Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 2012-2025 И 2019-2025 ГОДЫ

Работа №147355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1.Теоретико-методологические основания анализа миграционной
политики 7
1.1. Теоретические основы политологического анализа миграционной
политики 7
1.2. Основные научные подходы к исследованию миграционной политики в
политической науки 14
Глава 2. Реализация миграционной политики в Российской Федерации 24
2.1. Этапы формирования государственной миграционной политики в
Российской Федерации 24
2.2. Концепции миграционной политики Российской Федерации на период
2012-2025 и 2019-2025 годы 33
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложения 57

Период после распада СССР стал серьезным испытанием для России с политической, социально-экономической, демографической точек зрения. Неблагоприятные демографические тенденции, убыль населения были отчасти компенсированы притоком мигрантов, как временных, так и постоянных, из других стран, бывших союзных республик, однако многочисленные упущения в сфере управления миграцией привели к тому, что миграционная привлекательность России снизилась.
Миграционную политику мы рассматриваем в качестве категории политической науки обосновывая тезис о том, что в отличии от экономического и географического подходов под мигрантами в политологическом контексте понимаются люди, реализация жизненных стратегий и установок которых в принимающем сообществе возможна только при условии трансформации или полной перестройки логики политической реальности, то есть формирования новой миграционной политики государства.
На текущий момент все более очевидным становится тот факт, что миграционные процессы стали одним из главных факторов воздействующих на политику, как на глобальном, так и региональном уровне. Отсюда исходит новая задача пересмотра традиционного представления о миграционной политики в осуществляемых моделях миграционного процесса. Регулирование миграционных процессов во многих государствах, в частности в России, стало рассматриваться как неотъемлемая составная часть внутренней политики. Выработка миграционной политики в современном обществе невозможна в рамках традиционных подходов к изучению миграционных процессов. Изучение миграционных процессов в демографическом, социально-экономическом контекстах, в отрыве политического контекста не позволяет в полной мере
оценить риски при формирования миграционной политики. Решения многих из этих проблем находится в плоскости формирования научно обоснованной, комплексной и системной миграционной политики. В этой связи пересматривается нормативно-правовая база, регулирующая миграционные процессы, которые в свою очередь определяют миграционную политику. Однако в современных условиях необходима выработка моделей управления миграционными процессами в зависимости от условий и причин, создающих различные дополнительные риски для «государств принимающих», а именно разнонаправленность миграционных потоков, нарастающие противоречия в сфере взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом, увеличение количества нелегальных и низкоквалифицированных трудовых мигрантов.
Актуальность исследуемой нами проблемы анализа концепций миграционной политики состоит в том, что в силу институциональных и структурных специфик, начиная с 90-х годов XX века выстраивались различные подходы и модели управления миграционными процессамиРоссийской Федерации, которые отличались друг от друга множеством характерных признаков. Среди отечественных ученых, занимающихся миграцией, выделяют (Ж.А. Зайончковской, Т.И. Заславской, В.А. Ионцева). Л.Л. Рыбаковским разработана классификация миграции населения, в которой применяется три таксономических понятия: вид, тип, форма. Вид используется для определения схожих миграционных процессов по формальным признакам: эпизодические маятниковые, сезонные перемещения. Форма — для определения специфических явлений одного и того же процесса. Все наработки по данным исследования позволяют понимать миграционные процессы, как целостную конструкцию, для которой можно выработать определенную миграционную политику. В.А. Ионцеву, Б.С. Хореву принадлежит создание нового научного направления, названного — миграциологией, в основе которой лежит комплексный подход к изучению миграционной подвижности населения. Далее исследуя «миграционный процесс» с политологической точки зрения, Ю. Г. Ефимов предлагает ввести в научный оборот новую политическую субдисциплину — «политическую миграциологию», «объектом которой являются миграционные процессы как часть политической реальности, а предметом - тенденции ее развития и изменения, связанные с политизацией миграционных процессов, с возникновением политической компоненты у миграционных процессов, направленные на конституирование, институциализацию, трансформацию политической реальности».....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проделанной нами работы по анализу концепций миграционной политики Российской Федерации, а также изучения институциональных и структурных особенностей, можно сделать следующие выводы:
1. Определили трактовки понятий «миграционная политика» и «миграционный процесс» с позиций политической науки.
2. Проанализировали и дали характеристики современному состоянию миграционной политики.
3. Определили основные этапы и выявили особенности формирования государственной миграционной политики Российской Федерации.
4. Выявили модели управления миграционными процессами исходя из
анализа концепций миграционной политики Российской Федерации.
Миграционная политика России активно эволюционировала на протяжении всего рассматриваемого периода. При этом ее ключевыми характеристиками были:
Во-первых, ориентация на внешнюю, а не на внутреннюю миграцию (в этом смысле (Концепция-2012) является более сбалансированной в отличие от (Концепции-2018) и, соответственно, наличие прочной взаимосвязи с внешней политикой Российской Федерации;
Во-вторых, в большей степени реакционный, чем превентивный, характер принимаемых мер;
В-третьих, наличие внимания к вопросам адаптации и интеграции мигрантов (при этом постепенно развитие получили не только задачи управления миграционными процессами, но и регулирования и контроля легальности пребывания и осуществления трудовой деятельности мигрантов, но и социокультурные аспекты).
Уточнение и закрепление на нормативно-правовом уровне дефиниций основных понятий (терминологического аппарата), расширение и внедрение в практику критериев и параметров оценки различных составляющих миграционной сферы, дифференцированный подход к объекту управления и, следовательно, адресность проводимых мер. Вопросы возникают в основном к дублированию правового регулирования миграционных отношений в различных нормативных правовых актах, недостаточной сбалансированности в обеспечении законодательного управления отдельных сфер миграционных отношений, наличию пробелов, нарушающих системность миграционного законодательства. Также остается не решенным вопрос понятийного аппарата, так как некоторые значимые понятия регламентируются только Концепцией, хотя этот документ не может использоваться для целей законодательного регулирования, а также к неоправданному вторжению подзаконного нормотворчества в сферу законодательного регулирования. Во многом из несогласованности нормативных правовых актов - зачастую являющейся и следствием концептуальной неясности приоритетов - вытекают и другие проблемы.
Главное, что необходимо — принятие системных, взаимоувязанных и непротиворечивых решений, исходящих из адекватной оценки грядущих вызовов и проблем, мониторинг и чуткая корректировка управленческих решений. Только на этом пути можно уйти от реактивной политики, реагирующей на события post factum. Таким образом, анализ концепций миграционной политики Российской Федерации показывает, что для эффективного управления миграционными процессами в России, необходимо задействовать не только федеральный уровень государственный власти, а также региональный уровень и органы местного самоуправления с привлечением институтов гражданского общества.


1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999. - С. 368.
2. Актуальные проблемы Европы. / Ред.-сост. вып. Т.С. Кондратьева, И.С. Новоженова. М. 2011. - № 4.
3. Бобылев В.М. Миграционная политика (сущность, структурное строение, основные типы). // Власть. 2009. - № 6.
4. Булатов А.С. Мировая экономика. М.: Экономист. 2005. - С. 734.
5. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной
политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути
оптимизации: диссертация доктора политических наук. Москва. 2013.
6. Градировский С.Н. Классификация механических движений населения.
// URL: https://archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-
immigration/statistika/klassifikatsiya/ // Дата обращения (27.05.22).
7. Ефимов Ю. Г. Миграция в современном политическом процессе: диссертация доктора политических наук. Ставрополь. 2007.
8. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. Москва. Диалог. МГУ. 1999. - С. 256.
9. Ионцев В.А. Направления миграционной политики развитых капиталистических стран. М. 1987. - С. 208.
10. Киреев А.П. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М. 1997. - С. 416.
11. Малахов В. Понаехали туг... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение. 2007. - С. 368.
12. Миграция сельского населения. / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Мысль, 1970. - С. 348.
13. Суворова В.А. Современная иммиграционная политика Российской
Федерации: политико-правовой и институциональный аспекты.
Автореферат. диссертация кандидата политических наук. М. 2008. - С. 368.
14. Хомра А. У. Миграция населения: вопросы теории, методики
исследования. Киев: Навук. думка. 1979. - С. 148.
15. Morrice L. The Learning Migration Nexus: Towards a Conceptual Understanding // European Journal for Research on the Education and Learning of Adults. Vol. 5. № 2. 2014. - Р. 149-159.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ