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы выражения антонимичной эстетической ценности “Безобразие” в романе А.П. Степанова “Тайна”

Работа №147370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Благодарность 3
Введение 3
Предисловие 6
Глава 1. Эстетические ценности и оценка 7
1.1. Понятие «ценности» и «оценка». Экспликация оценок 7
1.2. Смысловой объем общеоценочных значений Ошибка! Закладка не
определена.6
1.3 Семантическое поле Ошибка! Закладка не определена.
Глава 2. Способы выражения вербализованной антонимичной эстетической ценности «Безобразия» 29
2.1. Эксплицитное выражение антонимичной эстетической ценности
«Безобразие» 36
2.2. Имплицитное выражение антонимичной эстетической ценности
«Безобразие»
Заключение
Список литературы 46
Используемые источники 49

Главные вопросы этой работы посвящены анализу языкового выражения отрицательной эстетической ценности «Безобразие» в романе «Тайна» первого Енисейского губернатора Александра Петровича Степанова. Оценки и ценности в определенные периоды всегда подвергаются переменам. Однако выбранное для анализа понятие «безобразие» представляет собой отрицательную форму эстетического освоения мира человеком, оно подавляет созидательные и познавательные способности личности, поэтому выражает противоположность эстетическому идеалу.
Первый гражданский губернатор Енисейской губернии, писатель Александр Петрович Степанов был незаурядной личностью, результаты его художественного творчества составляют историю литературного процесса Российской империи, однако не все его творения получили всенародное признание. Его натура была энергичной и творческой, а его предприимчивость позволила ему стать одним из участников альпийского похода Александра Васильевича Суворова и превратить уездный Красноярск в развитый губернский город.
Объектом исследования является выраженная средствами языка доминанта «Безобразие» как эстетическая ценность, которая находится в противопоставлении по отношению к ценности «Красота» в художественном тексте А.П. Степанова.
Предметом исследования являются языковые средства явного (эксплицитного) и неявного (имплицитного) выражения значений эстетической ценности в языке XIX века и в художественном тексте «Тайна» А.П. Степанова.
Цель - провести анализ языкового выражения доминанты «Безобразие» в романе первого Енисейского губернатора XIX века Александра Петровича Степанова «Тайна».
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
2. Выявить эксплицитное выражение эстетической ценности “Безобразие”.
3. Выявить имплицитное выражение эстетической ценности “Безобразие”.
Источник исследования: роман Степанова А.П. «Тайна».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Слова «красота», «безобразие», «восхищение», «отвращение», «прекрасное», «ужасное» находятся сегодня в активном лексиконе почти каждого человека. Помимо обыденного употребления, эти понятия имеют и другие, не совсем привычные в наше время, толкования. Сущность этих терминов осмысляется и в наше время, осмыслялась и до нас.
Для того чтобы понять, насколько схожи или различна сущность понятия «безобразие» в настоящую и прошедшую эпоху, мы выбрали для исследования термины «безобразие», решив проследить его на примере романа 1838 года автор, которого не известен широкой аудитории.
В ходе данной исследовательской работы перед нами была поставлена цель, согласно которой мы должны были провести анализ реализации эстетической ценности «безобразие» в романе А. П. Степанова «Тайна» в языке XIX века.
Чтобы достигнуть цели, нами были поставлены следующие задачи: изучить теоретический материал по теме; выявить явное и скрытое языковое выражение эстетической ценности «безобразие», соотнеся эти способы со структурой лексико-семантического поля; сопоставить выявленные контексты, определить частотность способов выражения эстетической оценки.
На основе проведенного нами исследования по теме мы постарались решить поставленные задачи и для этого предприняли следующее:
1. В работе над первой задачей мы изучили словари XIX века, труды таких ученых, как Арутюнова Н.Д., Бычков В.В., Караулов Ю.Н., Апресян Ю.Д., Ахманова О.С., Кронгауз М.А., Щур Г.С., Филин Ф.П., Шмелев Д.Н. и других, которые занимались интересующими нас вопросами. Кроме того, мы просмотрели современные словари, и итогом этой деятельности послужил вывод о том, что не во всех словарях толкования слов совпадают, но, в основном, они схожи. Так, в словаре древнего славянского языка, составленного по Остромирову Евангелию и в словаре языка Пушкина в слове «безобразный», можно встретить толкование ‘не имеющий образа, незримый; бесформенный, без определенных очертаний, неясный, смутный’ в современных словарях такого объяснения слова нет.
2. Для разрешения второй задачи мы (с помощью контекстуального и количественного анализа, метода сплошной выборки) выявили из текста максимальное количество контекстов и языковых единиц, обнаруживая способ их выражения - эксплицитный или имплицитный. Выяснилось, что эстетическая ценность «безобразие» в тексте показана не только в явном смысле, но и в скрытом. Явный смысл обнаруживался в ядре лексико-семантического поля «Безобразие» и околоядерной зоне, а скрытый смысл находился в периферийной зоне семантического поля лексемы «безобразие».
3. По ходу работы над третьей задачей мы посчитали все выявленные контексты и единицы, которыми выражалась эстетическая ценность «безобразие», способы её воплощения и сделали вывод о том, что в исследуемом тексте наиболее часто встречается имплицитный способ выражения эстетической ценности «безобразие» (83 единицы в 90 контекстах), а реже всех встречается эксплицитный способ выражения антонимичной эстетической ценности «безобразие» (50 единиц в 25 контекстах).
В процессе исследовательской работы мы выяснили, что на протяжении всего романа «Тайна» А. П. Степанова происходит раскрытие смыслов, выраженных в эстетической ценности «безобразие». Она воплощена в тексте посредством различных языковых элементов, которые входят в лексико­семантическое поле лексемы «Безобразие». Кроме того, мы отметили, что языковое выражение «безобразия» может быть не только открытым, явным - эксплицитным, но и скрытым - имплицитным.


1. Апресян Ю.Д. Избранные труды, т.1. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1995
2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. М., 1966.
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М., 1995.
4. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 1984.
5. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
6. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Образ человека в культуре и языке. М., 1999.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е. - М.: книжный дом «Либроком», 2010.
8. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
9. Борев Ю. Б. Эстетика. Изд. 2-е, 1975.
10. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979.
11. Бондарко А. В. К теории поля в грамматике. // Вопросы языкознания. М., 1972. № 3.
12. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.
13. Большой академический словарь русского языка. Т. 1. М., «Наука», 2004.
14. Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание, синонимы, антонимы. Под. Ред. Л. Г. Бабенко. - 2-е изд., стер., - М., АСТ - ПРЕСС КНИГА., 2005.
15. Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. Ленинград, 1979....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ