Использование занимательного натурного и компьютерного эксперимента в курсе механики 10-х классов общеобразовательной школы
|
Введение................................................................................................................ 3
Глава I. Место и значение эксперимента в обучении физике ......................... 5
1.1. Виды школьного физического эксперимента и их дидактические
функции. Определение занимательного натурного и компьютерного
эксперимента .............................................................................................. 5
1.2. Методические особенности реализации различных видов школьного физического эксперимента в обучении.............................................. 10
Глава II. Разработка методических материалов по использованию занимательных физических экспериментов в разделе «Механика» курса физики 10-х
классов.................................................................................................................. 16
2.1. Анализ содержания обучения по разделу «Механика» в базовом
курсе физики 10-х классов ....................................................................... 16
2.2. Методическая разработка уроков с использованием занимательных
экспериментов ........................................................................................... 25
2.3 Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием занимательных экспериментов ...................................................... 48
2.4 Оценка эффективности разработки................................................... 54
Заключение .......................................................................................................... 56
Библиографический список ............................................................................... 58
Глава I. Место и значение эксперимента в обучении физике ......................... 5
1.1. Виды школьного физического эксперимента и их дидактические
функции. Определение занимательного натурного и компьютерного
эксперимента .............................................................................................. 5
1.2. Методические особенности реализации различных видов школьного физического эксперимента в обучении.............................................. 10
Глава II. Разработка методических материалов по использованию занимательных физических экспериментов в разделе «Механика» курса физики 10-х
классов.................................................................................................................. 16
2.1. Анализ содержания обучения по разделу «Механика» в базовом
курсе физики 10-х классов ....................................................................... 16
2.2. Методическая разработка уроков с использованием занимательных
экспериментов ........................................................................................... 25
2.3 Методическая разработка внеклассного мероприятия с использованием занимательных экспериментов ...................................................... 48
2.4 Оценка эффективности разработки................................................... 54
Заключение .......................................................................................................... 56
Библиографический список ............................................................................... 58
В настоящее время в методической учебной литературе недостаточно
представлены материалы по использованию занимательного натурного эксперимента и, особенно, модельного (компьютерного) в учебном процессе.
Преподавание физики в школе подразумевает постоянное использование занимательного натурного и компьютерного эксперимента.
Эксперимент является важнейшей частью научных исследований, основой которого служит научно поставленный опыт с точно учитываемыми и
управляемыми условиями. Само слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum — проба, опыт. В научном языке термин «эксперимент»
обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания.
В это понятие вкладывается постановка опытов и наблюдение исследуемого
явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Учебный физический эксперимент (УФЭ) — это воспроизведение физического явления с помощью специальных приборов на уроке в условиях,
наиболее удобных для его изучения. Он служит одновременно источником
знаний, методом обучения и видом наглядности [15]. Разработок уроков по
теме занимательный УФЭ с компьютерной поддержкой и занимательного
компьютерного эксперимента недостаточно.
Несмотря на то, что в программах по физике в общеобразовательной
школе эксперимент представлен достаточно широко, результаты обучения
школьников экспериментирования оцениваются как не высокие. Для того что
бы заинтересовать учащихся в проведение экспериментов нужно использовать занимательные учебные физические эксперименты.
Таким образом, тема ВКР актуальна в связи с недостаточным представлением методических материалов по использованию занимательного натурного и вычислительного эксперимента в учебном процессе по школьному курсу механики.
Объектом исследования является учебный процесс в курсе механики
10-х классов образовательной школы.
Предметом исследования являются методические материалы по использованию занимательного натурного и модельного эксперимента с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цель исследования – разработка методик использования в учебном
процессе занимательного натурного эксперимента с компьютерной поддержкой и занимательного компьютерного эксперимента.
Достижение цели потребовало решения следующих задач.
1. Рассмотреть имеющиеся в методической литературе определения УФЭ,
виды школьного физического эксперимента и их дидактические функции.
2. Определить понятие занимательного учебного физического эксперимента.
3. Проанализировать методические особенности реализации различных
видов школьного физического эксперимента в обучении.
4. Проанализировать содержание обучения по разделу «Механика» курса
физики 10-х классов.
5. Разработать уроки с использованием занимательных экспериментов.
6. Разработать внеклассное мероприятие с использованием занимательных экспериментов.
7. Оценить эффективность разработанных материалов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографического списка.
Разработанные уроки могут использоваться при натурном и компьютерном эксперименте во время уроков физики.
представлены материалы по использованию занимательного натурного эксперимента и, особенно, модельного (компьютерного) в учебном процессе.
Преподавание физики в школе подразумевает постоянное использование занимательного натурного и компьютерного эксперимента.
Эксперимент является важнейшей частью научных исследований, основой которого служит научно поставленный опыт с точно учитываемыми и
управляемыми условиями. Само слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum — проба, опыт. В научном языке термин «эксперимент»
обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания.
В это понятие вкладывается постановка опытов и наблюдение исследуемого
явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий.
Учебный физический эксперимент (УФЭ) — это воспроизведение физического явления с помощью специальных приборов на уроке в условиях,
наиболее удобных для его изучения. Он служит одновременно источником
знаний, методом обучения и видом наглядности [15]. Разработок уроков по
теме занимательный УФЭ с компьютерной поддержкой и занимательного
компьютерного эксперимента недостаточно.
Несмотря на то, что в программах по физике в общеобразовательной
школе эксперимент представлен достаточно широко, результаты обучения
школьников экспериментирования оцениваются как не высокие. Для того что
бы заинтересовать учащихся в проведение экспериментов нужно использовать занимательные учебные физические эксперименты.
Таким образом, тема ВКР актуальна в связи с недостаточным представлением методических материалов по использованию занимательного натурного и вычислительного эксперимента в учебном процессе по школьному курсу механики.
Объектом исследования является учебный процесс в курсе механики
10-х классов образовательной школы.
Предметом исследования являются методические материалы по использованию занимательного натурного и модельного эксперимента с применением средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цель исследования – разработка методик использования в учебном
процессе занимательного натурного эксперимента с компьютерной поддержкой и занимательного компьютерного эксперимента.
Достижение цели потребовало решения следующих задач.
1. Рассмотреть имеющиеся в методической литературе определения УФЭ,
виды школьного физического эксперимента и их дидактические функции.
2. Определить понятие занимательного учебного физического эксперимента.
3. Проанализировать методические особенности реализации различных
видов школьного физического эксперимента в обучении.
4. Проанализировать содержание обучения по разделу «Механика» курса
физики 10-х классов.
5. Разработать уроки с использованием занимательных экспериментов.
6. Разработать внеклассное мероприятие с использованием занимательных экспериментов.
7. Оценить эффективность разработанных материалов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения и библиографического списка.
Разработанные уроки могут использоваться при натурном и компьютерном эксперименте во время уроков физики.
В данной выпускной квалификационной работе были разработаны методические материалы по использованию занимательного натурного и модельного эксперимента с применением средств ИКТ.
При выполнении дипломного проекта были решены следующие задачи:
1. Была изучена методическая литература, даны определения УФЭ,
описаны виды школьного физического эксперимента и их дидактические
функции.
2. Определено понятие занимательного учебного физического эксперимента. Занимательный физический эксперимент - это воспроизведение
увлекательных физических явлений, с помощью которого можно привлечь
внимание и возбудить интерес. Было выявлено, что, в наибольшей степени в
занимательном учебном физическом эксперименте, реализуются такие функции как:
- усиление интереса учеников к изучению физики:
- увеличение наглядности преподавания.
Данный эксперимент редко используется в образовательных учреждениях.
3. Проведен анализ содержания обучения по теме «Механика» в
курсе физики 10-х классов общеобразовательной школы, в том числе, использование физического эксперимента. Данный анализ содержания показал,
что использование занимательного эксперимента, а также модельного в методических материалах недостаточно.
4. Были разработаны уроки по разделу «Механика». Разработанные
уроки содержат занимательный натурный и компьютерный эксперимент.
Разработанные уроки включают в себя функции:
создание чувственно-наглядных образов, которые являются материалом
для дальнейшего обобщения в виде определённых физических закономерностей и осмысления содержания формируемых понятий;
создание практических ситуаций, при которых учащиеся могли бы показать умение использовать свои знания.
5. Разработано внеклассное мероприятие с использованием занимательных экспериментов. Решены задачи, которые вызвали интерес у учащихся к обучению физике.
6. Была оценена эффективность разработанных материалов.
Разработок уроков по теме занимательный УФЭ с компьютерной поддержкой и занимательного компьютерного эксперимента недостаточно.
В своей работе мне хотелось показать, что экспериментальное решение
физических задач, в силу их содержания и методологии решения, может
стать важным средством развития универсальных исследовательских навыков и умений.
Использование занимательно эксперимента позволяет привлечь внимание учащихся и вызвать интерес. Для учителя применение на занятиях нетрадиционных приемов помогает уйти от шаблона и сделать занятия разнообразными.
При выполнении дипломного проекта были решены следующие задачи:
1. Была изучена методическая литература, даны определения УФЭ,
описаны виды школьного физического эксперимента и их дидактические
функции.
2. Определено понятие занимательного учебного физического эксперимента. Занимательный физический эксперимент - это воспроизведение
увлекательных физических явлений, с помощью которого можно привлечь
внимание и возбудить интерес. Было выявлено, что, в наибольшей степени в
занимательном учебном физическом эксперименте, реализуются такие функции как:
- усиление интереса учеников к изучению физики:
- увеличение наглядности преподавания.
Данный эксперимент редко используется в образовательных учреждениях.
3. Проведен анализ содержания обучения по теме «Механика» в
курсе физики 10-х классов общеобразовательной школы, в том числе, использование физического эксперимента. Данный анализ содержания показал,
что использование занимательного эксперимента, а также модельного в методических материалах недостаточно.
4. Были разработаны уроки по разделу «Механика». Разработанные
уроки содержат занимательный натурный и компьютерный эксперимент.
Разработанные уроки включают в себя функции:
создание чувственно-наглядных образов, которые являются материалом
для дальнейшего обобщения в виде определённых физических закономерностей и осмысления содержания формируемых понятий;
создание практических ситуаций, при которых учащиеся могли бы показать умение использовать свои знания.
5. Разработано внеклассное мероприятие с использованием занимательных экспериментов. Решены задачи, которые вызвали интерес у учащихся к обучению физике.
6. Была оценена эффективность разработанных материалов.
Разработок уроков по теме занимательный УФЭ с компьютерной поддержкой и занимательного компьютерного эксперимента недостаточно.
В своей работе мне хотелось показать, что экспериментальное решение
физических задач, в силу их содержания и методологии решения, может
стать важным средством развития универсальных исследовательских навыков и умений.
Использование занимательно эксперимента позволяет привлечь внимание учащихся и вызвать интерес. Для учителя применение на занятиях нетрадиционных приемов помогает уйти от шаблона и сделать занятия разнообразными.



