Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии

Работа №14737

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

химия

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
832
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии 10
1.1. Характеристика понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 10
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков с задержкой психического развития 14
1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии 27
2.1. Описание экспериментальной базы и этапов исследования 27
2.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития 29
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 1. Методика диагностики "Коммуникативные и организаторские
способности" В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) 51
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 55
Приложение 3. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Алюминий,
строение атома, физические и химические свойства» 62
Приложение 4. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Соединения
алюминия» 69
Приложение 5. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Железо,
строение атома, физические и химические свойства» 75
Приложение 6. Дидактическая игра «химическое лото» к уроку «Железо,
строение атома, физические и химические свойства» 81
Приложение 7. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Применение
железа и его соединений» 82
Приложение 8. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Обобщение и
систематизация знаний по теме Металлы» 88
Приложение 9. Раздаточный материал к дидактической игре «Химическое
домино». 93
Приложение 10. План-конспект урока химии (9 класс) по теме Контрольная
работа по теме «Металлы» 94
Приложение 11. План-конспект урока химии (9 класс) по теме Практическая
работа №1 «Получение и свойства соединений металлов» 99
Приложение 12. План-конспект урока химии (9 класс) Практическая работа
№2 «Получение и свойства соединений металлов» 101
Приложение 13. План-конспект урока химии (9 класс) Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»103 Приложение 14. Инструкция по проведению практической работы №3
«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ» 107
Приложение 15. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон» 109


Как учителю построить свою деятельность, чтобы не только включить в учебную деятельность всех учащихся, но и научить их коммуникативным универсальным учебным действиям? Более того, к концу 9 класса все ученики должны быть готовы не только для итоговой аттестации общего курса обучения, но и для начала самостоятельной жизни в обществе. Не секрет, что ученики с задержкой психического развития часто покидают школу, продолжая свое образование в других учебных заведениях. Это означает, что они должны обладать навыками общения и взаимодействия с другими людьми.
Стихийность развития коммуникативных универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения. То есть наблюдаются противоречия между провозглашением и пониманием проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий:
а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков у младших подростков, имеющих задержку психического развития;
б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах развития коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью.
Развитие коммуникативных умений на уроках химии идёт в процессе общения ученик-учитель и ученик-ученик, при формулировке ответа на вопросы, требующие раскрытия причинно-следственных связей, объяснения своей точки зрения.
Вышеизложенные суждения определили актуальность и позволили прояснить проблему исследования, которая заключается в поиске путей эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Выпускная квалификационная работа посвящена развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития (ЗПР), на уроках химии. Тема актуальна в нескольких направлениях. Первое из которых - это внедрение в Российскую Федерацию инклюзивного образования; вторая заключается в том, что обществом наиболее востребованы те специалисты, которые способны слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, достигать взаимопонимания. Поэтому в настоящее время школа сталкивается с трудной задачей - воспитание грамотного человека, который в состоянии взаимодействовать с другими людьми.
Проблема исследования. На данный момент психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии, плохо изучены. Поэтому нам необходимо изучить наиболее эффективные методы развития коммуникативных универсальных учебных действий, провести диагностику сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков коррекционного класса VII вида, апробировать методы, провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
Целью исследования является исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития на уроках химии.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования - развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать развитие у учащихся с задержкой психического
развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Осуществить отбор форм, методов и приёмов работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития на уроках химии.
4. Определить эффективность использованных форм, методов и приёмов работы для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Гипотеза исследования: уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, у младших подростков с задержкой психического развития на уроках химии повысится, если преимущественно использовать групповые виды работ, работу в парах и дидактические игры как средство коррекции.
Методологическая основа исследования: являются методологические источники - положения ведущих отечественных дефектологов и психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других ученых, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сенситивных возрастах, о соотношении коррекции и развития), о соотношении обучения и развития и т. д.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной теме);
• эмпирические (наблюдение, тестирование, психолого¬
педагогический эксперимент);
• методы описательной обработки результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» города Бийска, коррекционный класс VII вида.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с младшими подростками, имеющими задержку психического развития, а также могут быть полезны в процессе преподавания таких курсов как «Методика обучения химии» и «Специальная педагогика».
Апробация результатов исследования.
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №40 им. В. Токарева" г. Бийска; его результаты переданы администрации школы.
Основные положения исследования обсуждены:
1) на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»;
2) на VI международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 7 июня 2018 г. на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
3) на заседаниях кафедры педагогики и психологии и научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, двух выводов по главам, 11 таблиц, 2 рисунков, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинуты проблема исследования и гипотеза, охарактеризованы методы и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», описаны психолого-педагогические особенности подростков с задержкой психического развития, а так же методы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Во второй главе описаны база проведения исследования и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования, были предложены методические рекомендации по проведению уроков химии на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В библиографическом списке представлены 53 источника литературы по теме исследования.
В приложении представлена методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина; календарно-тематическое планирование; 10 конспектов уроков химии, способствующих развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития; раздаточный материал к урокам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии чрезвычайно важен и необходим, так как к концу 9 класса учащиеся должны быть готовы к началу самостоятельной жизни в обществе. А это значит, что они должны владеть навыками общения и взаимодействия с другими людьми.
Для решения первой задачи были проанализированы источники литературы по темам «коммуникативные универсальные учебные действия», выявили сущность понятия, их роль в обучении; изучили психолого-педагогические особенности младших подростков, имеющих задержку психического развития. После чего пришли к следующим общим особенностям подростков с задержкой психического развития: сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушения скорости переключения внимания; память ограничена в объеме, кратковременная преобладает над долговременной; имеются легкие нарушения речевых функций.
Коммуникативные универсальных учебных действий - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [3].
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет особую значимость в образовательном процессе:
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность в учебном процессе обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт и тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, оценка, соответственно, будет ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок с легкостью находит общий язык с одноклассниками, то он испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Для решения второй задачи была проведена диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина, среди учащихся с задержкой психического развития, на выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Первичная диагностика показала, что у 60% учеников уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий низкий, у 20% учеников уровень ниже среднего и 20% учеников имеют средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. Эти подростки стремятся к общению, но их уровень коммуникаций все-таки не устойчив, поэтому необходимо развивать коммуникативные универсальные учебные действия.
Что бы решить третью задачу, был проведен отбор форм и методов для развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития. В большей части использовались такие формы и методы как: работа в парах (взаимопроверка, придумай задание партнеру), групповые работы, индивидуальная работа учеников (работа с учебником, ответы на вопросы учителя) и дидактические игры (химическое лото, химическое домино).
Для решения четвертой задачи была проведена повторная диагностика учащихся с задержкой психического развития, сравнение с результатами первичной диагностики. Сравнение результатов диагностики показало, что в среднем показатели развития коммуникативных универсальных учебных действий изменились в лучшую сторону. Процент учащихся с низким уровнем развития уменьшился на 10%, повысился процент учеников с уровнем ниже среднего на 10%. К сожалению, процент учеников со средним уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий так и не изменился, остался на прежнем уровне.
По результатам исследования подтверждается гипотеза, сформулированная на начальном этапе исследования: уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков с задержкой психического развития на уроках химии повысится, если преимущественно использовать групповые виды работ, работу в парах и дидактические игры как средство коррекции.
Действительно, если использовать работу в парах, групповые методы работы учеников и дидактические игры, то уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий повысится. Не стоит забывать, что нужно развивать коммуникации не только между взаимоотношениями «ученик-ученик», но и «ученик-учитель». Для этого можно использовать методы: учебный диалог, фронтальный опрос, дискуссия.
Таким образом, поставленные цель, задачи были решены и гипотеза исследования доказана.
После проведения исследования можно сделать вывод, если с учениками в дальнейшем работать по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, то их уровень коммуникаций будет продолжать расти, а это значит, что они преодолеют коммуникативные барьеры и смогут строить продуктивные взаимодействия с другими людьми, что и требует современное общество.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии, видим в продолжение написания программы для учителей химии, работающих с учащимися с задержкой психического развития.



1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: Учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. - 335 с.
2. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения [Текст] / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 354 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с. ил. - 18ВК 978¬5-09-020588-7.
5. Бадмацыренова, В.В. Совершенствование общеучебных умений и навыков [Текст]: методическое пособие для учителя / В.В. Бадмацыренова. - Улан-Удэ, 2009. - 72 с.
6. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: Издательский центр «Владос», 2001. - 176 с.
7. Власова, Т.А. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. - 264 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. ISBN 5-7155-0747-2.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
10. Габриелян, О.С. Изучаем химию в 9 классе [Текст] / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М: Блик и. К, 2006. - 255 с.
11. Габриелян, О.С. Настольная книга учителя. Химия 9 класс [Текст] / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойников, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2003. - 282 с.
12. Габриелян, О.С. Химия [Текст]: учебник для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010. - 288 с.
13. Гальперин, П.Я. Методы общения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Моск.ун-та, 1985. - 150 с.
14. Герасимов, А.М. Инновационный подход в построении обучения [Текст] / А.М. Герасимов, И.П. Логинов. - M.: АПКиПРО, 2001. - 63 с.
15. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
16. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст]: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
17. Дубровина, И.В. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками [Текст]: книга для учителя / И.В. Дубровина. - М.: Психологический институт РАО, 1993. - 195 с.
18. Запятая, О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников [Текст] / О.В. Запятая. - Волгоград: Учитель, 2013. - 49 с.
19. Запятая, О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / О.В. Запятая. - Красноярск: КК ИПКиПП РО, 2011. - 123 с.
20. Запятая, О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся [Текст]: методическое пособие / О.В. Запятая. - Красноярск: Торос, 2007. - 136 с.
21. Иванова, Р.Г. Общая методика обучения химии в школе [Текст] / Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин, Н.А. Городилова. - М.: Дрофа, 2008. - 319 с.
22. Ильин, B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / B.C. Ильин. - М.: Педагогика, 1989. - 154 с.
23. Казанцева, В.Л. Современное образование: теория и практика [Текст]: сборник учебно-методических работ / под ред. В.Л. Казанцевой, И.Н. Нурлыгаянова, Л.И. Руленковой. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной, под общей научной редакцией проф. А.А. Алексеева. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
25. ЛебеДинская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков [Текст] / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М.: Педагогика, 1988. - 165 с.
26. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская. - М.: Альфа, 1990. - 197с.
27. Марковская, И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР [Текст] / И.Ф. Марковская. - М.: Компенс-центр, 1993. - 198 с.
28. Пожар, Л.С. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология [Текст] / Л.С. Пожар. - Воронеж: МОДЭК; М.: ИПП; 1996. - 128 с.
29. Потанин, Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Потанин, В.Т. Косенко. - Белгород: Изд-во Белгородского Гос. Пед. Ун-та, 1995. - 201
с.
30. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Перевод с немецкого Г.И. Лойдиной, под ред. Т.А. Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
31. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст] / Г.Е. Сухарева. -М.: Медицина, 1965. - 337с.
32. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.
33. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе
[Текст]:учебник для студентов высших учебных заведений /Г.М. Чернобельская. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
34. Шипицына, Л.М. Основы коммуникации [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб.: Образование, 1995. - 112 с.
35. Агафонова, Е.В. На пути принятия: психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ [Текст] / Е.В. Агафонова // Инклюзивное образование
- М.: Классное руководство и воспитание школьников. - 2015. - С. 224-236.
36. Бударный, А.А. Преодолевать неуспеваемость [Текст] /
A. А. Бударный // Народное образование. - 1963. - № 10. - С. 56-64.
37. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе [Текст] / П.Я. Гальперин, В.А. Запорожец, Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1963. - №5. - С. 12-14.
38. Гузеев, В.В. Просто и технологично о методах обучения [Текст] /
B. В. Гузеев // Химия в школе. - 2001. - № 10. - С. 16-22.
39. Демидова, М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения [Текст] / М. Демидова // Народное образование. - 2005.- №9. - С. 115-126.
40. Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 1973. - №3. - С. 121 - 128.
41. Жулькова, Н.В. Организация учебной деятельности учащихся по химии при разработке и решении ситуационных задач [Текст] / Н.В. Жулькова, Г.М. Чернобельская // Обучение и воспитание: методики и практика 2012/2013 учебного года: материалы VI Международной научно¬практической конференции / под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - С. 91-96.
42. Жулькова, Н.В. Решение ситуационных задач по химии как средство развития критического мышления школьников [Текст] / Н.В. Жулькова, Г.М. Чернобельская // Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественнонаучного образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: Оренб. гос. пед. ун-т, 2012. - С. 88-91.
43. Жулькова, Н.В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке [Текст] / Н.В. Жулькова // Химия в школе. - 2013. - №9. - С. 45-47.
44. Жулькова, Н.В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н.В. Жулькова // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.: А.П. Солодков (гл. редактор) [и др.]. - Витебск: ВГУ имени П.А. Машерова, 2013. - С. 52-53.
45. Кадимова, М.О. Стрессоустойчивость подростков с задержкой психического развития [Текст] / М.О. Кадимова, С.И. Смирнова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. Ст. По мат. XXXIII междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 6(33).
46. Корепанова, И.А. Общение и деятельность - два основания для проектирования интегративных (инклюзивных) пространств [Текст] / И.А Корепанова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 12-18.
47. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 374-377.
48. Рудь, М.Г. Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя [Текст] / М.Г. Рудь // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы. - Ульяновск:
УлГТУ, 2010. - С. 75-80.
49. Силантьева, Т.А. Роль социальной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.А. Силантьева // Современная зарубежная психология. - 2013. - № 4. - С. 5-19.
50. Шульман, Э.А. Методологический аппарат исследований [Текст] / Э.А. Шульман // Сов. педагогика. - 1998. - № 11. - С. 43-48.
51. Савиных, Г.П. Инновационный подход к формированию коммуникативной компетентности старших школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.П. Савиных; Вят. гос. гуманитар. ун-т. - Киров, 2006. -19с.
52. Сапожкова, А.Ю. Развитие информационно-коммуникативной культуры учащихся основной школы в процессе изучения естественных, дисциплин [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Ю. Сапожникова; Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2007. - 201с.
53. Маршанова, Г.Л. Методическая система формирования и развития общеучебных умений учащихся при изучении химии в общеобразовательной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 /
Г.Л. Маршанова. - М., 2009. - 298с. ил. РГБ ОД, 61 09-13/2184.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ