ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩЕПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ 9
Понятие и признаки служебного жилого помещения 9
Порядок предоставления служебного жилого помещения 10
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН 19
Программы предоставления служебного жилья
и порядок их реализации 19
Правовой режим служебных жилых помещений,
предоставляемых сотрудникам полиции 29
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 36
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Выбор темы дипломной работы «Правовой режим служебного жилого помещения» обусловлен тем, что в условиях осуществляемой в России социально-экономической реформы, сопровождающейся коренными изменениями действующего гражданского и жилищного законодательства, трансформировался и характер предоставления гражданам жилья. Жилищная реформа предполагает достижение следующего результата: улучшение жилищных условий граждан, в том числе, за счет привлечения свободных частных средств, для формирования и развития недвижимости в жилищной сфере, обеспечение доступности жилья. Создана необходимая правовая база, соответствующая положениям Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (далее по тексту Конституция РФ) о праве граждан на жилище и долгосрочной государственной жилищной политике, существуют и программы, основанные на реализации принципа доступности жилья, восстановления социально оправданного соотношения доходов граждан стоимости строительства и приобретения жилья, оплаты содержания и ремонта жилища и коммунальных услуг. Но при этом, как справедливо отмечает в своей монографии учёный П.И. Седугин, отсутствие в настоящее время у государства реальных финансовых возможностей по обеспечению жильем всех категорий граждан требует выработки новых подходов к решению данной проблемы, необходим принципиальный пересмотр закрепленных в федеральном законодательстве оснований, условий и форм обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации жильем и контроль за реализацией федеральных и областных жилищных программ по предоставлению служебного жилья.
Актуальность темы исследования подтверждает и тот факт, что законодательно закреплённые на федеральном уровне условия и формы обеспечения служебным жильём населения в отношении многих категорий граждан на региональном уровне «не работают». Примером тому является такая категория граждан, как сотрудники органов внутренних дел, полиции. Согласно статье 8 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством РФ.
В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. Но на уровне Свердловской области, а конкретно, в Байкаловском районе, обеспечение служебным жильём сотрудников полиции практически невыполнимо при ничтожных размерах муниципального строительства, отсутствии денежных средств в областном и муниципальном бюджете и по другим причинам. На территории данного района не действуют и социальные выплаты для приобретения жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Это говорит о необходимости анализа причин нарушения порядка действующего жилищного законодательства и подробного изучения теоретико-практического характера осуществления правового режима предоставления служебного жилого помещения отдельным категориям граждан.
...
Произведенный в исследовательской работе анализ жилищного законодательства, научной литературы и судебной практики в отношении правового режима служебных жилых помещений позволил сделать следующие выводы: отдельные категории граждан не могут получить положенное им по закону служебное жильё, по причине низкого обеспечения служебного жилищного фонда, в результате чего проживают вместе с родственниками в их квартирах, снимают жилые помещения по договорам социального и коммерческого наймов и в поднаём. В последние годы возникла необходимость акцентировать внимание на пересмотре законодательных основ из-за неэффективности жилищной политики, проводимой государством в сфере обеспечения граждан служебными жилыми помещениями.
Проведённое в работе исследование подробно раскрывает правовые отношения, возникающие между гражданами и организациями- собственниками при заключении договора найма служебного жилого помещения. Изучено понятие служебного жилого помещения и требования к пользованию им, рассмотрен порядок предоставления служебных жилых помещений сотрудникам полиции, исследован порядок заключения, прекращения и расторжения договора найма служебного жилого помещения, проанализирована практику правового регулирования отношений, связанных с реализацией права сотрудников полиции на служебные жилые помещения.
Анализ правоприменительной судебной практики по вопросам предоставления служебных жилых помещений ещё раз подтвердил необходимость пересмотра отдельных статей ЖК РФ, Федерального закона «О полиции» и ряда подзаконных нормативно-правовых актов в части предоставления денежной компенсации сотрудникам полиции за наём (поднаём) жилых помещений; порядка прекращения и расторжения договора найма служебного жилья; пользования служебным жилым помещением
бывшими членами семьи нанимателя; предоставления служебного жилья;
благоустроенность жилого помещения и т.д. Необходимо законодательно
закрепить перечень документов, подаваемых сотрудниками полиции для
заключения договора найма служебного жилого помещения; пересмотреть
порядок деятельности Жилищной комиссии МО МВД по предоставлению
служебного жилья сотрудников; а также внести поправки касающиеся
очередности предоставления служебного жилого помещения. На основании
анализа законодательных актов, считаем необходимым, в качестве
законотворческой инициативы внести некоторые дополнения в часть вторую
статьи 102 ЖК РФ. Необходимо пересмотреть данное требование, внести
дополнение в текст статьи 102 ЖК РФ: «не могут быть выселены, если
признаны нуждающимися в жилых помещениях именно в данном регионе».
Также представляется необходимым дополнить статью 101 ЖК РФ об
особых требованиях к выселению граждан из специализированных жилых
помещений в случаях расторжения или прекращения договоров найма.
Дополнить текст пункта второго: «основаниями для выселения могут
являться: намеренные разрушения или умышленные повреждения
помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он
отвечает. Представляется также необходимым внести изменения в
действующее законодательство в части первоочередного предоставления
жилья сотрудникам полиции, текст статьи статьёй 55 Федерального закона
«О полиции» дополнить следующим: «сотрудникам полиции, признанным
нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде
отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам
предоставляется соответствующими органами исполнительной власти,
органами местного самоуправления и организациями в первоочередном
порядке». Требует изменения и действующее законодательство в отношении
порядка выселения из служебного жилья сотрудников, вышедших на пенсию
по выслуге лет, не имеющих в собственности жилья. Также представляется
необходимым ввести в статью 15 ЖК РФ дополнительный
67
квалификационный критерий - благоустроенность жилого помещения, который будет использоваться в отношении жилых помещений, входящих в состав государственного, муниципального жилищных фондов, фонда социального использования.
На основе изученных научно-теоретических основ правового режима служебного жилого помещения и анализа материалов судебной практики в исследовательской работе представлена методическая разработка по теме.
Таким образом, цель и задачи исследовательской работы достигнуты.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 28 декабря.
Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 2005. 21 января. № 1. Ст. 23.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 04.08.2014) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 21 июля.
Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 20.02.2015) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 4. Ст.13.
Федеральный закон от 04 мая 2010 г. № 70-ФЗ «О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса» // Российская газета. 2010. 19 октября.
Постановление Правительства РФ от 25 августа 2015 г. № 889 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» // Российская газета. 2015. 15 сентября.
Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» Российская газета. 2006. 30 января.
Постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2015 г. № 1687-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2015 — 2018 годы» // Областная газета. 2015. № 14. Ст. 5.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 апреля 2015 г. № 319-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» // Районные будни. № 21. Ст.4.
Постановление Председателя Жилищной комиссии ММО МВД России «Байкаловский» «О Порядке предоставления сотрудникам полиции служебных жилых помещений в МО «Байкаловский муниципальный район» от 19.03.2012 г. № 78-ПЖК.
Закон РФ «О милиции» № 1026-1 от 18 апреля 1991 г. // Собрание законодательства РФ. 1991. № 14. Ст. 167. (утратил силу)
Решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 12.02.2016 по делу о первоочередном предоставлении жилья сотруднику полиции. // Архив Байкаловского районного суда за 2016 г.
Решение Байкаловского районного суда от 13.04.2015 по делу о изменении размера выплаты денежной компенсации сотруднику полиции за поднаём жилого помещения. // Архив Байкаловского районного суда за 2015 г.
Решение Байкаловского районного суда от 24.03.2014 года по делу о выселении сотрудника МО МВД России «Байкаловский» из служебного жилого помещения. // Архив Байкаловского районного суда за 2014 г.
... всего 55 источников