ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретичекие основы проблематики формирования
звукопроизношения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе 9
1.2. Особенности звукопроизношения у младших школьников с дизартрией .••••••••••• .•••••••• .•••••••• .•••••••• .••••••••... .••••••••••• .•••••••• .••••••••................ 1^6
1.3. Особенности звукопроизношения у младших школьников с
нарушениями слуха 23
1.4. Педагогические подходы к коррекции звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и нарушениями слуха 32
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование по выявлению нарушения звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и тугоухостью III-
1Устепени 45
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 45
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
2.3. Методические рекомендации по формированию звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и тугоухостью III-IV степени 63
Выводы по главе II 82
Заключение 84
Библиография 87
Приложения 94
Актуальность исследования. Речь - это главный инструмент общения, который, в свою очередь, создает условия, необходимые для успешного общения. Формирование правильной речи играет важную роль в развитии человека, помогает в адаптации к жизни в обществе и в решении определенных проблем.
Невнятная речь затрудняет общение и создает коммуникационные барьеры у детей. Проблемы со звукопроизношением негативно сказываются на ребенке, часто приводя к заниженной самооценке и комплексам. В школьном возрасте дети сами осознают свои дефекты речи и начинают их стыдиться.
Ведущие учёные Г.А. Каше, Р.Е. Левена,
Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова доказали прямую зависимость между уровнями развития детской речи и овладения грамотностью ребёнка. Всё это указывает на серьёзность проблемы и требует решения, так как практика показывает, что у большого количества детей при поступлении в школу обнаруживается нарушение речи, которое отражается на успеваемости.
Звукопроизношение - это важная составляющая основы речевого процесса. Правильное формирование звукопроизношения у детей является сложным, длительным процессом. Как правило, у детей с нарушением звукопроизношения, трудности происходят при управлении собственными органами артикуляции (речи), восприятия обращенной речи.
При дизартрии у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Как правило, для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушением мышечного тонуса, характер которого зависит, прежде всего, от локализации поражения мозга.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации») психолого-медикопедагогическая комиссия решает вопрос о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К логопеду приходят дети с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии, с
рекомендациями о логопедической коррекции, поэтому специалист должен обзавестись новыми профессиональными компетенциями, позволяющими ему работать с различными нозологиями. Логопедическая коррекция звукопроизношения необходима также и детям с нарушениями слуха. Данная категория встречается нечасто, но логопед должен уметь работать и с ней. Рассмотрением данного вопроса занимались следующие авторы: Л.М. Быкова, Л.А. Головчиц, Р.Е. Левина, Э.И. Леонгард, Л.П. Назарова, Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и другие.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что младшие школьники с дизартрией и тугоухостью III-IV степени имеют проблемы в процессе адаптации в школьном обучении, полноценном общении со сверстниками и взрослыми. Это определяет необходимость более тщательного изучения звукопроизношения у детей с дизартрией и тугоухостью III-IV степени, как одного из важнейших факторов влияющего на учебный процесс ребенка. (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.А. Головчиц, Э. И. Леонгард)
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что определены особенности нарушений звукопроизношения младших школьников с дизартрией и тугоухостью III-IV степени, изучены нарушения звукопроизношения при дизартрии и тугоухости III-IV степени, и на основе полученных теоретических знаний разработаны методические рекомендации по коррекции выявленных особенностей звукопроизношения у младших школьников. (М.П. Давыдовой, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюкова, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко)
Проблема исследования заключается в выборе средств по коррекции особенностей звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и тугоухостью. Исходя из актуальности и проблемы исследования нами была выбрана тема - «Сравнительное изучение особенностей звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и тугоухостью III-IV степени». (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Ф.Ф. Рау, Н.В. Серебряков, Н.Д. Шматко)....
В результате проведенного нами исследования, мы пришли к следующим выводам.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали психологопедагогическую, лингвистическую, логопедическую литературу в объеме 72 источников и определили степень изученности таких направлений, как характеристика младших школьников с дизартрией и тугоухостью с III-IV степенью.
Мы определили понятие звукопроизношения, как вербальное воспроизведение звуков, за правильность которых отвечают органы артикуляции и речевой аппарат, рассмотрели особенности развития звукопроизношения у детей в онтогенезе, т.е. в процессе развития, и выявили особенности звукопроизношения на каждом этапе. Определили понятие дизартрии, изучили симптомы заболевания, его причины, разновидности по форме и степени тяжести.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии требует комплексного воздействия со стороны специалиста-логопеда и родителей ребенка. Лечение дизартрии проходит на 3-х этапах: подготовительном, формирующем и развивающем (закрепляющем).
Процент успешности развития звукопроизношения у слабослышащих детей напрямую зависит от степени нарушения, времени потери слуха и времени начала педагогической коррекции. Нарушения звукопроизношения у слабослышащих детей схожи с нарушениями у детей с дизартрией: невозможность дифференцировать сходные по звучанию звуки, неправильное произношение тех или иных звуков, их замена, сложность с использованием звуков в связной речи.
Детям с нарушениями слуха необходимо заниматься индивидуально, знакомить их с инструментами смысловой и эмоциональной выразительности: логическим ударением, ритмом, темпом речи. Вербальную речь учитель может дополнять мимикой и дактильным общением. Содержание коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у слабослышащих детей опирается на три метода: аналитикосинтетический, концентрический и полисенсорный. Целью каждого из этих методов является устранение голосовых, речевых и дыхательных нарушений, формирование у ребенка правильного произношения и доведение речевых навыков до автоматизма.
Для правильного обучения произношению должны быть соблюдены определенные условия, главным из которых является создание слухоречевой среды, предполагающей устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание у детей желания общаться, используя устную речь и другие словесные средства. Подобранный материал должен соответствовать возрасту ребенка, а также соответствовать целям общения и задачам коррекционной работы.
Проводить мероприятия по постановке правильного произношения у детей с дизартрией и тугоухостью можно и нужно через формат словесной игры, интересной ребенку. Для лучшего усвоения и закрепления правильного звукопроизношения, индивидуальные занятия можно сочетать с фронтальными.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе государственного общеобразовательного учреждения «Кузбасский центр образования» г. Кемерово и муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №8 «Созидание» г. Красноярска с целью выявить и сравнить особенности звукопроизношения у младших школьников с дизартрией и тугоухостью IIIIV степени. Для проведения эксперимента были сформированы две группы 10 человека в каждой.
В качестве методики обследования был взят за основу материал из альбома для обследования звукопроизношения Н.Д. Шматко, который был адаптирован и разработан альбом для обследования звукопроизношения младших школьников с дизартрией и тугоухостью III-IV степени.....
1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого - педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей, 2008.
3. Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М.: Педагогика, 2009.
4. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из
прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений. - Красноярск, 2015. - 308 с.
5. Беляева, О.Л. Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями слабослышащего ребенка, интегрированного в общеобразовательную школу / О.Л. Беляева, Н.В. Ольховская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.
6. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников. - М.: Астрель, 2002.
7. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
8. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по 48 логопедии. Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012.
9. Бурова, Н.И. Педагогические условия обеспечивающие эффективность формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов. Методические рекомендации для учителей начальной школы I вида. - Челябинск, ИИУМЦ «Образование», 2005.
10. Васильева, Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников / Т.И. Васильева // Дефектология. - 2005. - № 5.
11. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
12. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 240 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Библиоглобус, 2003.
14. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. - М.: ВЛАДОС, 2008.
15. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой.- 5-е издание., перераб.идоп- - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007....72