Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы создания женских образов в драматургии В.В. Сигарева (материалы для научно-исследовательской работы в старшей школе)

Работа №147363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Речевая характеристика женских образов в драме В.В. Сигарева 8
1.1. Теоретические аспекты изучения речевой характеристики в рамках
художественного текста 8
1.2. Речевая характеристика главной героини литературного сценария к
фильму «Волчок» 10
1.3. Речевой акт как средство насилия над персонажами в пьесе «Чёрное
молоко» 13
1.4 Вербальные и невербальные способы общения главной героини литературного сценария к фильму «Страна ОЗ» 17
Глава 2. Портретная характеристика женских образов в драме В.В. Сигарева 20
2.1. Спецификация категории портрета 20
2.2. Репрезентация женских образов в литературном сценарии к фильму
«Волчок» 21
2.3 Локализация статического и динамического портрета в литературном
сценарии к фильму «Страна ОЗ» 24
2.4 Трансформация главной героини пьесы «Чёрное молоко» 28
Глава 3. Мировоззрение женских героинь в драме В.В. Сигарева 33
3.1. Мировоззренческие установки главной героини литературного сценария
к фильму «Волчок» 33
3.2 Трансформация мировоззрения главной героини пьесы «Чёрное молоко» 36
Глава 4. Организация внеурочной деятельности по литературе (на материале произведений В.В. Сигарева) 40
4.1. Методические рекомендации (разработка конспекта внеурочной
деятельности) 40
Заключение 49
Список использованных источников 52

Термин «новая драма» стал употребляться в театроведении и литературоведении еще в начале XX в. «для обозначения многообразного творчества тех драматургов и целых драматургических стилей, которые на рубеже XX в. пытались на Западе радикально перестроить традиционную драму...» [Адмони 1989: 140].
Анализируя данное явление, можно указать на неоднозначную семантику такого понятия как «новая драма». В широком представлении «новая драма» - явление, обозначающее сходные художественные открытия в области драматургии и театра. В более узком представлении «новая драма» - это в некоторой степени модификация жанра драмы. Синтаксема «модификация жанра драмы» подразумевает под собой разновидность сложившегося в XIX в. неканонического жанра драмы. При этом важно отметить, что культурно-историческая индивидуальность жанр драмы претерпевает ряд трансформаций, но эти трансформации не уничтожают определенный комплекс устойчивых признаков жанра в целом.
Будучи явлением драматургии и театра, «новая драма» в период своего становления была связана с возникновением национальных театров, которые в свою очередь служили трибунами для высказывания идей «новых драматургов» в союзе с режиссерами-постановщиками. Деятели искусства получили возможность свободно говорить о том, что ещё до недавнего времени относилось к табуированным темам, однако, свобода репрезентации образов всегда создавала вокруг «новой драмы» большое количество скандалов и споров: «Возможность свободно говорить о ранее запретных темах, социальных и нравственных проблемах общества в перестроечный период привела к тому, что отечественную сцену заполонили прежде всего всевозможные персонажи «дна»: проститутки и наркоманы, бомжи и уголовники всех мастей. Одни авторы своих героев романтизировали. Другие по мере сил старались раскрыть перед читателем и зрителем их израненные души, третьи претендовали на изображение «жизненной правды» во всей ее неприкрытой наготе» [Канунникова 2003: 119].
Если говорить о современной «новой драме», то можно заметить, что тенденция, описанная в предыдущем абзаце, сохраняется, претерпевая некоторые изменения. Доминирующую позицию занимают бытовые и социально-философские драматические тексты, основанные на усиленном внимании к маргинальному, всеразрушающему человеку, к деклассированным пластам общества, к тем самым «буднично-житейским» проблемам, которые так занимали драматургов последних десятилетий. Обостренный интерес к низовой жизни зачастую граничит с чрезмерной увлеченностью сценами убийств, разрушения личности, маргинализации персонажа, вульгаризации, герои имеют отклонения от нормы, как в психике, так и в образе жизни, сами отклонения становятся нормой. Подобные тексты могут вызывать неоднозначную оценку со стороны реципиента.
В произведениях русской литературы представлены образы женщин, в которых отражаются национальные представления о важнейших качествах, которые присуще женского полу. Женщинам свойственна амбивалентная красота - религиозно-бытийная и моральная двойственность красоты, когда она способна быть воплощением идеала Мадонны и идеала содомского.
Многообразие женских образов представлено в драматургии В.В. Сигарева. В.В. Сигарев (род. 1977) - российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и драматург. На фестивале «Кинотавр» в 2009 году фильм «Волчок» был удостоен главного приза; кроме того, «Волчок» был признан лучшим фильмом в рамках национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Фильм «Страна ОЗ» получил высокую оценку среди критиков, в 2015 году сценарий к этому фильму получил приз имени Григория Горина за лучший сценарий и в этом же году в рамках «Кинотавра» фильм получает приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
Сигарев является представителем «новой драмы», направлению, которое стало главным полем для экспериментов в современной русской литературе.
Сигарев пишет о людях, для которых насилие является повседневной практикой, привычным языком коммуникации. Персонажи пьес и сценариев Сигарева утратили способность к истинному переживанию, что приводит их к тотальному насилию, где боль служит единственным и главным оправданием и доказательством их существования....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Все женские образы в литературных сценариях В.В. Сигарева отличаются друг от друга, ни один характер не повторяется; каждая героиня наделена своим мировоззрением, комплексом привычек и неповторимым голосом. Сигарев сталкивает голоса разных героинь; несмотря на то, что все они встречаются в диалогичном тексте, эти диалоги перерастают в монологические высказывания и носят характер исповедальности. Для репрезентации своих героинь Сигарев использует самые разнообразные методы и приёмы.
Портретная характеристика используется писателями по-разному. Благодаря этому создается неповторимость, своеобразие каждого образа. Компилирование некоторых видов описания персонажа позволяет реципиенту создать в своем воображении образ, созданный В.В. Сигаревым в его драматургии. Может показаться, что автор уделяет недостаточно внимания портретной характеристике, но если не только рассматривать статичное описание каждой героини, но и принять во внимание их ситуативную характеристику, которая реализуется посредством мимики, жестов, изображения привычек и эмоций, то можно воссоздать целостный образ. У В.В. Сигарева преобладает видение внутреннего человека над видением его внешности, и, тем не менее, Сигарев выработал своеобразный способ портретирования.
Что касается лексики, использованной для создания образов, В.В. Сигарев отступает от канонов, используя синтаксические конструкции, которые могут вызвать неоднозначную реакцию реципиентов и критиков. В уста своих персонажей Сигарев вкладывает «живой язык», который органичен для той социальной страты, о которой он пишет. В одном из многочисленных интервью супруга и исполнитель главных ролей в его фильмах Яна Троянова сказала: «<...> Люди так разговаривают, и зачем придумывать речь лучше, чем говорят люди. И у Сигарева талант - он единственный драматург и сценарист, который именно диалоги лучше всех выстраивает. Они такие живые. Это редко кому дается» [Логинов 2012].
Мировоззрение героинь в представленных текстах трансформируется в художественную модель мира каждого отельного персонажа, которая актуализуется в художественном тексте посредством набора художественных средств. При этом сама модель мира, фигурирующая в каждом конкретном тесте, не раскрывает мироощущение самого автора, мировоззрение писателя является вторичным и не столь значимым для нас. Все женские образы, представленные на страницах драм Сигарева, обладают определённым набором качеств, которые в свою очередь обуславливают тип мышления и мировоззрения героинь. Сигарев воспроизводит ту правду жизни, в которой нет фантастических и сюрреалистических элементов, при этом ему удаётся совмещать два и более масштаба изображения. Анализируя представленные тексты, можно заметить, что драма Сигарева это не история одного конкретного человека, а своего рода антология судеб, в которой неразрывно связаны между собой разрушающая свобода и страдальческая любовь, витальность и нежизнеспособность персонажей. Сигарев представляет своему читателю героинь, которые телесно раскованы, бездушны, угрюмы, деспотичны, вульгарны, глупы, и при этом он не помещает их на второй план повествования, а делает их главными героинями каждого своего текста.
«Важно, однако, подчеркнуть, что “новая драма” предоставляет редкую возможность разработки относительно нового языка описания культурных феноменов, опирающихся как на перформативность, так и на дискурсы насилия. А в том, что феномены такого рода появляются и будут появляться в будущем с возрастающей интенсивностью, сомневаться не приходится: к сожалению, насилия в российской жизни меньше не становится, а потребность в его эстетической рефлексии, по-видимому, очень велика» [Липовецкий 2008: 200].
Драма Сигарева насыщена сценами насилия, которое, в свою очередь, может быть эксплицировано или выражено имплицитно; насилие может быть проявлено по отношению к ребёнку или взрослому, к мужчине или женщине, но каждый акт насилия мотивирован общей и фундаментальной интенцией автора описать современную отечественную действительность....


1. Адмони В. Генрик Ибсен: очерк творчества. Л.: Художественная литература, 1989. 272 с.
2. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия. М.: ВГИК, 2003. 106 с.
3. Андроникова М. И. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. М.: Наука, 1974. 300 с.
4. Барбур И. Религия и наука. История и современность. М., 2003. 256 с. Вайсфельд И. Кино как вид искусства. М.: Знамение, 1983. 142 с.
5. Валицкий А. В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства / Пер. с польск. К. Душенко. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 704 с.
6. Вебер М. Основные понятия стратификации // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 797 с.
7. Гольман Н. Яна Троянова: «Играю я шалаву, наркоманку или Мать, люди в этом видят Россию» // АвишаИайу 30 августа 2016. URL: https://daily.afisha.ru/cinema/2789-igrayu-ya-shalavu-narkomanku-ili-mat- lyudi-v-etom-vidyat-rossiyu/#ampf (дата обращения: 24.05.2020)
8. Ефимов Э. Замысел. Фильм. Зритель. М.: Искусство, 1987. 374 с.
9. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982. 376 с.
10. Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. 212 с.
11. Зенкин С. Введение в литературоведение. Теория литературы. М.: Институт европейских культур, 2000. 86 с.
12. Имихелова С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. Новосибирск: Наука, 1983. 125 с.
13. Канунникова И. Русская драматургия ХХ века: Учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2003. 270 с.
14. Кваша С. Интервью с Яной Трояновой // film.ru 30сентября 2009. URL: https://www.film.ru/articles/bez-lyubvi (дата обращения: 24.05.2020)
15. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001. 52 с.....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ