Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ» (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Работа №147361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования 5
1.1. Нарратив и его типы в литературоведческой науке 5
1.2. Изображение сознания в художественной прозе. Понятие и
способы 13
Глава 2. Изображение сознания в романе И. А. Гончарова
«Обрыв» 20
2.1. Способы изображения сознания Бориса Райского 20
2.2. Способы изображения сознания Веры 26
2.3. Способы изображения сознания Марка Волохова 29
2.4. Способы изображения сознания других героев романа
«Обрыв» 34
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Приложение № 1. Урок «Способы изображения сознания героев в романе И.А. Гончарова «Обрыв» 47

Роман И.А. Гончарова «Обрыв» исследуется достаточно активно. Критиками и литературоведами были отмечены различные его аспекты, начиная от биографических и заканчивая философско-эстетическими. В частности, многие из работ, посвящённых «Обрыву», затрагивали особенности его повествовательной манеры.
Нарратив является одним из ключевых понятий, активно изучаемых современным литературоведением. Западными и отечественными нарратологами интенсивно изучаются модели повествовательных инстанций и уровней. Крупнейшие теоретики нарратологии (Р. Барт, Ж. Женетт, М. Баль, В. Шмид и др.) являются создателями иерархических моделей повествовательных инстанций. В отечественном
литературоведении стоит назвать в первую очередь работы В.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского и В.И. Тюпы.
Актуальность исследования обусловлена двумя факторами. Во- первых, пристальным вниманием современного литературоведения к изображению сознания героев художественных произведений. Во- вторых, активно растущим числом подходов к анализу повествовательного устройства литературных произведений.
Цель исследования - проанализировать нарративную структуру романа И.А. Гончарова «Обрыв» с точки зрения способности повествователя проникать в сознание героев.
Объект исследования - нарративная структура романа «Обрыв».
Предмет исследования - методическая организация работы с повествовательной системой романа «Обрыв» в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) рассмотреть понятие «нарратив» в различных аспектах его употребления в литературоведении ;
2) изучить понятие «изображение сознания» и его основные способы;
3) определить способы передачи мыслей и чувств героев в романе И.А. Гончарова «Обрыв»;
4) разработать методику проведения урока литературы для курса по выбору в старших классах.
Научная новизна работы обусловлена недостаточной степенью изученности повествовательной структуры романа И.А. Гончарова «Обрыв».
Теоретическая значимость исследования определяется
применением литературоведческого подхода к анализу последнего романа И.А. Гончарова «Обрыв».
Методами исследования являются историко-литературный, сопоставительный, метод педагогического моделирования.
Материалом исследования является роман «Обрыв».
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых-нарратологов (Ж. Женетт, Ц. Тодоров, В. Шмид, В. Лабов, Дж. Валетски), литературоведческие работы Н.А. Кожевниковой, Ю.М. Лотмана, В.И. Тюпы, Е.А. Поповой, К. А. Щукиной, работы К.Ю. Зубкова и С.Н. Гуськова, специально посвященные изучению жизни и творчества И.А. Гончарова.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания курсов по истории русской литературы XIX в. Кроме того, методические рекомендации по организации урока для курса по выбору могут быть использованы в практике преподавания историко-литературного курса в 10 классе.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 60 наименований, и приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман «Обрыв» занимает ключевое место и в трилогии на «О» («Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв»), и в творчестве И.А. Гончарова в целом. Повествовательная структура романа интересна во многих аспектах. Но прежде всего это касается специфики изображения ментального профиля персонажей.
В ходе исследования мы рассмотрели теоретический аспект нарратива с различных точек зрения, конкурирующих между собою в нарратологии. Общим во всех влиятельных подходах к исследованию нарратива является тезис о тяготении к вытеснению слова нарратора словом персонажа.
Нами были изучены различные модели повествовательных инстанций и уровней, каждый из которых имеет свою структуру и отличительные особенности на всех уровнях. Для этого были проанализированы работы как зарубежных, так и отечественных литературоведов. Так, Ж. Женетт оперирует термином «фокализация», М.М. Бахтин дает развернутую характеристику нарративного произведения, Ю.М. Лотман исследует соотношение события и сюжета, В. Лабов и Дж. Валетски рассматривают структурные компоненты нарратива, а Ц. Тодоров разделяет состояния и переходы между состояниями в составе нарратива.
Опираясь на классификацию способов изображения сознания в фикциональной прозе, предложенную В. Шмидом, мы постарались применить к роману Гончарова «Обрыв».
Было выяснено, что в «Обрыве» происходит смещение точек зрения на описываемые события. В частности, сознания персонажей открываются нарратором в местах наиболее острого сюжетного напряжения романа .
Очевидно, что в «Обрыве» представлены не все формы изображения ментального профиля персонажей. Так, внутренняя речь, прямая номинация, несобственно-прямое восприятие и нарраторское сообщение о внутренней жизни персонажа в этом гончаровском романе не встречаются
вовсе, однако другие формы - несобственно-прямая речь и прямые
внутренние монологи - пронизывают художественную ткань романа.
Подводя итоги, отметим, что в настоящее время теория
повествования, обладающая обширным теоретико-методологическим аппаратом, представляет собой перспективную сферу исследования. Система повествовательных инстанций многообразна и требует углубленного изучения. Материалы нашей работы могут быть использованы как в практике преподавания историко-литературных курсов.
В настоящей работе мы попытались показать, что повествовательная организация романа «Обрыв» представляет весомый интерес для исследования, однако нам едва ли удалось исчерпать все аспекты данного нарратива. Нарративную структуру романа едва ли можно считать изученной полностью. Перспективой исследования является применение использованной нами классификации способов изображения внутреннего мира персонажей ко всему корпусу художественных произведений И.А. Гончарова.


1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Л.: Худож. творчество, 1982. С. 236-242.
2. Анненков П.В. Критические очерки: очерки, эссе. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 2000. 414 с.
3. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика / перевод с франц. Г.К. Косикова. Москва: Прогресс, 1989. 616 с.
4. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов Р. Барт // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму; пер. с франц. Г.К. Косикова. Москва: Прогресс, 2000. С.196-238.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
6. Борзенкова Н.В. Эволюция психологической манеры И. А. Гончарова-романиста // Гончаров И.А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И.А. Гончарова / Сост. М.Б. Жданова, А.В. Лобкарёва, И.В. Смирнова; Редкол.: М.Б. Жданова, Ю.К. Володина, А.Ю. Балакин, А.В. Лобкарёва, Е.Б. Клевогина, И.В. Смирнова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. С. 208-217.
7. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Ленинград:
Художественная литература, 1977. 443 с.
8. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Ленинград: Советский писатель, 1979. 223 с.
9. Гейро Л.С. «Сообразно времени и обстоятельствам...»: (Творческая история романа «Обрыв») // И. А. Гончаров. Новые материалы и исследования. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. С. 83-183.
10. Гончаров И.А. Полное собрание соч. и писем в 20-ти тт. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР; ред. коллегия: В.А. Котельников, Е.А. Краснощекова, Т.И. Орнатская, М.В. Отрадин, К. Савада, Н.Н. Скатов, П. Тирген, В.А. Туниманов. СПб.: Наука, 1997-...
11. Гродецкая А.Г. Бестиарный код нигилиста Марка Волохова в «Обрыве». Пушкинские чтения-2015. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: Материалы международной научной конференции. СПб.: Русская литература, 2015. С. 156-162.
12. Гродецкая А.Г. «Случайный» нигилист Марк Волохов и его сословная геральдика // Русская литература. 2015. № 3. С. 5-38.
13. Гузь Н.А. Типология характеров в романах Гончарова: Автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1985. 202 с.
14. Гуськов С.Н. От редактора // Гончаров после «Обломова». СПб., 2015. С. 8.
15. Гуськов С.Н. Почему был обруган «Обрыв»? (О некоторых причинах негативной критической рецепции романа) // Материалы V Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Сборник статей русских и зарубежных авторов. Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова; Издательство «Корпорация технологий продвижения». 2012. С. 279-286....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ