Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ДРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО МОТИВЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №147369

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические аспекты дружеского общения в младшем школьном возрасте 7
1.1. Психологическая сущность дружеского общения и его мотивация в младшем школьном возрасте 7
1.2. Особенности мотивационной и социальной сфер в младшем
школьном возрасте 16
1.3. Обоснование эффективности использования игровых занятий с
элементами тренинга для развития дружеских отношений в группе младших
школьников 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. Экспериментальная часть 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Методические рекомендации по развитию процесса дружеского
общения младших школьников 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Представленная работа посвящена теме «Специфика дружеского общения и его мотивы в младшем школьном возрасте».
Отношения со сверстниками являются предметом исследования в разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечают и анализируют в своих работах такие авторы как Л.И. Божович, JI.C. Выготский, И.С. Кон, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, А. Фрейд, Э. Эриксон [6, 10,23, 47, 50,51].
Изучение общения и межличностных отношений младших школьников осуществляется, исходя из представлений об учебной деятельности как ведущей деятельности возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, и др.). По мнению исследователей, таких как А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, стоит изучать не только деловые отношения детей, но и их личные отношения со сверстниками [40, с. 236; 22, с. 139].
Нельзя не согласиться с выводом, к которому пришли Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, B.C. Мухина, Г.А. Цукерман, что близкие, дружеские отношения, возникающие именно в младшем школьном возрасте, становятся к концу этого возрастного этапа крайне значимой сферой отношений для самих детей [47, с. 14-16; 34].
Но в большинстве случаев исследования сферы близких межличностных отношений в целом, и дружбы в частности, ставят акцент на подростковом и юношеском возрасте. Исследования понятия дружбы младших школьников, как правило, обращены к описанию ее формальных характеристик. Я.Л. Коломинский и А.В. Мудрик выделяют такие характеристики как устойчивость, длительность, также уделяют внимание описанию внешней стороны взаимодействия друзей и особенностей их дружбы [33, с. 151]. Таким образом, психологическое содержание дружбы, эмоциональный аспект дружеских отношений и ориентация детей на определенные аспекты отношений не являются частью многих исследований.
Актуальность исследования дружеских отношений младших школьников обусловлена необходимостью анализа плана развития личности ребенка, среди которых межличностные отношения со сверстниками занимают важное место. Дружеские отношения можно рассматривать как особую форму близких и личностно значимых отношений, в которой наиболее полно раскрывается возрастное своеобразие отношений со сверстниками и их роль в психическом развитии. В самом младшем школьном возрасте вряд ли можно переоценить значение близких отношений со сверстниками, необходимых для полноценного сотрудничества в учебной деятельности.
В современном обществе наблюдается тенденция к обеднению эмоционального и содержательного общения со сверстниками, отсюда и возникает особое значение исследования специфики дружеских отношений детей и ведения работы по организации или коррекции системы близких, дружеских отношений младшего школьника.
В современном обществе происходит содержательное и эмоциональное обеднение в общении детей со сверстниками, что приводит к особому значению исследования особенностей дружеских отношений младшего школьного возраста, и соответствующего социального запроса на практическую работу, которая направленна на коррекцию и организацию системы близких отношений ребенка.
Близкие отношения со сверстниками, дружба, приобретают в младшем школьном возрасте большое значение для психического развития ребенка, подготавливают ведущую деятельность следующего, младшего подросткового возраста — интимно-личностное общение.
Изучение дружбы младших школьников как сферы наиболее близких межличностных отношений со сверстниками оказывается актуальным как в свете расширения теоретических представлений о развитии в этом возрасте, так и с точки зрения их приложения в практической психологической работе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что младший школьник — это человек, который только овладевает навыками общения. Одной из важных задач этого возраста становится умение влиться в коллектив сверстников и начать в нем взаимодействовать, также завести друзей. Именно характер межличностных отношений и общения с другими людьми оказывает влияние на психическое развитие младшего школьника. В младших классах ведущей становится мотивация общения со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения.
2. На основе, прочитанной литературы мы выделили мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: 1) потребностью во впечатлениях; 2) потребностью в активной деятельности; 3) потребностью в признании и поддержке.
Мотивационная сфера личности и ее основная часть, мотивация, формируется на определенном этапе жизни человека, в том числе и в младшем школьном возрасте.
Дружеские чувства проявляются в стремлении быть полезным своему товарищу, в согласовании своих действий и поступков, во взаимной ответственности друг перед другом. У младших школьников начинают формироваться более интимные дружеские чувства, выражающиеся в сочувствии, в стремлении поделиться друг с другом своими радостями и горестями. Ребенку важно занять определенное место в коллективе сверстником быть принятым в нем.
3. Также нами были подобраны диагностические методики, а именно авторская анкета «Мотивы выбора друга», авторская анкета «Почему он мой друг» и мини-сочинение на тему «Зачем нужны друзья». Данные методики были подобраны на основе следующих критериев:
• Представление о друге и дружбе.
• Эмоциональная предрасположенность к дружескому общению.
• Различные формы проявления дружбы и сотрудничества между детьми.
4. После проведения и обработки результатов исследования, мы пришли к выводу, что наша гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста хорошо знают, какими качествами должен обладать настоящий друг, и подбирают себе друзей относительно этих качеств; стремятся находить себе друзей по интересам; общение с друзьями считается способом для веселого времяпрепровождения; а также мотивами дружеского общения современного младшего школьника являются: дружелюбие, интерес, веселье и готовность прийти на помощь, подтвердилась. Выбранные детьми мотивы, которые оказались приоритетными можно отнести в категорию личностных мотивов.
5. На основе исследования были составлена развивающая дружеское общение программа. Данную программу можно разделить на три этапа:
I. Этап знакомства с понятием дружба. В него входят два занятия, общими целями этих занятий можно назвать формирование понятия дружба, воспитание стремления к дружбе и обозначение качеств настоящего друга.
II. Этап изучения качеств друга и формирования уважительного отношения к сверстникам. В него входят четыре занятия, общие цели у этих занятий — разговор о нравственных качествах друзей, обучение сопереживанию, настрой детей на доверительные отношения, выработка психологической защиты на обидные слова сверстников.
III. Этап закрепления понятия дружеские отношения. В него входят занятия 7 и 8. Основная цель этих занятий это научить детей дорожить дружбой и не забывать о ее ценности для человека.
Данной программой могут пользоваться как родители с детьми дома, так и педагоги-психологи в школе.


1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. - С. 96.
2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России/Л.Ф. Обухова, 2003.-448 с.
3. 3Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М.; Рига, 2000.- С. 80-83.
4. Абдурахманов, Р.А. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. Курс: Возрастная психология / Р.А. Абдурахманов. - М.: СГУ, 2000. - 55 с.
5. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. - М.: ЭКО, 2003. - 127 с.
6. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей/И.Р. Алтунина.- Москва, 2005. - 453 с.
7. Андреева Г. М. Социальная Психология. Москва : Аспект пресс, 1998., с. 15.
8. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с
9. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2000.
10. Блакитная, Е. Детские контакты и их мотивы / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С.31-35.
11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М: «Просвещение», 2001. - 154 с.
12. Божович, Л. И Изучение мотивации поведения детей и подростков/Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина.— М.: "Педагогика", 1992. С. 7-44.
13. Бреслав Г. М. Основы психологического исследования. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. - 364 с.
14. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Этические беседы с детьми 4-7 лет- Москва, 2012.- 80 с.
15. Венгер А. А., Мухина В. С. Психология. М. Просвещение, 2010. - 386с....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ