Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития

Работа №14736

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

химия

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
941
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ особенностей преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития 8
1.1. Задержка психического развития: история изучения, психолого-педагогическая
характеристика 8
1.2. Психолого-педагогические особенности младших подростков с задержкой
психологического развития 13
1.3. Содержание предмета химии при работе с младшими подростками (9 класс),
имеющими задержку психического развития 27
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития 37
2.1. Описание экспериментальной базы, методов и этапов исследования 37
2.2. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков, младших
подростков с нормальным и задержанным психическим развитием 3 8
2.3. Описание разработки адаптированной рабочей программы для учащихся с
задержкой психического развития (9 класс) 40
2.4. Особенности усвоения материала по химии младшим подростками (9 класс),
имеющими задержку психического развития 46
2.5. Методические рекомендации по особенностям преподавания химии при работе с
младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития 49
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 1. Диагностика оценки интеллектуальных умений и навыков 61
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование для обучающихся в
коррекционном классе VII-го вида (9 класс) 71
Приложение 3 Разработка заданий по химии при работе с младшими подростками в 9
классе, имеющими задержку психического развития 73
Приложение 4. Конспекты уроков по химии при работе с младшими подростками, имеющими задержку психического развития 80


В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития детей с задержкой психического развития, отличающих их от детей с нормальным психическим развитием. Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а, следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов [1].
Актуальность работы. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. В большинстве общеобразовательных школ есть специальные коррекционные классы для детей и подростков с задержкой психического развития, но, по сути, используются одни и те же учебные программы, учебники, учебные планы, а также наблюдается недостаточное изменение в технологии образовательного процесса в коррекционных классах [31].
Проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Исследователи изучали причины ЗПР, раскрывали особенности познавательной и эмоциональной сфер личности, учащихся с задержкой психического развития, определяли их типы. Несомненно, что рекомендации ученых помогли учителям в работе с такими детьми. Но на современном этапе развития системы образования особую актуальность приобретает определение некоторых особенностей преподавания химии и выявление наилучших методов для обеспечения условий продуктивного развития детей с задержкой психического развития [1,35].
Степень разработанности проблемы. Проблемы развития, обучения, социализации детей с задержкой психического развития исследовали: И.М. Бгажнокова, Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, Е.Б.Аксенова, Л.Б.Баряева, О. П. Гаврилушкина, М.А.Егорова,Е.С. Слепович,В.А. Степанова,Е.А. Стребелева, Н.Д.Соколова, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Б. П.Пузанов и др. Проблемы образования подростков с задержкой психического развития нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Цель исследования: исследовать особенности преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития.
Объект исследования: коррекционно-образовательный процесс.
Предмет исследования: процесс преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности общеучебных умений и навыков у младших подростков (9 класс), имеющих задержку психического развития.
3. Доказать эффективность коррекционных приемов и методов в процессе преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития.
4. Составить методические рекомендации по особенностям преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития.
Гипотеза: процесс преподавания химии при работе с младшими подростками (9 класс), имеющими задержку психического развития, будет
более эффективным, если учитывать особенности данной категории детей и применять коррекционные приемы и методы.
Методы исследования. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы:
1) Теоретические (анализ литературных источников);
2) эмпирические (педагогический эксперимент);
3) методы описательной обработки данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска, коррекционный класс УП-го вида. Выбор средней общеобразовательной школы № 40 определялся наличием в ней детей с задержкой психического развития, длительностью опыта работы с данной категорией детей и готовностью администрации к сотрудничеству.
Теоретическое значение работы определяется расширением и обобщением существующих представлений об особенностях образования детей с задержкой психического развития. Теоретические результаты могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения данной актуальной проблемы в рамках дипломного исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, материалы дипломной работы могут быть использованы психологами и педагогами, работающими с младшими подростками, имеющими задержку психического развития, а также могут быть полезны в процессе преподавания таких курсов как «Методика преподавания химии» и «Специальная педагогика».
Апробация результатов исследования.
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №40 им. В. Токарева" г. Бийска, которым и были переданы результаты исследования.
Основные положения исследования обсуждены:
1) на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие
личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы»,
которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»;
2) VI международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и
практики», которая состоялась 7 июня 2018 г. на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
3) на заседаниях кафедры педагогики и психологии и научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Структура и содержание работы. Структура выпускной
квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования и представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза. В первой главе раскрываются теоретические основы содержание предмета химии и рассматривается понятие задержка психического развития. Вторая глава содержит анализ проведенного экспериментального исследования по выявлению особенностей обучения детей с задержкой психического развития. В заключении сделаны выводы по итогам проведенного исследования.
В выпускную квалификационную работу входит 4 приложения, где представлены методика диагностики оценки интеллектуальных умений и навыков детей с задержанным и нормальным психическим развитием, календарно-тематическое планирование, конспекты уроков и разработки к урокам ним.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение ребёнка в коррекционном классе, активно апробируется в общеобразовательных школах г. Бийска. Примером служит МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» имени Вячеслава Токарева, в которой успешно реализуется практика обучения в коррекционном классе VII вида учащихся с задержкой психического развития.
Для решения первой задачи были проанализированы источники литературы по теме «методы преподавания химии», выявили сущность понятия, определили наилучшие методы для младших подростков с задержкой психического развития.
Так же были проанализированы источники литературы, чтобы изучить психолого-педагогические особенности младших подростков, имеющих задержку психического развития. После чего пришли к следующим общим особенностям подростков с задержки психического развития: усвоение программного материала по химии вызывает большие затруднения у обучающихся специальных коррекционных классов VII-го вида в связи с такими их особенностями: быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений.
Для решения второй задачи была проведена диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков, обучающихся в коррекционном классе, которая показала, что данный класс относится к типу -слабый.
Что бы решить третью задачу было проведено три контрольных среза:
• Вводный (средний уровень успешности усвоения знаний 10%, низкий уровень 90%) от общего количества учащихся;
• Промежуточный (средний уровень успешности усвоения знаний 20%, низкий уровень 80%) от общего количества учащихся;
• Итоговый (средний уровень успешности усвоения знаний 20%, низкий уровень 80%) от общего количества учащихся.
Так же, проведен отбор успешных методов обучения химии. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: при подготовке и разработке плана урока необходимо: - отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь химии с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта; - максимально использовать меж предметные связи, ибо дети данного вида классов, особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Учёт особенностей детей специальных коррекционных классов требует, чтобы при изучении нового материала проходило многократное его повторение: - подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента; - беглое повторение с выделением главных определений и понятий; - осуществление обратной связи - ответы учеников на вопросы, работа по плану и т.п. [24,47].
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась результатами. Процесс обучения химии в коррекционных классах будет более эффективным, если этот процесс осуществляется при помощи наиболее успешных методов обучения таких как: разъяснение в виде беседы; многократное повторение; игры на повторение и закрепление ранее изученного материала; комментируемые упражнения; лабораторные работы несложного типа; проблемно-поисковые методы в классе.
Таким образом, применение методов и приёмов обучения химии повышает интерес учащихся к предмету, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы.
Следовательно, поставленная цель, задачи были решены и гипотеза исследования доказана.



1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учебник / Е.Ю. Азбукина, Е.Н. Михайлова. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2006. - 335с.
2. Алексеева, Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения [Текст]: методическое пособие для учителя / Н.А.Алексеева Завуч. - 1999. - № 3. - С.113.
3. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.А. Алемаскин. - М.: Академия, 1979. - 543 с.
4. Алферова, Е.А. Формирование приемов учебной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения на уроках химии [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е.А. Ануфриева. - М., 2003.
5. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]: методическое пособие/А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2000. - С. 36, 40.
6. БаДалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учебник / Л.О Бадалян. - М.: Академия, 1987.324с.
7. БаДмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Бадмаев. - М.: Академия, 1993. - 212 с.
8. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст]: учебн. изд. /Под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984. - 223с.
9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]: учебн.изд. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1968. - С.54-59.
10. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1956. - С. 78-101.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст]: Учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. - ISBN 5-7155-0747-2.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.
14. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. - 5-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2008
15. Габриелян, О.С. Настольная книга учителя. Химия 9 класс [Текст] /
O. С. Габриелян, Н.П. Воскобойников, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2003. -
282с.
16. Габриелян, О.С. Химия [Текст]: учебник для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010. - 288 с.
17. Гальперин, П.Я. Методы общения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Моск.ун-та, 1985. - 150 с.
18. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. - М.: Академия, 2010. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-6313¬
19. Груздев, П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. [Текст] / П.Н. Груздев, Ш.Н. Ганелин. - М.: АПН РСФСР, 1949. - С. 356.
20. Гуревич, К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы [Текст] / К. М. Гуревич, Е. И. Горбачева. - М., 1992. - 312 с.
21. Ермолаева, М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы. [Текст] /М.В. Ермолаева. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 176 с.
22. Зайцев, О.С. Методика обучения химии [Текст] / О.С. Зайцева. - Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с.
23. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ в. [Текст] / Х.С. Замский. - М., 1995. - 459 с.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Р. н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
25. Иванова, Р.Г. Общая методика обучения химии в школе [Текст] /
P. Г.Иванова, Городилова Н.А., Добротин Д.Ю.и др.; под ред. Р.Г. Ивановой. - М.: Дрофа, 2008. - 319с.
26. Кадимова, М.О. Стрессоустойчивость подростков с задержкой психического развития [Текст] / М.О. Кадимова, С.И. Смирнова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. Ст. По мат. XXXIII междунар. Студ. Науч. - практ. Конф. № 6(33).
27. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 1994. - 327 с.
28. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития //Дефектология. - 1998. - № 2.
29. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи. [Текст] / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко / Под ред. В. И. Лубовского. - М: Школьная пресса, 2004. - 64 с.
30. Круглова, Н.Ф. Регуляторная составляющая учебной деятельности [Текст]: учебник / Под ред. Н.Ф. Кругловой, - М.: Наука 2010.-150с.
31. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / К. С. Лебединская. - М.: Педагогика, 1982. - 243 с.
32. Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика “трудных” подростков [Текст]: М.М Райская., Г.В. Грибанова / Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с.: ил.
33. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В.В. Лебединский. - М., 1985. - 436 с.
34. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. - 1994. - № 1.
35. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская - М.: Педагогика, 1993. - 245 с.
36. Марциновская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник. [Текст]/ Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2009. - 464 с.
37. Маршанова, Г.Л. Методическая система формирования и развития общеучебных умений, учащихся при изучении химии в общеобразовательной школе [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Маршанова Галина Леонидовна. - М., 2009. - 298с. ил. РГБ ОД, 61 09-13/2184.
38. Пак, М.С. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / М.С. Пак. - М.: ВЛАДОС, 2004. 315с.
39. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
40. Пожар, Л.С. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология [Текст] / Л.С. Пожар. - Воронеж: МОДЭК; М.: ИПП; 1996. - 128 с.
41. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.Н. Поспелов. - М.: Академия, 1989. - 342 с.
42. Потанин, Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Потанин. - Белгород, - 526 с.
43. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев. - 2012. - №10. - С. 374-377.
44. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Перевод с немецкого Г.И. Лойдиной, под ред. Т.А. Гудковой.- М.: Мир, 1994. - 320 с.
45. Силантьева, Т.А. Роль социальной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] Т.А. Силантьева/ Современная зарубежная психология. - 2013. - № 4. - С. 5-19.
46. Сиянко, П.И. Методические указания к лабораторным работам по методике преподавания химии [Текст]/ П.И. Сиянко. - Барнаул: Изд-во Алт.ГУ, 2008. 30 с.
47. Спиваковская, Б.К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция [Текст]: учеб. пособие / Б.К. Спиваковская. - М., 1988. - 259 с.
48. Тугушев, F.X. Общая психология [Текст]: Учебник / Под ред. Р X. Тугушева и Е.И. Гарбера. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с. - ISBN 5-699-12281-8.
49. Цетлин, В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст]: учеб.пособие / В.С Цетлин. - М.: Академия, 1989. - 483 с.
50. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе [Текст] / Г.М. Чернобельская. -М.: Владос, 2000. - 336с.
51. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М., 1999. - 387 с.
52. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б Эльконин. - М.: Воронеж, 1995. - 476 с.
53. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) [Текст] /Г.Е: Сухарева. -М.: Медицина, 1965. -337с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ