Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Театр абсурда» в творчестве Л.С. Петрушевской: на примере пьесы «Анданте» (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №147310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы 6
1.1. «Театр абсурда»: история становления 6
1.2. Философия и поэтика «театра абсурда» 9
Глава 2. Особенности драматургии Л.С. Петрушевской 18
2.1. Театр Петрушевской и театр абсурда: черты схождения и отталкивания.. 18
2.2. Анализ пьесы Л.С. Петрушевской «Анданте» 40
Глава 3. Методические рекомендации 47
Заключение 58
Список используемых источников 60

Выпуская квалификационная работа посвящена исследованию поэтики театра абсурда. В задачу работы входит анализ творчества современного прозаика и драматурга Людмилы Стефановны Петрушевской. Нам важно разъяснить смысл выбранной пьесы «Анданте», показать, что театр абсурда осуществляет преемственность древних и чтимых театральных и литературных традиций, истолковывает подлинную ситуацию человека Запада.
Творчество Людмилы Петрушевской является уникальным феноменом русской литературы XX-XKl в., неповторимое в драматургии, прозе, поэзии. Писательница самобытна, независима от массового театрально-литературного процесса, но является продолжательницей высоких гуманистических традиций отечественной словесности. Людмила Стефановна обладает способностью связывать разнородные образы и темы в единое целое, пронизывать смех болью и боль смехом. Талант Петрушевской многолик, включает в себя многообразие художественных форм, жанров, поэтому изучение ее творчества представляет крайний интерес.
В работе рассматривается театральное явление, которое до сих пор не получило многостороннего изучения. Написанные «по-новому» пьесы Петрушевской порой оценивают по укоренившимся стандартам и критериям, как некий вызов. В пьесах абсурда фабула и сюжет отсутствуют, характеры не распознаются, часто отсутствуют начало и конец в классическом понимании.
Абсурдистские пьесы создаются при помощи особого подхода, отличающегося от традиционных пьес, финалы таких произведений волнуют, поражают нас. О них нужно судить по законам театра абсурда, важнейшая цель работы — определить эти законы в применении к творчеству Л. С.Петрушевской.
Актуальность нашей работы определяется обращением к анализу
3
творчества Л.С.Петрушевской - одного из самых значительных авторов современности. Театр Петрушевской анализируется в контексте поэтики театра абсурда. Методическая часть работы обращена к старшеклассникам, которые узнают в героях-маргиналах и свое поколение.
Цель данной работы состоит в исследовании приёмов театра абсурда в творчестве Л.С.Петрушевской (на примере пьесы «Анданте), и в том, чтобы развернуть уникальное творчество автора в сторону современного школьного образования.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Описать художественное своеобразие театра абсурда;
2. Проанализировать специфику влияния поэтики «театра абсурда» на драматургию Л.Петрушевской;
3. Представить развернутый анализ пьесы Л.С.Петрушевской «Анданте»;
4. Выстроить методологию представления «театра абсурда» в условиях преподавания литературы в старшей школе.
Объектом исследования является драматургия Л.С. Петрушевской (на примере пьесы «Анданте»).
Предметом исследования являются основополагающие доминанты «театра абсурда» и их художественное решение в пьесе «Анданте».
Материалом исследования стала пьеса Л.С.Петрушевской «Анданте».
Методология исследования обусловлена его целью и задачами и предполагает сочетание структурно-типологического и сравнительно­сопоставительного метода.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в рамках изучения современной литературы (элективный курс, лекции по новейшей литературе в рамках углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, подготовка к олимпиадам по литературе, создание
4
интегрированных проектов «литература - история - искусство» и т.д.)
Новизна данной работы состоит в изучении точек соприкосновения и отталкивания творчества Л.С. Петрушевской и традиции «театра абсурда».
Структура исследования включает содержание, введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Так, понимание современного мира как абсурдного, неверие возможности человеческого разума, утверждение бессмысленности всяческих попыток понять или исправить действительность — это философский базис антитеатра.
Полемика со всеми законами традиционной драмы обусловила общность его формальных черт.
Отвергая какие бы то ни было каноны, клише и высмеивая их, абсурдистские драматурги выработали тем не менее довольно четкие формальные правила для своего театра такие как отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция, абсурдный диалог, строящийся на невозможности воздействия партнеров друг на друга.
Все эти черты позволяют говорить о единой поэтике театра абсурда.
Таким образом, в творчестве Л. С. Петрушевской были найдены следующие точки соприкосновения с театром абсурда: алогичность поведения героев, двойственность их внутреннего «я», бессмысленность ситуаций, игра со словом, обостренное внимание к нему, муссирование проблемы бессодержательности, пустоты языка и поднятия этой проблематике до философского уровня; крушение и высмеивание всяческих стереотипов и клише, как языковых, так и социально-политических, превращение разговора, диалога в фабулу, разрушение сценического действия и многих других театральных средств выразительности.
Кроме того, пьесы Петрушевской, как и театр абсурда, обладает чеканным, выверенным, естественным языком, которому чужды «украшательства», он описывает жизнь во всех её проявлениях.
Номинативная точность смешивается смех и ужас, создавая эффект саспенса.
Человек в драме абсурда не является мыслящей субстанцией, способной поступком или словом удостоверить собственную уникальность. Феномен 58
человеческой самости, связанная с ним идея надзирательности рефлексии «я» и как следствие трансцендентальные иллюзии намеренно отменяются абсурдом. Актуализируется симулятивное - хаос воспроизводит всеобщность жизни, лишенной антропологической нормы.
Артистизм как интегрирующая характеристика творческого сознания Людмилы Петрушевской обеспечивает гармонию самых разных начал — это трагическое знание и гуманистическая проповедь.
Творчество Петрушевской совпадает с тематической базой театра абсурда: беспомощность, бессмысленность существования, отрешенность героя от социума, разобщенность людей. Но при этом мы наблюдаем и точки отталкивания: Петрушевская в своих произведениях концентрирует
гуманистическое начало, которое дает шанс на спасение. Силу писатель видит в безусловной любви, которая позволяет людям почувствовать всеобщее единение.
У драматургов-абсурдистов, к которым мы относим и Людмилу Стефановну, в пьесах отсутствует развязка, конфликт остается неразрешенным. Помимо этого, произведения насыщены смеховой игрой, зрелищностью, а в поэтике наблюдается преобладание разговоров над событиями. Пьесы для драматургов являются некоторым уходом от действительности, где они стараются превозмочь боль творчеством.
Таким образом, мы выяснили, что абсурдистская поэтика составляет большую часть творчества Л.С. Петрушевской. Её язык узнаваем, а проблематика произведений очень точно отражает настроение эпохи.


1. Анищенко М.Г. Драма абсурда. - М.: Российский университет
театрального искусства - ГИТИС, 2011. - 312 с.
2. Анищенко М.Г. Драма абсурда как опыт переоформления фонда
классической литературы. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21169226.
3. Бажанова Р.К. Феномен артистизма: автореф. Дис. ... канд. Фолос. Наук. Казань, 2003. - 17 с.
4. Барт Р. Литература и значение // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. С.288-289.
5. Бернштейн Б.М. За чертой Апеллеса. Об истоках артистического письма // Феномен артистизма в современном искусстве. - М.: Индрик, 2008. - С.15-43.
6. Абсурдистское искусство // Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. - М.: Астрель: АСТ. 2003.
7. Дантес А. Регрессивный принцип в теории фольклора // Дантес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: сб. ст. / пер. с англ. А. Дантес; сост. А.С. Архипова. -М.: Восточная литература, 2003. - С.57-71.
8. Дантес А. Проекция в фольклоре: в защиту психоаналитической семиотики // Дантес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: сб. ст. / пер. с англ. А. Дантес; сост. А.С. Архипова. -М.: Восточная литература, 2003. - С.72­107.
9. Женетт Ж. Фигуры. М., 1998 Т. 1-2. С. 154-678.
10. Катаев Ф Людмила Петрушевская в садах других возможностей. Восемь лет спустя // Вопросы литературы. - 2012 - №3. - С. 131-145.
11. Кривцун О.А. Феномен артистизма в разных видах искусства:
междисциплинарный анализ. - URL:
https ://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search/o_51712.
12. Феномен артистизма в современном искусстве / отв. ред. О. А. Кривцун. - М.: Индрик, 2008. - С. 15-43.
13. Петрушевская Л.С. Девятый том. - М.: Эксмо, 2003. - 336 с.
14. Петрушевская Л. Как много знают женщины. Повести, рассказы, сказки, пьесы. - М.: АСТ, 2013. - 890 с.
15. Петрушевская Л. Квартира Коломбины. - Спб.: Амфора, 2006. - 415 с......21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ