Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжет об Орфее в европейской и русской литературе xx века

Работа №147317

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Сюжет об Орфее в мировой литературе 8
2. Использование образа Орфея
2.1 Б. Поплавский 19
2.2 Р.-М. Рильке 26
2.3 М. Цветаева 31
2.4 К. Ватинов 35
3. Использование сюжета-метафоры
3.1 Т. Уильямс 41
3.2 А. Мердок 45
4. Реализация сюжетной схемы
4.1 Ж. Кокто 52
4.2 Ч. Милош 57
Заключение 62
Методическая часть
Библиотрафический список

В истории мировой литературы есть сюжеты, мотивы и образы, которые повторяются в культуре разных времен и народов, каждый раз приобретая актуальное звучание. Породившие множество произведений искусства они воспринимаются как традиционные, несущие в себе определенный комплекс психологических, эстетических и философских идей. Подобные сюжеты являются эстетическим катализатором для моделирования и осмысления процессов современности [2,С. 3].
Миф всегда являлся источником сюжетов для мировой литературы, но особую актуальность миф обретает в культуре XX века. В двадцатом столетие мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в ткани художественного произведения. С помощью всем известных сюжетов писатели привлекали внимание к проблемам своего поколения, актуализировали реальность посредством сюжетных схем. В связи с таким интересом к древности XX век с уверенностью можно назвать носителем нового мифологического сознания. Суть неомифологического сознания в том, что, во-первых, во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа. В ХХ веке одних подходов к изучению мифопоэтического сознания было более десяти: психоаналитический, юнгианский, ритуально-мифологический (Б. Малиновский, Дж. Фрейзер), символический (Э. Кассирер), этнографический (Л. Леви-Брюль), структуралистский (К. Леви-Строс, М. Элиаде,В. Тернер), постструктуралистский (Р. Барт, М. Фуко) и др. Большую роль в изучении мифа сыграли русские ученые формальной школы (В. Я. Пропп) и ученики академика Марра (О. М. Фрейденберг). Особое место в этом процессе занимал М. М. Бахтин (карнавализация, полифонический роман) [34, С. 211].
Среди многочисленных мифологических и библейских мифов миф об Орфее занимает особое место. Активное использование сюжета об Орфее в литературе XX века на разных уровнях обусловлено особенностью самого мифа. Особую продуктивность миф об Орфее приобрел благодаря его профетически-теургической семантике.
Сюжет об Орфее представляет собой объединение литературы и философии, культурологии и музыки. Образ Орфея может рассматриваться как своеобразный символ культуры XX века, так как в это время среди деятелей искусства стал актуален вопрос о назначении творца в мире, о его роли в обществе и судьбе.
Сказания о выдающемся певце и музыканте претерпели многовековую эволюцию, и представляют не только литературный, но и научный интерес.
Изучению воплощения вариантов сюжета об Орфее посвящено небольшое количество работ. В частности, диссертация к.ф.н Гнездиловой Е.В. «Миф об Орфее в литературе первой половины ХХ века: Р.М. Рильке, Ж.Кокто, Ж. Ануй, Т. Уильямс», в которой исследователь уделяет внимание специфике интерпретации мифа в условии духовной атмосферы XX века. В данной работе рассматривается, как писатели, апеллируя к мифу, задействуют разные структурные элементы мифа. Работа А. Асояна «Семиотика мифа об Орфее и Эвридики» (2015) является попыткой выявить интерпретационные шифры орфического мифа в мировой культуре. Данная работа - культурологический подход к изучению влияния мифа, автор не проводит литературоведческого анализа.
В большинстве научных работ, посвященных сюжету об Орфее, не проводится сопоставительного анализа в реализации мифа у разных авторов и разных национальных культур. Исследованию образа Орфея посвящены статьи, в которых уделяется внимание рассмотрению использования образа Орфея тем или иным автором. Среди тех, которые использовались при написании данной работы можно назвать следующие: Норина Н.В., Спереденюк А.Е. Образ Орфея в лирике Поплавского; Пахомова И.В. Образ Орфея в переписке М.И. Цветаевой и Р.М. Рильке; И.А. Бродский «Девяносто лет спустя»....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Орфей - традиционный образ, символизирующий личность, способную преобразить мир с помощью лирического таланта. Орфический миф являет собой некий продукт синтеза таких видов искусства, как музыка и литература. Литература XX века обращалась к античному мифу для того, чтобы дать форму субъективному переживанию, которое охватило писателей в изменчивое историческое время. По мнению С.С. Аверинцева, для литературы характерно «свободное, непатетическое отношение к мифу», в котором постижение жизни происходит путем нахождения «мифических первооснов часто в самых простых и обыденных вещах и представлениях» [1, С. 881].
Начиная с античной литературы, сюжет об Орфее прочно вошел в художественное творчество. К образам Орфея и Эвридики на протяжении тысячелетий обращались писатели, художники, музыканты, скульптуры, хореографы и кинематографисты. Тем самым доказывается продуктивность мифа об Орфее, его многогранность и способность отвечать актуальным вопросам разных эпох.
Обращение к текстам ХХ века можно назвать наиболее плодотворным, потому что значительной трансформации образ Орфея подвергается именно в литературе двадцатого столетия.
В работе проанализированы разные варианты реализации мифа об Орфее в европейской литературе XX века.
Активность мифа об Орфее в литературе XX века обусловлена, с одной стороны, общеизвестностью данного мифа в европейской культурной традиции и многозначностью его структурно-содержательной характеристики, с другой стороны, подчеркнутой актуализацией вневременных координат мифа, что способствует переносу художественного внимания с разработки событийного плана на всестороннее исследование мировоззренческих и нравственных мотивировок канонических ситуаций [2, с. 11].
По мнению В.П. Руднева, мифологизация в ХХ веке выступает не в качестве создания модели сознания, а в качестве приема, позволяющего акцентировать определенные ситуации и коллизии прямыми или контрастными параллелями из мифологии. Е. Мелетинский в работе «Мифологическое мышление. Категория мифов» отмечал, что ««Миф пытается разрешить некоторые проблемы, которые практически находятся вне науки. Это метафизические проблемы по поводу рождения и смерти и человеческой судьбы. Миф исключает необъяснимые события и неразрешимые коллизии. Цель гармонизации и регламентации доминирует над жаждой знания» [21, С. 68].
Рассмотрев наиболее известные тексты ХХ века, в которых так или иначе присутствует сюжет об Орфее, мы выявили разные формы присутствия в них мифа. Исходя из этого, нами была предпринята попытка классифицировать тексты в зависимости от степени включенности мифа в ткань художественного произведения.
Таким образом, получилось три основных варианта присутствия:
1. Сюжет мифа реализуется использованием сюжетной схемы.
2. Реализация сюжета как сюжета-метафоры.
3. Использование образа Орфея как сюжетообразующего элемента поэтического текста.
На каждом из уровней была проделана работа по выявлению использованных мотивов для создания образа Орфея, были отмечены своеобразные черты образа, характерные для эпохи ХХ века, интерпретации авторской позиции по отношению к мифу. На уровне использования сюжета- метафоры была предпринята попытка анализа текста с учётом мифологического подтекста, параллельно протекающего основному, явному сюжету произведения.
По словам О. Фрейденберг, «закономерность сюжетного образования есть не продукт научной спекуляция, а свойство самой природы сюжета». Или иначе: «что не автор вершил композицию своего сюжета, но сама она в силу собственных органических законов приходила зачастую к тем формам, которые мы застаем и изучаем». Сюжет об Орфее в силу многогранности своих основных мотивов смог воплотиться как в прозаическом и драматическом, так и в лирических текстах.
На каждом из уровней присутствия были обнаружены своеобразные способы построения сюжета. В зависимости от жанра присутствует большее или меньшее развитие сюжета. В поэтических текстах за счет ослабления сюжета на первый план выходят мифологические образы, заключающие в себе такие явлений как поэзия, творение, любовь, гармония. В качестве использования образа в третью классификацию вошел и роман Константина Вагинова «Козлиная песнь» за счет своей мелодичной структуры. Мы можем утверждать, что с образом Неизвестного поэта рисуется образ петербургского современного Орфея. Несмотря на сложности сравнения прозаического и лирического текстов, в данном случае это оправдано и воплощает в себе возможности интерпретации мифических сюжетов.....


1. Аверинцев С.В. Мифы. Краткая литературная энциклопедия. - М.: 1967.
2. Асоян А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике.
3. Бродский, И.А. Монологи. Девяносто лет спустя/И.А.Бродский// Звезда. - 1997. - № 1.
4. Бугаева Л. Мифопоэтика сюжета об Орфее и Эвридике в культуре первой половины XX века // Мифология и повседневность. Вып. второй. Материалы научной конференции 24-26 февраля 1999 года. СПб., 1999
5. Бухштаб Б.Я. Вагинов. - Тыняновский сборник. Четвертые Тыняновские чтения, Рига, 1990, с. 271-277.
6. Вагинов К. Опыты соединения слов посредством ритма. - М.: репринт, 1991.
7. Герасимова А. Труды и дни Константина Вагинова «Вопросы литературы» , 1989 - № 12.
8. Гнездилова Е.В. Миф об Орфее в литературе первой пол ХХ в.: автореф. дисс. канд. филол.наук. М., 2006. 26 с.
9. Дмитриенко А.Л. К публикации ранних текстов К. Вагинова. // Русская литература. 1997. № 3. С. 190-197.
10. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад/ В.М. Жирмунский.- Л., 1979. - 493.
11. Казарина Т.В. Концепция культуры и искусства в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» - Литературоведение № 1 - 2002.
12. Карельский A.B. Метаморфозы Орфея: беседы по истории западных литератур/А.В. Карельский.- М.: РГГУ, 1998. 279 с.
13. Клименок А.В. Интертекстуальность поэтики драматургии Кокто 1920-1940-х гг. автореф. дисс. канд. филол.наук. С.-П. 2015 24с.
14. Книга Орфея. М.: Сфера, 2001. 240 с.
15. Козубовская Г.П. Русская литература: миф и мифопоэтика/ Г.П. Козубовская. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 324 с.....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ