Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ЦОЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ПОЗДНЕСОВЕТСКОЙ ЭПОХИ (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ)

Работа №147312

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 7
Глава 1. Группа «Кино» в культурно-социальном контексте 1980-х годов
1.1. Характеристика социального и культурного положения в стране
«перестроечного» периода 10
1.2. Рок-культура в 1980-х годов 16
1.3. История рок-группы «Кино» 24
Глава 2. Образ Виктора Цоя и своеобразие его поэтического мира
2.1. Образ Виктора Цоя на сцене и в кино 31
2.2. Тематический диапазон поэзии Виктора Цоя 36
2.3. Христианская образность в рок-поэзии Виктора Цоя 40
2.4. Ключевые концепты и образ лирического героя 45
2.5. Антиномичность поэтического мира В. Цоя 52
Заключение 71
Список литературы 75
Приложение 1. Элективный курс 82

В выпускной квалификационной работе рассматриваются социокультурный контекст, художественные особенности и тематика творчества музыканта и поэта Виктора Цоя.
Актуальность исследования. В современном российском обществе наблюдается неугасающий интерес к творчеству Виктора Цоя. Многие исследователи рок-музыки, такие как Александр Житинский, Алексей Дидуров, Артемий Троицкий, посвящают свои исследования феномену популярности Виктора Цоя, а, например, Виталий Калгин, которого называют «главным цоеведом страны», построил профессиональную карьеру музыкального журналиста на изучении творчества Цоя.
Музыкальное наследие и видеоматериалы, оставшиеся от группы «Кино», пользуются огромным спросом. Это подтверждают количества просмотров на видеохостинге «YouTube». Так, видеоклип «Группа крови» посмотрели более 23 миллионов раз1. У альбомов группы значительное количество прослушиваний в социальной сети «ВКонтакте» (например, у альбома «Группа крови» более 1,6 миллиона прослушиваний2). Кроме того, наблюдается большой спрос на переиздания компакт-дисков и виниловых пластинок, а виниловые альбомы и диски, изданные еще при жизни Виктора Цоя, приобретаются коллекционерами за большие деньги.
На 2020 год запланировано воссоединение группы. Два оригинальных бас-гитариста группы, Александр Титов и Игорь Тихомиров, а также гитарист Юрий Каспарян, примут участие в концертах, продюсером которых станет сын Виктора Цоя Александр. Концерты, приуроченные к 30-летию выхода альбома «Звезда по имени Солнце», должны пройти 31 октября 2020 года в санкт-петербургском «Ледовом дворце» и 21 ноября 2020 года на «ВТБ Арене» в Москве.
Стоит отметить, что это будет первое возращение «Кино» на сцену после гибели Виктора Цоя, случившейся в 1990 году. Выступления пройдут под оригинальный голос Цоя, который был оцифрован с помощью новейших технологий, с совершенно новыми аранжировками, некоторые из которых можно оценить на официальном канале «Группа КИНО» на видеохостинге «YouTube» уже сейчас3.
Интерес к музыке группы «Кино» и других представителей рок-поэзии 1980-1990-х годов ставит вопрос о необходимости адаптации этого материала для школьного изучения. О творчестве Виктора Цоя и рок- культуре вообще существует ряд исследований, которые зачастую не носят литературоведческого характера (А.Н. Житинский, А.А. Дидуров и др.).
Методологическая база исследования - работы о рок-поэзии и, шире, рок-культуре в целом Ю.В. Доманского, Н.К. Неждановой; труды о русской литературе второй половины XX века Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого; стиховедческие работы Квятковского; исследования позднесоветской культуры антрополога и историка культуры А.В. Юрчака.
Объектом исследования является зона пересечения поэтики В. Цоя и его жизнетекста.
Предмет исследования - генезис образной системы и поэтического мира В. Цоя в целом; становление и функционирование персональной мифологии Цоя.
Целью работы является осуществить комплексное изучение поэтики песенных текстов Виктора Цоя, его образа на музыкальной сцене и экранного образа и их рецепции в культурно-историческом контексте 1980-х годов.
Данная цель предполагает следующие задачи.
1) изучить культурно-социальный контекст позднесоветской эпохи;
2) описать ключевые характеристики поэтического мира песенных текстов В. Цоя;
3) выявить тематический диапазон песенных текстов Цоя,
рассматривающихся как результат репрезентации переломной эпохи;....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе работы мы обратились к исследованию А.В. Юрчака, всесторонне проанализировавшему период советской культуры, предшествовавший «перестройке» и приведший к фундаментальным политическим, социальным и культурным изменениям. Юрчак поставил в центр своей концепции понятие «перформативного сдвига», ставшего, по его мнению, ключевой характеристикой позднесоветской системы. Перформативный сдвиг, произошедший при жизни «последнего советского поколения», привел существующую социокультурную систему к распаду.
Новая социокультурная действительность, которая образовалась к 1980­м годам, возникновение новой культурной модели и переосмысление традиций означают складывание новой эстетической платформы, выработку новых эстетических категорий. Этой платформой стала рок-культура.
Рок-культуру часто трактуют как сложное социокультурное явление. В попытках охарактеризовать ее одни авторы акцентируют внимание на «метафизических» смыслах текстов ее авторов, другие подчеркивают присущие ей музыкально-стилистические жанровые черты.
Многие песни рок-музыкантов 1980-х гг. свидетельствуют не об этической и социальной направленности их репертуара. Рок становится своеобразной музыкальной публицистикой, часто это глубоко «антимещанская», «антибюргерская» музыка современного обывателя.
Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодого поколения. В России рок-музыка не просто влияла на молодежь, но стала культурным мифом целого поколения.
Третий параграф первой главы раскрывает историю группы «Кино», которая началась в 1981 и продолжается по сей день - в книгах, переизданиях, видеоклипах, воспоминаниях очевидцев событий и так далее.
Первая часть второй глава посвящена В. Цою как музыканту, актеру, поэту. В ходе исследования мы выяснили, что у разные реципиенты, лично знавшие художника, оставили существенно разнящиеся мнения относительно того, где заканчивалась граница сценического и кинематографического образа Цоя и начиналась его биографическая личность. Мы полагаем, что отдельные черты поэтики бытового поведения, свойственные сценическим выступлениям Цоя, а также черты образов, созданных им в кино, отчасти проявлялись в повседневной жизни. Виктору Цою удалось выстроить успешный и воспроизводимый последующими поколениями реципиентов персональный миф, состоящий из двух фундаментально важных слагаемых: 1) носитель свободы, нон-конформист и флагман культурно-социальных перемен, в то же время; 2) сосредоточенный, замкнутый в себе тонкийрефлектик, занятый экзистенциальными проблемами, знакомыми «последнему советскому поколению» в целом.
Во втором разделе второй главы мы исследовали черты поэтики песенных лидера рок-группы «Кино» текстов и обнаружили набор ее инвариантов: образы дождя и света, ночи и дня, звезды, города и дома , связанные между собой по преимуществу отношениями бинарности . Мы рассматривали творчество Цоя не только как социальный протест или «музыкальную публицистику», а попытались проанализировать экзистенциальный план содержания его песен.
В результате анализа были выявлены неоромантические черты поэтики текстов песен В. Цоя. Были рассмотрены основные романтические мотивы: одиночества, судьбы, дороги, двоемирия, тоски и любви. Можно говорить об эволюции лирического героя от простого «бездельника» к «романтику» «воину», служителю своей Звезде, достойного свободы и бессмертия. Кроме того, были обозначены основные художественные средства, используемые Цоем - это антиномичность, символизация жизни, контраст символов, осознанная упрощенность языка.
Ключевыми темами Цоя являются темы пути, ухода (зачастую спровоцированного неким «зовом»), одиночества, освобождения. Неслучайно в песнях Цоя зачастую возникает романтический антураж: ночь, гроза, звезды, дождь. Его лирический герой - воин, одетый в фирменный «цоевский» черный плаще, который не может позволить себе смириться с обыденностью. В его песнях звучит романтическая по своему генезису свойственная революционная декларация - «Дальше действовать будем мы!».....


1. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. М.: АСТ, 1997. 508 с.
2. Артемий Троицкий о группе Кино, 2018. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=BjNZ5UZep4k (дата обращения:
20.05.2020).
3. Бажанов Н. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М.: Локид-Пресс, 2004. 640 c.
4. Барановская Н.Б. «По дороге в Рай...» или беглые заметки о жизни и творчестве Константина Кинчева. СПб.: Новый Гелион, 1993. 239 с.
5. Богданова Н.В. Словарь основных понятий и терминов риторики. М.: МУПК, 2001. 44 с.
6. «Бунт» Цоя перед выступлением и его последствия, 2012. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pisjseZUjc (дата обращения: 19.05.20).
7. Бурлака А.П. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965-2005. Том 2. СПб.: Амфора, 2007. 400 c.
8. Бурлака А.П. Кино. Иллюстрированная история группы. СПб.: Амфора, 2014. 95 с.
9. Веселовский А.11. Психологический параллелизм и его формы в
отражениях поэтического стиля. 1898. URL:
http ://az.lib.ru/w/weselowskij a n/text 0060. shtml (дата обращения:
20.05.2020).
10. Волков А.А. Курс русской риторики. М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. URL: http://genhis.philol.msu.ru/uploads/ritorika.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
11. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. Ю.В. Ивановой, Л.В. Покровской. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
12. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры. Инфантилизм как тип
миросозерцания и социальная болезнь: [Критический анализ] / АН СССР, Ин-т социол. исследований. М.: Наука, 1980 URL:
https://www.isras.ru/files/File/publ/Scan 2018/Davydov Sociologiya kontrkultur y 1980.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
13. «До 16 и старше» с участием Виктора Цоя, 1998. URL: https://www.youtube.com/watch?v=K-GGJJhnI8s (дата обращения: 21.05.2020).
14. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. M.: Intrada, 2010. 232 с.
15. Доманский Ю. В. Тексты смерти русского рока. Русская поэзия:
текст и контекст. Сборник научных трудов. Тверь: Тверской
государственный университет, 1998. 113 с.....66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ