ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО
-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 5
1.1. Анатомо-физиологические и психические особенности
старшеклассников 5
1.2 Характеристика скоростно-силовых способностей 18
1.3. Особенности двигательной деятельности при работе в различных зонах
интенсивности 24
1.4. Восстановительные процессы организма во время и после скоростно -
силовой работы 30
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2.Организация исследования 38
3. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО -СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У СТЕРШЕКЛАССНИКОВ ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 39
3.1. Упражнения для развития скоростно - силовых способностей у
старшеклассников 39
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 45
ВЫВОДЫ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Считается, что значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено развитию скоростносиловых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижения высоких спортивных результатов. Проблеме развития скоростносиловых качеств посвящено довольно большое количество работ (В. П. Филин; Н.Н. Гончаров; Л.Я. Черешнева). [28]
Центральная методическая проблема развития скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности её решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростным и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия. [13]
Работа учителя по физической культуре имеет цель создать условия для качественного процесса физического воспитания. Это имеет большое значение для укрепления здоровья, повышения работоспособности, повышения уровня двигательных способностей, необходимых при обучении двигательным навыкам старшеклассников.
В школьной программе много времени отводится на спортивные игры, такие как: волейбол, баскетбол, футбол. Спортивные игры связаны с быстрым перемещением по площадке, с бросками и передачей мячей, с прыжками. Также школьной программой предусмотрено выполнение контрольных нормативов старшеклассниками. К таким нормативам относятся: прыжки в длину и высоту с разбега, метание мяча, метание гранаты. [10]
Все эти двигательные действия требуют высокого уровня развития скоростно - силовых способностей у старшеклассников. Двигательная активность старшеклассников является одним из важнейших компонентов их развития.
У современных старшеклассников наблюдается низкий уровень скоростно-силовых способностей, это связано с тем, что они большую часть своего времени проводят за компьютером. Еще одна причины - это увеличение учебной нагрузки и подготовка к ЕГЭ. Отсутствие хорошей физической подготовки старшеклассников не дает им возможность выполнять нормативы, предусмотренные школьной программой на высоком уровне. Именно поэтому тема является актуальной.
Цель исследования: обоснование и разработка средств для развития скоростно - силовых способностей на уроках физической культуры.
Задачи исследования :
1. Проанализировать литературные источники по данной теме.
2. Разработать средства для развития скоростно-силовых способностей.
3. Внедрить средства в практику и проверить их эффективность.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс со старшеклассниками.
Предмет исследования: средства для развития скоростно - силовых способностей у старшеклассников на уроках физической культуры.
Гипотеза: предположили, что применение разработанных упражнений на уроках физической культуры позволит повысить уровень скоростносиловых способностей у старшеклассников.
1. Изучив литературу по данному вопросу, нами было выявлено, что общефизическая подготовка старшеклассников является важным компонентом школьной программы. Применение упражнений с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям оправдано после завершения возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней физической подготовки.
2. Разработаны упражнения, с учетом возрастных особенностей, способствующие развитию скоростно - силовых способностей.
3. В результате математической обработки были получены данные, которые подтверждают, что различия между результатами контрольной и экспериментальной групп считаются достоверными. Результаты тестирования составили в ЭГ - 8,1 %, а в КГ - 4,3 % - в прыжках с места (при Р<0,01 В ЭГ, при Р>0,05 в КГ), а при бросках набивного мяча: в ЭГ - 22,2%, в КГ - 6,9% (при Р<0,001 в ЭГ, при Р>0,05 в КГ).
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанных средств для развития скоростно - силовых способностей.
1. Ананьев В.А. Биосоциальные основы физической культуры: учеб- методическое пособие /В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю.Карпов и др. - Самара: СГПУ, 2004. - 400с.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528с.
3. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волов. - Киев: Олимпийская литература, 2002.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю.И. Евсеев - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384с.
5. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. - Екатеринбург, 2004. - 118с.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.
7. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости /Н.В. Зимкин //Физиология человека. - М., 2000. - 440 с.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
9. Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиоло-гии (изучение психомоторики) / Е.П. Ильин.- Л.: Изд-во РГПИ им А.И. Герцена, 2000.- 56 с.
10. Кузнецов, В. С. Баскетбол: Развитие скоростных способностей [Текст] / В. С. Кузнецов // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 59-63.
11. Ли-Ю, П. Н. Проблемы и методика развития скоростно-силовых качеств у борцов на этапе подготовки к соревнованиям / П. Н.Ли-Ю, В. Н.Вонорбао // Физическая культура и спорт в современном обществе: Матер. Всеросс. науч. конф. . -Хабаровск, 2005. - С. 192-195.
12. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
13. Любецкий Н. П. Здоровье российской молодежи и физическая культура // Научный культурологический журнал. Естествознание. - №14 (159). - 2007.
14. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 319 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин- тов физической культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 2000.543....30