Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕССИНГА
В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В МИНИ-ФУТБОЛЕ 7
1.1. Понятие и виды прессинга в мини-футболе 7
1.2. Особенности подготовки юных футболистов в мини-футболе 11
1.3. Характеристика методических подходов, применяемых в подготовке
футболистов с использованием прессинга 26
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИМЕНЕНИЯ
ПРЕССИНГА В ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 9-10 ЛЕТ В ФШ «ЮНИОР» 37
2.1. Возрастные особенности развития детей 9-10 лет 37
2.2. Содержание программы применения прессинга в подготовке футболистов
9-10 лет 41
2.3. Анализ результатов реализации экспериментальной программы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность. Мини-футбол завоёвывает всё большую популярность в мире. В настоящее время он развивается более чем в 80 странах. Вслед за чемпионатами мира начали проводиться чемпионаты Европы, Южной Америки, Азии для сборных команд. Организуются международные турниры для сильнейших клубных коллективов планеты. Прочно обосновалась эта игра и в нашей стране. В чемпионате России среди команд Суперлиги и высшей лиги выступают 25 профессиональных коллективов. Более 500 команд являются участниками первенства России в первой и второй лигах. На местах открыты 20 региональных ассоциаций, являющихся главными организаторами развития массового мини-футбола. Всё большее внимание уделяется и развитию детского и юношеского мини-футбола. Открываются спортивные школы по этому виду спорта, организуются специализированные группы юных футболистов при мини-футбольных клубах, ежегодно проводятся всероссийские соревнования юношеских команд по четырём возрастным группам.
Бурное развитие получил мини-футбол и в регионе Урала, где под эгидой Уральского отделения Ассоциации мини-футбола России проводятся десятки турниров среди коллективов физкультуры, студентов, детей и юношей всех возрастных групп. Флагман мини-футбола Екатеринбурга «Синара» в течение многих лет с успехом защищает честь города на крупнейших соревнованиях в стране и за рубежом.
Однако в настоящее время важнейшей проблемой является подготовка высококвалифицированного резерва для профессионального мини-футбола. Это обуславливает необходимость поиска новых путей рационализации и повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных футболистов. Как известно, критерием эффективности тренировочного процесса является успешность соревновательной деятельности. Однако отмечается, что содержание учебно-тренировочного процесса, как правило, остаётся обособленным от соревновательной деятельности юных футболистов, и это является сдерживающим фактором подготовки качественного спортивного резерва.
Прессинг — это способ активной обороны, ограничение действий соперника на всех участках площадки, поля. По нашему мнению именно прессинга не хватает для успешных выступлений и достижения результатов.
Повышение эффективности тренировки юных футболистов на наш взгляд может быть достигнуто посредством оптимизации учебно-тренировочного процесса и, прежде всего посредством применения прессинга.
Необходимость разработки оптимальной структуры учебнотренировочного процесса в годичном цикле подготовки юных футболистов, не разработанностью данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, острая потребность его решения для спортивной практики в системе профессиональной подготовки обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс футболистов 9-10 лет.
Предмет исследования - методика применения прессинга в подготовке футболистов 9-10 лет.
Цель исследования - повышение уровня результативности игровых действий футболистов 9-10 лет.
Задачи:
1. Изучить научные и учебно-методические литературные источники по теме исследования.
2. Оценить уровень физической и технико-тактической подготовленности футболистов 9-10 лет, с учетом возрастной характеристики.
3. Разработать экспериментальную методику эффективности применения прессинга в спортивной подготовке футболистов.
4. Разработать практические рекомендации для тренеров по применению прессинга в учебно-тренировочном процессе юных футболистов
1. Анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме спортивной подготовки футболистов позволил выявить следующее: современный мини-футбол предъявляет к технико-тактической и физической подготовленности спортсменов самые высокие требования, которые быстро растут, заставляя тренеров искать новые формы обучения, совершенствовать средства и методы спортивной подготовки, повышать эффективность управления тренировочным процессом. Проанализировав существующие методики с применением прессинга в подготовке футболиста, мы можем утверждать, что применение прессинга в учебно-тренировочном процессе по мини-футболу позволяет целенаправленно развивать моторно-функциональный и технико-тактический потенциал юных спортсменов.
2. Оценка уровня физической и технико-тактической подготовленности футболистов 9-10 лет экспериментальной и контрольной группы в начале педагогического исследования показала отсутствие достоверных различий в анализируемых показателях. Педагогическое тестирование в конце эксперимента позволило выявить достоверное повышение уровня исследуемых показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
3. Разработанная нами методика эффективности применения прессинга в спортивной подготовке футболистов, на основе объективной оценки динамики подготовленности юных футболистов, с учётом индивидуальной структуры подготовленности и применением прессинга в учебно-тренировочном процессе позволит целенаправленно развивать моторно-функциональный и техникотактический потенциал юных спортсменов, как основу повышения эффективности его реализации в условиях соревновательной деятельности.
4. Разработанная нами методика может быть рекомендована для использования в тактической подготовке футболистов 9-10 лет.
1. Альбрехт, Б. С. Новое в тренировке футболистов: Спорт за рубежом / С. Б. Альбрехт, 1987. № 17. С. 12-13.
2. Андреев, С.Н. Футбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
3. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра [Текст] / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 1989. 144 с.
4. Андреев, С.Н. Некоторые аспекты атакующих действий в минифутболе: Методические рекомендации [Текст] / С.Н. Андреев. - М, 1998. 14 с.
5. Андреев, С.Н. Особенности оборонительных действий в минифутболе: Методические рекомендации [Текст] / С.Н. Андреев. - М., 1997. 31 с.
6. Андреев, С.Н. Мини-футбол: метод. пособие [Текст] / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк: Арес, 2004. 496 с.
7. Буйлина, Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов [Текст] / Ю.Ф. Буйлина. - М.: ФиС, 1981. 64 с.
8. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст] / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. 35 с.
9. Варюшин, В. В. Тренировка юных футболистов [Текст] / В.В. Ва- рюшин. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. 336 c.
10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: ФиС, 1988. - 331с.
11. Волков, Н.И. Физиология человека [Текст] / Н.И. Волков. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. С.259-260.
12. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 138 с.
13. Голомазов, С. Футбол. Тренировка специальной работоспособности футболистов [Текст] / С. Голомазов, И. Шинкаренко. - М.: РГАФК, 1994. 210 с.
14. Гриндлер, X. Физическая подготовка футболистов [Текст] / Х. Гриндлер, А. Пальке, Х. Хемо. - М.: ФиС, 1986. - 229 с.
15. Гриндлер, К. Техническая и тактическая подготовка футболистов [Текст]/ К. Гриндлер. - М.: ФиС, 1986. 48 с.
... всего 49 источников