ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ
БИАТЛОНИСТОВ 15-16 ЛЕТ 5
1.1. Стрельба пулевая, как вид спорта 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности организма подростка 15-16 лет 6
1.3. Технические средства обучения стрелковой подготовки биатлонистов 16
1.4. Методика стрелковой подготовки биатлонистов 24
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Методы исследования 37
2.2. Организация исследования 38
3. СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА БИАТЛОНИСТОВ 15-16 ЛЕТ В
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ 40
3.1. Внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных средств
стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет 40
3.2. Выявление результативности стрелковой подготовки биатлонистов 1516 лет 48
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы обусловлена необходимостью эффективно сочетать два совершенно разных видов спорта, с одной стороны,-это лыжные гонки, требующие от спортсмена огромной работоспособности, общей и специальной выносливости; с другой стороны,- это стрельба, где нужны психологическая подготовка, выдержка, предельная мышечная и координационная устойчивость.
Стрелковая подготовка-важный этап в подготовке биатлонистов высокого класса. В этом смысле совершенствование стрелковой подготовки, поиск путей решения данной проблемы, разработке новых методик и специфических средств рационализации стрелковой подготовки
подчеркивает актуальность темы исследования.
Цель работы - совершенствование методики стрелковой подготовки биатлонистов в возрасте 15-16 лет.
Цель исследования обусловила следующие задачи:
-Теоретический анализ стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет на основе изучения научно-методической литературы, практической деятельности и опыта тренеров;
-Обоснование и разработка методики стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет;
-Изучение результативности предлагаемой методики в естественном педагогическом эксперименте.
Гипотеза: предполагается, что экспериментальная методика будет способствовать успешной стрелковой подготовке биатлонистов 15-16 лет, если:
-изучена научная и методическая литература по проблеме исследования;
-обоснована и разработана методика стрелковой подготовки биатлонистов 15-16 лет в тренировочном процессе годичного цикла;
-проверена экспериментальным путем результативность разработанной методики.
Объект исследования: тренировочный процесс по стрелковой подготовке, биатлонистов 15-16 лет.
Предмет исследования: методика стрелковой подготовки
биатлонистов 15-16 лет.
Практическая значимость: состоит в конкретизации методических приемов и средств разработке новой методики совершенствования стрелковой подготовки.
1. Факторами, определяющими спортивный результат биатлониста, является высокая скорость на дистанции, меткость стрельбы и экономия времени пребывания на огневых рубежах. Для начинающих биатлонистов более важным компонентом является оптимизация стрелковой подготовки.
2. Применение специальных средств в подготовке позволяет улучшить результат биатлониста в стрельбе.
3. Специальные средства подготовки оказывают положительное влияние на показатели стрельбы без нагрузки, следовательно, данная тема требует дополнительного исследования, для поиска оптимального воздействия на стрельбу с нагрузкой.
Практические рекомендации. Для тренировки юных биатлонистов предлагаются использовать специальные средства. К ним относятся различные тренажерные устройства, игры, эстафеты, мини-турниры, холостая стрельба по тренажерным мишеням и многое другое.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебное
пособие для студентов факультетов физического воспитания
педагогических институтов. - М.: Просвещение. 1989 г.
2. Сосин А.Д., Тузов В.Ф. «Идеомоторная тренировка как метод
повышения скорострельности» Лыжный спорт №1 1985г.
3. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. - М.: Просвещение, 1994 г., журналы «Легкая атлетика», 1995-2000 г.
4. Харитонов В. И., Бажанова М. В., Исаев А. П.; «Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся». Челябинск — 1999 г., (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129).
5. Волков В.М. Тренеру о подростке, М, ФиС, 1973
6. Волков В.М. Физиологические способности детей и подростков. Киев, 1981
7. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. - М.: «Тренер», 1998 г. -№8.
8. Гендзегольский Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1990 г.
9. Гибадулин И.Г. Биатлон: Метод, пос. Многолетнее планирование тренировочного процесса в подготовке спортивного резерва по биатлону. - Ижевск: УдГУ, 1990 г.
10. Донской Д.Д., Зациорский В.М., Биомеханика. Учебник для институтов ФК.-М.:ФиС,1979.
11. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. Методика соматотипирования детей и подростков, Смоленский ГИФК, МОГИФК
12. Журнал Физкультура и спорт, 1-12, 1993-1999; № 1-6, 2000; №1-5, 2001
13. «Концепция физического воспитания детей и подростков.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка ». -1996. №1.-С. 5-1 «Концепция физического воспитания детей и подростков. // физическая культура: воспитание, образование, тренировка »». -1996. №I. -С. 5-10. Лях В.И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б.
14. Кинль В.А., Биатлон - 1987.
15. Козловский В.И., Королев Г.П. Анатомо-физиологические особенности в подростковом возрасте: Учебное пособие. -М.. ЦОЛИУВ.1989....45