Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии 10
1.1. Характеристика понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 10
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков с задержкой психического развития 14
1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии 27
2.1. Описание экспериментальной базы и этапов исследования 27
2.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития 29
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 1. Методика диагностики "Коммуникативные и организаторские
способности" В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) 51
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 55
Приложение 3. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Алюминий,
строение атома, физические и химические свойства» 62
Приложение 4. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Соединения
алюминия» 69
Приложение 5. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Железо,
строение атома, физические и химические свойства» 75
Приложение 6. Дидактическая игра «химическое лото» к уроку «Железо,
строение атома, физические и химические свойства» 81
Приложение 7. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Применение
железа и его соединений» 82
Приложение 8. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Обобщение и
систематизация знаний по теме Металлы» 88
Приложение 9. Раздаточный материал к дидактической игре «Химическое
домино». 93
Приложение 10. План-конспект урока химии (9 класс) по теме Контрольная
работа по теме «Металлы» 94
Приложение 11. План-конспект урока химии (9 класс) по теме Практическая
работа №1 «Получение и свойства соединений металлов» 99
Приложение 12. План-конспект урока химии (9 класс) Практическая работа
№2 «Получение и свойства соединений металлов» 101
Приложение 13. План-конспект урока химии (9 класс) Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»103 Приложение 14. Инструкция по проведению практической работы №3
«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ» 107
Приложение 15. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон» 109
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии 10
1.1. Характеристика понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» 10
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков с задержкой психического развития 14
1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития 18
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии 27
2.1. Описание экспериментальной базы и этапов исследования 27
2.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития 29
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 1. Методика диагностики "Коммуникативные и организаторские
способности" В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС) 51
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование 55
Приложение 3. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Алюминий,
строение атома, физические и химические свойства» 62
Приложение 4. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Соединения
алюминия» 69
Приложение 5. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Железо,
строение атома, физические и химические свойства» 75
Приложение 6. Дидактическая игра «химическое лото» к уроку «Железо,
строение атома, физические и химические свойства» 81
Приложение 7. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Применение
железа и его соединений» 82
Приложение 8. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Обобщение и
систематизация знаний по теме Металлы» 88
Приложение 9. Раздаточный материал к дидактической игре «Химическое
домино». 93
Приложение 10. План-конспект урока химии (9 класс) по теме Контрольная
работа по теме «Металлы» 94
Приложение 11. План-конспект урока химии (9 класс) по теме Практическая
работа №1 «Получение и свойства соединений металлов» 99
Приложение 12. План-конспект урока химии (9 класс) Практическая работа
№2 «Получение и свойства соединений металлов» 101
Приложение 13. План-конспект урока химии (9 класс) Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»103 Приложение 14. Инструкция по проведению практической работы №3
«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ» 107
Приложение 15. План-конспект урока химии (9 класс) по теме «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон» 109
Как учителю построить свою деятельность, чтобы не только включить в учебную деятельность всех учащихся, но и научить их коммуникативным универсальным учебным действиям? Более того, к концу 9 класса все ученики должны быть готовы не только для итоговой аттестации общего курса обучения, но и для начала самостоятельной жизни в обществе. Не секрет, что ученики с задержкой психического развития часто покидают школу, продолжая свое образование в других учебных заведениях. Это означает, что они должны обладать навыками общения и взаимодействия с другими людьми.
Стихийность развития коммуникативных универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения. То есть наблюдаются противоречия между провозглашением и пониманием проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий:
а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков у младших подростков, имеющих задержку психического развития;
б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах развития коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью.
Развитие коммуникативных умений на уроках химии идёт в процессе общения ученик-учитель и ученик-ученик, при формулировке ответа на вопросы, требующие раскрытия причинно-следственных связей, объяснения своей точки зрения.
Вышеизложенные суждения определили актуальность и позволили прояснить проблему исследования, которая заключается в поиске путей эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Выпускная квалификационная работа посвящена развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития (ЗПР), на уроках химии. Тема актуальна в нескольких направлениях. Первое из которых - это внедрение в Российскую Федерацию инклюзивного образования; вторая заключается в том, что обществом наиболее востребованы те специалисты, которые способны слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, достигать взаимопонимания. Поэтому в настоящее время школа сталкивается с трудной задачей - воспитание грамотного человека, который в состоянии взаимодействовать с другими людьми.
Проблема исследования. На данный момент психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии, плохо изучены. Поэтому нам необходимо изучить наиболее эффективные методы развития коммуникативных универсальных учебных действий, провести диагностику сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков коррекционного класса VII вида, апробировать методы, провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
Целью исследования является исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития на уроках химии.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования - развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать развитие у учащихся с задержкой психического
развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Осуществить отбор форм, методов и приёмов работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития на уроках химии.
4. Определить эффективность использованных форм, методов и приёмов работы для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Гипотеза исследования: уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, у младших подростков с задержкой психического развития на уроках химии повысится, если преимущественно использовать групповые виды работ, работу в парах и дидактические игры как средство коррекции.
Методологическая основа исследования: являются методологические источники - положения ведущих отечественных дефектологов и психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других ученых, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сенситивных возрастах, о соотношении коррекции и развития), о соотношении обучения и развития и т. д.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной теме);
• эмпирические (наблюдение, тестирование, психолого¬
педагогический эксперимент);
• методы описательной обработки результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» города Бийска, коррекционный класс VII вида.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с младшими подростками, имеющими задержку психического развития, а также могут быть полезны в процессе преподавания таких курсов как «Методика обучения химии» и «Специальная педагогика».
Апробация результатов исследования.
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №40 им. В. Токарева" г. Бийска; его результаты переданы администрации школы.
Основные положения исследования обсуждены:
1) на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»;
2) на VI международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 7 июня 2018 г. на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
3) на заседаниях кафедры педагогики и психологии и научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, двух выводов по главам, 11 таблиц, 2 рисунков, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинуты проблема исследования и гипотеза, охарактеризованы методы и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», описаны психолого-педагогические особенности подростков с задержкой психического развития, а так же методы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Во второй главе описаны база проведения исследования и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования, были предложены методические рекомендации по проведению уроков химии на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В библиографическом списке представлены 53 источника литературы по теме исследования.
В приложении представлена методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина; календарно-тематическое планирование; 10 конспектов уроков химии, способствующих развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития; раздаточный материал к урокам.
Стихийность развития коммуникативных универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения. То есть наблюдаются противоречия между провозглашением и пониманием проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий:
а) между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков у младших подростков, имеющих задержку психического развития;
б) между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приемах развития коммуникативных навыков и недостаточной их разработанностью.
Развитие коммуникативных умений на уроках химии идёт в процессе общения ученик-учитель и ученик-ученик, при формулировке ответа на вопросы, требующие раскрытия причинно-следственных связей, объяснения своей точки зрения.
Вышеизложенные суждения определили актуальность и позволили прояснить проблему исследования, которая заключается в поиске путей эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Выпускная квалификационная работа посвящена развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития (ЗПР), на уроках химии. Тема актуальна в нескольких направлениях. Первое из которых - это внедрение в Российскую Федерацию инклюзивного образования; вторая заключается в том, что обществом наиболее востребованы те специалисты, которые способны слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, достигать взаимопонимания. Поэтому в настоящее время школа сталкивается с трудной задачей - воспитание грамотного человека, который в состоянии взаимодействовать с другими людьми.
Проблема исследования. На данный момент психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии, плохо изучены. Поэтому нам необходимо изучить наиболее эффективные методы развития коммуникативных универсальных учебных действий, провести диагностику сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков коррекционного класса VII вида, апробировать методы, провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
Целью исследования является исследование развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития на уроках химии.
Объект исследования - коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования - развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать развитие у учащихся с задержкой психического
развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Осуществить отбор форм, методов и приёмов работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития на уроках химии.
4. Определить эффективность использованных форм, методов и приёмов работы для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Гипотеза исследования: уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, у младших подростков с задержкой психического развития на уроках химии повысится, если преимущественно использовать групповые виды работ, работу в парах и дидактические игры как средство коррекции.
Методологическая основа исследования: являются методологические источники - положения ведущих отечественных дефектологов и психологов Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других ученых, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сенситивных возрастах, о соотношении коррекции и развития), о соотношении обучения и развития и т. д.
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по данной теме);
• эмпирические (наблюдение, тестирование, психолого¬
педагогический эксперимент);
• методы описательной обработки результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» города Бийска, коррекционный класс VII вида.
Практическая значимость. Материалы дипломной работы могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с младшими подростками, имеющими задержку психического развития, а также могут быть полезны в процессе преподавания таких курсов как «Методика обучения химии» и «Специальная педагогика».
Апробация результатов исследования.
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №40 им. В. Токарева" г. Бийска; его результаты переданы администрации школы.
Основные положения исследования обсуждены:
1) на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»;
2) на VI международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 7 июня 2018 г. на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
3) на заседаниях кафедры педагогики и психологии и научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, двух выводов по главам, 11 таблиц, 2 рисунков, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинуты проблема исследования и гипотеза, охарактеризованы методы и практическая значимость исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия», описаны психолого-педагогические особенности подростков с задержкой психического развития, а так же методы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития, на уроках химии.
Во второй главе описаны база проведения исследования и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ результатов исследования, были предложены методические рекомендации по проведению уроков химии на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения темы.
В библиографическом списке представлены 53 источника литературы по теме исследования.
В приложении представлена методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина; календарно-тематическое планирование; 10 конспектов уроков химии, способствующих развитию коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития; раздаточный материал к урокам.
Процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии чрезвычайно важен и необходим, так как к концу 9 класса учащиеся должны быть готовы к началу самостоятельной жизни в обществе. А это значит, что они должны владеть навыками общения и взаимодействия с другими людьми.
Для решения первой задачи были проанализированы источники литературы по темам «коммуникативные универсальные учебные действия», выявили сущность понятия, их роль в обучении; изучили психолого-педагогические особенности младших подростков, имеющих задержку психического развития. После чего пришли к следующим общим особенностям подростков с задержкой психического развития: сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушения скорости переключения внимания; память ограничена в объеме, кратковременная преобладает над долговременной; имеются легкие нарушения речевых функций.
Коммуникативные универсальных учебных действий - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [3].
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет особую значимость в образовательном процессе:
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность в учебном процессе обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт и тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, оценка, соответственно, будет ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок с легкостью находит общий язык с одноклассниками, то он испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Для решения второй задачи была проведена диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина, среди учащихся с задержкой психического развития, на выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Первичная диагностика показала, что у 60% учеников уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий низкий, у 20% учеников уровень ниже среднего и 20% учеников имеют средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. Эти подростки стремятся к общению, но их уровень коммуникаций все-таки не устойчив, поэтому необходимо развивать коммуникативные универсальные учебные действия.
Что бы решить третью задачу, был проведен отбор форм и методов для развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития. В большей части использовались такие формы и методы как: работа в парах (взаимопроверка, придумай задание партнеру), групповые работы, индивидуальная работа учеников (работа с учебником, ответы на вопросы учителя) и дидактические игры (химическое лото, химическое домино).
Для решения четвертой задачи была проведена повторная диагностика учащихся с задержкой психического развития, сравнение с результатами первичной диагностики. Сравнение результатов диагностики показало, что в среднем показатели развития коммуникативных универсальных учебных действий изменились в лучшую сторону. Процент учащихся с низким уровнем развития уменьшился на 10%, повысился процент учеников с уровнем ниже среднего на 10%. К сожалению, процент учеников со средним уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий так и не изменился, остался на прежнем уровне.
По результатам исследования подтверждается гипотеза, сформулированная на начальном этапе исследования: уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков с задержкой психического развития на уроках химии повысится, если преимущественно использовать групповые виды работ, работу в парах и дидактические игры как средство коррекции.
Действительно, если использовать работу в парах, групповые методы работы учеников и дидактические игры, то уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий повысится. Не стоит забывать, что нужно развивать коммуникации не только между взаимоотношениями «ученик-ученик», но и «ученик-учитель». Для этого можно использовать методы: учебный диалог, фронтальный опрос, дискуссия.
Таким образом, поставленные цель, задачи были решены и гипотеза исследования доказана.
После проведения исследования можно сделать вывод, если с учениками в дальнейшем работать по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, то их уровень коммуникаций будет продолжать расти, а это значит, что они преодолеют коммуникативные барьеры и смогут строить продуктивные взаимодействия с другими людьми, что и требует современное общество.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии, видим в продолжение написания программы для учителей химии, работающих с учащимися с задержкой психического развития.
Для решения первой задачи были проанализированы источники литературы по темам «коммуникативные универсальные учебные действия», выявили сущность понятия, их роль в обучении; изучили психолого-педагогические особенности младших подростков, имеющих задержку психического развития. После чего пришли к следующим общим особенностям подростков с задержкой психического развития: сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушения скорости переключения внимания; память ограничена в объеме, кратковременная преобладает над долговременной; имеются легкие нарушения речевых функций.
Коммуникативные универсальных учебных действий - это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели [3].
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет особую значимость в образовательном процессе:
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность в учебном процессе обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт и тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, оценка, соответственно, будет ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок с легкостью находит общий язык с одноклассниками, то он испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Для решения второй задачи была проведена диагностика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина, среди учащихся с задержкой психического развития, на выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Первичная диагностика показала, что у 60% учеников уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий низкий, у 20% учеников уровень ниже среднего и 20% учеников имеют средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. Эти подростки стремятся к общению, но их уровень коммуникаций все-таки не устойчив, поэтому необходимо развивать коммуникативные универсальные учебные действия.
Что бы решить третью задачу, был проведен отбор форм и методов для развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков с задержкой психического развития. В большей части использовались такие формы и методы как: работа в парах (взаимопроверка, придумай задание партнеру), групповые работы, индивидуальная работа учеников (работа с учебником, ответы на вопросы учителя) и дидактические игры (химическое лото, химическое домино).
Для решения четвертой задачи была проведена повторная диагностика учащихся с задержкой психического развития, сравнение с результатами первичной диагностики. Сравнение результатов диагностики показало, что в среднем показатели развития коммуникативных универсальных учебных действий изменились в лучшую сторону. Процент учащихся с низким уровнем развития уменьшился на 10%, повысился процент учеников с уровнем ниже среднего на 10%. К сожалению, процент учеников со средним уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий так и не изменился, остался на прежнем уровне.
По результатам исследования подтверждается гипотеза, сформулированная на начальном этапе исследования: уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков с задержкой психического развития на уроках химии повысится, если преимущественно использовать групповые виды работ, работу в парах и дидактические игры как средство коррекции.
Действительно, если использовать работу в парах, групповые методы работы учеников и дидактические игры, то уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий повысится. Не стоит забывать, что нужно развивать коммуникации не только между взаимоотношениями «ученик-ученик», но и «ученик-учитель». Для этого можно использовать методы: учебный диалог, фронтальный опрос, дискуссия.
Таким образом, поставленные цель, задачи были решены и гипотеза исследования доказана.
После проведения исследования можно сделать вывод, если с учениками в дальнейшем работать по развитию коммуникативных универсальных учебных действий, то их уровень коммуникаций будет продолжать расти, а это значит, что они преодолеют коммуникативные барьеры и смогут строить продуктивные взаимодействия с другими людьми, что и требует современное общество.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших подростков, имеющих задержку психического развития на уроках химии, видим в продолжение написания программы для учителей химии, работающих с учащимися с задержкой психического развития.
Подобные работы
- УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



